Цели: - развитие коммуникативных навыков, комплексного подхода к изучаемому материалу;
- формирование навыков коллективной работы;
- расширение знаний о глаголе.
Задачи: совершенствовать навык работы с учебником; способствовать развитию и обогащению речи; формировать развитие орфографической зоркости;
Глагол как часть речи:
Обозначает действие предмета
Отвечает на вопросы
ЧТО ДЕЛАТЬ?
ЧТО СДЕЛАТЬ?
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка «Глагол как часть речи»»
Глагол как часть речи
Никитина Анжелика Валентиновна
Учитель начальных классов
МАОУ СОШ №1, г. Кунгур, Пермский край
Глагол – часть речи
- Обозначает действие предмета
- Отвечает на вопросы
ЧТОДЕЛАТЬ?
ЧТО СДЕЛАТЬ?
Выпишите глаголы
- Пришёл из школы
- Из мешка посыпалась
- Собрать пшеницу
- Переходит дорогу
- Тихонько сидит
- Спит под кроватью
- Веселится от души
Образуйте от им.сущ. глаголы
- Работа -
- Рисунок -
- Рассказ -
- Ужин -
- Завтрак -
Вставьте пропущенные слова. Что их объединяет?
Под дождём зайка.
Со скамейки не мог,
Весь до ниточки .
Запиши слова парами
- Ножницами
- Молотком
- Топором
- Пилой
- Плугом
- Удочкой
- градусником
- рубят
- пилят
- ловят
- измеряют
- забивают
- стригут
- пашут
Подберите к им. сущ. глаголы
Из данных слов выпиши только глаголы
- Белый, белить, побелка
- Молодость, молодой, молодеть
- Красить, красный, краска
- Смешной, смеётся, смех
Глагол
Прошедшее
время
(что делал?
что сделал?
Настоящее
Время
(что делаю?)
Будущее
время
(что буду
делать?
что сделаю?)
Распредели глаголы по временам
- Упал,
- Крадётся
- Погрузимся
- Выпиши
- Написала
- Прочитает
- Пишет
- удивил
- Одевает
- Пролетал
- Шагает
- Загрустит
- Разбивает
- засмеётся
Правильный ответ
Наст.вр.
Будущ.вр.
крадётся
Прош.вр.
погрузимся
пишет
выпиши
упал
Одевает
шагает
написала
прочитает
загрустит
удивил
разбивает
прочитал
засмеётся
журчали
Изменяются по числам
Множеств. Число
- Красили забор
- Пробегут по дороге
- Подъехали троллейбусы
Ед. число
- Красил забор
- Пробежит по дороге
- Подъехал троллейбус
Не с глаголами пишется раздельно
- Например: не читал, не любит, не рассказал, не гляжу
(НЕ) выучил, (не) делай,
(Не) знаешь, (не) спеши,
С глаголами отдельно
Частицу НЕ пиши!
Запиши пословицы правильно
- Пар костей…
- Кашу маслом…
- Правда в огне… и в воде…
- … сто рублей, а имей сто друзей
- (не)имей
- (не)горит
- (не)тонет
- (не)ломит
- (не)испортишь
Неопределённая форма глагола (ИНФИНИТИВ)
- Глаголы, отвечающие на вопросы
- Называется неопределённой, потому что нельзя определить ни время, ни число глагола
ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?
-ТЬ (писать)
-ТИ (нести)
-ЧЬ (беречь)
Выпишите глаголы. Рядом пишите неопределённую форму.
- Решаю - …
- Считаю - …
- Пишу - …
- Сберегу - …
- Рассказывал - …
- Раскрашивает - …
- Читаю - …
- Объясняла - …
Глаголы в прошедшем времени изменяются по родам
- Щенок прыгал_ (м.р.)
- Кошка прыгал а (ж.р.)
- Солнце прыгал о (ср.р.)
Определи род глагола
- Белеет парус
- Ягода алела
- Трамвай отъехал
- Небо потускнело
- Надела платье
- Самолёт взлетел
Правильный ответ
- Белел парус (м.р.)
- Ягода алела (ж.р.)
- Трамвай отъехал (м.р.)
- Небо потускнело (ср.р.)
- Надела платье (ср.р.)
- Самолёт взлетел (м.р.)
Порядок разбора глагола как части речи
- Вопрос
- Часть речи
- Неопределённая форма глагола
- Время
- Число
- Род (в прошедшем вр.)
Образец: русалка плыла – что делала?, глагол, н.ф. плыть, в прош. вр., в ед.ч., ж.р.
Проверим свои знания
- Глагол обозначает: 1) предмет
2) признак предмета
3) действие предмета
II. Глагол: 1) часть слова
2) самостоятельная часть речи
3) служебная часть речи
III. К данным глаголам припиши антонимы: потерять - …, открыть –…, давать -…
IV. От имени сущ. образовали глаголы. Укажи верные строчки.
- Бег – бежать
- Письмо – написал
- Игра – игрушка
- Строитель - строительный
5. Смех – рассмеяться
6. Свисток – свистнул
7. Капля - капель
Правильный ответ
- 3 2
- Найти, закрыть, взять
- 1 2 5 6