Конспект урока литературного чтения по произведению К.Паустовского "Кот-ворюга" 3 класс
Конспект урока литературного чтения по произведению К.Паустовского "Кот-ворюга" 3 класс
Предлагаю вашему вниманию конспект урока литературного чтения по произведению К.Паустовского "Кот-ворюга" 3 класс в помощь учителю работающему по системе развивающего обучения Л.В. Занкова в рамках ФГОС.
Цель: воспитание доброты, доброго отношения к животным посредством литературного произведения.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения по произведению К.Паустовского "Кот-ворюга" 3 класс »
Урок литературного чтения в 3-м классе
К.Г.Паустовский «Кот-ворюга» (2 урок)
Цель: Воспитание доброты, доброго отношения к животным посредством литературного произведения.
Задачи:
Продолжить знакомство с рассказом К.Г.Паустовского «Кот-ворюга»; работать над образом литературного героя по плану. Закрепить умение находить главную мысль произведения.
Развивать умение анализировать поступки героев и давать им оценку. Развивать умение высказывать своё отношение к прочитанному и аргументировано доказывать своё мнение.
Воспитывать доброе отношение к животным через главную идею произведения «добро всегда добром возвращается».
Орг. момент. Положительный настрой на восприятие произведения, через работу с эпиграфом.
- Сегодня к нам на урок пришли гости. Поприветствуйте их кивком головы и улыбкой.
- Посмотрите на экран. Скажите, какой кот вас встречает? Что хочется сделать, глядя на этого милого, пушистого, улыбчивого и доброго кота? (улыбнуться)
- Подарите и мне свои улыбки. Поделитесь хорошим настроением.
- Прочитайте эпиграф к нашему уроку. (слайд 1)
«Добро всегда добром возвращается»
- Какое слово повторяется? Предположите: о чём мы говорить сегодня на уроке.
- Сегодня на уроке, мы попытаемся доказать справедливость этого высказывания на основе произведения К. Паустовского.
2. Актуализация знаний.
Проверка домашнего задания (приём тестового упражнения с записью правильных ответов в тексте)
- Начнём с проверки домашнего задания. (слайд 2)
- Перед вами карточки, на которых записан текст с пропусками. На экране вопросы теста. Ваша задача: ответить правильно на вопрос теста и верный ответ записать в текст в нужной форме.
Текст карточки:
Дома я читал(а) ___________________ _____________________________
«Кот - ____________». Главным героем произведения является __________________ .
В конце рассказа получил новую кличку ___________________________ . Основная мысль произведения___________________________________________________ .
Вопросы теста: (?)
* К какому жанру литературы относится прочитанное дома произведение? (слайд 2)
А) сказка
Б) рассказ
В) басня
* Кто автор прочитанного произведения? (слайд 3)
А) Константин Паустовский
Б) Рувим Исаевич Фраерман
В) Александр Иванович Куприн
* Какую кличку носил кот в этом рассказе? (слайд 4)
А) Босяк
Б) Ворюга
В) Бродяга
* Главный герой произведения….(слайд 5)
А) Лёнка
Б) петух Горлач
В) рыжий кот
* Как стали величать кота в конце истории? (слайд6)
А) охранник
Б) милиционер
В) сторож
* Главная идея произведения (слайд 7)
А) добро всегда добром возвращается
Б) без труда не вытащишь и рыбку из пруда
В) жизнь прожить не поле перейти
- Проверим тексты, которые у вас получились. (Дети зачитывают)
3. Место и причины затруднений.
Сообщение цели урока и сообщение учебных задач.
- Итак, рассказ нами прочитан, судя по выполненной работе, я могу сделать вывод, что сюжет вам понятен.
- Что же мы будем делать сегодня на уроке? (Дети формулируют цель: Продолжим работу по произведению, будем исследователями…)
- Каким должен быть исследователь? (Внимательным, активным, наблюдательным)
4. Построение алгоритма выхода из затруднений.
Работа с текстом. Работа над образом литературного героя.
- Поработаем над образом литературного героя. (Слайд 8)
- Вспомните, что входит в понятие «портрет» литературного героя?
(на доске построение алгоритма работы: Внешний вид, Поступки героя, Отношение людей, Оценка автора)
- Перед нами алгоритм нашей работы. Начнём с первого пункта(закрепить магнит)
- Посмотрите на доску. Котов разделили на две группы. Подберите к каждой подходящие прилагательные (если затрудняются использовать предложенный список (голодные, ухоженные, уличные, брошенные, спокойные, домашние, самодовольные)
Репродуктивное чтение
- Обратимся к произведению К. Паустовского, и выясним: какой кот в рассказе? Откройте учебники, или книги, которые вы принесли с собой. Найдите в тексте описание внешнего вида кота. Запишите найденные слова у себя на листочке, в колонке «Внешний вид».
(рыжий кот, разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста, дикие глаза, тощий, огненно-рыжий, с белыми подпалинами на животе)
- Подведём итог по первому пункту.
-А почему у героя был такой внешний вид? (бездомный)
- Вот он - наш кот. (слайд 9)
- В какую группу мы его отнесём? (на доску)
-Как бы вы отнеслись к такому коту, если бы он оказался рядом с нами?
Физкультминутка с движениями на песню «Рыжий кот Мурлыка» (слайд 10)
- На прошлом уроке мы затронули вопрос: Случайно ли К.Паустовский для своего героя-кота выбрал именно рыжий окрас? *
- Кто дома нашёл характеристику рыжих котов в обычной жизни? (высказывания детей)
-Вывод: Значит, наш герой изначально не мог быть покладистым котом?
- Какой пункт плана поможет нам ответить на этот вопрос? (Поступки героя-магнит)
Работа в парах
- Сейчас вы будете работать в парах. Договоритесь: на чей листочек вы будете записывать, кто из вас будет писать.
- Задание. Найдите в тексте описание действий и поступков кота в начале произведения, запишите в левый столбик, а в правый – действия и поступки кота в конце произведения. Будьте внимательны, постарайтесь ничего не упустить. (песочные часы)
- Проверим. (слайд 11)
- Помогите распределить слова. Какие поступки были у кота в начале рассказа? Дополните столбик.
- В конце рассказа. Дополните.
- Подведём итог по второму пункту. Был ли наш кот покладистый? А какая главная перемена произошла в поведении нашего героя? (он перестал воровать)
Чтение по ролям.
- Кто же повлиял на такие перемены в поведении кота? (Люди)
-Раскроем третий пункт плана.
- Найдите в тексте разговор ребят, где они ищут ответ на вопрос «Что же с ним делать?» Сколько человек участвует в разговоре? (Автор, Рувим, Лёнька)
- Почему Лёнька предложил накормить кота, как следует? (понял в чём причина. Ему стало жалко кота)
- Какой же вывод можно сделать. Чему учит нас с вами Константин Паустовский? («добро всегда добром возвращается»)
- У кого из вас дома живёт кот или собака?
- Представьте, что вы на 2-3 дня уехали из дома, а своего питомца оставили одного. Приготовили ему пищи, а он её съел за 1 день. Был голодным, плохо себя вёл, перевернул тарелку, поцарапал мебель, навёл дома беспорядок. Как вы поступите?
- Есть какой-нибудь выход из этой ситуации?
Репродуктивное чтение
- Прочитайте последний пункт плана.
- Как автор называет кота в начале произведения? (Кот-ворюга)
- Причина этого прозвища во внешнем виде или в поступках? (в поступках)
- какую кличку получил кот в конце рассказа? (Милиционер)
- Что изменило кота? (доброта)
- А вы знаете, что у слова доброта есть много синонимов, они записаны у вас на карточках. Поработайте в парах. Договоритесь, на чьей карточке вы будете работать, кто будет ПОДЧЁРКИВАТЬ нужное слово.
- Задание, подчеркните только те синонимы, которые подходят к рассказу К.Паустовского «Кот-ворюга» (работа в парах)
- Мы рассмотрели все пункты плана. Кем вы были сегодня на уроке?(исследователями)
-Кто был объектом нашего исследования?
6. Рефлексия.
- Подведём итог урока.
- Какие слова были эпиграфом сегодняшнего урока. (Добро всегда добром возвращается)
- На примере какого произведения мы старались доказать справедливость этих слов?
-Предлагаю продолжить фразу:
Во время работы, я почувствовал ….
Самооценка
- Оцените свою работу на уроке. На карточке есть место для самооценки работы на уроке. Прочитайте вопрос и если вам это удалось – поставьте +, если нет - - При этом необходимо ответить на вопросы:
1) Я хорошо выполнил домашнее задание?
2) Я активно работал на уроке в паре?
3) Мои ответы были полезны ребятам?
(попросить назвать самых активных учеников, самую активную пару)
7.Домашнее задание. (слайд 10)
- Откройте дневники, приготовьтесь записать д/з
- сегодня я даю вам право выбрать задание себе по силам: (слайд 15)
* составьте кроссворд по произведению
Составить рассказ-рассуждение на тему: «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил» (А.де Сент-Экзюпери)
Нарисовать портреты кота в сравнении, дать характеристику
- Закрыли дневники, навели порядок на парте.
- К. Паустовский однажды сказал:«В каждом сердце есть струна. Она обязательно отзовётся даже на слабый отзыв прекрасного»
- Мне хочется верить, что сегодняшний урок оставит след в ваших душах и сердцах.
- Спасибо вам за работу на уроке.
Работа на уроке
№1
Проверка домашнего задания
Текст карточки:
Дома я читал(а) ___________________ _____________________________
«Кот - ____________». Главным героем произведения является __________ ______ .
В конце рассказа получил новую кличку ___________________________ . Я думаю, что главная идея произведения __________________________________________ .
Т.мно. Дичь мы перестали видеть. Кругом была л.сная глушь. Тр.пинка выв.ла нас к л.сной ст.ро.ке на б.регу оз.ра. Сторо. сделал нам ч.де(стн)(сн)ый шала. . Мой т.варищ сразу заснул. Я долго бр.дил. Вот проб.жала л.сная мышка. Прокр.чал сыч. Я вош.л в шалаш. Нач.ло св.тать. Скво.ь стенки шалаша прон.кал ранний луч со.нца .
Задание.
Выпишите 4-е предложение, разберите его по членам предложения и частям речи, у существительных определите падеж.
3. Разберите слова по составу: лесная, сторожка, чудесный, пробежала, прокричала.
Контрольная работа по русскому языку 3 класс
«Проверка орфограмм в корне слова»
- Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Т.мно. Дичь мы перестали видеть. Кругом была л.сная глушь. Тр.пинка выв.ла нас к л.сной ст.ро.ке на б.регу оз.ра. Сторо. сделал нам ч.де(стн)(сн)ый шала. . Мой т.варищ сразу заснул. Я долго бр.дил. Вот проб.жала л.сная мышка. Прокр.чал сыч. Я вош.л в шалаш. Нач.ло св.тать. Скво.ь стенки шалаша прон.кал ранний луч со.нца .
Задание.
Выпишите 4-е предложение, разберите его по членам предложения и частям речи, у существительных определите падеж.
3. Разберите слова по составу: лесная, сторожка, чудесный, пробежала, прокричала
Контрольная работа по русскому языку 3 класс
«Проверка орфограмм в корне слова»
- Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Т.мно. Дичь мы перестали видеть. Кругом была л.сная глушь. Тр.пинка выв.ла нас к л.сной ст.ро.ке на б.регу оз.ра. Сторо. сделал нам ч.де(стн)(сн)ый шала. . Мой т.варищ сразу заснул. Я долго бр.дил. Вот проб.жала л.сная мышка. Прокр.чал сыч. Я вош.л в шалаш. Нач.ло св.тать. Скво.ь стенки шалаша прон.кал ранний луч со.нца .
Задание.
Выпишите 4-е предложение, разберите его по членам предложения и частям речи, у существительных определите падеж.