(УМК «Школа России», автор учебника В.Г. Горецкий, 1 класс)
Учитель: Борисова Н. В.
формулировать проблему с помощью учителя; выделять и формулировать познавательную цель с помощью учителя; строить речевое высказывание в устной форме.
формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов; контролировать действия партнёра.
принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; планировать совместно с
учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
анализировать, сравнивать и воспроизводить текст по опорным словам и картинному плану, узнают о культуре русского народа, научатся ценить её достояние;
№ п/п | Этап урока | Цель | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результат |
1. | Оргмомент. | Проверка готовности к уроку. | Уточнять и конкретизировать действия учащегося. -Урок литературного чтения. Итак, друзья, внимание! Ведь прозвенел звонок. Садитесь поудобнее, Начнём скорей урок! | Контролировать свою готовность к уроку. (слайд №1) | Готовность к учебной деятельности. |
2. | Актуализация знаний. Постановка учащимися цели урока. | Формулировать познавательную цель с помощью учителя. | На доске в хаотичном порядке расположены карточки: научились читать сказки Мы Составьте из данных слов предложение. | Дети составляют предложение: «Мы научились читать сказки». Дети формулируют цель урока: «Сегодня на уроке мы будем учиться правильному выразительному чтению». (слайд №2) | Дети сформулировали цель урока. |
3. | Самоопределение к деятельности. | Включение детей в урок. Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве; опора на выделенные учителем ориентиры действия. | Речевая разминка (запись на доске и иллюстрация): - Прочтите скороговорку медленно, а затем быстро. Мышь в углу прогрызла норку, Тащит в норку хлеба корку. Но не лезет корка в норку, Велика для норки корка. - В каких сказках действующее лицо – мышка? | Дети читают скороговорку медленно, а затем быстрее. Ответы детей: «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок». | Самооценка. ☺ • ☹ |
4. | Мотивация учебной деятельности. | Проверка домашнего задания. Выставка детских рисунков. Выразительное чтение отрывка из сказки Е. Чарушина «Теремок». | - С какой сказкой мы познакомились на прошлом уроке? - Давайте прочитаем выразительно отрывок из сказки Е. Чарушина «Теремок». (на доске выставлены иллюстрации главных героев) - В правильном ли порядке расположены главные герои сказки на доске? | Ответ детей: «Мы познакомились с авторской сказкой Е. Чарушина «Теремок». (слайд №3) Выразительное чтение отрывка из сказки детьми «по цепочке». Дети ищут и исправляют ошибки. | Самооценка. ☺ • ☹ |
5. | Формулирование учащимися темы урока и уточнение цели. | Уточнить познавательную цель и формулировать тему урока с помощью учителя. | - Ребята, а знакомы ли вам другие сказки, похожие по содержанию на сказку «Теремок», которую вы сейчас читали? - Сегодня на уроке мы будем читать хорошо знакомую вам русскую народную сказку. Название этой сказки вы прочтете по первым буквам изображенных предметов. - Итак, уточните тему сегодняшнего урока. - Давайте повторим цель нашего урока, связав её с темой. | Ответы детей. Дети работают в парах, расставляя в нужном порядке буквы у доски. Ответ детей: «Р У К А В И Ч К А». Ответ детей: «Мы будем учиться читать правильно и выразительно сказку «Рукавичка». (слайд №4) | |
6. | Постановка учебной задачи. | Обсуждение затруднений. Постановка проблемы урока. | - Вы, наверное, все знаете, что такое «рукавички» и зачем они нужны людям? - Как ещё можно сберечь руки от холода? - Почему народ, придумав эту сказку, назвал её «Рукавичка»? - Можете ли вы, сейчас, не читая сказки, ответить на этот проблемный вопрос? … Перед тем как послушать сказку поработаем со словами.(Словарная работа) - Тогда давайте послушаем сказку очень внимательно, вдумчиво и может кто-то из вас сможет дать точный ответ на поставленный вопрос. | Ответы детей. Ответ детей: «Нет, не можем». Аудиозапись | Проблема поставлена и запланированы действия для её решения. |
7. | Решение учебной задачи. | Построение проекта выхода из затруднений. | - Понравилась ли вам сказка? - Кто обронил рукавичку? - Сколько всего зверей поместилось в рукавичке? - Почему звери были вынуждены покинуть свой домик? - Может кто-то уже готов ответить на главный вопрос: «Почему сказку назвали именно «Рукавичка»?». Наводящие вопросы: «Куда пошёл дедушка?» «Сказано ли в сказке, зачем он пошёл в лес?» «Можно ли догадаться?» «Для работы в лесу, что лучше спасает от мороза?» «Как вы думаете, что теплее: рукавички, варежки или перчатки?» - А хотите ли вы узнать, почему рукавички так назвали? - Я тоже не знаю. Давайте вместе рассуждать. - Назовите родственное слово к слову «рукавички». - Теперь давайте медленно произнесём это слово, разделив его на две части: «рука» – «вица». - Что услышали? - Молодцы! Вы сами рассказали о происхождении слова «рукавица». | Ответы детей. Ответы детей. Ответ детей: «Нет, не можем». Ответы детей. (слайд №5) Ответ детей: «Рукавицы». Ответ детей: «Слово состоит из двух частей: «рука» и «виться», то есть «виться вокруг руки». (слайд №6) | Поставленная проблема решена. |
8. | Физминутка. | Сохранение и укрепление здоровья, снятие усталости. | Направлять. Стали мы учениками, Соблюдаем режим сами: Утром мы, когда проснулись, Улыбнулись, потянулись. Для здоровья, настроенья, Делаем мы упражненья: Руки вверх и руки вниз, На носочки поднялись. То присели, то нагнулись. И опять же улыбнулись. А потом мы умывались, Аккуратно одевались. Завтракали не торопясь, В школу к знаниям стремясь. | Выполнять. (слайд №7) | Снять усталость. |
9. | Первичное закрепление. | Проговаривание нового знания. | Подготовка к пересказу. Составление картинного плана: - Как начинается сказка? - Кто первый стал жить в рукавичке? - Кто за кем появился в сказке? - Кто был последним? - Пустили звери медведя в рукавичку? 2. Пересказ сказки «Рукавичка» по коллективно составленному картинному плану. 3. Сопоставление сказок «Теремок» и «Рукавичка». Работа в тетради (с.32) - Чем они похожи? - Чем они отличаются? 4. Выберите пословицу, которая больше подходит к сказке: «В тесноте, да не в обиде». «Знает сорока, где зиму зимовать». «Согласие крепче каменных стен». - Чему нас учат данные сказки? | (слайд №8) Ответы детей. Дети расставляют иллюстрации главных героев сказки в нужном порядке. Дети пересказывают сказку. (слайд №9) (слайд №10) Содержание сказки; Конец сказки. (слайд №11) Ответ детей: «В тесноте, да не в обиде». | Самооценка. ☺ • ☹ |
10. | Выборочное чтение. | Самостоятельно учитывать приобретённое знание; осуществлять итоговый и пошаговый контроль результата. | А сейчас мы будем читать эту сказку, но сначала проведем речевую разминку. Речевая разминка. 1). Упражнение на дыхание “Укололи пальчик”. - Подуть на больное место (вдох через нос, продолжительный выдох через рот). 2). “Застёгивание и расстёгивание молнии”. - Улыбнуться, крепко сомкнуть губы, удерживать их в таком положении под счёт до “пяти” (застегнули молнию). Разомкнуть губы (расстегнули молнию). 3). “Большие пуговицы и маленькие пуговки”. - Максимально округлить губы (большая пуговица), вытянуть губы узкой “трубочкой” (маленькая пуговка). 4). Гимнастика для глаз “Пуговица”. - Дети берут в правую руку “пуговицу” и следят за ней глазами: - влево – вправо; - вверх – вниз; - далеко – близко. Выборочное чтение сказки «Рукавичка». -Найдите в тексте и прочитайте: Кто пришел первым и поселился в рукавичке? Как просился в рукавичку кабан? Кто пришел за мышкой? Почему дед вернулся в лес? Кто сломал домик зверей? 6) Игра «Найди слово в слове» -Найдите в слове рукавичка другие слова, которые в нем спрятались (проводится орфографическая подготовка). Викторина: « Да или нет.» 1«Рукавичка» - русская народная сказка? ( Нет) 2 Идет дед с собачкой полем? (Нет.) 3.Первой увидела рукавичку лягушка-поскакушка? (Нет) 4. С мышкой и лягушкой поселился в «домике» зайчик?… (Да) 5.После волка там спрятался медведь?(Нет) 6 .Из-за медведя разорвалась рукавичка?(Да.) 7.Прибежала собачка и тоже влезла в рукавичку? (нет) 8.Звери ей обрадовались? (Нет.) 9.Дед пришёл и забрал рукавичку? (Да) | | Самооценка. ☺ • ☹ |
11. | Итог урока. | Самооценка результатов деятельности. | Вопросом направить учащихся к анализу проделанной работы. - Чему нас учат данные сказки? - Какое задание вызвало у вас затруднение в начале урока? - Как мы решили эту проблему? | Самостоятельно прокомментировать достижение цели урока. Ответ детей: «Почему сказка называется «Рукавичка»? «Мы познакомились с историей возникновения слова «Рукавицы». | Анализ проделанной работы на уроке по достижению поставленной цели. |
12. | Рефлексия. | Оценка своих достижений на уроке. | - Что вам больше всего понравилось на уроке? - Какое задание было самым трудным? - Какое – самым простым? - Продолжите предложение: - А теперь посмотрите, сколько смайликов вы получили за урок? - У кого весёлые смайлики? - У кого серьёзные смайлики? - Спасибо всем за урок. -Урок окончен. | Ответы детей. (слайд №13) (слайд №14) (слайд №15) (слайд №16) | |