конспект урока литературного чтения "Поэтическая чуткость" по рассказу В.Драгунского "Друг детства"
Конспект урока литературного чтения "Поэтическая чуткость" по рассказу В.Драгунского "Друг детства"
Урок литературного чтения по УМК "Развивающая система Л.В.Занкова" (1 класс). Содержит предполагаемые результаты и формируемые УУД разных видов в соответствии с требованиями ФГОС.Цель: раскрыть характер главного героя Дениса: как настоящий поэт, он способен оживить своего игрушечного мишку, пожалеть его, почувствовать его боль.
Задачи урока:
? обсудить характер главного героя;
? подумать, почему в раздел «Сады поэзии…» автор поместил рассказ В.Драгунского;
? раскрыть в детях через содержание литературного образа Дениса Кораблёва такие качества, как сострадание, доброта, чуткость.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«конспект урока литературного чтения "Поэтическая чуткость" по рассказу В.Драгунского "Друг детства" »
Урок литературного чтения
(система Л.В.Занкова, 1 класс)
Поэтическая чуткость
(по рассказу Виктора Драгунского «Друг детства»)
Цель: раскрыть характер главного героя Дениса: как настоящий поэт, он способен оживить своего игрушечного мишку, пожалеть его, почувствовать его боль.
Задачи урока:
обсудить характер главного героя;
подумать, почему в раздел «Сады поэзии…» автор поместил рассказ В.Драгунского;
раскрыть в детях через содержание литературного образа Дениса Кораблёва такие качества, как сострадание, доброта, чуткость.
Оборудование:презентация, книги Драгунского, диск с мультфильмом «Красавица и Чудовище», листочки для работы в парах, сердечки из цветной бумаги для рефлексии, изображение дерева, клей-карандаш, записи на доске.
Планируемые результаты
Предметные:
знать отличия стихотворного текста от прозаического;
уметь вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию из разных видов текста;
уметь извлекать информацию из иллюстраций, схем;
анализировать и обобщать на основе разных видов текстов.
Личностные:
оценивать поступки героев в соответствии с ситуацией;
объяснять с позиции общечеловеческих ценностей, почему конкретные поступки можно оценить, как хорошие или плохие.
Метапредметные:
Ученики смогут:
овладеть всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, в том числе во внутреннем плане, контролировать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их исполнение;
учитывать позицию собеседника, организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками;
адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
УУД
Личностные УУД:
Развиваем умения высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные УУД:
Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Прогнозировать предстоящую работу.
Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД:
Развиваем умение слушать и понимать других.
Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Оформлять свои мысли в устной форме.
Умение работать в паре.
Познавательные УУД:
Развиваем умения извлекать информацию из текстов, иллюстраций, схем.
Сравнивать по заданным основаниям факты, абстрактные понятия.
Анализировать и обобщать на основе фактов и абстрактных понятий.
Владеть разными видами смыслового чтения.
Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Ход урока.
«Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла».
В.О.Ключевский
«Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой».
А.П.Чехов
I. Оргмомент.(1 мин).
Прошла перемена,
Раздался звонок.
Пора поскорее
Начать наш урок.
Вы друг другу улыбнитесь
И тихонечко садитесь.
II. Литературная разминка.(5 мин).
Викторина «Повторенье – мать ученья».
-Ребята вам предстоит сейчас вспомнить те произведения, которые мы недавно изучили, а также их авторов и главных героев.
- Скажите, дети, на какие 2 группы вы бы разделили эти произведения?
(о животных и людях, поучительные и вызывающие жалость).
-Что общее у всех этих произведений? (поучительный характер). Докажите.
-Какое из прочитанных произведений вам понравилось особенно и почему?
2) Сказочный сюрприз.
-Мир вокруг нас огромен, прекрасен, удивителен, и настоящие писатели, художники, музыканты и другие талантливые люди, видя эту красоту, хотят поделиться своими открытиями с другими людьми.
Писатели передают красоту мира с помощью слов, художники – красками, музыканты – звуками. А люди, которые читают книги, слушают музыку или смотрят картины, тоже начинают видеть и чувствовать эту красоту, и тогда они сами становятся красивее, добрее, лучше.
- Посмотрите, какой замечательный сказочный сюрприз может получиться, если за дело берутся мастера-мультипликаторы.
(фрагмент из м-ф-ма «Красавица и Чудовище»).
III. Проверка домашнего задания. (5мин).
-А о чём могли бы разговаривать предметы, нарисованные
на странице 46? Какую беседу ведут вещи, ожившие по воле художника?
(1 ряд – разговор карандашницы и карандашей,
2 ряд – разговор перчаток,
3 ряд – разговор вазы с цветами и настольной лампы).
- Итак, послушаем и посмотрим, кто из вас тоже может стать поэтом, так как только настоящий поэт может услышать, о чём шепчутся знакомые вещи.
Физкультминутка «Карусели».
IV. Подготовка к восприятию нового материала. (4 мин).
–Догадайтесь, о каких самых любимых для детей предметах мы будем говорить сегодня? (игрушках).
- Как вы думаете, а игрушки могут думать? О чём?
-Давайте проверим, так ли это?
2)Чтение стихотворения Бориса Заходера «Песня игрушек»
Дети любят игрушки.
Так все говорят!
Ну а разве игрушки
Не любят ребят?
-Мы молчим, мы не плачем,
Когда нас бросают –
Мы ведь знаем, что слёзы
От бед не спасают…
Не заметишь обиды
По нашему виду –
Мы ребятам прощаем
Любую обиду…
Оттого-то, наверно,
Не все замечают,
Как игрушки страдают, скучают…
Ах, не так нам обидно, когда нас ломают,
Как обидно, что нас не всегда понимают.
-Почему игрушки обращаются к детям с просьбой?
-Что более всего их обижает?
3) – А теперь взгляните на этого медвежонка. Как вы считаете, о чём он может думать?
-Какое чувство вызывает он у вас? (жалости).
-Может быть, кто-то знает о нём стихи?
4) Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
- Какое настроение в этих строках?
-Читаем дальше.
Всё равно его не брошу –
Потому, что он хороший.
- Изменилось ли настроение стихов? Каким образом?
-Можно ли сказать, что автор нарочно испытывает наши чувства?
Как бы готовит нам сюрприз! Пусть мы немножко попереживаем за этого мишку.
- Как при чтении передать, что стихи с сюрпризом? (сделать паузу).
Так в чём же тайна этих стихов? (в сюрпризе).
-А может, вы знаете, кто их автор?
-Скажите, правильно ли сделала Виктория Юрьевна Свиридова, что поместила это произведение в наш новый раздел «Сады поэзии: из чего растут стихи»? Докажите своё мнение.
Физкультминутка «Буратино».
V. Новый материал. (15 мин).
1) Работа в парах.
-Вам предстоит узнать фамилию детского писателя.Для этого необходимо вычеркнуть те буквы, которые повторяются.
2) –Что вы можете рассказать об этом писателе?
Сообщение об авторе.
Виктор Драгунский по профессии был актёром. Когда окончилась Великая Отечественная война, он, к удивлению всех друзей, ушёл из театра и стал работать Рыжим клоуном на манеже Московского цирка.
Он очень любил детей: «Ни одного дня без работы для детей, ни одного ребёнка без радости…» И только в 40 лет Виктор Драгунский начал писать книги. Всего он написал около 90 рассказов для детей. Героем его произведений стал младший сын писателя Дениска.
Самые разные случаи происходили с главным героем Драгунского: и с вышки в воду он прыгал, и на сцене выступал, и в аварию вместе с папой попадал.
Некоторые из этих случаев происходили на самом деле. Теперь Денис Драгунский вырос, стал взрослым человеком и сам пишет книги, а Дениска Кораблёв так и остался мальчишкой.
– Драгунского нет с нами уже много лет, но книги его продолжают выходить.
- Сегодня мы познакомимся с его рассказом «Друг детства».
Но прежде, чем читать, давайте поработаем со словами, которые
Чтение 1 части рассказа хорошо читающими учениками.
Работа по первичному восприятию.
–Кем хотел стать Денис?
-Расположите по порядку.
-Чем привлекали его эти занятия? Подтвердите словами из текста.
-Можно ли назвать Дениса мечтателем? Докажите.
Физкультминутка «Прогулка в лесу».
Только в лес мы вошли,
Появились комары. (Руки вверх, хлопки над головой).
Дальше по лесу шагаем
И медведя мы встречаем. (Руки за голову кладём и вразвалочку идём).
Снова дальше мы идём,
Перед нами водоём.
Прыгать мы уже умеем,
Прыгать будем мы смелее.
Раз-два, раз-два-
Позади теперь вода!
Мы шагаем, мы шагаем,
Руки выше поднимаем,
Дышим ровно, глубоко…
Впереди из-за куста смотрит хитрая лиса,
Мы лисичку обхитрим,
На носочках пробежим.
Зайчик скачет быстро в поле,
Очень весело на воле.
Подражаем мы зайчишке, непоседе-шалунишке.
Но закончилась игра,и учиться нам пора.
Чтение и работа над второй частью рассказа.
-Отдохнули?
-Вспомним, кем же, наконец, захотел стать Дениска?
-Чем привлекла его эта профессия?
8)Чтение учителем 2-ой части.
- Скажите, Денис по-прежнему хочет стать боксёром?
-Почему он передумал?
-Давайте перечитаем тот абзац в тексте, где об этом говорится?
(И вот я так посмотрел на него…)
- Обратите внимание, сколько предложений в этом абзаце? (одно).
-Сколько повторяющихся слов? (забавная мордочка, тогда, любил всей душой).
- Неужели Виктор Драгунский не мог избавиться от повторов?
-Давайте попробуем «исправить» текст и прочтём его без этих слов.
-Скажите, стало лучше?
-Сделайте вывод, почему автор не убрал сам эти слова?
-Чем закончился рассказ? Почему Денис заплакал? Разве он сделал медведю больно? (Он пережил и почувствовал свой будущий боксёрский удар на мишке и устыдился этого).
-Каким человеком можно назвать Дениса? (добрым, чутким, внимательным, настоящим человеком, хотя и маленьким).
VI. Итог урока. (2 мин)
-Итак, вспомните название нашего раздела?
-Почему Виктория Юрьевна Свиридова поместила рассказ про Дениса в раздел «Сады поэзии…»
-Денис мог бы стать поэтом, он очень чуткий, обладает фантазией и воображением.
- Как вы думаете, такой человек, как Денис, сможет ударить котёнка, обидеть щенка?
-Если он не смог ударить игрушку, значит, никогда не сделает больно своим близким и другим людям. А это, ребята, самое главное.
2) –Какие произведения мы прочитали сегодня?
-Чем они различаются?
-Чем похожи? (о доброте).
3) –Прочтите пословицы, подумайте, которая из них лишняя, то есть не подходит по смыслу к прочитанным произведениям? Почему?
4)- А вы хотели бы стать добрыми?
-Тогда этот совет для вас.
-Ну и конечно, добрым жить на свете веселей! (песня Кота Леопольда).
VII. Домашнее задание.(1 мин)
Те ребята, у которых есть книги А.Барто, читают несколько стихов и приносят книги, у кого нет дома книг, пользуются учебником стр. 52.
Стихи можно заучить.
VIII. Рефлексия. (2 мин).
1) Работа с цитатами (на доске).
2) -На улице весна. Скоро зацветут сады… А в нашем «Саду поэзии» выросло дерево доброты. Давайте поможем ему зацвести. Кому понравилась наша сегодняшняя работа выбирает красные цветы, кому не очень синие.