kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературного чтения в 1 классе по теме: русская народная сказка «Рукавичка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока

Предмет: литературное чтение

Класс: 1 класс

УМК: «Школа России»

Тема: русская народная сказка «Рукавичка»

Цель  урока: познакомить с русской  народной  сказкой «Рукавичка»

Задачи:

- обучать  плавному, выразительному, осознанному  чтению целыми  словами;

- учить  соотносить   иллюстрацию  с  содержанием  текста;

- учить  пересказывать  сказку  на  основе самостоятельно построенной   схемы-цепочки;  определять  главную   мысль  сказки;  отвечать  на  поставленные  вопросы  учеников  и  учителя; развивать  речь, мышление.

Оборудование:

 - На  доску:     таблички   СКАЗКИ








 

                             АВТОРСКИЕ    НАРОДНЫЕ     

 Карточки :   дед, мышка,  лягушка,  зайка, лисичка,  волк,  кабан, медведь

Пожелание – напутствие  на  парты

“Учись читать”
Чтоб  умным  человеком стать –
Учись читать, учись читать
И помни: каждый ученик
Не может жить без добрых книг

Распечатки с пословицами, карточками  -  названиями  героев, таблицами, толковый  словарь.

План урока.

  1. Организационный момент.

Учитель:

Прозвенел сейчас звонок.
Начинается урок.
Занимайте все места, 
Да послушайте меня:

II. Подготовительный этап

(Звучит аудиозапись русской народной песни “Светит месяц…”)

Учитель:

Приглашаю вас сегодня
В сказке доброй побывать.
Многое самим увидеть
И себя там показать.
Что за сказка ожидает
И меня и вас – друзья?
Эта тайна, 
И без вас мне 
Разгадать её нельзя!
Слушайте внимательно, 
Это обязательно! 
На уроке мы сегодня
Много что должны успеть:
Почитать, повеселиться, 
Поиграть и потрудиться.

Артикуляционная гимнастика      

         БУ – БЮ     БА – БЯ

         ВУ – ВЮ   ВА – ВЯ

         ГУ – ГЮ    ГА – ГЯ

         ЛУ – ЛЮ   ЛА – ЛЯ

         РУ – РЮ    РА - РЯ

- Читаем слоги на таблицах, четко произнося все звуки, сначала вместе со мной

  • Читают хором
  • Читают по цепочке
  • Читают мальчики, потом девочки
  •  Читают шепотом, радостно, грустно

 

  1. Актуализация  знаний.  Постановка  целей  урока.

-Прочитайте  (ШЕПОТОМ)  стихотворение…

  Чтоб  умным  человеком  стать-

Учись  читать, учись читать.

И   помни:  каждый   ученик
Не   может  жить  без  добрых  книг.

- Для  чего  нужны  уроки  чтения в школе?

 - Чему  мы  учимся  на  уроках  литературного  чтения?  (Учимся  плавному, красивому  чтению, работать с текстом, выражать свои мысли)

4.Речевая  разминка  

РИ – РУ – РЮ – РЯ – РЕ  -                    

 О-ПА-ДА-ЮТ  ЛИС-ТЬЯ  В  СЕН-ТЯБ-РЕ

ГА – ГУ – ГЫ – КА – ГО –                      ЕСТЬ   ИГРУШКИ  У  МАР-ГО

ВИЧ – РЫК – МАК – ТОК – БАК –     

 ЧИ-ТА-ЕМ  МЫ  НЕ  ПРОСТО  ТАК

АК – ОК – ИК – КА – УК –                   

  НА  ЛИСТ  УСЕЛСЯ  МАЙ- СКИЙ  ЖУК

- Какие  слоги  в  каждой  строке  были  лишние? Почему вы  так  считаете? Постройте из  лишних  слогов  слово. Что получилось?  (Рукавичка)

 - Сегодня мы  будем  знакомиться со сказкой «Рукавичка»

- Откройте  учебник. Кто-нибудь из вас знаком  с этой  сказкой?  Попробуйте  определить,  кто  автор?

- Как  догадались, что  эта  сказка  русская народная? Какие  сказки  мы  называем русскими -народными?  Какие  - авторскими? Какие  ещё  русские народные  сказки  вы  знаете? Попробуйте  предположить, о чём  эта  сказка?

-Посмотрите,  как  записан  текст  сказки. Что вы заметили? (  Есть  запись  диалога)

-Что такое  диалог? Что  бы  это  значило? ( Герои  много   разговаривают)

 

5.Проблемная  ситуация 

-Ребята,  сегодня  к  нам на урок  пришли  гости. Внимательно  послушайте  их  разговор .   

(Две  ученицы  переодеты в  костюмы  лисичек.)

Разыгрывается  проблемный  диалог

1 лисичка:  -Привет!

2 лисичка: - Привет! Как тебя зовут?

1 лисичка:- Меня  зовут Лисичка-сестричка. А тебя как?

2 лисичка (удивлённо)  - Как?!  И меня зовут Лисичка-сестричка!

1 лисичка  ( с возмущением):  - Удивительно! А где ты  живёшь?

2 лисичка:  - Я  живу в сказке   Евгения  Чарушина «Теремок». А ты где?

1 лисичка: - А  я живу  в  сказке  «Рукавичка»!

2  лисичка:   (удивлённо) - Ничего  не  понимаю!  Что же получается? Мы с тобой  одинаковые   героини  разных  сказок?!  Тогда  зачем эти сказки  создатели  учебника  напечатали  для  первоклассников?    (уходят)

  - Как  вы  думаете, одинаковые  ли  сказки  предлагают  для  изучения  авторы  учебника?  

-  Какие  цели  вы  ставите перед  собой? 

-  Какую  работу  вы  должны   провести,  чтобы   достичь  поставленных  целей? (Прочитать  сказку  и  сравнить её со  сказкой  «Теремок»)

-Что  можно    сравнить? (героев, события, чему  учит сказка)

  1. Работа  по  теме  урока.

а).  Подготовка  к  чтению.

- В сказке  встретятся  слова, которые  я  вам  предлагаю  прочитать.

По-пры-гуш-ка – попрыгушка

По-скре-буш-ка -  поскребушка

По-бе-гай-чик – побегайчик

- Прочитайте  сначала по  слогам, затем  целыми  словами.

-Прочитайте   шёпотом, затем  вполголоса.

Об-ро-нил

Спра-ши-ва-ет

Бре-дёт   (спросить о  значении этого  слова)+  поработать  с толковым  словарём

Не  по-вер-нуть-ся  [ца]

Под-хо-дит

Ра-зор-вёт-ся [ца]

По-ше-ве-ли-ва-ет-ся  [ца]

Бро-си-лись    врас-сып-ну-ю   (спросить о  значении

б).  Первичное  знакомство со  сказкой.

Читает  учитель.

в). Проверка  понимания  прочитанного.

-Понравилась вам  сказка?  О  ком  она?

-  Докажите, что это  сказка?

- Назовите  героев.

- С  чего  начинается   сюжет?

 -Кто  первым  поселился  в  рукавичке?

- Кто  был  последним?

- Пустили ли  звери  медведя  в  рукавичку?

- Кто  испугал  зверей?

(На  партах  лежат  листы  бумаги, разделённые на 2 части, и карточки (разные по размерам) со  словами  (героями сказок).

  (1- я часть -  сказка «Теремок»,   2-я часть – сказка «Рукавичка»)

-     Расположите  персонажей сказок  по  порядку  с помощью  карточек. 

(Работа выполняется   в  парах,  2   ученика  выполняют  на доске)

Сказка  «Теремок»

Мышка

Лягушка

Заяц

Лисичка

Сказка  «Рукавичка»

 дед

мышка        

лягушка  

зайка        

лисичка    

волк 

кабан   

медведь

- Проверим, как  ребята   выполнили  задание.

- В  чём  заключалось задание? Какая  была  цель?

- Тебе удалось достичь  поставленной  цели?

-Ты  справился  правильно  или  с  ошибкой?

- Справился  полностью  сам  или  с  чьей-то  помощью? Оцени  свою  работу.

- Сравните  свои  результаты с тем, что получилось  у  ребят.  Какой  вы  можете  сделать  вывод?  (Герои  сказки  похожи, но  отличаются  количеством и  кличками).

Физминутка

(Учитель  называет разных  животных. Ребята приседают, если такие есть в сказке «Рукавичка» )

 Корова, сорока, мышка, медведь, белка, лисичка, обезьяна, зайка, слон, синица,лягушка, волк, воробей, кабан.  

г).   Повторное  (выборочное)  чтение  сказки

Чтение сказки по цепочке

-Задайте  друг  другу  вопросы  по тексту.

 - Можно ли эту  сказку назвать  сказкой-цепочкой?  Почему?

-Какие  ещё  сказки – цепочки вы знаете? («Теремок», «Колобок»)

д). Закрепление   изученного.

Игра  «Найди  нужный  сюжет в сказке»

Учитель  показывает   иллюстрации, дети  зачитывают  нужный  сюжет  в  учебнике)

  1. Итог урока

-С какой сказкой познакомились?

- Найдите  среди  списка  пословиц ту, которая  больше  подходит  к  сказке.

  1. Не  учись  разрушать, а  учись  строить.
  2. Сила  сломит  всё, а  ум – силу.
  3. Жить – Родине  служить.
  4. Учение – свет,  а неученье – тьма.
  5. В  тесноте, да не в обиде.
  6. -Чему  учит  сказка  «Рукавичка»?
  7.      7.  Оценка деятельности
  8. - Оцените  свою  работу на уроке.
  9.  - Если вам понравился наш урок,  поднимите одну руку, если очень - две руки, а если вы   ставите нашему уроку  оценку «отлично» - похлопайте! 
  10. - Молодцы, ребята! Вы очень хорошо работали на уроке. Спасибо.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения в 1 классе по теме: русская народная сказка «Рукавичка»»

Конспект урока


Предмет: литературное чтение

Класс: 1 класс

УМК: «Школа России»


Тема: русская народная сказка «Рукавичка»


Цель урока: познакомить с русской народной сказкой «Рукавичка»


Задачи:

- обучать плавному, выразительному, осознанному чтению целыми словами;

- учить соотносить иллюстрацию с содержанием текста;

- учить пересказывать сказку на основе самостоятельно построенной схемы-цепочки; определять главную мысль сказки; отвечать на поставленные вопросы учеников и учителя; развивать речь, мышление.


Оборудование:

- На доску: таблички СКАЗКИ


АВТОРСКИЕ НАРОДНЫЕ

Карточки : дед , мышка, лягушка, зайка, лисичка, волк, кабан, медведь

Пожелание – напутствие на парты

“Учись читать”
Чтоб умным человеком стать –
Учись читать, учись читать
И помни: каждый ученик
Не может жить без добрых книг

Распечатки с пословицами , карточками - названиями героев, таблицами, толковый словарь.


План урока.


  1. Организационный момент.

Учитель:

Прозвенел сейчас звонок.
Начинается урок.
Занимайте все места, 
Да послушайте меня:

II. Подготовительный этап

(Звучит аудиозапись русской народной песни “Светит месяц…”)

Учитель:

Приглашаю вас сегодня
В сказке доброй побывать.
Многое самим увидеть
И себя там показать.
Что за сказка ожидает
И меня и вас – друзья?
Эта тайна, 
И без вас мне 
Разгадать её нельзя!
Слушайте внимательно, 
Это обязательно! 
На уроке мы сегодня
Много что должны успеть:
Почитать, повеселиться, 
Поиграть и потрудиться.

Артикуляционная гимнастика


БУ – БЮ БА – БЯ

ВУ – ВЮ ВА – ВЯ

ГУ – ГЮ ГА – ГЯ

ЛУ – ЛЮ ЛА – ЛЯ

РУ – РЮ РА - РЯ

- Читаем слоги на таблицах, четко произнося все звуки, сначала вместе со мной

  • Читают хором

  • Читают по цепочке

  • Читают мальчики, потом девочки

  • Читают шепотом, радостно, грустно



  1. Актуализация знаний. Постановка целей урока.

-Прочитайте (ШЕПОТОМ) стихотворение…

Чтоб умным человеком стать-

Учись читать, учись читать.

И помни: каждый ученик
Не может жить без добрых книг.

- Для чего нужны уроки чтения в школе?

- Чему мы учимся на уроках литературного чтения? (Учимся плавному, красивому чтению, работать с текстом, выражать свои мысли)

4.Речевая разминка

РИ – РУ – РЮ – РЯ – РЕ -

О-ПА-ДА-ЮТ ЛИС-ТЬЯ В СЕН-ТЯБ-РЕ

ГА – ГУ – ГЫ – КА – ГО – ЕСТЬ ИГРУШКИ У МАР-ГО

ВИЧ – РЫК – МАК – ТОК – БАК –

ЧИ-ТА-ЕМ МЫ НЕ ПРОСТО ТАК

АК – ОК – ИК – КА – УК –

НА ЛИСТ УСЕЛСЯ МАЙ- СКИЙ ЖУК

- Какие слоги в каждой строке были лишние? Почему вы так считаете? Постройте из лишних слогов слово. Что получилось? (Рукавичка)

- Сегодня мы будем знакомиться со сказкой «Рукавичка»

- Откройте учебник. Кто-нибудь из вас знаком с этой сказкой? Попробуйте определить, кто автор?

- Как догадались, что эта сказка русская народная? Какие сказки мы называем русскими -народными? Какие - авторскими? Какие ещё русские народные сказки вы знаете? Попробуйте предположить, о чём эта сказка?

-Посмотрите, как записан текст сказки. Что вы заметили? ( Есть запись диалога)

-Что такое диалог? Что бы это значило? ( Герои много разговаривают)



5.Проблемная ситуация

-Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Внимательно послушайте их разговор .

(Две ученицы переодеты в костюмы лисичек.)



Разыгрывается проблемный диалог



1 лисичка: -Привет!

2 лисичка: - Привет! Как тебя зовут?

1 лисичка:- Меня зовут Лисичка-сестричка. А тебя как?

2 лисичка (удивлённо) - Как?! И меня зовут Лисичка-сестричка!

1 лисичка ( с возмущением): - Удивительно! А где ты живёшь?

2 лисичка: - Я живу в сказке Евгения Чарушина «Теремок». А ты где?

1 лисичка: - А я живу в сказке «Рукавичка»!

2 лисичка: (удивлённо) - Ничего не понимаю! Что же получается? Мы с тобой одинаковые героини разных сказок?!!! Тогда зачем эти сказки создатели учебника напечатали для первоклассников? (уходят)

- Как вы думаете, одинаковые ли сказки предлагают для изучения авторы учебника?

- Какие цели вы ставите перед собой?

- Какую работу вы должны провести, чтобы достичь поставленных целей? (Прочитать сказку и сравнить её со сказкой «Теремок»)

-Что можно сравнить? (героев, события, чему учит сказка)

  1. Работа по теме урока.



а). Подготовка к чтению.

- В сказке встретятся слова, которые я вам предлагаю прочитать.


По-пры-гуш-ка – попрыгушка

По-скре-буш-ка - поскребушка

По-бе-гай-чик – побегайчик

- Прочитайте сначала по слогам, затем целыми словами.

-Прочитайте шёпотом, затем вполголоса.

Об-ро-нил

Спра-ши-ва-ет

Бре-дёт (спросить о значении этого слова)+ поработать с толковым словарём

Не по-вер-нуть-ся [ца]

Под-хо-дит

Ра-зор-вёт-ся [ца]

По-ше-ве-ли-ва-ет-ся [ца]

Бро-си-лись врас-сып-ну-ю (спросить о значении

б). Первичное знакомство со сказкой.

Читает учитель.

в). Проверка понимания прочитанного.

-Понравилась вам сказка? О ком она?

- Докажите, что это сказка?

- Назовите героев.

- С чего начинается сюжет?

-Кто первым поселился в рукавичке?

- Кто был последним?

- Пустили ли звери медведя в рукавичку?

- Кто испугал зверей?

(На партах лежат листы бумаги, разделённые на 2 части, и карточки (разные по размерам) со словами (героями сказок).

(1- я часть - сказка «Теремок», 2-я часть – сказка «Рукавичка»)

- Расположите персонажей сказок по порядку с помощью карточек.

(Работа выполняется в парах , 2 ученика выполняют на доске)


Сказка «Теремок»

Мышка

Лягушка

Заяц

Лисичка




Сказка «Рукавичка»

дед

мышка

лягушка

зайка

лисичка

волк

кабан

медведь



- Проверим, как ребята выполнили задание.

- В чём заключалось задание? Какая была цель?

- Тебе удалось достичь поставленной цели?

-Ты справился правильно или с ошибкой?

- Справился полностью сам или с чьей-то помощью? Оцени свою работу.

- Сравните свои результаты с тем, что получилось у ребят. Какой вы можете сделать вывод? (Герои сказки похожи, но отличаются количеством и кличками).


Физминутка

(Учитель называет разных животных. Ребята приседают, если такие есть в сказке «Рукавичка» )

Корова, сорока, мышка, медведь, белка, лисичка, обезьяна, зайка, слон, синица ,лягушка, волк, воробей, кабан.

г). Повторное (выборочное) чтение сказки

Чтение сказки по цепочке

-Задайте друг другу вопросы по тексту.

- Можно ли эту сказку назвать сказкой-цепочкой? Почему?

-Какие ещё сказки – цепочки вы знаете? («Теремок», «Колобок»)

д). Закрепление изученного.


Игра «Найди нужный сюжет в сказке»

Учитель показывает иллюстрации, дети зачитывают нужный сюжет в учебнике)


  1. Итог урока

-С какой сказкой познакомились?

- Найдите среди списка пословиц ту, которая больше подходит к сказке.

  1. Не учись разрушать, а учись строить.

  2. Сила сломит всё, а ум – силу.

  3. Жить – Родине служить.

  4. Учение – свет, а неученье – тьма.

  5. В тесноте, да не в обиде.

  6. -Чему учит сказка «Рукавичка»?

  7. 7. Оценка деятельности

  8. - Оцените свою работу на уроке.

  9. - Если вам понравился наш урок, поднимите одну руку, если очень - две руки, а если вы ставите нашему уроку оценку «отлично» - похлопайте!

  10. - Молодцы, ребята! Вы очень хорошо работали на уроке. Спасибо.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок литературного чтения в 1 классе по теме: русская народная сказка «Рукавичка»

Автор: Аблякимова Зарема Ремзиевна

Дата: 13.12.2016

Номер свидетельства: 369392

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Русский народный костюм и женские образы в русских сказках с изображением костюма в рисунке. "
    ["seo_title"] => string(102) "russkii-narodnyi-kostium-i-zhienskiie-obrazy-v-russkikh-skazkakh-s-izobrazhieniiem-kostiuma-v-risunkie"
    ["file_id"] => string(6) "224725"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1439112464"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Конспект урока чтения по теме "Рукавичка" (украинская сказка). 1 класс."
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekturokachtieniiapotiemierukavichkaukrainskaiaskazka1klass"
    ["file_id"] => string(6) "267896"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450487727"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Классный час "Книга - твой друг, береги её"."
    ["seo_title"] => string(40) "klassnyichasknighatvoidrughbierieghiieio"
    ["file_id"] => string(6) "266052"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1450089052"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "в.ф.одоевский мороз иванович "
    ["seo_title"] => string(30) "v-f-odoievskii-moroz-ivanovich"
    ["file_id"] => string(6) "147557"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419426538"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства