Урок литературного чтения в 3 классе по развивающей системе Л.В. Занкова
Урок литературного чтения в 3 классе по развивающей системе Л.В. Занкова
Урок литературного чтения в 3 классе по развивающей системе Л.В. Занкова "Особенности авторского взгляда на мир в произведениях литературы и живописи: Ф.И. Тютчев «Полдень», М. Врубель «Пан»" (Анализ лирического произведения(работа в группах). Работа с «Картинной галереей» (Зал 1, Михаил Врубель «Пан»).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения в 3 классе по развивающей системе Л.В. Занкова »
Особенности авторского взглядана мир в произведенияхлитературы и живописи:Ф.И. Тютчев «Полдень»,М. Врубель «Пан».
Урок литературного чтения в 3 классе
по развивающей системе Л.В. Занкова.
Анциферова Ольга Петровна
учитель начальных классов
МКОУ М-Минусинской СОШ №7.
С. Малая Минуса, Красноярский край.
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик,
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Ф.И.Тютчев
Федор Иванович Тютчев
1803 - 1873
Ф.И. Тютчев – ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ ПОЭТ
Тютчев Федор Иванович родился
23 ноября (5 декабря)
в 1803 году
в усадьбе Овстуг Орловской губернии
в стародворянской среднепоместной семье.
Ф.И.Тютчев
«Величайший лирик на земле»
Лирик - автор лирических произведений, выражающий отдельные состояния, мысли, чувства, впечатления, вызванные теми или иными обстоятельствами.
Лирический герой- образ человека, наделённый устойчивыми чертами личности, неповторимостью облика, индивидуальной судьбой; один из способов выражения авторского сознания в лирическом произведении (образ лирического героя не тождествен образу автора).
По Тютчеву, мир, окружающий человека, едва ему знаком, едва освоен им. Мир этот глубок и таинствен. Поэт пишет о «двойной бездне» – о бездонном небе, отражённом в море.
Стихотворение—
это небольшое по объёму произведение, созданное
по законам стихотворной речи, выражающее душевное переживание
Тема произведения- круг событий, фактов, явлений, о которых рассказывается в произведении.Идея произведения- главная мысль автора о том круге явлений, которые изображены в произведении; выражается писателем в художественных образах.
Олицетворение—
это перенесение человеческих чувств, мыслей и речи
на неодушевлённые предметы и явления
Рукопись стихотворения Ф.И. Тютчева «Полдень»
Лениво дышит
полдень мглистый;
Лениво катится река;
И в тверди пламенной и чистой
Лениво тают облака.
И всю природу,как туман,
Дремота жаркая объемлет;
И сам теперь великий Пан
В пещере нимф спокойно дремлет.
Анализ
лирического произведения
Полдень
Лениво дышит полдень мглистый;
Лениво катится река;
И втвердипламенной и чистой
Лениво тают облака.
И всю природу, как туман,
Дремота жаркая объемлет;
И сам теперь великийПан
В пещеренимфпокойно дремлет.
*Твердь
Земная твердь – земля ,суша
Небесная твердь – небо, небесный свод
Пан – (греч.) бог леса, стад и пастухов, покровитель всей природы
Нимфы – лесные, речные, морские и горные богини
Идея
Настроение
Работа в группах
Тема
Анализ
стихотворения
?
Назовите приём одушевления живого человека, использованный Ф.И. Тютчевым в приведённом стихотворении
Полдень
Лениво дышит полденьмглистый;
Лениво катится река;
И в тверди пламенной и чистой
Лениво тают облака.
И всю природу, как туман,
Дремота жаркая объемлет;
И сам теперь великий Пан
В пещере нимф спокойно дремлет.
К какому художественному приёму прибегает автор в выделенных строках?
Полдень
Лениво дышит полдень мглистый;
Лениво катится река;
И в тверди пламенной и чистой
Лениво тают облака.
И всю природу,как туман,
Дремота жаркая объемлет;
И сам теперь великий Пан
В пещере нимф спокойно дремлет
Каким термином обозначается повторение начальных частей строк?
Полдень
Лениводышит полдень мглистый;
Ленивокатится река;
И в тверди пламенной и чистой
Ленивотают облака.
И всю природу, как туман,
Дремота жаркая объемлет;
И сам теперь великий Пан
В пещере нимф спокойно дремлет.
Как называются образные определения, служащие выразительно-изобразительным средством?
Полдень
Лениво дышитполдень мглистый;
Лениво катится река;
И в тверди пламенной и чистой
Лениво тают облака.
И всю природу, как туман,
Дремота жаркаяобъемлет;
И сам теперь великий Пан
В пещере нимф спокойно дремлет.
Как в стихотворении «Полдень» выражена мысль поэта об одушевлённости природы?
Полдень
Лениво дышит полдень мглистый;
Лениво катится река;
И в тверди пламенной и чистой
Лениво тают облака.
И всю природу, как туман,
Дремота жаркая объемлет;
И сам теперь великий Пан
В пещере нимф спокойно дремлет.
Вывод:
В этом стихотворении Тютчев мастерски смешал несколько видов фонетических средств выразительности. Читаешь первые строчки и, кажется, изнываешь от духоты.
Удивительное состояние полудрёмы удалось передать поэту - природа не просто дремлет, она млеет и тает на солнцепёке.
Андрей Белый писал о том, что лирика природы Ф.Тютчева «непроизвольно перекликается с творчеством Эллады: так странно уживаются мифологические отступления Тютчева с описаниями русской природы». Образ древнегреческого бога присутствует в стихотворении Ф. И. Тютчева «Полдень».
«Картинная галерея» Зал 1
Михаил Врубель «Пан».
Михаил Александрович Врубель
Русский художник рубежа XIX-XX веков, работавший практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративной скульптуре и театральном искусстве.
Родился:17 марта 1856 г., Омск, Российская империя
Умер:4 апреля 1910 г. (54 года), Санкт-Петербург, Российская империя
Полдень
Лениво дышит полдень мглистый;
Лениво катится река;
И в тверди пламенной и чистой
Лениво тают облака.
И всю природу, как туман,
Дремота жаркая объемлет;
И сам теперь великий Пан
В пещере нимф покойно дремлет.
Работа с «Картинной галереей» (Зал 1, Михаил Врубель «Пан»).
–Рассмотрите, как Пана представлял себе художник Михаил Врубель.
–Кто такой Пан?
–Похож ли он на хозяина леса? Из чего это видно?
–Какие особенности его облика делают его родственным животному миру?(Рожки, копытца, поросшие густой шерстью ноги и грудь.)
–Какого возраста Пан? Почему вы так думаете?(Пан не стареет телом (это воплощённая мощь и сила леса), но вечность и мудрость леса художник подчёркивает, изображая Пана с лицом старика.)
–В какой позе сидит Пан? Ему так уютно?
–Что он делает?
–Вы представляете, как он передвигается по лесу? Объясните.
–Как вы считаете, зачем в руках у Пана изображена свирель?(Пан может имитировать любые лесные звуки, пение всякой птицы, он – голос и душа леса.)
Перед нами знаменитая картина Михаила Врубеля «Пан», написанная им в 1899 году на Орловщине в имении М.Тенишевой, известной русской меценатки.
Что видишь, смотря на изображение на переднем плане? Человек не человек? Леший не леший? Существо из русской сказки, стойко охраняющее природные богатства.
Сзади, за главной фигурой, реальный вечерний пейзаж с чётко прорисованными линиями тонкоствольных деревьев, немногочисленных растений возле воды у болота. Сюжет дополняет чётко очерченный рог луны, которая освещает таинственный лес, берег и само существо, сидящее на первом плане.
Что это за существо? Оно похоже на древнегреческое мифологическое создание, охраняющее стада священных коз и баранов. Вот в руке у него непременный атрибут пастуха – свирель, звуками которой он привлекает разбредшихся животных.
Он зорко следит за всем, что происходит вокруг. Но глаза у него голубые добрые, немного лукавые. Такие глаза могут быть у старого дедушки, рассказывающего сказочные истории внукам. Или же у персонажа русских сказок — лешего, который охраняет леса и болота, но не вредит людям.
Седая борода, космы растрёпанных волос, два торчащих чёрных рога на широком лбу, могучие руки с длинными искривлёнными пальцами и козлиное обличье снизу. Странное существо. Тем более необычно видеть его на фоне русского пейзажа.
«Пан» Михаила Врубеля появился благодаря сильному впечатлению, которое получил художник после прочтения рассказа Анатоля Франца (французского писателя) «Святой Сатир». Замысел картины сложился быстро, поэтому и само полотно было создано в несколько дней.
«Пан»М.Врубель
В картине "Пан» греческий бог превращается в русского лешего. Старый, морщинистый, с бездонными голубыми глазами, узловатыми, словно сучья, пальцами, он как будто возникает из замшелого пня. Фантастическую колдовскую окраску приобретает характерный русский пейзаж — безбрежные влажные луга, извилистая речушка, тонкие березки, застывшие в тишине опускающихся на землю сумерек, озаренные багрянцем рогатого месяца...
Рефлексия
Каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных целей и высказывается одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске.
сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрёл… я научился… у меня получилось… я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось…
Приложение
М.Врубель «ПАН»
Художник Михаил Врубель смело перевоплотил эллинского бога природы в полуфантастическое существо, близкое нашей русской мифологии.
Это наш Леший, пришедший из фольклора. Огромную роль в этом перевоплощении играет тонко прочувствованный лирический русский пейзаж.
Опишите пейзаж.
Органично сливается с пейзажем фигура самого Пана с морщинистым старым лицом, негнущимися корявыми пальцами.
Анализ картины М.Врубеля «ПАН»
Передо мной на картине Михаила Александровича Врубеля расположилось фантастическое существо, словно возникшее из-под земли. Это пан.
Как интересно, познакомившись с древнегреческим мифологическим героем, вдруг увидеть его на родной земле. Увидеть преображённым удивительной фантазией художника.
Вот он как выглядит. Седые кудри, длинная седая борода, рожки на голове, нет только козлиных копытец. Но притягивают к себе глаза. Голубизна его проницательных и мудрых глаз тонко перекликается с фиалками, светящимися перед Паном, словно драгоценные камни, с синевой протекающей среди кустов речки.
Глаза таят в себе добродушную улыбку.
Стар Пан, как сама природа. Морщины избороздили лица, время не пощадило, они стали корявыми и негнущимися.