kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок Литературного чтения во 2 классе. Тема: Работа над рассказом В. Драгунского «Он живой и светится»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока Литературного чтения во 2 Б классе.

Тема: Работа над рассказом В. Драгунского «Он живой и светится».

Создать условия для  чтения  произведения В. Драгунского «Он живой и светится» делить текст на части, составлять план.

Развивающая система Л. Занкова.

В структуре урока описана деятельность учителя и обучающихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок Литературного чтения во 2 классе. Тема: Работа над рассказом В. Драгунского «Он живой и светится» »

Патыко Марина Михайловна - учитель начальных классов

МОУ «Краснояружская средняя общеобразовательная школа №1»

п. Красная Яруга, Белгородской области


Урок Литературное чтение 2 Б класс

Тема: Работа над рассказом В. Драгунского «Он живой и светится»

Планируемые результаты:

Предметные: Создать условия для чтения произведения В. Драгунского «Он живой и светится» делить текст на части, составлять план.

Метапредметные (УУД):

Познавательные: устанавливать закономерности; формировать умение прогнозировать содержание читаемого текста, опираясь на его название и предполагаемый жанр, формировать понятие “друг”, “ДРУЖБА”,

сравнивать настроение героя и автора .

Регулятивные – принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя; адекватно воспринимать оценки учителя, товарищей, вносить необходимые коррективы под руководством учителя.

Коммуникативные – воспринимать мнение других людей , понимать задаваемые вопросы, понимать необходимость использования правил вежливости.

Личностные УУД: проявлять интерес к изучаемому материалу на уроке, уважение к мыслям и настроениям другого человека, доброжелательное отношение к одноклассникам

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность детей

1.Организационный момент.

Настрой на урок

Взялись за руки , улыбнулись друг другу. Пожелали добра и удачи.

2.

Актуализация знаний








































































3. Работа над новым материалом

Постановка учебных задач



Словарная работа

1. Проверка дом.задания.

Ответы на вопросы к произведению «Добрый клен» с. 74

Учитель. Можно ли этому произведению дать название «Вежливый клен»?

Найдите в тексте«Держись за меня, тогда ты солнце увидишь».

  • Но этим автор показал не столько вежливость, сколь­ко доброту Клена.

  • А добрые люди не могут быть невежливыми, они все­гда внимательны к тем, кто с ними рядом.

  • Найдите отрывок, где показа­на первая встреча героев. Обычно при встрече вежливые люди здороваются, представляются друг другу, а в тексте автор об этом не пишет. Учитель (обобщает ответы учащихся). А все-таки, ка­кая черта героя является здесь главной: вежливость или доброта?

Давайте еще раз перечислим все ваши аргументы, кото­рые вы уже называли:

  • во-первых, взаимоотношения героев начались не со зна­комства, а с предложения Клена бескорыстной помощи сла­бому Ростку;

  • во-вторых, Клен не из вежливости помог Ростку, а по­тому, что был добрым;

в-третьих, именно доброта Клена является главной при­чиной того, что он чуть не погиб.

Давайте еще раз перечислим все ваши аргументы, кото­рые вы уже называли:

  • во-первых, взаимоотношения героев начались не со зна­комства, а с предложения Клена бескорыстной помощи сла­бому Ростку;

  • во-вторых, Клен не из вежливости помог Ростку, а по­тому, что был добрым;

в-третьих, именно доброта Клена является главной при­чиной того, что он чуть не погиб.

Учитель. А какие произведения, которые вы читали раньше, напоминают историю Доброго Клена?

Ученик. Сказка «Лиса и Заяц». Там тоже Заяц был доб­рым, пожалел Лису и за это поплатился.

Учитель. А какой урок для себя и своей безопасности мы можем извлечь из этих историй?

Дети. — Мы должны быть осторожными в общении с людьми, потому что рядом может оказаться недобрый чело­век, даже опасный для жизни.

  • Надо сначала узнать, кто с тобой рядом, что он за человек, а потом начинать с ним дружить.

1. Формулирование темы и цели урока.

Учитель. Мы продолжаем разговор о дружбе и о том, какими должны быть настоящие друзья. Сегодня мы будем читать рассказ Виктора Драгунского «Он жи­вой и светится...». Как вы считаете, о чем это произведение.

Работать над ним мы будем 3 урока.

Какую работу мы должны выполнять сегодня

( прочитать, дать характеристику герою, составлять план)


Виктор Юзефович Драгунский (1913 — 1972) прожил не­долгую, но очень интересную жизнь. Родился он в Нью-Йорке. Рано потерял отца, поэтому в 16 лет ему уже пришлось работать. Он был и рабочим, и лодочником. Мать работала машинисткой, поэтому денег постоянно не хватало.

Увидев объявление о наборе в литературно-театральную мастерскую, Драгунский поступил туда и стал актером. Кроме того, он начал писать для театра сценарии. Так нача­лась его литературная жизнь, хотя заслуженную славу при­несли ему «Денискины рассказы».

Видио- фрагмент «Денискины рассказы из ЕРАЛАША»


3. Чтение рассказа учителем (Целиком) 5 мин. По ходу чтения. Словарная работа по словарю в конце учебника

брынза – соленый сыр из овечьего молока

Гватемала – название государства в Центральной Америке и название города, столицы Гватемалы

Барбадос – название государства в Восточной Индии, название острова


Дети. — Я считаю, что да, историю так можно назвать, потому что Клен был не только добрым, но и вежливым, он предложил слабому Ростку бескорыстную помощь:



А я думаю, что Клен предложил свою помощь не из вежливости, а по своей доброте, поэтому считаю, что у Кле­на это главное качество


  • Клен не стал знакомиться с сосе­дом, он еще не знал, кто с ним рядом, но сразу предложил свою помощь, за что позже поплатился. Поэтому автор хо­тел показать нам не вежливость, а бескорыстную доброту главного героя.

  • А я в тексте нашел слова, где Плющ упрекает Клен в его невежливости: «Эх ты, Клен! Ты даже не спросил, кто я такой!»











































Рассказ подготовленных детей о писателе













Дети находят незнакомые слова в конце учебника. Зачитывают варианты ответов.

3. Развитие умений – применение знаний.




































































































































4.Домашнее задание






5. Итог урока

Рефлексия











4. Беседа после чтения

  1. Назовите главных героев рассказа.

  2. Кто из них вам больше понравился? Почему?

  3. Почему рассказ так называется?


Ребята, работая над этим текстом, мы должны решить ряд задач.

Главная из них — определить, можно ли Дениску и Мишку назвать друзьями. Возможны ли друже­ские отношения между мальчиками?

И чтобы ответить на этот вопрос, мы должны посмотреть, как автор характери­зует друзей. Какие они? Сейчас мы еще раз, медленно и вдумчиво прочитаем текст небольшими отрывками, кото­рые вы сами будете выделять, и найдем в нем то главное, о чем нам хотел поведать автор.


5. Повторное чтение рассказа с анализом.

Выделение логически законченных частей


*

Учитель. Прочитайте начало рассказа и определите, где можно закончить первую часть.

1 -я часть

Учитель. А теперь ответим на вопросы. Как чувствовал себя Дениска и как относился к тому, что мама опаздыва­ла?

Учитель. А какое чувство по отношению к герою испы­тывали вы, когда читали эту часть?

Дети. — Грустное...

  • Жалостливое — мне было жалко мальчика.

  • Сочувствующее — я ему сочувствовал, потому что и я скучаю и переживаю, когда моей мамы долго нет с работы.

Учитель. А теперь поговорим о Дениске. Что вы узнали о нем?

(По ходу ответов детей учитель записывает на доске чер­ты характера главного героя.)


Учитель. А как бы вы озаглавили эту часть? Что в ней главное?Предлагаю выбрать из предложенных названий на стене







2-я часть

Учитель, А теперь самостоятельно прочитайте продол­жение рассказа и определите, где бы вы закончили вторую часть. Подумайте, о чем она.






Учитель. О чем рассказывается в этой части?

  • Дениска не соглашался променять самосвал ни на марки, ни на плавательный круг.

Учитель. А почему? Дениска был жадным?

Учитель. Наверное, не случайно автор прерывает разго­вор двух ребят описанием душевного состояния мальчика. Найдите его.

Учитель. А теперь посмотрим, на чем автор останавли­вает внимание читателя в этой части. Что является предме­том разговора двух ребят?

.






Учитель. Можем мы именно так озаглавить часть?

.

(Учитель вписывает в план новый пункт:«Новая игруш­ка Дениски».)

  1. я часть

Учитель. Эта часть лучше всего рассказывает о Денис­ке, какой он, поэтому давайте внимательно вчитаемся в текст и посмотрим, как автор характеризует героя.

Почему Дениска согласился отдать ценный папин пода­рок за светлячка? Сделайте свои выводы.

  • Светлячок был живым, а мальчик любил природу, все живое больше всего, даже больше самосвала.

Учитель. А как вы думаете, для Дениски обмен был равноценным?

Учитель. Еще лучше мы в этом убедимся, когда прочи­таем, какие чувства испытывал Дениска, получив подарок.

(Дети находят в тексте последний абзац на странице 77 и читают его еще раз от слов:«А я остался со своим светляч­ком...», а затем делают вывод.)


Учитель. А теперь выделим главную мысль этой части и озаглавим ее.

(Обсудив заглавия, сами ученики посчитали лучшими следующие:

«Светлячок».

«Встреча со светлячком».

«Живое чудо».

«Крошечная звездочка в коробке».

  1. я часть

Учитель. А теперь прочитаем последнюю часть расска­за, чтобы ответить на вопрос: почему мама не стала ругать Дениску за самосвал? Как это характеризует маму?

Учитель. А мама считала такой обмен равноценным? Найдите это в тексте.

Дети. — Нет, мама не считала этот обмен равноценным: «Но все-таки как ты решился отдать такую ценную вещь, как самосвал, за этого червячка?»

  • А вот еще: «А чем же, чем он лучше?» — мама никак не могла понять решение своего сына.

Учитель. А теперь найдите в тексте ответ мальчика на мамины вопросы. Как вы можете его истолковать?

  • одиночество Дениски, развеять его грусть и тоску: «...а этот светлячок, он оказал­ся лучше любого самосвала на свете».

  • Дениска живого светлячка считал дороже мертвой игрушки, поэтому он недоумевал: как мама не может этого понять: «Да как же ты не понимаешь?! Ведь он живой и светится!»

Учитель. А как теперь вы можете объяснить смысл слов, которые стали заглавием рассказа?

  • .

Учитель. А почему Дениска не стал упрекать свою маму за опоздание?

Учитель. А теперь найдите в тексте слова, которыми можно озаглавить эту часть.

(Большинство детей для заглавия предложили взять сло­ва:«Лучше любого самосвала на свете».)







Обращение к выставке книг. Дом. Задание

  1. Прочитать 1 и 2 часть

2. Взять в библиотеке рассказы В. Драгунского и прочитать на каникулах



Вернемся к нашим задачам

План мы составили

Характеристика героя составлена

Вопрос. Можно ли Дениску и Мишку назвать друзьями?

Возможны ли друже­ские отношения между мальчиками?

Рефлексия



Если вы стараетесь поступать как Денис . То есть делать хорошие поступки, то прикрепляем к зеленому цвету.

Если вы хотите поступать, но у вас не всегда получается то к синему цвету



(Учащиеся обсуждают прочитанный рассказ по вопросам учителя)



















(Дети при чтении определяют, что часть можно закон­чить словами: «...и не заставлял ее сидеть на песке и ску­чать».)

Ребята предлагают свои названия. При их обсуждении дети выделяют в качестве главной темы первой части «Ожи­дание мамы». На доске вывешиваем



Дети. — Мальчик скучал и очень переживал.

  • Ему было тоскливо и неуютно.

  • И страшно: «...в небе задвигались темные облака, они были похожи на бородатых стариков».

  • Денис хотел есть, автор об этом говорит прямо. И он упрекает маму, что она так долго не приходит.


Дети. — Дениска был любящим сыном — он очень ску­чал по маме и переживал, когда ее не было.

  • Он был надежным сыном, готовым прийти ей на по­мощь: «...если бы я знал, что моя мама хочет есть и ждет меня где-то на краю света, я бы моментально к ней побежал




(Ребята прочитывают текст и при обсуждении приходят к выводу, что закончить ее надо словами: «...тогда уви­дишь!»)







Дети. — Нет, он не хотел расставаться с папиным по­дарком.

  • А я думаю, что Дениска не хотел лишать себя по­следней радости — ведь ему было очень плохо без мамы.

Дети. Новая игрушка Дениски

(Дети читают вслух Отрывок последнего абзаца на стра­нице 75 от слов: «На дворе стало еще темнее

Дети. Да, можем




(После обсуждения ребята решили закончить 3-ю часть словами:«И я забыл про всех на белом свете».)



Дети. — Мальчик увидел, какой это красивый жучок, раньше он его никогда не видел.

  • Светлячок поразил мальчика своей красотой: он был необычным, похожим на маленькую звездочку.

  • Дениска любил все красивое и преклонялся перед на­стоящей красотой.

Дети. — Я думаю, что да: мальчик считал живого свет­лячка достойным папиного подарка.

  • А я думаю, что Дениска считал светлячка дороже, ценнее самосвала.



Дети. — Мама также была в восторге от живого свет­лячка: «Да, — сказала она, — это волшебство».

  • Она пыталась понять, что побудило сына поменять папин подарок на светлячка.






Дети. — Мальчик в ожидании мамы тосковал, чувство­вал себя одиноким, даже самосвал его не радовал: «Я так долго ждал тебя... и мне было так скучно».

И только светлячок, это маленькое живое существо, находящееся рядом, могло скрасить


Дети. — Автор в это заглавие вложил мысль, что любое живое существо намного дороже и милее самой дорогой иг­рушки»

А слово «светится» я понял, что светлячок не только был красивым, потому что светился в темноте, но он принес мальчику радость в грустные минуты одиночества.







Дети . Друзьями мальчиков назвать нельзя так Миша выпрашивал самосвал , а не помог Денису подождать маму вместе



Дети прикрепляют полоски на доску








Литература

В. А. Лазарева, учебник «Литературное чтение» Издательство Федоров, 2014.

А.И. Вороговская «Методические рекомендации к урокам литературного чтения 2 класс часть 1», Издательство Федоров 2010.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Патыко Марина Михайловна

Дата: 18.10.2015

Номер свидетельства: 240940

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Конспект урока литературного чтения на тему "В. Драгунский "Тайное становится явным""
    ["seo_title"] => string(93) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-na-tiemu-v-draghunskii-tainoie-stanovitsia-iavnym-1"
    ["file_id"] => string(6) "253432"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447597503"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Урок литературного чтения. Во что нельзя играть. И. Дик. "Красные яблоки". "
    ["seo_title"] => string(77) "urok-litieraturnogho-chtieniia-vo-chto-niel-zia-ighrat-i-dik-krasnyie-iabloki"
    ["file_id"] => string(6) "127845"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415380761"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства