kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация по русскому языку "Глагол как часть речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаю вам презентация по русскому языку "Глагол как часть речи". Данная презентация будет полезна учителю- предметнику на повторительно-обобщающих уроках, на уроках усвоения новых знаний. Презентация содержит теоретический материал, который вы можете дополнить, по желанию, тренировочными упражнениями.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация по русскому языку "Глагол как часть речи" »

ГЛАГОЛ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ

ГЛАГОЛ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ

  • Автор: учитель русского языка
  • и литературы
  • Л.А. Вологодская
Выпишите глаголы и вставьте пропущенные буквы.  (Он) подыщ...т работу, (он) дополн...т ответ, дыш...тся легко, засе...шь поле, обкле...шь обоями, вытр...шь насухо, колыш...тся знамена, народ бор...тся, снег та...т, все завис...т от обстоятельств, брод...шь по аллеям, он ненавид...т ложь, сказанного не ворот...шь, ты все мож...шь, солнце гре...т, окно заиндеве...т, слыш...шь все шорохи, хоч...тся выиграть.

Выпишите глаголы и вставьте пропущенные буквы. (Он) подыщ...т работу, (он) дополн...т ответ, дыш...тся легко, засе...шь поле, обкле...шь обоями, вытр...шь насухо, колыш...тся знамена, народ бор...тся, снег та...т, все завис...т от обстоятельств, брод...шь по аллеям, он ненавид...т ложь, сказанного не ворот...шь, ты все мож...шь, солнце гре...т, окно заиндеве...т, слыш...шь все шорохи, хоч...тся выиграть.

1. Глагол — это часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета, отвечает на вопросы что делать? что сделать?:  идти, прилететь, болеть, взбодриться .
  • 1. Глагол — это часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета, отвечает на вопросы что делать? что сделать?: идти, прилететь, болеть, взбодриться .
2. Каждый глагол имеет следующие формы: начальную форму, которая называется неопределенной формой (или инфинитивом ). Она оканчивается на -ть, -ти, -чь (это формообразующие суффиксы ): цвес ти , пе чь , купа ть ся . Неопределенная форма только называет действие или состояние, не указывая ни времени, ни числа, ни лица, т.к. это неизменяемая
  • 2. Каждый глагол имеет следующие формы:
  • начальную форму, которая называется неопределенной формой (или инфинитивом ). Она оканчивается на -ть, -ти, -чь (это формообразующие суффиксы ): цвес ти , пе чь , купа ть ся . Неопределенная форма только называет действие или состояние, не указывая ни времени, ни числа, ни лица, т.к. это неизменяемая форма глагола. Она обладает только постоянными признаками глагола;
3. Глаголы делятся на переходные и непереходные (это постоянный признак глаголов). Переходные глаголы обозначают действие, переходящее на другой предмет, название которого может быть выражено существительным (или местоимением) в винительном падеже без предлога: читать газету, видеть его ; существительным в родительном падеже без предлога, обозначающим часть чего-то: выпить чаю, отрезать хлеба ; существительным (или местоимением) в родительном падеже без предлога при глаголе с отрицанием: не иметь права, не видеть её . Все остальные глаголы непереходные: гулять в парке , верить в добро .
  • 3. Глаголы делятся на переходные и непереходные (это постоянный признак глаголов). Переходные глаголы обозначают действие, переходящее на другой предмет, название которого может быть выражено
  • существительным (или местоимением) в винительном падеже без предлога: читать газету, видеть его ;
  • существительным в родительном падеже без предлога, обозначающим часть чего-то: выпить чаю, отрезать хлеба ;
  • существительным (или местоимением) в родительном падеже без предлога при глаголе с отрицанием: не иметь права, не видеть её .
  • Все остальные глаголы непереходные: гулять в парке , верить в добро .
4. Глаголы, имеющие постфикс -ся (-сь), называются возвратными : брить ся , пытать ся . Остальные глаголы невозвратные : думать, знать (это постоянный признак глаголов). Все возвратные глаголы непереходные.
  • 4. Глаголы, имеющие постфикс -ся (-сь), называются возвратными : брить ся , пытать ся . Остальные глаголы невозвратные : думать, знать (это постоянный признак глаголов). Все возвратные глаголы непереходные.
5. Глаголы бывают совершенного или несовершенного вида (это постоянный признак глаголов). Виды глагола показывают, как протекает действие.   Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? и указывают на завершенность действия, его результат, конец действия и начало: запеть .
  • 5. Глаголы бывают совершенного или несовершенного вида (это постоянный признак глаголов). Виды глагола показывают, как протекает действие. Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? и указывают на завершенность действия, его результат, конец действия и начало: запеть .
Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? и при обозначении действия не указывают на его завершенность, результат, конец или начало: петь .
  • Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? и при обозначении действия не указывают на его завершенность, результат, конец или начало: петь .
В русском языке есть небольшое число двувидовых глаголов, то есть таких глаголов, которые в зависимости от контекста имеют то значение совершенного вида (и отвечают на вопрос что сделать? ), то несовершенного вида (и отвечают на вопрос что делать? ): казнить, женить, жениться, велеть, исследовать, обследовать, арестовать, атаковать и др. Например: По стране распространялись слухи, что король лично казнит  (что делает? — несовершенный вид) своих врагов; Король казнит  (что сделает? — совершенный вид) несколько мятежников .
  • В русском языке есть небольшое число двувидовых глаголов, то есть таких глаголов, которые в зависимости от контекста имеют то значение совершенного вида (и отвечают на вопрос что сделать? ), то несовершенного вида (и отвечают на вопрос что делать? ): казнить, женить, жениться, велеть, исследовать, обследовать, арестовать, атаковать и др. Например: По стране распространялись слухи, что король лично казнит (что делает? — несовершенный вид) своих врагов; Король казнит (что сделает? — совершенный вид) несколько мятежников .
6. Глаголы имеют три формы наклонений (это непостоянный признак глаголов). Формы наклонения показывают, как говорящий оценивает действие, т. е. считает ли он его реальным, возможным или желательным при каком-либо условии. Изъявительное наклонение показывает, что действие реально, на самом деле происходит, происходило или произойдет: Мы врагов встречаем просто: били , бьем и будем бить .
  • 6. Глаголы имеют три формы наклонений (это непостоянный признак глаголов). Формы наклонения показывают, как говорящий оценивает действие, т. е. считает ли он его реальным, возможным или желательным при каком-либо условии.
  • Изъявительное наклонение показывает, что действие реально, на самом деле происходит, происходило или произойдет: Мы врагов встречаем просто: били , бьем и будем бить .
Сослагательное (условное) наклонение показывает, что действие возможно лишь при определенном условии: Без тебя я не добрался бы до города и замерз бы на дороге . Сослагательное наклонение образуется от формы прошедшего времени путем прибавления частицы бы  (б) . Частица бы пишется раздельно.
  • Сослагательное (условное) наклонение показывает, что действие возможно лишь при определенном условии: Без тебя я не добрался бы до города и замерз бы на дороге . Сослагательное наклонение образуется от формы прошедшего времени путем прибавления частицы бы (б) . Частица бы пишется раздельно.
Повелительное наклонение обозначает действие, которое велят, просят, советуют совершить: опрыскивай водой . Повелительное наклонение образуется путем прибавления суффикса - и к основе настоящего (будущего простого) времени или без суффикса: нести — несут — нес и . Во мн.ч. прибавляется постфикс -те : неси те .
  • Повелительное наклонение обозначает действие, которое велят, просят, советуют совершить: опрыскивай водой . Повелительное наклонение образуется путем прибавления суффикса - и к основе настоящего (будущего простого) времени или без суффикса: нести — несут — нес и . Во мн.ч. прибавляется постфикс -те : неси те .
7. В изъявительном наклонении глаголы изменяются по временам (это непостоянный признак глаголов): настоящее время: хожу, думаю ; будущее время: принесу (будущее простое), буду приносить (будущее сложное); прошедшее время: ходил, думал .
  • 7. В изъявительном наклонении глаголы изменяются по временам (это непостоянный признак глаголов):
  • настоящее время: хожу, думаю ;
  • будущее время: принесу (будущее простое), буду приносить (будущее сложное);
  • прошедшее время: ходил, думал .

8. В формах настоящего и будущего времени глаголы имеют категорию лица (это непостоянный признак глаголов): 1-е лицо: я иду, мы идём ; 2-е лицо: ты идёшь, вы идёте ; 3-е лицо: он ( она , оно )  идёт, они идут . Некоторые глаголы называют состояние, действие, происходящее без участия действующего лица, как бы само по себе. Такие глаголы называются безличными : Светает. Знобит. Мне нездоровится .  
  • 8. В формах настоящего и будущего времени глаголы имеют категорию лица (это непостоянный признак глаголов):
  • 1-е лицо: я иду, мы идём ;
  • 2-е лицо: ты идёшь, вы идёте ;
  • 3-е лицо: он ( она , оно ) идёт, они идут .
  • Некоторые глаголы называют состояние, действие, происходящее без участия действующего лица, как бы само по себе. Такие глаголы называются безличными : Светает. Знобит. Мне нездоровится .
  •  
9. Число — непостоянный признак глагола, присущий всем изменяемым формам глагола: единственное число: иду, шёл, пойду ; множественное число: идём, шли, пойдём .
  • 9. Число — непостоянный признак глагола, присущий всем изменяемым формам глагола:
  • единственное число: иду, шёл, пойду ;
  • множественное число: идём, шли, пойдём .
10. Род — непостоянный признак глагола, присущий формам единственного числа в прошедшем времени и в условном наклонении: мужской род: захотел бы ; женский род: захотела бы ; средний род: захотело бы .
  • 10. Род — непостоянный признак глагола, присущий формам единственного числа в прошедшем времени и в условном наклонении:
  • мужской род: захотел бы ;
  • женский род: захотела бы ;
  • средний род: захотело бы .
11. В предложении глагол обычно является сказуемым и вместе с подлежащим образует грамматическую основу предложения: Луна ярко озаряла всю долину .   Но инфинитив может быть любым членом предложения: Жить — родине служить (жить —  подлежащее, служить —  сказуемое ); Я хочу поступить в консерваторию (хочу поступить — составное глагольное сказуемое) ; У меня возникло острое желание оглянуться (желание (какое?) оглянуться —   определение ); Она попросила меня прочитать письмо (попросила (о чём?) прочитать —   дополнение) ; Она присела отдохнуть (присела (с какой целью?)  отдохнуть —   обстоятельство цели ).
  • 11. В предложении глагол обычно является сказуемым и вместе с подлежащим образует грамматическую основу предложения: Луна ярко озаряла всю долину .
  •  
  • Но инфинитив может быть любым членом предложения:
  • Жить — родине служить (жить —  подлежащее, служить —  сказуемое );
  • Я хочу поступить в консерваторию (хочу поступить — составное глагольное сказуемое) ;
  • У меня возникло острое желание оглянуться (желание (какое?) оглянуться —   определение );
  • Она попросила меня прочитать письмо (попросила (о чём?) прочитать —   дополнение) ;
  • Она присела отдохнуть (присела (с какой целью?) отдохнуть —   обстоятельство цели ).
Задание: Выделите грамматические основы предложений. Определите тип сказуемых. Определите синтаксическую роль инфинитива.   1. Он боялся идти к врачам. 2. Приходил лакей звать меня к княгине. 3. Старуха ушла хлопотать об отъезде. 4. Он попросил меня похлопотать об отъезде. 5. Великий национальный поэт умеет заставить говорить и барина, и мужика их языком. 6. Я уважению к родной земле учить их стараюсь. 7. Ни при каких усилиях человек не сможет передать очарование этого дня. 8. В Москве я не буду ни видеть вас, ни писать вам, ни звонить. 9. Редкие капли дождя начали тяжело стучать по земле. 10. Долго будет моросить осенний дождь.
  • Задание: Выделите грамматические основы предложений. Определите тип сказуемых. Определите синтаксическую роль инфинитива.
  •  
  • 1. Он боялся идти к врачам.
  • 2. Приходил лакей звать меня к княгине.
  • 3. Старуха ушла хлопотать об отъезде.
  • 4. Он попросил меня похлопотать об отъезде.
  • 5. Великий национальный поэт умеет заставить говорить и барина, и мужика их языком.
  • 6. Я уважению к родной земле учить их стараюсь.
  • 7. Ни при каких усилиях человек не сможет передать очарование этого дня.
  • 8. В Москве я не буду ни видеть вас, ни писать вам, ни звонить.
  • 9. Редкие капли дождя начали тяжело стучать по земле.
  • 10. Долго будет моросить осенний дождь.
12. Морфологический разбор глаголов (план)     1. Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.   2. Начальная форма (инфинитив).   3. Постоянные морфологические признаки: вид (совершенный, несовершенный); возвратность (невозвратный, возвратный); переходность (переходный, непереходный); спряжение (I, II, разноспрягаемый или архаический
  • 12. Морфологический разбор глаголов (план)
  •  
  • 1. Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.
  •  
  • 2. Начальная форма (инфинитив).
  •  
  • 3. Постоянные морфологические признаки:
  • вид (совершенный, несовершенный);
  • возвратность (невозвратный, возвратный);
  • переходность (переходный, непереходный);
  • спряжение (I, II, разноспрягаемый или архаический
4. Непостоянные морфологические признаки: наклонение; время (в изъявительном наклонении); число; лицо (в настоящем, будущем времени; в повелительном наклонении); род (в единственном числе прошедшего времени и сослагательного наклонения). 5. Роль в предложении (каким членом предложения является глагол в данном предложении).
  • 4. Непостоянные морфологические признаки:
  • наклонение;
  • время (в изъявительном наклонении);
  • число;
  • лицо (в настоящем, будущем времени; в повелительном наклонении);
  • род (в единственном числе прошедшего времени и сослагательного наклонения).
  • 5. Роль в предложении (каким членом предложения является глагол в данном предложении).
Любишь  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делаешь?  2. Н. ф. —   любить.  3. Постоянные морфологические признаки:      1) несовершенный вид;      2) невозвратный;      3) переходный;      4) II спряжение.  4. Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:      1) изъявительного наклонения;      2) настоящего времени;      3) единственного числа;      4) 2-го лица.  5. В предложении является частью составного глагольного сказуемого (вспомогательный глагол).
  • Любишь
  • 1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делаешь? 2. Н. ф.   любить. 3. Постоянные морфологические признаки:     1) несовершенный вид;     2) невозвратный;     3) переходный;     4) II спряжение. 4. Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:     1) изъявительного наклонения;     2) настоящего времени;     3) единственного числа;     4) 2-го лица. 5. В предложении является частью составного глагольного сказуемого (вспомогательный глагол).


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Презентация по русскому языку "Глагол как часть речи"

Автор: Вологодская Любовь Анатольевна

Дата: 01.10.2015

Номер свидетельства: 235535

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Презентация для 2 класса по русскому языку "Глагол как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(73) "priezientatsiia-dlia-2-klassa-po-russkomu-iazyku-glaghol-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "193097"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1427563601"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(40) "Глагол как часть речи "
    ["seo_title"] => string(26) "glaghol-kak-chast-riechi-1"
    ["file_id"] => string(6) "154826"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1421219426"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока. Русский язык. 5 класс. Тема урока: "Глагол как часть речи". "
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-uroka-russkii-iazyk-5-klass-tiema-uroka-glaghol-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "221128"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435058227"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "ОТКРЫТЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА 2 КЛАСС ТЕМА УРОКА: «ПОНЯТИЕ О ГЛАГОЛЕ КАК ЧАСТИ РЕЧИ» "
    ["seo_title"] => string(88) "otkrytyi-urok-russkogo-iazyka-2-klass-tiema-uroka-poniatiie-o-glagolie-kak-chasti-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "224925"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1439292295"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "Конспект урока русского языка по теме "Определение глагола как части речи. Роль глаголов в нашей речи". "
    ["seo_title"] => string(118) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-opriedielieniie-ghlaghola-kak-chasti-riechi-rol-ghlagholov-v-nashiei-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "179373"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424978750"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства