Муниципальное образовательное учреждение Андреевская средняя общеобразовательная школа
Урок русского языка
Правописание мягкого знака после букв шипящих (ч, щ, ш, ж) у имен существительных (н.ф.)
Учителя начальных классов
Игнатьевой С.А.
Учен ь е – пут ь к умению.
Орфографическая разминка
пал…то, плат…е, руч…ка,
морков…, кон…ки, мощ…ный, кроват…,
сосул…ка, лад…я,
мебел…, поч…товый,
варен…е
Орфограмма ЧК, ЧТ, ЧН, ТЧ
ру чк а
мо щн ый
го нщ ик
по чт овый
ь знак – показатель мягкости согласного звука
па л ь т о
сосу л ь к а
ко н ь к и
крова т ь
мебе л ь
морко в ь
Ь п ишется в корне (после корня) после согласных в конце слова или между двумя согласными.
ь знак - разделительный
пла т ь е
ла д ь я
варе н ь е
Ь пишется в корне (после корня) после согласных, но перед гласными:
е, ё, ю, я, и.
Попробовать
пальто, платье, дочь, ручка, морковь, коньки, мощный, кровать,
сосулька, ладья,
мебель, почтовый,
варенье, мяч
ДО Ч Ь - МЯ Ч
Подумать
Колючий ёж убежал в лесную глушь. Трубач играет марш. Настала темная ночь. Мы купили дорогую вещь. Он примерил новый плащ. Меня охватила сильная дрожь .
Колючий ёж убежал в лесную глушь . Трубач играет марш . Настала темная ночь . Мы купили дорогую вещь . Он примерил новый плащ . Меня охватила сильная дрожь .
Правописание мягкого знака после букв шипящих (ч, щ, ш, ж) у имен существительных (н.ф.)
Найти
м.р.
ж.р.
ь
ь
Алгоритм
Это имя существительное? В начальной форме? Есть ли шипящий звук (ч, щ, ш) на конце слова? Определяю род. Женский род – пишу – ь знак. Мужской род – не пишу ь знак.
камыш
шалаш
гараж
калач
Найди четвёртое лишнее:
ь
помощ…
лещ…
плащ…
шалаш…
ь
чертёж…
ёж…
ерш…
реч…
ь
стриж…
чиж…
рож…
гараж…
Словарный диктант
Неправда – ЛО ЖЬ Доктор – ВРА Ч Сила – МО ЩЬ , СИЛА Ч Мелкие деньги – МЕЛО ЧЬ Маленький серый грызун – МЫ ШЬ Вкусный наваристый – БОР Щ Острый или тупой – НО Ж Женское украшение – БРО ШЬ Маленький ребёнок - МАЛЫ Ш
Составь словосочетания
обручи моржи ночи карандаши тёмный цветной усатый железный
Проверь словосочетания
Железный обру ч Усатый мор ж Тёмная но чь Цветной каранда ш
Потренироваться
Ключ.., печ…, калач…, доч…, кирпич…, меч…, мелоч…, дич…, стереч…, прыщ…, рож…, брош…, вещ…, ёрш…, мыш…, чиж…, камыш…, туш… .
Проверь себя
Клю ч , пе чь , кала ч , до ч ь , кирпи ч , ме ч , мело ч ь , ди ч ь , стере чь , пры щ , ро ж ь , бро ш ь , ве щ ь , ёр ш , мы шь , чи ж , камы ш , тушь - туш
«Ловушка»
но ч? – но ч?к а
пе ч? – пе ч?к а
до ч? – до ч?к а
ЧК, КЧ, ЧТ, ТЧ, ЩН, НЩ
но ч ь – но чк а
пе ч ь – пе чк а
до ч ь – до чк а
«Ловушка»
Из-за ту ч(?) показалось яркое солнце.
ЧТО ? ТУЧА – н.ф.
Из-за ту ч показалось яркое солнце.
Поставь каждое существительное в н.ф., найди «ловушки»
Плющи, вещи, рощи,
товарищи, стрижи,
крыши, багажи, печи,
баржи, речи, камыши,
лучи, лужи, силачи, дачи
Поставь каждое существительное в н.ф., найди «ловушку»
роща – нет ро щ
крыша – нет кры ш
баржа – нет бар ж
лужа – нет лу ж
дача – нет да ч
Подводим итоги…
Какую учебную задачу вы решали на уроке? В чем возникли затруднения и удалось ли их преодолеть?
Повторить
Попробовать
Подумать
Найти
Потренироваться
Проверить себя
Весёлая грамматика
ДЕВЕЖЬ БОРОМОЖ ВЕЛОЧЬ СПУЛЬКА КУЩЬ ЛАРУКУШ