Технологическая карта
Учебный предмет | Обучение грамоте. Письмо |
Класс | 1-6 |
Тип урока | ОНЗ (открытие нового знания) |
Используемые технологии | Технология деятельностного метода |
Используемые методы | Проблемный, частично - поисковый |
Тема урока | Согласный звук [ч']. Заглавная буква Ч. Правописание ча - чу. |
Цель | Создать условия для знакомства детей с согласным звуком [ч'] и заглавной буквой Ч, для формирования УУД учащихся (познавательных, регулятивных, коммуникативных). |
Задачи | Образовательные: Открыть с учащимися правила написания заглавной буквы Ч, учить писать слова с этой буквой; формировать навык каллиграфически правильного письма; повторить понятия: строчная, заглавная буква, рабочая строка, упражнять в звуковом анализе слов; повторить знания об именах собственных. Развивающие: развивать орфографические умения, тренировать мыслительные операции: внимание, сравнение, обобщение. Развивать зрительную память, речь, мелкую моторику рук, умение контролировать и оценивать результаты своей учебной деятельности и деятельности своих товарищей, продолжать формировать навыки групповой работы, повышать мотивацию учения. Воспитательные: воспитывать желание и интерес к занятиям письмом; воспитывать аккуратность, усидчивость. |
Планируемый результат |
Предметные умения: - уметь выделять звук [ч'], давать ему характеристику; - уметь делать звуко - буквенный анализ слова; - уметь находить «ошибкоопасное место» в слове; - уметь сравнивать, обобщать, делать выводы; - уметь прогнозировать учебную деятельность.
| Познавательные УУД: - ориентироваться в учебнике, тетради; -ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя; - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; - уметь определять уровень усвоения учебного материала. Личностные УУД: - определять общие для всех правила поведения; - определять правила работы в группах; -оценивать содержание учебного материала -устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - формулировать учебные задачи; -работать по предложенному плану, инструкции; - высказывать свое предположение; Принимать и сохранять - осуществлять самоконтроль; -совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке. Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - уметь чётко выражать свои мысли; - учиться выполнять различные роли в группе. |
Формы работы | Ресурсы |
Фронтальная Групповая Работа в парах | Книгопечатная продукция: Пропись В.Г. Горецкий, Н.А. Федосова Тетрадь № 3 М., 2016. Раздаточный материал для учащихся (карточки с заданиями). Индивидуальные маркерные досточки, маркеры. Технические средства обучения: компьютер, медиапроектор. |
Ход урока
.
Ι. Самоопределение к учебной деятельности.
Раз, два, три, четыре, пять –
Урок пора нам начинать.
Вы друг другу улыбнитесь.
И тихонечко садитесь.
- Прозвенел звонок на наш урок. Пусть это утро несет нам радость общения. Наполнит наши сердца светлыми, добрыми чувствами.
- Какая работа предстоит нам на уроке? ( Узнать что-то новое)
- Мы сегодня будем познавать тайны русского языка.
-Послушайте советы парты. Слайд №1
- В походе за новыми знаниями нам нужно вспомнить правила работы в группе. Слайд №2
- Девиз нашего урока «Век живи – век учись!». Слайд № 3
- Почему, люди учатся всю жизнь? (Высказывания детей)
ΙΙ. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
- Я думаю, что всё на уроке у нас получится. Но прежде чем двинуться дальше, давайте повторим то, что уже знаем.
- Из чего состоит наша речь?
- На какие группы можно разделить все звуки?
- Что можете сказать о согласных звуках? О гласных? Слайд № 4
- Покажите на ленте все гласные, все звонкие согласные, все изученные глухие согласные звуки.
- Что можно составить из звуков и букв?
- Как называются слова, написание которых нельзя проверить, а надо запомнить?
Учащиеся сидят группами. На каждом столе карточки с заданиями, лист самооценки, сигнальные кружки.
Карточки № 1.(Приложение 1)
Учащиеся вставляют букву в слово, передают по карточке соседу справа, проверяют предыдущее слово, вставляют букву в следующее слово, передают карточку дальше. Затем собирают карточки, меняются с другой группой (1-2-я, 3-4-я) проверяют, меняются обратно и показывают сигнал «Готовы».
- Обсудите и оцените работу в группах. (Учащиеся в группах обсуждают результаты, закрашивают круг на листе самооценки выбранным цветом и показывают сигнальный кружок.)
- Молодцы!
Физкультминутка.
Дыхательная гимнастика по Стрельникову.
Упражнения «Кошечка» и «Маятник»
- Ребята, вспомните последнее слово на карточке (Чай, чудо).Слайд № 5
- На Руси, чаепитие всегда отличалось сердечностью. Самовар на столе, как бы приглашал расслабиться и вести долгие задушевные беседы
А знаете ли вы, откуда появился чай, где его родина? Этот вопрос до сих пор считается спорным. Одни считают родиной чая Китай, другие – Индию. Название этого напитка произошло от китайского слова «ча», что в переводе означает «молодой листочек».
- Какую новую букву вы встретили в словах? (Букву ч)
- Какие буквы вставили после неё? Вы можете доказать правильность выбора буквы? Что мы теперь должны сделать?
( Разобраться в чём наше затруднение)
III. Постановка учебной задачи.
- У нас появилась проблема! Итак, какой должна быть цель нашей деятельности? Чему мы будем учиться? О чем мы сегодня будем говорить на уроке, чтобы её выполнить? (Мы должны всё узнать о звуке [ч'] и букве Ч, а также о сочетании Ча, Чу.)
- Сформулируйте тему нашего урока.
- Какой должен быть следующий шаг нашей деятельности?
(Самим найти способ решения этой проблемы) Слайд № 6
IV. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания).
- Попробуем вместе открыть новые знания о звуке [ч'].
Чтобы звуком управлять,
О нём всё точно надо знать
Повторим правила работы в группе. Приложение 2
- Возьмите карточки № 2 и выполните задание. Приложение 3
Проведите звуко - буквенный анализ слова человек (разделите на слоги, поставьте ударение, дайте характеристику звукам в цветовой гамме). Сделайте вывод о звуке [ч'].
3-я группа.
Прочитайте слова. Какой звук в них общий? Где он стоит: в начале, середине или конце слова? Какое слово лишнее и почему?
Качалка, туча, кирпич, чайник, стрекочет, свеча, мяч, рыжий, трубач,.
4-я группа.
Закончите чистоговорку. Научитесь хором произносить ее. Какой звук повторяется?
Чо – чо – чо – мы расслабили …(плечо )
Чу – чу – чу – мультик я сейчас…( включу )
Ча – ча – ча – на столе горит …(свеча)
- Молодцы!
- Прочитайте запись на слайде
Чайки живут в море, чабаны - в горах, а чайники - на кухне. Черепахи живут в песке.
Слайд № 10 Физкультминутка.
Тик-так, тик-так.
Все часы идут вот так:
Тик-так, тик-так.
Смотри скорей, который час:
Тик-так, тик-так, тик-так.
Налево раз, направо раз,
Мы тоже можем так:
Тик-так, тик-так, тик-так
- Найдите слоги вверху. Обозначьте цветом звук [ч']
- Проверим. Какой слог соответствует схеме, на которой изображены рядом зелёный и красный круги? (Ча, чу, чи, че, чё, так как [ч'] всегда мягкий.)
- Какой слог соответствует схеме, на которой изображены рядом синий и красный круги?
(Звук [ч'] не бывает твёрдым.)
- Итак, расскажите, что мы узнали о букве ч.
Слайд № 13 Физкультминутка
- Продолжим знакомство с буквой ч.
Карточки
1-я группа.
Разрежьте модель заглавной буквы Ч на элементы. Сколько получилось элементов? Назовите их. Приготовьте объяснение у доски.
2-я группа.
Сравните строчную букву ч с заглавной буквой Ч. Что у них общего? Подумайте, как писать букву Ч. Потренируйтесь. Проговорите объяснение, расставив название элементов по порядку: между верхней дополнительной линией рабочей строки записываем линию, похожую на строчную букву г, доводим её до верхней дополнительной линии и ведём вниз длинную палочку с закруглением вправо.
3-я группа.
Подумайте, как соединить букву Ч с другими буквами. Соедините. Отметьте красной точкой соединение (Ча Чу Чи).
Учащиеся выполняют задание в тетради
- Откройте прописи на с. 29
Я тетрадочку открою и наклонно положу,
Ручку я от вас не скрою, ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь.
Подготовим руку к письму, обведите узоры. В конвертах вырезанная письменная буква ч из бархатной бумаги. Обведите её указательным пальцем несколько раз.
Далее учитель показывает написание буквы Ч на доске, дети пишут в воздухе, тупым концом ручки на ладони и в прописи.
Письмо буквы маркером на индивидуальной досточке.
Письмо в прописи: Ч Ч Ч Ч Ч Ч Ч Ч Ч Ч Ч Ч Ч Ч Ч
Физкультминутка (моторика).
Это пальчик дедушка,
Это пальчик бабушка,
Это пальчик мамочка,
Это пальчик папочка,
Это пальчик я, вот и вся моя семья!
Письмо в прописи: Ча Чу Чи
Взаимопроверка в парах: подчеркнуть красным цветом самую красивую букву, самый красивый слог.
Замечательный русский писатель Аркадий Петрович Гайдар написал интересный рассказ о мальчиках, которых звали Чук и Гек.
Работа в Прописи
- Прочитайте предложение: О Чуке и Геке написана книга.
- На какие две группы можно разделить слова с выделенными слогами? (Группы ча, чу.)
- Почему эти сочетания являются опасными? (Звук [ч'] всегда мягкий, и мы можем по ошибке написать буквы я и ю, которые указывают на мягкость.)
- Какое правило надо запомнить?
(Ча пиши с буквой а. Чу пиши с буквой у.)
- Вот ещё одну тайну вы узнали на уроке. Открыли для себя новое знание!
V.Первичное закрепление.
- Работа в прописи.
- Прочитайте пословицу, написанную печатным шрифтом. Мала пчела, да и та работает.
- Объясните значение.
- А теперь в группах попробуйте придумать коротенькую сказку о том, как буква ч подружилась с буквами а и у:
1-я и 2-я группа - ча,
3-я и 4-я группа - чу.
- Послушаем сказки.
- Итак, с какую тайну русского языка вы сейчас узнали? (Ча пиши с а, чу пиши с у.)
В каких словах мы будем писать заглавную букву Ч? Беседа: Где мы свами живём? ( На Чукотке) Слайд о Чукотке. Запись предложений на свободных строчках:
Физкультминутка.
Слайд №14
- Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечку. Представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечу. - Представьте, что перед вами именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.
VI. Включение в систему знаний и повторение.
- Сегодня мы очень много узнали о букве Ч.
Ответьте подробно на вопрос: почему букву ч назвали буквой-почемучкой? Хорошо это - быть почемучкой?
- Значит девиз нашего урока правильный, если человек учится, значит, он будет знать больше.
VII. Рефлексия деятельности.
- Ребята, давайте подведём итог нашей работы.
Самооценка. Выскажите свои мысли по уроку. Слайд №15
- Спасибо за урок!
Литература
Бунеев Р.Н. Букварь / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. -БАЛЛАС, 2012.
Волина В.В. Учимся играя / В.В. Волина. - М., 1994.
Глазкова ТА, Организация индивидуальной, подгрупповой, коллективной деятельности / Т.А. Глазкова // Начальная школа. -1999. -М 10. -С. 33-36.
Классификация общих методик при коллективных учебных занятиях // Сельская школа. - 2005. - Июнь. - С. 4-8.
Пронина О. В. Мои волшебные пальчики: Тетрадь № 5 / О.В. Пронина. - М., 2012.
Приложение .
Приложение 1 Карточки №1
1 и 3 группы
К_пуста, ябл_ня, х_р_шо, к_рова, л_мон, ч_й.
Ябл_ко, р_бина, в_рона, _сина, м_л_ко,ч_до. 2 и 4 группы
Приложение 2
Правила работы в группе
Приложение 3 Карточки № 2
1-я группа.
Букварь с. 132 сделайте схему-«человечка» Ч. Подготовьте рассказ о
букве ч.
2-я группа.
Букварь с. 134. Проведите звуко-буквенный анализ слова человек (разделите на слоги, поставьте ударение, дайте характеристику звукам в цветовой форме). Сделайте вывод о звуке [ч'].
3-я группа.
Прочитайте слова. Какой звук в них общий? Где он стоит: в начале, середине или конце слова? Какое слово лишнее и почему?
Качалка, туча, кирпич, чайник, стрекочет, свеча, мяч, рыжий, трубач, честность.
4-я группа.
Закончите чистоговорку. Научитесь хором произносить ее. Какой звук повторяется?
Чо – чо – чо – мы расслабили …(плечо )
Чу – чу – чу – мультик я сейчас…( включу )
Ча – ча – ча – на столе горит …(свеча)
Приложение 4
На что похожа буква ч. |
| Буква ч сказала: «Есть!» Отдала кому-то честь. |
Ч | Ч с четвёркой так похож! Буква с цифрой? Ну и что же?! Удивляешься чему ты? Просто их не надо путать. |
| Первой букве в слове «ЧТЕНИЕ», Букве ч моё почтение! |