Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок окружающего мира и математики 3 класс. Тема: Семейный бюджет.»
Интегрированный урок окружающего мира и математики
3 класс. (Слайд 1)
Тема: Семейный бюджет.
Цель урока: Создать условия для формирования у обучающихся элементарных экономических представлений о бюджете семьи.
Задачи:
– образовательные:
ознакомить учащихся с экономической жизнью семьи, правилами ведения домашнего хозяйства, семейным бюджетом;
формировать представление о структуре семейного бюджета;
повторить изученные экономические понятия;
– развивающая:
развивать познавательные способности, устную речь детей, умение делать оптимальный выбор;
– воспитательные:
формировать целостность взглядов на семью, ее роль в обществе, социальные устои и традиции;
формировать умение работать в группе;
воспитывать организованность, бережливость, взаимоуважение, уважение к старшим.
Оборудование:
денежная валюта;
карточки для игры в магазин;
монеты;
таблички для обратной связи «Семья готова»;
памятка «Семейный бюджет».
1.Организационный момент
- Здравствуйте ребята. Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Поприветствуйте их. Садитесь. Мы очень надеемся, что каждый из вас сегодня будет хорошо работать. Мы желаем вам удачи!
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
- Ребята, перед уроком вы поделились на группы. И прежде, чем начать работу, давайте вспомним правила работы в группе. Исключите лишнее. (Слайд 2 "Правила работы в группе")
2. Актуализация знаний и проверка домашнего задания.
- Итак, первое задание. Вам необходимо отгадать зашифрованное слово. Для этого возьмите, пожалуйста рабочие листы и прочитайте первое задание.
1. Вставьте пропущенные числа. (работают в группе) (Слайд 3)
1р = …коп 100 Б
8р 50к=….к 850 е
1р 20к= …к 120 ю
9 р10к=…к 910 т
5р 40к=..к 540 д
7р 30к=..к 730 ж
- Давайте проверим.Обратите внимание, что каждому числу соответствует определённая буква.
- А теперь запишите полученные числа в порядке возрастания, запишите их в первой строчке таблицы, а соответствующие буквы во второй строке.
- Давайте проверим, что у вас получилось. (Слайд. Проверка)
100
120
540
730
850
910
б
ю
д
ж
е
т
- Итак, что такое бюджет? (Бюджет - это план доходов и расходов)
- С каким бюджетом познакомились на последнем уроке? (государственный бюджет) (Слайд 4)
- Как называются деньги, которые поступают в бюджет?(Доходы.) Щелчок
- Как называются деньги, которые тратятся из бюджета?(Расходы.) Щелчок
- Что составляет большую часть доходов государства?(Налоги)
- На что государство расходует деньги? (На образование, здравоохранение, содержание армии, полиции, науки и культуры, охрану природы и другие цели.)
-Зачем нужен в каждом государстве бюджет? (Чтобы вести хозяйство страны, планировать, вести экономику)
- Итак, государственный бюджет – план расходов и доходов государства. Он необходим, чтобы вести хозяйство страны, планировать, развивать экономику. (Слайд 5)
3. Постановка проблемы урока
- А может ли быть другой бюджет, кроме государственного? (Да)
- Сегодня на уроке мы будем изучать бюджет маленького, но тоже государства. Что бы узнать какого, вам необходимо разгадать ребус. (Слайд 6 Ребус.)
- А, что такое семья? (Семья - это люди, которые живут вместе и ведут общее хозяйство)
- Может ли у семьи быть свой бюджет? (Да)
- Кто догадался какая тема нашего сегодняшнего урока? (Слайд 7. Семейный бюджет.)
4. Работа по теме урока
- Запишите тему нашего урока в своих РЛ.
“Семейный бюджет” — вот тема нашего занятия. Задача наша – обсудить бюджет семьи, Зачем он нужен, для чего? Узнать, как можно распланировать его.
- Давайте подумаем, как складывается бюджет семьи? Посмотрите на схему бюджета государства. (Слайд 8)
Государственный бюджет
Доходы Расходы
- Как вы думаете актуальна ли такая схема в семейном бюджете?
- Почему вы так считаете?
- Да, вы правы. ЩелчокКаждая семья имеет доходы и расходы. Бюджет семьи– это деньги, которые семья зарабатывает и расходует.
- На какой период может составляться бюджет семьи?
- Самый удобный срок - на месяц.
- Из чего складываются доходы, другими словами, откуда в семье берутся деньги? (Зарплата, пенсия, стипендия, гонорар, пособие, процент, прибыль)
- Какие виды доходов могут быть в семье, нам подскажет учебник. (Работа с учебником) Откройте учебник на с. 70, таблица. Прочитайте.
- А сейчас посмотрите на слайд, какие ещё могут быть доходы в семье. (Слайд 9)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Работают по группам
-А сейчас мы предлагаем вам выполнить практическую работу. Для этого мы с вами разделились на группы. Каждая группа у нас будет семьей. Давайте прочитаем правила семьи. (Слайд 10).
Выключить!!!
- У вас столах есть карточка, на которой вы должны написать фамилию вашей семьи. Возьмите фломастер и запишите.
1 группа – семья ....
1 группа – семья ....
3 группа – семья .....
4 группа – семья .....
- Переходим к заданию № 3. У каждой “семьи” в РЛ есть таблица, в которой внесены данные о доходах вашей семьи. Ваша задача посчитать семейный доход. (Дети считают доход их “семьи”).
1. Семья ....
Член семьи
профессия
Вид деятельности
Сумма
мама
учитель
зарплата
150 руб
папа
директор фирмы
зарплата
300 руб
бабушка
пенсионер
пенсия
60 руб
сын
студент
стипендия
20 руб
сын
ученик
детское пособие
10 руб
Итого:
540 рублей
2. Семья ....
Член семьи
профессия
Вид деятельности
Сумма
мама
отпуск по уходу за ребенком
пособие по уходу за ребенком
50 руб
папа
водитель автобуса
зарплата
180 руб
бабушка
пенсионерка
пенсия
60 руб
дедушка
пенсионер
пенсия
60 руб
дочь
ученица
детское пособие
10 руб
сын
1 год
детское пособие
10 руб
Итого:
370 рублей
3. Семья ....
Член семьи
профессия
Вид деятельности
Сумма
мама
врач
зарплата
150 руб
папа
строитель
зарплата
180 руб
дочь
студентка
стипендия
50 руб
сын
ученик
детское пособие
10 руб
сын
в детском саду
детское пособие
10 руб
Итого:
400 рублей
4. Семья ....
Член семьи
профессия
Вид деятельности
Сумма
мама
швея
зарплата
120 руб
подработка
доход
100 руб
папа
писатель
гонорар
250 руб
сын
ученик
детское пособие
10 руб
сын
в детском саду
детское пособие
10 руб
Итого:
490 рублей
- Давайте проверим, что у вас получилось. Расскажите.
-Итак, какой вывод мы можем сделать? (Доходы каждой семьи разные)
- Верно. Помимо доходов в каждой семье есть и ..... (расходы)
- А какие расходы могут быть в семье? В этом нам поможет учебник, второй столбик в таблице.
- Ребята, могут ли в семье быть незапланированные расходы? (Да)
- Молодцы! Следующие задание. В ваших РЛ есть таблица с названиями товаров и услуг. Выберите то, на что потратите свой месячный семейный бюджет. Выберите те товары или услуги, которые вы посчитаете необходимыми приобрести на месяц. Отметьте их галочкой, сосчитайте ваши расходы запишите конечный результат в конце таблицы.
Список товаров и услуг
Ваш выбор
Цена, руб (на месяц)
бытовая химия
20
велосипед
30
лекарства
20
продукты
60
одежда
40
обувь
40
транспорт
15
кружки и секции
20
книги
10
компьютер
40
игрушки
20
коммунальные платежи и налоги
80
посещение цирка, театра
20
поход в кино
10
бензин
50
мороженное, конфеты
20
новая мебель
100
отдых на море
120
покупка телефона
50
оплата телефона
20
овощи и фрукты
15
посещение парикмахерской
10
Доход семьи рублей
Расход семьи рублей
- Давайте проверим, что вы выбрали. Каждая семья представляет свои расходы.
- Мы сказали, что доходы семей разные, а что можно сказать о расходах? (Расходы тоже разные)
– Как вы считаете, что должно стоять на первом месте в списке расходов?
- Мы с вами посчитали доходы и расходы вашей семьи. А сейчас вам необходимо сравнить их (доходы и расходы). Выполняем задание № 5. Прочитайте задание. (Сравните доходы и расходы семьи, поставьте знак ,
Д ... Р
- Проверяем, что у вас получилось.
5. Первичное закрепление нового материала. Определение лучшей "формулы" семейного бюджета, обучение экономии.
– Итак, какой вывод можно сделать? (Слайд 12)
(Ответ: доходы могут быть равны расходам,
Доходы могут быть больше расходов,
Доходы могут быть меньше расходов.) (слайд)
- Верно. Какое распределение доходов и расходов считается более правильным? (Доходы больше расходов)
- Почему вы так считаете? (Можно сделать сбережения)
– Что нужно делать, если в вашем семейном бюджете доходы меньше расходов? (Надо экономить)
– На чем можно сэкономить? (Варианты ответов:сладости и излишества в еде; транспорт (использование проездного билета);коммунальные услуги (экономия электричества);одежда и обувь (если беречь, то продлится срок службы.)
- А если доходы = расходам? ( Семья не сможет сделать сбережения)
Выключить!!!!
- А сейчас давайте узнаем какая семья экономно расходовала деньги? Сколько денег осталось в вашем семейном бюджете? Сосчитайте. Выслушать ответы детей.
Если Д
- Что можно сделать с этими оставшимися деньгами? (Отложить на большую запланированную покупку, потратить на другие товары, положить деньги в банк под % , съездить в отпуск на море, например)
- Мы с вами поиграли в семейный бюджет. А теперь представьте такую ситуацию. Слайд 13.
- Можно ли было избежать такой ситуации? (ДА)
- Ребята, какой главный вывод можно сделать? Слайд 14.(необходимо планировать семейный бюджет) МОЛОДЦЫ!!!!
Выключить!
6. Применение знаний на практике: составление рекомендаций для экономии семейного бюджета. Развитие творческих и логических способностей детей .
– У нас с вами уже есть небольшой опыт составления бюджета. Вместе мы выяснили, каковы основные источники доходов и расходов семейного бюджета.
- Мы предлагаем вам поиграть в игру "Магазин". У каждой семьи есть денежные средства, которые вы получили перед началом урока. Сложите их все вместе. Сосчитайте. (Считают)
- Выберите одного человека из вашей семьи, которого вы отправите в магазин.
- Итак, ваша задача приобрести в магазине товар. (Дети делают покупки)
- Давайте, посмотрим что же купили члены вашей семьи. (Ребята рассказывают что приобрели)
- Какая сумма у вас была и сколько вы потратили? Сколько денег вам понадобилось?
Если вдруг у ребят не хватило денег. - Как вы думаете, что нужно делать, чтобы не попасть в подобную ситуацию?
- Замечательно. Что самое главное при посещении магазина? (Составить список необходимых товаров, распланировать денежные средства)
- Молодцы! Ребята, вы сегодня отлично работали на уроке, производили подсчеты, делились советами как сэкономить семейный бюджет. И поэтому мы считаем, что всё сказанное необходимо оформить в виде памятки по планированию семейного бюджета для вас и ваших родителей. (Раздаём памятки)
7 . Подведение итогов урока. Рефлексия и самооценка обучающихся. Рекомендации учителя по выполнению домашнего задания .
1. Рефлексия.
- А сейчас мы предлагаем вам поделиться своим мнение об уроке. У каждой семьи на столе лежат монетки (Золотого это цифра 1, серебряного -это цифра 2 и медного цвета - это цифра 3). Если вам понравился наш урок, вы получили много полезной информации поднимите монетку золотого цвета с цифрой 1, если у вас были небольшие трудности - серебрянного с номиналом 2, а если вам не понравился наш урок и вы не получили никакой полезной информации- медного цвета с номиналом 3.
– Всем спасибо за работу на уроке!
2. Домашнее задание. (слайд 15)
– Представьте, что на день рождения вам подарили 1000 рублей. Составьте план своих расходов.
2. Запишите полученные числа в порядке возрастания, запишите их в первой строчке таблицы, а соответствующие буквы во второй строке.
Прочитайте полученное слово.
3. Рассмотрите таблицу. Сосчитайте семейный доход и запишите в таблицу.
Семья ____________________________
Член семьи
профессия
Вид деятельности
Сумма
мама
учитель
зарплата
150 руб
папа
директор фирмы
зарплата
300 руб
бабушка
пенсионер
пенсия
60 руб
сын
студент
стипендия
20 руб
сын
ученик
детское пособие
10 руб
Итого:
______ рублей
4. Рассмотрите таблицу. Выберите то, на что потратите свой месячный семейный бюджет. Выберите те товары или услуги, которые вы посчитаете необходимыми приобрести на месяц. Отметьте их галочкой, сосчитайте ваши расходы запишите конечный результат в конце таблицы.
Список товаров и услуг
Ваш выбор
Цена, руб (на месяц)
бытовая химия
20
велосипед
30
лекарства
20
продукты
60
одежда
40
обувь
40
транспорт
15
кружки и секции
20
книги
10
компьютер
40
игрушки
20
коммунальные платежи и налоги
80
посещение цирка, театра
20
поход в кино
10
бензин
50
мороженное, конфеты
20
новая мебель
100
отдых на море
120
покупка телефона
50
оплата телефона
20
овощи и фрукты
15
посещение парикмахерской
10
Доход семьи рублей
Расход семьи _________ рублей
5. Сравни доходы и расходы вашей семьи. Поставьте знак ,
2. Запишите полученные числа в порядке возрастания в таблицу? Обратите внимание, что каждому числу соответствует определённая буква. Рядом запишите нужную букву.
Прочитайте полученное слово.
3. Рассмотрите таблицу. Сосчитайте семейный доход и запишите в таблицу.
2. Запишите полученные числа в порядке возрастания в таблицу? Обратите внимание, что каждому числу соответствует определённая буква. Рядом запишите нужную букву.
Прочитайте полученное слово.
3. Рассмотрите таблицу. Сосчитайте семейный доход и запишите в таблицу.
2. Запишите полученные числа в порядке возрастания в таблицу? Обратите внимание, что каждому числу соответствует определённая буква. Рядом запишите нужную букву.
Прочитайте полученное слово.
3. Рассмотрите таблицу. Сосчитайте семейный доход и запишите в таблицу.