Ход урока.
1.Организация деятельности учащихся.
- На уроке у нас гости, а гости- всегда радость, это хорошее настроение. Поприветствуйте гостей.
- Давайте посмотрим друг на друга, улыбнёмся, подарим друг другу частичку своего тепла, пожелаем удачи на сегодняшнем уроке.
2.Актуализация знаний.
-Ребята, сегодня у нас очень интересная и серьёзная тема урока. – А о чём мы будем говорить, вы узнаете, когда разгадаете кроссворд.
Вопросы кроссворда: ( слайд 1)
Слово, обозначающее отзывчивость, благожелательность, стремление помогать людям. (доброта)
Так называют человека высоконравственного, самоотверженного, честного и открытого (благородный)
Как называют умение разумно решать разные сложные вопросы, давать нужные советы? (мудрость)
Это свойство души можно увидеть во взгляде человека, услышать в его голосе. (нежность)
Так называют экономного человека .(бережливый)
Этим словом называют человека исполнительного, соблюдающего порядок. Выполняющего всё старательно и точно.(аккуратный)
По горизонтали слово « дружба»
3.Определение темы и цели урока. Постановка проблемы.
-Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?
-Определите тему нашего урока.
Л. Измайлов «Монолог дружбе»
Что такое дружба? Каждый знает.
Может быть , и спрашивать смешно.
Ну, а всё же, что означает
Это слово? Значит что оно?
-Какие вопросы мы поставили перед собой, что хотим узнать на уроке?
- О дружбе говорили во все времена, ей посвятили свои произведения поэты и писатели, учёные и философы, художники и скульпторы. Отношения дружбы отражены и в произведениях устного народного творчества.
4. История возникновения слова дружба.
- Я попросила Дениса подготовить материал об истории возникновения слова «дружба». Давайте послушаем это сообщение.
Прежде всего, слово «дружба» имеет не одно, а несколько различных значений. И не только в наше время. Две тысячи лет тому назад это обнаружил Аристотель, который как раз и пытался дать определение различным типам дружбы., чтобы выделить среди них истинную дружбу. Он различает главным образом дружбу , основанную на интересе, и дружбу благородную, которая одна только и заслуживает права считаться настоящей. Поэтому даже в Древней Греции отношения, связывающие двух деловых людей, воспринимались не как дружба, а как заинтересованность в успехе общего дела.
По одной версии- слово дружба произошло от глагола «дружить».
По другой версии от слова «дружина», которое в русском языке означает воинский отряд
По славянскому и болгарскому языку означает домочадцев и семью.
- Ребята, как вы понимаете слова великого Аристотеля
ДРУЖБА ОСНОВАННАЯ НА ИНТЕРЕСЕ
ДРУЖБА БЛАГОРОДНАЯ, НАСТОЯЩАЯ (слайд 2)
5.Изучение нового материала.
-Человек, живя в обществе, находится в разных отношениях с людьми.
-Чем ДРУЖБА отличается от других отношений?
-Давайте в группах выполним задания, которые лучше помогут понять значение слова «дружба».
1 группа: Используя толковые словари Ожегова С.И. и Даля В.И., объясните значение слова «дружба».
2 группа: «Соберите» пословицы о дружбе.
3 группа: «Расшифруйте» слово «дружба» необычным способом. Используя каждую букву назвать слова, объясняющие, что такое дружба…
Д-доверие, доброта, доброжелательность
Р- радость
У- уважение, ум, уверенность
Ж- жизнь, желание, жалость
Б- борьба, благодушие, бескорыстие, благополучие
А- активность, аккурат
Выслушивание ребят 1,3, 2 команд. –А сейчас я хочу вам зачитать легенду о возникновении пословицы « Не имей сто рублей, а имей сто друзей»
Легенда.
К стенам старого города подходят два путника. Встречает их мудрец, который прожил долгую жизнь. Он говорит им: -Спасибо, что пришли в мой старый город и в благодарность за это я хочу вам сделать подарок. У меня есть 100 рублей и 100 друзей. Кто что выбирает? Один путник сразу выбрал деньги, а другому достались друзья. На прощание мудрец- старик пожелал им счастья и встречу через три года. ---Вот и посмотрю я, кто из вас как стал жить? Прошло три года и у того, у которого были деньги, они давно разошлись, одежда стала старой, превратилась в лохмотья, еды не было, и кочевал он из стороны в сторону, ища покой. А у того, у которого были друзья, по- настоящему разбогател. Друзья помогли ему построить дом, весной вспахать поле, осенью собрать богатый урожай. Урожай был настолько богат, что он мог и семью прокормить и с друзьями поделиться и кое- что продать. Счастлив не тот у кого много денег, а тот у кого есть друзья, которые могут во всём помочь. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
6.Работа с учебником. Стр. 112.
-Выпишите на ваш рабочий лист определение «Дружба» из учебника.
- Найдите в учебной статье отличительные черты дружбы. Запишите их на своих рабочих листах. ( Слайд 4)
7. Динамическая пауза. Игра « что могут делать настоящие друзья»( хлопаем в ладоши – «ловим» или приседаем – «пропускаем»):
* ссориться
* делиться игрушками
* вместе делать уроки
* обзываться
* ухаживать за больным другом
* ходить в гости
* драться
* делать друг другу подарки
* портить вещи
*быть вежливым
*говорить правду
*врать
8. Продолжение темы урока.
1.Работа в паре. – Выберите те качества, которыми не должен обладать настоящий друг. Вычеркните их.
2.- К сожалению, друзья иногда ссорятся, и в жизни важно уметь делать шаги к примирению.
-Прочитайте и выполните задание 3 в рабочем листе.
-Поделитесь своими мыслями.
3.-Для того чтобы ваша дружба была крепче, чтобы не терять друзей. Составим «Правила дружбы»
- Выберете только те правила, которые укрепят вашу дружбу. ( работа в группах)
( карточки с правилами дружбы) вывешивают на доску
-Прочитаем правила, запомним и будем их соблюдать.
-Итак, в каждом классе, в каждой школе, в каждом городе и в каждой стране люди уважают чувство дружбы.
- В Москве на выставке достижений народного хозяйства установлен фонтан «Дружбы народов». В нём воплощены идеалы дружбы и мира между народами. ( слайд 5)
-Монументы дружбы установлены в Уфе и Ижевске. (слайд 6)
-Дружбе посвящены и полотна художников. Картина художника Чюрлёниса называется «Дружба» (слайд 7)
Девушка держит светящийся шар или солнце. Лучезарный свет его торжествует, озаряя космическую темноту. Солнце- символ добра, теплоты, дружбы…Девушка, словно хочет сказать: «Самое дорогое, что есть у меня, я дарю вам: добро, тепло, дружбу».
Орден «Дружбы» (слайд 8)
Международный день дружбы (слайд 9)
9.Итог урока.
-Вспомните , какие цели вы ставили в начале урока.
-Закончите урок предложением: (слайд 10)
. Сегодня я узнал….
. Я понял…
. У меня получилось…
. Теперь я могу…
. Урок дал мне для жи,зни…
10. Домашнее задание ( по выбору) (слайд 11)
Синквей:
Существительное (дружба)
Два прилагательных. (настоящая, крепкая)
Три глагола. (зарождается,крепнет,продолжается)
Слово или предложение. (Великий дар человека!)
Косяк Людмила Михайловна
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 6»
П. Новый, Приморский край
Тема «Дружба».
Модуль: «Основы светской этики»
Цель: формирование представления о дружбе, как о важнейшей нравственной ценности.
Задачи:
Подвести учащихся к пониманию основных категорий морали: дружба, порядочность, бескорыстие, доброта, честность, понимание, доверие;
Способствовать развитию умений работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;
Развивать добрые качества и умение дружить, социальные эмоции переживания, проявлять доброжелательность, относиться с пониманием друг к другу;
Развитие учебных умений работы с информацией, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения её важности, учиться слушать товарищей и анализировать представленную ими информацию, делать выводы и обобщения;
Развивать кругозор учащихся, обогащать словарный запас.
Планируемые результаты.
Предметные:
-формирование важнейших нравственных понятий и ценностей: дружба, порядочность, бескорыстие, доброта, честность, понимание.
Метапредметные:
-участвовать в работе группы, договариваться друг с другом, предвидеть последствия коллективных решений;
-умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, построение логической цепи рассуждений;
Личностные:
-развивать умения анализировать собственные поступки, и признавать собственные ошибки, уметь отличать их ложные проявления.
Оборудование:
Компьютер, проектор, экран, толковые словари, рабочие листы, карточки с заданиями по группам, презентация к уроку, учебник «Основы светской этики».