kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературного чтения по произведению К.Паустовского "Кот-ворюга" 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаю вашему вниманию конспект урока литературного чтения по произведению К.Паустовского "Кот-ворюга" 3 класс в помощь учителю работающему по системе развивающего обучения Л.В. Занкова в рамках ФГОС.

Цель: воспитание доброты, доброго отношения к животным посредством литературного произведения.

Методы: репродуктивный, частично-поисковый, иссдедовательский.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения по произведению К.Паустовского "Кот-ворюга" 3 класс »

Урок литературного чтения в 3-м классе

К.Г.Паустовский «Кот-ворюга» (2 урок)

Цель: Воспитание доброты, доброго отношения к животным посредством литературного произведения.

Задачи:

  1. Продолжить знакомство с рассказом К.Г.Паустовского «Кот-ворюга»; работать над образом литературного героя по плану. Закрепить умение находить главную мысль произведения.

  2. Развивать умение анализировать поступки героев и давать им оценку. Развивать умение высказывать своё отношение к прочитанному и аргументировано доказывать своё мнение.

  3. Воспитывать доброе отношение к животным через главную идею произведения «добро всегда добром возвращается».

Методы: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.

Ход урока.

  1. Орг. момент. Положительный настрой на восприятие произведения, через работу с эпиграфом.

- Сегодня к нам на урок пришли гости. Поприветствуйте их кивком головы и улыбкой.

- Посмотрите на экран. Скажите, какой кот вас встречает? Что хочется сделать, глядя на этого милого, пушистого, улыбчивого и доброго кота? (улыбнуться)

- Подарите и мне свои улыбки. Поделитесь хорошим настроением.

- Прочитайте эпиграф к нашему уроку. (слайд 1)

«Добро всегда добром возвращается»

- Какое слово повторяется? Предположите: о чём мы говорить сегодня на уроке.

- Сегодня на уроке, мы попытаемся доказать справедливость этого высказывания на основе произведения К. Паустовского.

2. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания (приём тестового упражнения с записью правильных ответов в тексте)

- Начнём с проверки домашнего задания. (слайд 2)

- Перед вами карточки, на которых записан текст с пропусками. На экране вопросы теста. Ваша задача: ответить правильно на вопрос теста и верный ответ записать в текст в нужной форме.

Текст карточки:

Дома я читал(а) ___________________ _____________________________

«Кот - ____________». Главным героем произведения является __________________ .

В конце рассказа получил новую кличку ___________________________ . Основная мысль произведения___________________________________________________ .

Вопросы теста: (?)

* К какому жанру литературы относится прочитанное дома произведение? (слайд 2)

А) сказка

Б) рассказ

В) басня

* Кто автор прочитанного произведения? (слайд 3)

А) Константин Паустовский

Б) Рувим Исаевич Фраерман

В) Александр Иванович Куприн

* Какую кличку носил кот в этом рассказе? (слайд 4)

А) Босяк

Б) Ворюга

В) Бродяга

* Главный герой произведения….(слайд 5)

А) Лёнка

Б) петух Горлач

В) рыжий кот

* Как стали величать кота в конце истории? (слайд6)

А) охранник

Б) милиционер

В) сторож

* Главная идея произведения (слайд 7)

А) добро всегда добром возвращается

Б) без труда не вытащишь и рыбку из пруда

В) жизнь прожить не поле перейти

- Проверим тексты, которые у вас получились. (Дети зачитывают)

3. Место и причины затруднений.

Сообщение цели урока и сообщение учебных задач.

- Итак, рассказ нами прочитан, судя по выполненной работе, я могу сделать вывод, что сюжет вам понятен.

- Что же мы будем делать сегодня на уроке? (Дети формулируют цель: Продолжим работу по произведению, будем исследователями…)

- Каким должен быть исследователь? (Внимательным, активным, наблюдательным)

4. Построение алгоритма выхода из затруднений.

Работа с текстом. Работа над образом литературного героя.

- Поработаем над образом литературного героя. (Слайд 8)

- Вспомните, что входит в понятие «портрет» литературного героя?

(на доске построение алгоритма работы: Внешний вид, Поступки героя, Отношение людей, Оценка автора)

- Перед нами алгоритм нашей работы. Начнём с первого пункта(закрепить магнит)

- Посмотрите на доску. Котов разделили на две группы. Подберите к каждой подходящие прилагательные (если затрудняются использовать предложенный список (голодные, ухоженные, уличные, брошенные, спокойные, домашние, самодовольные)

Репродуктивное чтение

- Обратимся к произведению К. Паустовского, и выясним: какой кот в рассказе? Откройте учебники, или книги, которые вы принесли с собой. Найдите в тексте описание внешнего вида кота. Запишите найденные слова у себя на листочке, в колонке «Внешний вид».

(рыжий кот, разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста, дикие глаза, тощий, огненно-рыжий, с белыми подпалинами на животе)

- Подведём итог по первому пункту.

-А почему у героя был такой внешний вид? (бездомный)

- Вот он - наш кот. (слайд 9)

- В какую группу мы его отнесём? (на доску)

-Как бы вы отнеслись к такому коту, если бы он оказался рядом с нами?

Физкультминутка с движениями на песню «Рыжий кот Мурлыка» (слайд 10)

- На прошлом уроке мы затронули вопрос: Случайно ли К.Паустовский для своего героя-кота выбрал именно рыжий окрас? *

- Кто дома нашёл характеристику рыжих котов в обычной жизни? (высказывания детей)

-Вывод: Значит, наш герой изначально не мог быть покладистым котом?

- Какой пункт плана поможет нам ответить на этот вопрос? (Поступки героя-магнит)

Работа в парах

- Сейчас вы будете работать в парах. Договоритесь: на чей листочек вы будете записывать, кто из вас будет писать.

- Задание. Найдите в тексте описание действий и поступков кота в начале произведения, запишите в левый столбик, а в правый – действия и поступки кота в конце произведения. Будьте внимательны, постарайтесь ничего не упустить. (песочные часы)

- Проверим. (слайд 11)

- Помогите распределить слова. Какие поступки были у кота в начале рассказа? Дополните столбик.

- В конце рассказа. Дополните.

- Подведём итог по второму пункту. Был ли наш кот покладистый? А какая главная перемена произошла в поведении нашего героя? (он перестал воровать)

Чтение по ролям.

- Кто же повлиял на такие перемены в поведении кота? (Люди)

-Раскроем третий пункт плана.

- Найдите в тексте разговор ребят, где они ищут ответ на вопрос «Что же с ним делать?» Сколько человек участвует в разговоре? (Автор, Рувим, Лёнька)

- Почему Лёнька предложил накормить кота, как следует? (понял в чём причина. Ему стало жалко кота)

- Какой же вывод можно сделать. Чему учит нас с вами Константин Паустовский? («добро всегда добром возвращается»)

- У кого из вас дома живёт кот или собака?

- Представьте, что вы на 2-3 дня уехали из дома, а своего питомца оставили одного. Приготовили ему пищи, а он её съел за 1 день. Был голодным, плохо себя вёл, перевернул тарелку, поцарапал мебель, навёл дома беспорядок. Как вы поступите?

- Есть какой-нибудь выход из этой ситуации?

Репродуктивное чтение

- Прочитайте последний пункт плана.

- Как автор называет кота в начале произведения? (Кот-ворюга)

- Причина этого прозвища во внешнем виде или в поступках? (в поступках)

- какую кличку получил кот в конце рассказа? (Милиционер)

- Что изменило кота? (доброта)

- А вы знаете, что у слова доброта есть много синонимов, они записаны у вас на карточках. Поработайте в парах. Договоритесь, на чьей карточке вы будете работать, кто будет ПОДЧЁРКИВАТЬ нужное слово.

- Задание, подчеркните только те синонимы, которые подходят к рассказу К.Паустовского «Кот-ворюга» (работа в парах)

- Мы рассмотрели все пункты плана. Кем вы были сегодня на уроке? (исследователями)

-Кто был объектом нашего исследования?

6. Рефлексия.

- Подведём итог урока.

- Какие слова были эпиграфом сегодняшнего урока. (Добро всегда добром возвращается)

- На примере какого произведения мы старались доказать справедливость этих слов?

-Предлагаю продолжить фразу:

Во время работы, я почувствовал ….

Самооценка

- Оцените свою работу на уроке. На карточке есть место для самооценки работы на уроке. Прочитайте вопрос и если вам это удалось – поставьте +, если нет - - При этом необходимо ответить на вопросы:

1) Я хорошо выполнил домашнее задание?

2) Я активно работал на уроке в паре?

3) Мои ответы были полезны ребятам?

(попросить назвать самых активных учеников, самую активную пару)

7.Домашнее задание. (слайд 10)

- Откройте дневники, приготовьтесь записать д/з

- сегодня я даю вам право выбрать задание себе по силам: (слайд 15)

* составьте кроссворд по произведению

  • Составить рассказ-рассуждение на тему: «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил» (А.де Сент-Экзюпери)

  • Нарисовать портреты кота в сравнении, дать характеристику

- Закрыли дневники, навели порядок на парте.

- К. Паустовский однажды сказал:«В каждом сердце есть струна. Она обязательно отзовётся даже на слабый отзыв прекрасного»

- Мне хочется верить, что сегодняшний урок оставит след в ваших душах и сердцах.

- Спасибо вам за работу на уроке.














































Работа на уроке


№1

Проверка домашнего задания

Текст карточки:

Дома я читал(а) ___________________ _____________________________

«Кот - ____________». Главным героем произведения является __________ ______ .

В конце рассказа получил новую кличку ___________________________ . Я думаю, что главная идея произведения __________________________________________ .


№2

Работа над образом литературного героя

спокойные, голодные, ухоженные, уличные, брошенные, домашние, самодовольные, сытые


_____________________ _____________________

____________________ _____________________

_______________________ _____________________

_______________________ __________________

_______________________ ____________________

_____________________ ______________________

______________________ ______________________



№3


Синонимы к слову «доброта»



Благодушие Человеколюбие Человечность


Сердечность Ласковость


Отзывчивость Душевность Участливость


Беззлобие Добросердечность


Мягкосердечность Добродушие


№4

Самооценка

(+, - )

Ф.И__________________________________

1) Я хорошо выполнил домашнее задание?

2) Я активно работал на уроке в паре?

3) Мои ответы были полезны ребятам?


Ф.И._________________________________

1) Я хорошо выполнил домашнее задание?

2) Я активно работал на уроке в паре?

3) Мои ответы были полезны ребятам?






























Контрольная работа по русскому языку 3 класс

«Проверка орфограмм в корне слова»

- Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Т.мно. Дичь мы перестали видеть. Кругом была л.сная глушь. Тр.пинка выв.ла нас к л.сной ст.ро.ке на б.регу оз.ра. Сторо. сделал нам ч.де(стн)(сн)ый шала. . Мой т.варищ сразу заснул. Я долго бр.дил. Вот проб.жала л.сная мышка. Прокр.чал сыч. Я вош.л в шалаш. Нач.ло св.тать. Скво.ь стенки шалаша прон.кал ранний луч со.нца .

Задание.

  1. Выпишите 4-е предложение, разберите его по членам предложения и частям речи, у существительных определите падеж.

  2. Определите склонение существительных, докажите: озеро, сторожка, солнце, тропинка, мышка, шалаш, берег, стенка, товарищ.

3. Разберите слова по составу: лесная, сторожка, чудесный, пробежала, прокричала.





Контрольная работа по русскому языку 3 класс

«Проверка орфограмм в корне слова»

- Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Т.мно. Дичь мы перестали видеть. Кругом была л.сная глушь. Тр.пинка выв.ла нас к л.сной ст.ро.ке на б.регу оз.ра. Сторо. сделал нам ч.де(стн)(сн)ый шала. . Мой т.варищ сразу заснул. Я долго бр.дил. Вот проб.жала л.сная мышка. Прокр.чал сыч. Я вош.л в шалаш. Нач.ло св.тать. Скво.ь стенки шалаша прон.кал ранний луч со.нца .

Задание.

  1. Выпишите 4-е предложение, разберите его по членам предложения и частям речи, у существительных определите падеж.

  2. Определите склонение существительных, докажите: озеро, сторожка, солнце, тропинка, мышка, шалаш, берег, стенка, товарищ.

3. Разберите слова по составу: лесная, сторожка, чудесный, пробежала, прокричала





Контрольная работа по русскому языку 3 класс

«Проверка орфограмм в корне слова»

- Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Т.мно. Дичь мы перестали видеть. Кругом была л.сная глушь. Тр.пинка выв.ла нас к л.сной ст.ро.ке на б.регу оз.ра. Сторо. сделал нам ч.де(стн)(сн)ый шала. . Мой т.варищ сразу заснул. Я долго бр.дил. Вот проб.жала л.сная мышка. Прокр.чал сыч. Я вош.л в шалаш. Нач.ло св.тать. Скво.ь стенки шалаша прон.кал ранний луч со.нца .

Задание.

  1. Выпишите 4-е предложение, разберите его по членам предложения и частям речи, у существительных определите падеж.

  2. Определите склонение существительных, докажите: озеро, сторожка, солнце, тропинка, мышка, шалаш, берег, стенка, товарищ.

3. Разберите слова по составу: лесная, сторожка, чудесный, пробежала, прокричала

















































Казалось, было холодно цветам,

и от росы они слегка поблёкли.

Зарю, что шла по травам и кустам,

обшарили немецкие бинокли.

Цветок, в росинках весь, к цветку приник,

и пограничник протянул к ним руки.

А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

влезали в танки, закрывали люки.

Такою все дышало тишиной,

что вся земля еще спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

всего каких-то пять минут осталось!

Я о другом не пел бы ни о чем,

а славил бы всю жизнь свою дорогу,

когда б армейским скромным трубачом

я эти пять минут трубил тревогу.



Контрольная работа по Окружающему миру по теме: Разнообразие животного мира.

______________________________ученик(ца)____класса, МБОУ Гимназии №1

  1. Назовите представителей моллюсков:_________________________________________________

Расскажите, что вы о них знаете?______________________________________________________

___________________________________________________________________________________

2. Заполните таблицу:

Классы

Части тела

Количество ног

Пример

Паукообразные




Насекомые




3.Чем дышат рыбы?_________________________

Каких рыб вы знаете?____________________________________________________________

4. Лягушка, жаба, тритон – это земноводные. Почему их так назвали?___________________

____________________________________________________________________________

Они дышат _______________ и ______________

5. Как ведут себя пресмыкающиеся при похолодании?________________________________

Приведите примеры рептилий:____________________________________________________

6. Заполните пропуски:

У птиц тело покрыто ________________, __ ноги, передние конечности превратились в __________ ,

на голове _________.

Напишите названия птиц: _________________________________________________________

7. Чем выкармливают своих детёнышей млекопитающие? __________________________

Чем покрыто их тело? _______________________,

Отметьте + млекопитающих:

Кит, акула, пингвин, дельфин, олень, крокодил, жаба, слизень







Контрольная работа по Окружающему миру по теме: Разнообразие животного мира.

______________________________ученик(ца)____класса, МБОУ Гимназии №1

  1. Назовите представителей моллюсков:_________________________________________________

Расскажите, что вы о них знаете?______________________________________________________

___________________________________________________________________________________

2. Заполните таблицу:

Классы

Части тела

Количество ног

Пример

Паукообразные




Насекомые




3.Чем дышат рыбы?_________________________

Каких рыб вы знаете?____________________________________________________________

4. Лягушка, жаба, тритон – это земноводные. Почему их так назвали?___________________

____________________________________________________________________________

Они дышат _______________ и ______________

5. Как ведут себя пресмыкающиеся при похолодании?________________________________

Приведите примеры рептилий:____________________________________________________

6. Заполните пропуски:

У птиц тело покрыто ________________, __ ноги, передние конечности превратились в __________ ,

на голове _________.

Напишите названия птиц: _________________________________________________________

7. Чем выкармливают своих детёнышей млекопитающие? __________________________

Чем покрыто их тело? _______________________,

Отметьте + млекопитающих:

акула, сорока, дельфин, лошадь, змея, жаба, улитка, кит



24-25 балла – «5»

18-23 балла – «4»

12-17 баллов – «3»

11 и меньше – «2»








































23-24 балла – «5»

18-22 балла – «4»

12-17 баллов – «3»

11 и меньше – «2»




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Демьяненко Елена Сергеевна

Дата: 15.04.2015

Номер свидетельства: 201726


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства