Донецкая общеобразовательная школа I-III ступеней № 112
Классный час в 4классе
Подготовила:
учитель начальных классов
Горбачева Е.А.
Тема. Урок дружбы.
Цель. Помочь детям понять духовную ценность дружбы.
На материалах произведений В. А. Сухомлинского раскрывать качества,
которые дети ценят в друге, учить видеть настоящую дружбу.
Формировать навыки дружеских отношений.
Познакомить с правилами дружбы. Развивать умения детей общаться и
поддерживать дружеские отношения в классе. Воспитывать чувства
уважения к товарищам, готовность помочь и поддержать.
Оборудование. Иллюстрации, детские рисунки, выставка детских книг,
рисунков, песня «Улыбка» (слова: Михаил Пляцковский, музыка: Владимир
Шаинский), слайд – шоу «Настоящий друг» (слова: Михаил Пляцковский,
музыка: Борис Савельев).
.
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
Организация класса.
Мотивация.
Эмоциональное упражнение.
Поднимите руки те, кто думает, что он все знает ... (Я знала, что вы умники).
Улыбнитесь те, кто считает, что он счастлив ... (Вижу, как сияют ваши глаза).
Похлопайте в ладоши те, у кого бантики ... (Какие вы красивые, девочки).
Потопайте ножкой мальчики… (Вы настоящие рыцари).
Встаньте те, кто сегодня спешил в школу, потому что очень соскучился по
одноклассникам... (Вы настоящие друзья).
Звучит песня «Улыбка». Беседа.
- Скажите, что начинается с улыбки?
- Как вы думаете, без кого и без чего не может жить человек?
Учитель. Сегодня наш классный час пройдет под девизом «Будь настоящим
другом». Мы поговорим о том, что такое дружба, каким должен быть
настоящий друг, познакомимся с правилами дружбы.
Помогут нам сегодня размышлять герои рассказов В.А. Сухомлинского.
III. Обсуждение вопроса «Что такое дружба».
Дети объясняют, что они понимают под словом «дружба».
Словарь.
Дружба — личные бескорыстные взаимоотношения между людьми,
основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих
интересах и увлечениях. Обязательными признаками дружбы являются
взаимность, доверие и терпение. Людей, связанных между собой дружбой,
называют друзьями.
Дружба – это когда люди хотят быть вместе, когда они интересуют друг
друга, доверяют друг другу. Дружба возможна только при соблюдении
определенных «законов», важнейшими из которых являются уважения прав
друг друга, умение признавать свои ошибки, обязательность, отсутствие
споров о вкусах, терпимость и справедливая критика.
Учитель. Дружба - это больше, чем приятная компания или близость интересов.
Дружба – глубокие, искренние отношения, включающие в себя целый
комплекс эмоций. Для дружбы характерно глубокое взаимопонимание
людей. Это означает возможность общаться друг с другом практически без
слов, при помощи жестов и мимики, воспринимать и точно понимать друг
друга на основе едва уловимых движений и интонации, понятных только
друзьям и не воспринимаемых окружающими. Давние друзья могут заранее
предсказывать реакции и поведение друг друга в разных жизненных
ситуациях, вплоть до определения мыслей, которые друг другу придут в
голову в тот или иной момент.
Составление пословиц:
Человек без друга, как дерево без корня.
Где дружба прочна, там хорошо идут дела.
Друзья познаются в беде.
С хорошим другом горы свернёшь, с плохим - горя хлебнёшь.
Сам погибай, а товарища выручай.
VI. Каким должен быть друг.
Рассказ учителя.
Каждому из нас хочется иметь надежных и верных друзей. Но важно
помнить, что и вы сами должны обладать теми качествами, которые хотите
видеть в своих друзьях, поступать с друзьями так, как хотели бы, чтобы они
поступали с вами. Недаром один мудрец сказал: «Скажи мне, кто твой друг,
и я скажу тебе, кто ты». По поступкам наших друзей судят о нас. О наших
друзьях - по нашим поступкам. Поэтому, если ваш друг совершает
недостойные поступки, не поощряйте его за это, помогите ему стать
хорошим. В то же время не высмеивайте его.
Если ваш друг попал в беду - помогите ему. Берегите друзей. Не ссорьтесь по
пустякам. «Человек без друзей - как птица без крыльев» - учит нас народная
мудрость.
Лучшими друзьями могут стать и наши родные люди: родители, бабушки,
дедушки, братья и сестры. Это люди, которым вы дороги, которые любят вас.
Относитесь к ним с любовью, добротой, и вы приобретете настоящих друзей
на всю жизнь.
2. В. Сухомлинский «Ландыш перед окном».
Учитель знакомит детей с рассказом В. Сухомлинского «Ландыш перед окном».
Беседа:
- Что произошло с Наташей?
- Как одноклассницы поддерживали больную девочку?
- Какое чудо увидела Наташа?
- Докажите, что у Наташи были настоящие друзья.
IV. Обсуждение рассказов.
Детям предлагают карточки для чтения. Ребята работают в группах.
Рассказы В. Сухомлинского:
Вопросы для обсуждения:
Можно ли считать героя рассказа настоящим другом? Почему?
Как должен был поступить настоящий друг?
Хотели бы вы иметь такого друга.
Сделай выбор.
1) Как выбрать себе друга?
Нужно узнать о человеке, поговорить с ним об интересных вещах, о жизни, о
том, как он поведет себя в трудных испытаниях. Если интересы сходятся,
можно продолжать знакомство. Главное – нужно дружить с хорошими
ребятами.
2) Игра «Выбор слов».
- Прочитайте эти слова. Какими словами можно охарактеризовать друга?
Какие из них лишние?
верный жадный
сердитый ленивый
добрый заботливый
честный щедрый
хмурый вежливый
отзывчивый злой
сердечный веселый
грубый доброжелательный
Дети выбирают группы слов.
Мирилки.
Учитель. Подойдите к другу, возьмите за ручки и торжественно произнесите
стихотворный текст. «Мирилка» - это гарантия мира и дружбы. С помощью
«мирилки» очень удобно (а главное весело!) мириться с подружками и
друзьями. При этом нужно соблюдать специальный «волшебный» ритуал:
зацепиться мизинчиками одной руки, слегка потрясывая ими, произнести
наизусть текст «мирилки».
Дети рассказывают «мирилки».
Не дерись, не дерись,
Ну-ка, быстро помирись!
***
Пальчик за пальчик
Крепко возьмем
Раньше дрались,
А теперь ни по чем.
***
Чтобы солнце улыбалось,
Нас с тобой согреть старалось,
Нужно просто стать добрей
И мириться нам скорей!
***
Хватит нам уже сердиться,
Веселятся все вокруг!
Поскорей давай мириться:
— Ты мне друг!
— И ты мне друг!
Мы обиды все забудем
И дружить как прежде будем!
V. Игра «Это я, это я, это все мои друзья».
Кто делиться книжкой будет, если друг ее забудет?
Кто из вас такой хороший, отобрал мяч у Алеши?
Кто из вас поможет Саше, объяснит ему задачу?
Кто влетает пулей в класс с опозданием на час?
Кто толкал сегодня Таню, и дразнил мальчишку Ваню?
Кто из вас всегда не прочь другу своему помочь?
Признавайтесь, кто из вас хочет, чтобы дружным был наш класс?
- Конечно, ребята, мы должны жить дружно, поддерживать друг друга,
радоваться успехам каждого.
- Что значит дружить? (Нужно внимательно относиться к другу, не
ссориться, делиться с ним, сделать что-то хорошее, вместе играть…)
VI. Итог.
1. Правила дружбы.
Учитель. С давних времен появилась традиция: здороваясь снимать перчатку.
Говорили: «Не бойтесь! Вот вас теплая ладонь. Оружия в моей руке нет!»
Руку помощи протягивали товарищу в трудную минуту. Друзья всегда идут,
держась за руки. Рука, открытая ладонь – символ дружбы.
У каждого из вас на парте лежит такой символ дружбы. Возьмите его. На
ладошках написаны правила дружбы.
Правила дружбы помогут тебе приобрести много друзей, которые будут
счастливы с тобой дружить и проводить свое свободное время.
Есть такая пословица - «Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей!»
Если ты действительно хочешь, чтобы у тебя было много друзей,
прислушайся к советам.
Прочитайте правила дружбы. (Дети зачитывают).
Правила дружбы.
называй их обидными словами, не высмеивай их неудачи. Не давай им
прозвищ, не унижай их – это обидно.
для тебя место.
кто совсем маленький. Дружить можно и нужно и с малышами, и с
большими ребятами, и с мальчиками, и с девочками.
простить ему свою обиду и помириться. Не злись!
ему! Всегда делись с друзьями тем, что у тебя есть.
обращайся с этими вещами аккуратно и не забудь возвратить их
вовремя (когда попросил твой друг или когда ты сам пообещал).
необходимо рассказать взрослым.
Учитель. Правила дружбы должен знать каждый школьник - ведь они
помогают найти друзей не только на время учебы, но и на всю жизнь...
Пожелание другу. Портрет друга.
На обратной стороне символа напишите несколько слов для своего друга.
Нарисуйте его портрет. Поднимите свои символы вверх. Сколько друзей в
нашем классе!
Конкурс стихотворений о дружбе.
Дети читают стихотворения.
МНОГО У МЕНЯ ДРУЗЕЙ
Много у меня друзей:
Лена, Танечка, Сергей.
С Леной песенки поём,
С Таней мы гулять пойдём,
А Серёжке целый день
Нас дразнить совсем не лень!
В школе дружно мы живём:
Вместе учимся, растём,
Узнаём про всё на свете,
О других таких же детях,
Как они живут и чем
Заниматься им не лень.
Всем дружить необходимо –
Ане, Вите, Насте, Диме,
Все мы – лучшие друзья,
Друг без друга нам нельзя.
Мы умнеем и растём,
В школе весело живём.
Пусть учительница верит –
Мы её не подведём!
Валентина Бережная
ПРО ДРУЖБУ
Дружит с солнцем ветерок,
А роса – с травою.
Дружит с бабочкой цветок,
Дружим мы с тобою.
Всё с друзьями пополам
Поделить мы рады!
Только ссориться друзьям
Никогда не надо!
Юрий Энтин
Хорошо быть одиноким,
Если ты не одинок,
Хорошо, когда под боком
Есть и север, и восток,
Есть и запад осторожный,
Есть и теплый, тихий юг,
Когда рядом есть надёжный,
Бескорыстный, верный друг.
Г. Акулов
Подошел к концу наш «Урок дружбы».
Надеюсь, он вам запомнился, и в нашем классе всегда будет царить дружба,
взаимопонимание.
Давайте все вместе споем песню «Настоящий друг». Слайд – шоу.