- В толковом словаре значение слова «друг» поясняется так:
Друг – это человек, связанный с кем-то близкими хорошими отношениями, взаимной симпатией, основанной на взаимопонимании.
4. Проверка домашнего задания.
- Какой текст мы читали с вами на прошлом уроке? Назовите автора и название.
III.Ознакомление с темой и целями урока.
- Сегодня мы с вами познакомимся с произведением М.Пляцковского. Название состоит из двух слов. Первое слово трактуется так:
* Учебное время, промежуток времени, установленный для проведения учебного занятия- Урок
Значение второго слова таково:
* Отношения между людьми, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов– Дружба
- Соединим два слова и получим название «Урок дружбы».
- Как вы думаете, о чем пойдет речь в новом произведении? (ответы детей: об уроке,о дружбе, о правилах дружбы…)
IV. Восприятие нового учебного материала.
1.Первичное чтение сказки учителем. Беседа
- Понравилось произведение? Чем оно вам понравилось?
- К какому жанру относится произведение? (сказка) Докажите это (животные разговаривают).
- Кто главные герои произведения? ( воробьи Чик и Чирик)
- Как вы можете охарактеризовать героев? Какие они? (ответы детей)
Физминутка «Как живешь?»
Как живешь? – Вот так!
А плывешь? – Вот так!
Как бежишь? – Вот так!
Вдаль глядишь? – Вот так!
Ждешь обед? – Вот так!
Машешь вслед? – Вот так!
Утром спишь? – Вот так!
А шалишь? – Вот так!
2.Чтение сказки детьми. Беседа по содержанию прочитанного.
- А сейчас читаем сказку по цепочке
- Ребята,в чем же заключается Урок дружбы»?
- Кого можно считать настоящим другом и почему?(Чирика. Он поделился с другом.)
- Чему учит эта сказка? (Говорить правду, думать о товарищах, всегда делиться.)
- Понял ли Чик свою ошибку? (Да, понял)
- Найдите в сказке слова, доказывающие это (отрывок из текста: Взял Чик пять зернышек и сказал:
- Спасибо тебе, Чирик! И за зернышки, и за урок … дружбы!
- А есть ли у вас в классе друзья? (ответы детей)
- За что вы называете другом (ответы детей)
- Случалось ли с вами такое, как с героями этой сказки? (ответы детей)
3. Упражнение «Наведи порядок» (работа с деформированным текстом).
Им всегда хорошо вместе.
Слава дал товарищу почитать книгу.
Сема и Слава – друзья.
Сема учит Славу играть в шашки.
Они всегда помогают друг другу.
- Какой заголовок можно подобрать к этому тексту?
4.Творческое задание (работа в парах).
- У вас на партах лежат окончания пословиц о дружбе. Прочитайте их внимательно. Я сейчас буду читать начало пословиц, а вы попробуйте догадаться, у какой пары ее продолжение:
( вначале дети в парах изучают пословицы, а затем учитель читает начало пословиц, а ее окончание и зачитывает та пара, у которой нашлось продолжение).
Сам погибай, …а товарища выручай
Старый друг лучше … новых двух.
Не имей сто рублей, …а имей сто друзей.
Нет друга – ищи, …а нашёл – береги.
Один за всех, …все за одного.
Друзья познаются …в беде.
Крепкую дружбу …и топором не разрубишь.
Один в поле …не воин.
Новых друзей наживай, …а старых не теряй!
На друга надейся, … а сам не плошай.
Надо пуд соли вместе съесть, …чтобы друга узнать.
Человек без друзей, …что дерево безкорней.
Легко друзей найти, …да трудно сохранить.
Дружба, что стекло: …сломаешь – не починишь.
5. Творческая работа «Дерево дружбы» (работа в группах).
- Ребята, как вы думаете, а может ли дружба распасться? По каким причинам это может произойти?
- Я предлагаю вам открыть секреты дружбы, записав их на листочках (каждая группа записывает свое правило и крепит листочек на дерево).
*Не обзывай и не унижай друга.
*Помогай другу в беде.
*Не обманывай друга, будь с ним честным.
*Не предавай своего друга.
*Умей признать ошибки и помириться с другом.
*Умей уступить другу.
*Будь внимателен к своему другу.
- Соблюдая эти правила, я думаю, вы никогда не потеряете друга.
V. Итог
- Наш сегодняшний разговор о дружбе окончен. Вы все сегодня замечательно работали, показали свою грамотность, умение дружно работать.
- С каким произведением познакомились? («Урок дружбы» Михаила Пляцковского)
- Чему научились на примере героев сказки? (ответы детей)
VI. Домашнее задание: читать сказку, привести свой пример урока дружбы
Сам погибай, …а товарища выручай
Старый друг лучше … новых двух.
Не имей сто рублей, …а имей сто друзей.
Нет друга – ищи, …а нашёл – береги.
Один за всех, …все за одного.
Друзья познаются …в беде.
Крепкую дружбу …и топором не разрубишь.
Один в поле …не воин.
Новых друзей наживай, …а старых не теряй!
На друга надейся, … а сам не плошай.
Надо пуд соли вместе съесть, …чтобы друга узнать.
Человек без друзей, …что дерево безкорней.
Легко друзей найти, …да трудно сохранить.
Дружба, что стекло: …сломаешь – не починишь.
Урок дружбы
Жили два воробья: Чик и Чирик. Однажды Чику пришла посылка от бабушки. Целый ящик пшена. Но Чик об этом ни словечка не сказал своему приятелю.
«Если я пшено раздавать буду, то себе ничего не останется», – подумал он. Так и склевал все зёрнышки один. А когда ящик выбрасывал, то несколько зёрнышек всё же просыпалось на землю. Нашёл эти зёрнышки Чирик, собрал в пакетик аккуратно и полетел к своему приятелю Чику.
– Здравствуй, Чик! Я сегодня нашёл десять зёрнышек пшена. Давай их поровну разделим и склюём. – Не надо... Зачем?.. – стал отмахиваться крылышками Чик. – Ты нашёл – ты и ешь! – Но мы же с тобой друзья, – сказал Чирик. – А друзья всё должны делить пополам. Разве не так? – Ты, наверно, прав, – ответил Чик.
Ему стало очень стыдно. Ведь он сам склевал целый ящик пшена и не поделился с другом, не дал ему ни одного зёрнышка.
А сейчас отказаться от подарка приятеля – это значит обидеть его. Взял Чик пять зёрнышек и сказал: – Спасибо тебе, Чирик! И за зёрнышки, и за урок... дружбы!