Организация класса. Повторение знаний о государственном бюджете. - Что такое государственный бюджет? (план доходов и расходов государства) - Бюджет – в переводе с английского языка «денежная сумка». - Как называются деньги, которые поступают в государственный бюджет? (доходы) - Из чего состоят доходы? (из налогов – установленных законом платежей, которые граждане и организации обязаны вносить в бюджет страны (государства)). - Как называются деньги, которые тратят? (расходы) -Приведите примеры государственных расходов. (образование, здравоохранение, содержание армии и полиции, расходы на науку и культуру, на охрану природы, на выплату пенсий и пособий). Объяснение нового материала. Формулировка темы урока. - Зачем государству нужен бюджет? (Государство должно заранее знать какие доходы может получить и сколько денег и на что можно потратить). - Семья – часть государства. Каждая семья тоже имеет доходы и не может жить без расходов. Чтобы правильно вести семенное хозяйство, что для этого нужно? (Иметь план расходов и доходов семьи). - То есть, что? (Бюджет) - О чем будем говорить на уроке, сформируйте тему урока. (Семейный бюджет) Анализ жизненной ситуации. - Проанализируйте сложившуюся ситуацию. «Иван Петрович получил зарплату и купил надувную лодку, чтобы летом ездить на рыбалку. Вернувшись домой (а дело было зимой), он вспомнил, что его сыну нужны лыжи. Но денег на это уже не осталось». - Можно ли было избежать такой ситуации? - Что должен был сделать Иван Петрович? (Заранее обдумать и спланировать расходы). - Важно помнить, чтобы расходы семейного бюджета не превышали доходов! 3. Ролевая игра «Источники доходов и расходов» (к доске вызываются 4 ученика: бабушка, папа, мама с маленькой «дочкой», старший брат. Реквизит: платок, галстук, кукла, студенческий билет). Задание: - На доске карточки. Каждый член семьи должен выбрать свой источник доходов. (Остальные учащиеся контролируют правильность выбора и сигнализируют квадратами «да – нет»). - В руках членов семьи карточки – «бабушка» - пенсия – деньги, которые платят пожилым и нетрудоспособным людям. «папа» - зарплата – деньги, которые платят за выполненную работу. «старший брат» - стипендия - деньги, которые учебные заведения платят студентам за хорошую учебу. «мама» - пособие – деньги, выплачиваемые на содержание маленьких детей. - Прикрепите в столбец доходы. - К какой составляющей семейного бюджета отнесем оставшиеся карточки? квартплата, транспортные услуги. (к расходам) 4. Решение арифметических задач. - Предлагаю решить несколько задач: А. Папа получил заработную плату 130 рублей, а бабушка – пенсию 70 рублей. Мама получила пособие на дочку 50 рублей. Столько же денег составила стипендия старшего сына. Каков семейный доход? Сколько денег получил сын? (50) Почему? (столько же). Каким действием решали? (130+70+50+50 = 300 руб.) Б. Семья заплатила за квартиру 100 рублей. Сколько осталось в семейном бюджете? (300 – 100 = 200 руб.) В. Сколько билетов в театр сможет купить семья, если цена билета 50 рублей? (200:50 = 4 билета) 5. Физкультминутка. 6. Работа по учебнику. 1). Использование полученной информации при характеристике доходов и расходов семьи. П. 1 , с. 77 – чтение статьи. - О каких доходах идет речь? - Дополним записи на доске о доходах. прибыль, проценты, гонорар. П. 2, с. 77 – анализ рисунков. - Существуют ли доходы, невозможно запланировать? (лотерейные выигрыши, премии) П. 3 Работа на таблице. 1. Анализ расходов. (табл. с. 76) - Рассмотрите в таблице расходы и дополните записи на доске (карточки справа к сумке) (закрыли учебники) 2. Формирование бережного отношения к семейному бюджету. - Что нужно делать, чтобы в семье было больше доходов, чем расходов? (больше работать, хорошо учиться, экономить) - Что значит экономить? - На чем бы вы экономили? (игрушки, развлечения, сладости) - Где взять лишние деньги? (беречь электроэнергию, установка счетчиков на газ, воду, тепло) - На чем нельзя экономить? (на еде, здоровье, отдыхе, предметах первой необходимости). IV. Закрепление. Работа с тестами. №231 – 234. (№ 231, 232 – самопроверка по электронному приложению (задание 1,2; № 233, 234 – проверка в парах) - Оцените работы товарища. Без ошибок – «5» 1 – 2 – «4» 3 – «3» 2. Работа в рабочих тетрадях. С. 49 №4. «Объясните смысл пословицы» V. Итог урока. Чему учились? VI. Домашнее задание. Работа в рабочих тетрадях. С. 48, №1 – 3. Использовать учебник, статья «Семейный бюджет». |