Развивать умение формулировать ответы на вопросы(КУУД)
Развивать умение включаться в диалог с учителем и сверстниками (КУУД)
Направленные на достижение предметных результатов обучения:
1.Формировать представление о структуре семейного бюджета;
2.Характерезовать семейный бюджет, его доходы и расходы.
Оснащение урока:
Материалы для учителя: Технологическая карта, учебник А.А. Плешакова «Окружающий мир» 3 класс 2 часть, презентация
Материалы для учащихся: Учебник А.А. Плешакова «Окружающий мир» 3 класс 2 часть, раздаточный материал (карточки с таблицей)
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ХОД УРОКА
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
Методы обучения
1.МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Организационный этап)
Приветствует учащихся. Эмоционально настраивает их на урок.
(см. Приложение 1)
Приветствуют учителя. Эмоционально настраиваются на урок.
ЛУУД:
Положительное отношение к школе
Психологический тренинг
Обсуждение
2.АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
Актуализирует опорные знания.
Предлагает вспомнить тему прошлого урока.
Подводит микроитог.
(см. Приложение 2)
Отвечают на вопросы.
КУУД:
умение формулировать ответы на вопросы
Опрос
3.ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1. Целеполагание
3.2. Открытие нового знания.
3.3Первичное закрепление
Физкультминутка
3.4.Самостоятельная работа
3.5.Повторение и включение в систему знаний
4.РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Подводит учащихся к теме урока и определению задач.
Предлагает отгадать ребус, загадку.
(см. Приложение 3)
Знакомит детей с новой темой. Рассказывает о семейном бюджете. Читает стихи и организует их анализ.
(см. Приложение 4)
Проводит игру на развитие зрительной и опосредованной памяти.
Предлагает выполнить физ.минутку.
(см. Приложение 6)
Предлагает выполнить задание в рабочей тетради самостоятельно. Организует коллективную работу. (см. Приложение 7)
Предлагает выполнить устно задание в рабочей тетради.
.(см. Приложение 8)
Подводит итог урока.
Задает вопросы. Дает домашнее задание.
Проводит рефлексию. «Продолжи фразу»
-Разгадывают ребус, загадку.
-Определяют тему и цели урока
Слушают учителя
-отвечают на вопрос
Работают в группах
Повторяют движения
Выполняют задание в рабочей тетради. Отвечают на вопросы.
Выполняют задание
Выполняют условия игры.
Топают и хлопают.
Отвечают на вопросы
РУУД:
способность формулировать учебную задачу урока
ПУУД:
умение устанавливать элементарные причинно-следственные связи
ПУУД:
Развивать индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем
КУУД:
умение включаться в диалог с учителем и сверстниками
ЛУУД:
адекватная оценка своей учебной деятельности
Создание проблемной ситуации
Обсуждение
Рассказ
Демонстрация
Упражнение
Творческое задание
Самооценка
Приложение 1 Мотивация к учебной деятельности
Приветствует учащихся.
Проводит психологический настрой на урок.
-Здравствуйте, ребята. Я очень рада, что в этот прекрасный весенний день мы с вами собрались на уроке окружающего мира.
-Посмотрите на экран. Прочитайте пословицу.
Как вы её понимаете?
(«Знание приобретешь — не пропадешь»)
-А для чего нам нужны знания по окружающему миру?
Приложение 2 Актуализация опорных знаний
-Ребята, давайте посмотрим кто был самым внимательным на прошлом уроке и вспомним, что мы изучали:
- Что такое государственный бюджет? (План доходов и расходов государства)
-Как называются деньги, которые в него поступают? (Доходы)
-Из чего складываются доходы государства?
-Как называются платежи, которые граждане и организации обязаны вносить в бюджет государства? (Налоги)
-Как называются деньги, которые тратят? (Расходы)
-На что расходуются деньги государства? (Образование, армия, полиция, пенсии, пособии, наука, культура)
-Отлично ребята, вы хорошо запомнили материал прошлого урока.
Приложение 3. Организация познавательной деятельности
Целеполагание
А вот о чем мы сегодня будем разговаривать вы догадаетесь разгадав ребус.
-Ребята, я вам предлагаю отгадать ребус.
-Что такое семья? (это группа близких родственников, живущих вместе)
-Для чего нужна семья? (Семья нужна для того, чтобы знать, что тебя любят, уважают. Обратиться за помощью, и знать, что тебя поймут и помогут)
-Ребята, я вам предлагаю отгадать загадку:
У каждой из них достоинство есть,
И по нему воздают каждой честь —
По щепотке одной, другой же — по пуду.
Но сравнивать их я, конечно, не буду:
Без маленькой самой не будет большой.
И вам приходилось встречаться с такой.
(Деньги, монета)
-Каким образом могут быть связаны слова «деньги» и «семья»?
Каждое государство – это большая семья, а каждая семья – это микрогосударство, и в нем тоже должен быть бюджет.
-Как вы думаете, какова тема нашего урока?
-Какую цель мы поставим на уроке? (Формировать представление о семейном бюджете)
-(О чем вы бы хотели узнать на уроке?)
Приложение 4. Открытие нового знания
Ребята, а теперь представьте, что вы мысленно оказались свидетелями одного семейного разговора и о чём он, мы сейчас услышим.
Маму в магазин провожает сын,
Три копейки он ей даёт: «Вот!
Купи мне самолёт.
А ещё ружьё, лопатку,
Танк, лошадку, шоколадку,
Самосвал, тетради, краски,
Маски, сказки и салазки!
Постарайся не забыть.
А на сдачу можешь даже
И свистульку мне купить…»
- Как вы думаете, чего не учёл мальчик?
- А почему он делает маме такой заказ?
- А вы знаете, почему ваши родители иногда не могут купить то, что вам хочется?
-А как вы думаете правильно ли поступил мальчик, что много всего попросил у мамы?
-Почему?
Любая семья имеет доходы. Это те деньги, которые зарабатывают и получают члены семьи. Ни одна семья не может жить и без расходов.
-На что тратятся в семье деньги?
Чтобы правильно вести семейное хозяйство, нужен план доходов и расходов, хотя бы приблизительно. А это и есть бюджет. Конечно, семейный бюджет может быть и не записан на бумаге. Он, как правило, составляется не на год, а на более короткий срок, например на месяц. Но он должен быть обязательно, иначе могут возникнуть неприятности. Представьте себе такую ситуацию. Иван Петрович получил зарплату и купил надувную лодку, чтобы летом ездить на рыбалку. Вернувшись домой, он вспомнил, что его сыну нужны лыжи. Но денег на это уже не осталось.
-Можно ли было избежать такой ситуации? (Конечно если бы Иван Петрович заранее обдумал и спланировал свои расходу)
Обычно взрослые так и поступают. Иногда дети обижаются на родителей за то, что они отказываются купить им ту или иную игрушку, конфеты или ещё что-то. Но обижаться не нужно. Надо понять, что родители делают это не из вредности или жадности. Они вынуждены рассчитывать, что можно купить в данный момент, а что нельзя. Ведь расходы семейного бюджета не должны превышать доходов. Давайте рассмотрим таблицу, где представлен семейный бюджет. Откройте страницу 76 учебника. Посмотрите на колонку доходов.
-Из чего он состоит?
-Подумайте из чего состоят доходы вашей семьи?
-А теперь познакомимся с колонкой расходов.
-На что ваша семья тратит семейный бюджет?
Приложение 5. Первичное закрепление
-Сейчас я вам предлагаю поиграть в игру ( для развития зрительной и опосредованной памяти). На доске заранее были записаны слова связаны с темой «Семейный бюджет». Я использовала такие слова; доходы, расходы, налоги, бюджет и экономия. Учащимся предложено их запомнить в указанном порядке, используя метод ассоциаций. Таким образом развивали опосредованную память. Через непродолжительное время (1-2 минуты) запись с доски была убрана, а дети постарались написать все слова в тетрадь, а также ответили на вопросы по данным понятиям.
Приложение 6. Физкультминутка
Видео
Приложение 7. Самостоятельная работа
-Ребята,давайте поработаем самостоятельно. Выполните номер 1 на странице 48 в рабочей тетради.
Приложение 8. Повторение и включение в систему знаний.
Предлагает выполнить номер 2 на странице 48 в рабочей тетради. Покажите стрелками доходы и расходы семьи.
Предлагает выполнить устно номер 4 на странице 49.
Приложение 9. Рефлексия
Ответьте на вопросы
-Что такое расходы семьи?
- Что такое доходы семьи?
-Семейный бюджет?
-Как экономить деньги?
Предлагает оценить свою деятельность на уроке.
«Продолжи фразу»
Сегодня на уроке я научился…
Мне было интересно...
Мне было трудно…
Больше всего мне понравилось…
Что я получил от этого урока…
Лунные моря. На самом деле в этих морях нет ни капли воды.
Раньше люди этого не знали, потому и называли их морями.
Темные пятна-это ровные участки (равнины). На Луне всюду
видны лунные кратеры, которые образовались от ударов
метеоритов- камней, упавших из космоса. Вся поверхность
Луны покрыта толстым слоем пыли. Она выглядит так, как
будто на ней много лет не вытирали пыль. На поверхности
Луны днем стоит жара, а ночью-мороз. Луна движется вокруг
Земли и обходит ее кругом за месяц. Луна-это естественный
(природный) спутник Земли.
Лунные моря. На самом деле в этих морях нет ни капли воды.
Раньше люди этого не знали, потому и называли их морями.
Темные пятна-это ровные участки (равнины). На Луне всюду
видны лунные кратеры, которые образовались от ударов
метеоритов- камней, упавших из космоса. Вся поверхность
Луны покрыта толстым слоем пыли. Она выглядит так, как
будто на ней много лет не вытирали пыль. На поверхности
Луны днем стоит жара, а ночью-мороз. Луна движется вокруг
Земли и обходит ее кругом за месяц. Луна-это естественный
(природный) спутник Земли.
МЕТОДИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ (САМОАНАЛИЗ) УРОКА
1.Программа, по которой работает класс: «Школа России» под ред. А.А. Плешакова
Тема урока: Семейный бюджет.
2. Большая часть учащихся обладает начальными навыками логического мышления, анализа и обобщения (синтеза), наблюдения, сравнения и сопоставления, хотя есть затруднения с исследовательской работой. Есть ряд учащихся, которые достаточно трудолюбивы, усидчивы, умеют сравнивать и сопоставлять, но им присущи отсутствие непроизвольного внимания и силы воли.
3.Данный урок связан с предыдущим с помощью актуализации знаний, повтора сведений о государственном бюджете.
4. Цель урока: формировать представление о семейном бюджете.
5.Решение задач, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов: Задачи, направленные на достижение личностных результатов решались на этапе мотивации к учебной деятельностии рефлексии. При этом выполнялись следующие виды деятельности:объяснение пословицы и подведение итогов.
Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов решались на этапе целеполагания, первичного закрепления, самостоятельной работы, повторения и включения в систему знаний с помощью методов упражнений, создании проблемной ситуации, рассказа. При этом выполнялись следующие виды деятельности: упражнение, творческое задание.
Задачи, направленные на достижение предметных результатов решались на этапе открытия нового знания, первичного закрепления, самостоятельной работы, повторения и включения в систему знаний. При этом выполнялись следующие виды деятельности: упражнение, рассказ, творческое задание.
6.На всех этапах урока учащимся были предложены различные виды деятельности, которые соответствовали интересам детей и их возрастным особенностям. Например, разгадывание загадок, творческое задание, упражнение.
7. Познавательные УУД формировались на этапе открытия нового знания, самостоятельной работы с помощью методов рассказа, творческое задание. Регулятивные УУД формировались на этапецелеполагания с помощью метода создания проблемной ситуации
Личностные УУД формировались на этапе мотивации к учебной деятельности, рефлексии с помощью метода игры и психологического тренинга.
8. Поставленная цель была реализована. Учащиеся получили представления о семейном бюджете.