Урок по окружающему миру по теме " Семейный бюджет" 3 класс "Школа России"
Урок по окружающему миру по теме " Семейный бюджет" 3 класс "Школа России"
Урок по окружающему миру «Школа России» 3 класс
Тема: СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ.
Цель: ознакомить с понятиями: семейный бюджет, прибыль, гонорар, рента.
Планируемый результат обучения: учащиеся научатся объяснять, что такое семейный бюджет, из чего он складывается, как ведётся хозяйство семьи, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по окружающему миру по теме " Семейный бюджет" 3 класс "Школа России"»
Урок по окружающему миру «Школа России» 3 класс
Тема: СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ.
Цель: ознакомить с понятиями: семейный бюджет, прибыль, гонорар, рента.
Планируемый результат обучения: учащиеся научатся объяснять, что такое семейный бюджет, из чего он складывается, как ведётся хозяйство семьи, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Познавательные УУД: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, умение ориентироваться в средствах и расчетах доходов семьи; поиск и выделение из источников необходимой информации.
Коммуникативные УУД: формировать умение договариваться, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Регулятивные УУД: формирование умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
ЛичностныеУУД: умение провести самооценку, организовать взаимооценку и взаимопомощь в группе; проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания.
Оборудование: Словарь,карточки.
Ход урока
I. Организационный момент.
-
II. Актуализация знаний и мотивация. Проверка домашнего задания.
На доске запись
-«Нажить много денег – храбрость; сохранить их – мудрость, а умело
расходовать – искусство».
- Именно о мудрости и искусстве траты мы будем говорить сегодня на нашем уроке.
- Ребята, давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке?
( На прошлом уроке мы говорили о государственном бюджете).
- Что такое госбюджет? (План доходов и расходов государства.)
- Откуда государство получает доходы? (Налоги граждан и организаций)
- Что такое налоги? (Деньги, поступающие в бюджет.)
- На что государство расходует полученный доход?
(Образование, здравоохранение, содержание армии и полиции, науку и культуру, охрану природы, выплату пенсий и пособий)
Пересказ детей
III. Самоопределение к деятельности
-Ребята, чтобы узнать тему нашего урока, вы сейчас поработаете в парах, разгадаете кроссворд, узнаете ключевое слово.
Работа в парах; учащиеся разгадывают
Вопросы:
1.Деньги, которые тратят, на те или иные нужды (расход).
2.Стоимость одной вещи (цена).
3.Правила, законы ведения хозяйства это – (экономика).
4. Особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги (деньги).
5. Слово “бюджет” в переводе с английского языка означает (денежная) сумка.
После работы в группах обсуждение правильных ответов обучающихся. Эталон кроссворда открывается на доске.
IV.Работа по теме урока
- Назовите слово, которое получилось у вас ключевым (семья)
- Что такое семья?
(Группа, живущих вместе родственников).
-От существительного образуйте прилагательное в начальной форме.
С существительным, которое в переводе с английского обозначает слово «Денежная сумка» образуйте словосочетание.
- Ребята, как вы думаете, с каким бюджетом мы сегодня познакомимся? (Семейный бюджет).
- Как вы думаете, есть ли бюджет у каждой отдельной семьи? ( Да).
- Чтобы правильно вести семейное хозяйство, нужен план расходов и доходов, что и называется «Семейный бюджет”
- Кто из взрослых в вашей семье зарабатывает деньги? Каким образом?
- Вы знаете, из чего может складываться государственный бюджет? А как вы думаете, из чего складывается семейный бюджет?
(Доходов и расходов).
- Какие доходы могут поступать в семейный бюджет?
(Заработная плата, пенсия, стипендия пособие).
Заработная плата родителей – деньги, которые платят за выполненную работу.
- Если вместе с вами живут бабушки и дедушки. Какие еще доходы могут поступать всемью? Пенсии – деньги, которые платят пожилым за проработанное определенное количество лет и нетрудоспособным людям.
- Если один из членов семьи студент. Cтuпендия—деньги, которые институт платит за хорошую учёбу).
- Если женщина находится дома в декретном отпуске по уходу за маленьким ребенком. То она будет получать пособие— деньги, выплачиваемые на содержание маленьких детей.
-Если семья хранит свои сбережения в банке, то банк выплачивает за это определенную сумму – процент
-Ребята, кроме перечисленных доходов есть еще, доходы которые могут поступать в семью: прибыль, гонорар, рента. Значение этих слов и их понятие вы найдете в толковом словаре.
Работа со словарем.
- Давайте, ребята, распределимся в группы, работу продолжим в группах.
Гонорар – это вознаграждение, которое получает писатель за свои книги или артист за свои выступленияю
Рента – это доход за собственность, отданную на временное пользование другому лицу за регулярную выплату(это может быть сдача квартиры в аренду, машины, мебели и т.д.)
Физкультминутка
Значит деньги, заработанные членами семьи за месяц, как будут называться? (Доход).
А которые расходуют? (Расход). На что расходуется семейный бюджет? (на что расходуют в ваших семьях)
- Какие расходы обязательны ежемесячно? (покупка продуктов питания, квартплата)
- Сделайте вывод, из чего складывается семейный бюджет.
-Чтобы лучше понять тему урока мы поиграем в семейный бюджет.
- Ребята, а теперь представьте, что вы мысленно оказались свидетелями одного семейного разговора и о чём он, мы сейчас услышим.
Маму в магазин провожает сын,
Три копейки он ей даёт: «Вот!
Купи мне самолёт.
А ещё ружьё, лопатку,
Танк, лошадку, шоколадку,
Самосвал, тетради, краски,
Маски, сказки и салазки!
Постарайся не забыть.
А на сдачу можешь даже
И свистульку мне купить…»
- Как вы думаете, чего не знал мальчик? (что на три копейки ничего не купишь)
- А почему он делает маме такой заказ? (он маленький и не знает цену деньгам)
- А вы знаете, почему ваши родители иногда не могут купить то, что вам хочется? (у них нет денег, считают, что я ещё мал)
Практическая работа в группах.
Вы сидите по группам. Каждая группа – это одна семья. Я вам раздаю карточки, на которых записаны доходы вашей семьи.
Сосчитайте и запишите доход вашей семьи . Я вам выдаю ваш денежный доход.
Доходы.
Ивановы
Бабушка Мария Петровна работала поваром. Сейчас она - пенсионер. Размер её пенсии составляет 3 000 рублей. Дедушка Николай Алексеевич работал на заводе слесарем. Сейчас он - пенсионер. Размер его пенсии составляет 4 000 рублей. Папа - Сергей Николаевич работает водителем. Его заработная плата составляет 11 000 рублей. Мама - Татьяна Ивановна занимается воспитанием маленькой Лены и получает пособие - 2 000 рублей. Старший брат Лены - Коля учится в третьем классе.
Доход семьи -
Петровы
Бабушка Лидия Васильевна работала воспитателем. Сейчас она - пенсионер. Размер её пенсии составляет 4 000 рублей. Папа - Николай Николаевич работает врачом. Его заработная плата составляет 10 000 рублей. Мама - Татьяна Олеговна работает почтальоном. Её заработная плата составляет 5 000 рублей. Младшая дочь Лиза учится в третьем классе, а её старший брат Коля учится в институте и получает стипендию. Размер его стипендии составляет 1 000 рублей.
Доход семьи -
Сидоровы
Бабушка Ольга Ивановна работает в детском саду младшим воспитателем. Её заработная плата 5 000 рублей. Папа – Александр Николаевич работает на заводе. Его заработная плата составляет 10 000 рублей. Мама - Екатерина Ивановна работает швеёй. Её заработная плата составляет 4 000 рублей. Младший сын Вова ходит в детский сад, а его старшая сестра Оля учится в техникуме и получает стипендию. Размер её стипендии составляет 1 000 рублей.
Доход семьи -
Карточка 2.
Сейчас вы получите карточку №2, на которой будут написаны названия товаров. Выберите те товары, которые вы посчитаете необходимыми приобрести на месяц. Их надо отметить в вашем списке «Расходы» галочкой.
Товар или услуга
Расходы
Цена, руб
Лекарства
Продукты
Одежда
Обувь
Бытовая химия
Транспорт
Велосипед
Книги
Компьютер
Игрушки
Платежи и налоги
Диски с мультфильмами
Посещение цирка
Посещение боулинга
Туристическая поездка, отпуск
Поход в кино
Мороженое, конфеты
Фрукты
Сумма расходов
Проставьте цены рядом с галочками, выбранных товаров и услуг и подсчитайте, какая сумма расходов у вас получилась.
Товар или услуга
Цена, руб.
Лекарства
1 000
Продукты
8 000
Одежда
4 000
Обувь
3 000
Бытовая химия
1 000
Транспорт
1 000
Велосипед
8 000
Книги
500
Компьютер
20 000
Игрушки
1 000
Платежи за квартиру
3 000
Диски с мультфильмами
300
Посещение цирка, театра
500
Посещение боулинга
1 000
Туристическая поездка, отпуск
20 000
Поход в кино
200
Мороженное, конфеты
500
Фрукты
1 000
Сравните доходы и расходы вашей семьи. (Обсудите в семье.) Бюджет вашей семьи в месяц составляет 20 000 рублей. Сумели ли вы вложиться в эту сумму?
- Скажите, в вашем семейном бюджете образовался дефицит бюджета или экономия бюджета? Значение этих слов вы найдете в словарике.
дефицит – превышение расходов бюджета над доходами;
экономия – бережливое ведение хозяйства;
- Обсудите в группе, какими должны быть доходы и расходы в семье?
- Что произойдёт, если…Доходы меньше Расходов
Доходы больше Расходы (Накопления).
Доходы = Расходы (Не сможем отложить сбережения).
Подчеркните ту формулу, которая будет наилучшей для вашей семьи
Вывод: Чтобы доходы не превышали расходов, необходимо просчитывать семейный бюджет.
Но что делать, если мы не укладываемся в бюджет? Что можно сократить? Где можно сэкономить?
(квартплата – беречь свет и воду; продукты – меньше покупать сладостей, избегать излишеств в еде, овощи с огорода; обувь и одежда – бережное отношение; транспорт – небольшие расстояния – пешком)
Вывод: чтобы не было дефицита бюджета и была возможность делать сбережения, нужно научиться экономить
– Как вы думаете, жадный и экономный человек – это одно и то же? жадный – стремящийся получить побольше, не желающий делиться тем, что имеет;
экономный – бережливо расходующий что-либо.
Тест «Семейный бюджет»
Вопрос
Вариант ответа
1. Из чего складывается семейный бюджет?
а) из заработной платы, пенсии, стипендии;
б) из доходов и расходов;
в) из денег
2. Деньги, которые поступают в бюджет семьи, – это…
я) расходы;
е) проценты;
ю) доходы
3. Авторское вознаграждение – это…
б) зарплата;
г) налог;
д) гонорар
4. Деньги, которые тратятся из бюджета семьи, – это…
ш) доходы;
ж) расходы;
х) прибыль
5. Правильным ведением бюджета считается то, при котором доходы…
е) больше расходов;
и) равны расходам;
а) меньше расходов
6. Зарплата, пенсия, стипендия – это разные виды…
т) доходов;
п) расходов;
к) гонорара
Получилось слово: Бюджет
На наш электронный адрес пришло сообщение «Прошу помощи»:
- талантливому скрипачу на покупку скрипки;
- врачу - ветеринару для открытия приюта для бездомных собак;
- спортсменам лыжникам для поездки на окружные соревнования;
- Обсудите в своей «семье», согласны ли вы помочь кому-либо из нуждающихся.
(Дети в группах выполняют задание, комментируя свой выбор.)
- Да, мы должны помогать друг другу, и я рада, что вы так поступили. Сегодня ты помог, а завтра помогут тебе. Ведь не всё измеряется в деньгах. Главное…
Больше работаешь – лучше живёшь,
Лучше живёшь – больше людям даёшь,
Старым и малым, и тем, кто в нужде.
А будет нужно – помогут тебе.
Помни, мой друг, – в делах не зевай,
Прибыль свою и страны умножай.
Прибыль – трудам и уменью награда.
Как получить её? Думать тут надо.
Сложно? Не просто! Но ты уж прости,
В жизни у нас нет другого пути.
Желаю вам, чтобы ваша жизненная активность была всегда на высоте.
V. Домашнее задание: стр.78 пересказать. Составить бюджет своей семьи.
VI. Рефлексия
-Какую отметку кто получил.
-Оцените свою деятельность на уроке. (Доволен своей работой на уроке, всё ясно; есть вопросы; много чего не понял на уроке)
- Зажмите руку в кулак и …
Кому было интересно – разогните мизинец,
Кто считает, что знания пригодятся – безымянный,
Кто хорошо работал – средний,
Кто помогал работать другим – указательный,
Кому понравился урок – большой.
- Сколько пальцев разжали, такая вам сегодня оценка за урок.
-Оцените свою деятельность на уроке. (Доволен своей работой на уроке, всё ясно; есть вопросы; много чего не понял на уроке)