Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2» г.о.Саранск ОТКРЫТЫЙ УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 4 КЛАСС Подготовила и провела: учитель начальных классов Фокеева О.Н. Саранск 2015 |
Тема: «Как узнать человека?»
Цели по линии развития личности:
Линия 1: Овладение картиной мира: учиться определять по поведению людей их черты характера, познакомить учащихся с таким явлением внутреннего мира человека, как «характер»; создать образные представления о понятиях «черты характера», «оптимист», «пессимист»;.
Линия 2: Чувственно-эмоциональное отношение к миру: учиться определять людей с разными характерами, формировать умение контролировать свое настроение, находить и усваивать способы его сознательной коррекции.
Задачи:
Образовательные:
- повторить и закрепить понятия «эмоции», «чувства», «настроение»;
- сформировать знания о характере;
- сформировать умения сравнивать, обобщать, анализировать.
Развивающие:
- развивать логическое мышление;
- развивать коммуникативные навыки;
- развивать интерес и творческую активность.
Воспитательные:
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;
- воспитывать умение работать в коллективе;
- воспитывать уважение к знаниям.
Место урока в учебном плане: урок изучения новой темы «Как узнать человека?» в разделе «Внутренний мир человека».
Тип урока: комбинированный урок.
Формы и методы обучения: проблемно-диалогический, индивидуальная работа, групповая работа, письменная работа, инсценирование, поиск решения проблемы.
Требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся.
Учащиеся имеют первичные представления о понятиях: «характер», «черты характера», «оптимист», «пессимист»; знают, на какие группы можно разделить черты характера, могут указать признак деления; понимают, что, формируя у себя хорошие привычки, они приобретают положительные черты характера.
Оборудование: презентация, раздаточный материал для учащихся, словарь настроения, таблицы, схемы, книги.
Ход урока
1. Организационный момент.
Притча «Самая главная тайна». (На фоне музыки)
Начать наш урок я хочу с небольшой притчи, в которой рассказывается, что боги, создав мир, стали думать: где понадёжнее спрятать от Человека его Самую Главную Тайну? В глубокой пещере? Но люди рано или поздно найдут её. На дне океана? Но и в морскую пучину они когда-нибудь спустятся. На небе, среди звёзд? Но даже туда со временем доберутся.
И, наконец, решили: давайте спрячем Тайну внутри самих людей! Уж в себя-то человек не догадается заглянуть. Во многом боги оказались правы. Мы знаем о самих себе гораздо меньше, чем о Земле, океане, далёких светилах. И вместе с тем они ошиблись. Чтобы ни изучал человек, какие бы далёкие и отвлечённые объекты ни выбирал для исследования, за этим всегда стоит жгучее любопытство по отношению к самому себе. Человек – самое неизведанное и самое интересное для него самого. И с каждым новым шагом в своем развитии человечество все смелее заглядывает в себя – в поисках Самой Главной Тайны.
2. Проверка домашнего задания
Индивидуальная работа
Вставь в текст пропущенные слова. Если мы испытываем положительные ________________ и _______________ , то настроение у нас _________________ . Если мы испытываем отрицательные ________________ и _______________ , то настроение у нас _________________ . | Опиши слова ситуацию, в которой у тебя может испортиться настроение. ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ Что ты сделаешь, чтобы поднять своё настроение. ______________________________________ ______________________________________ |
Разбор ситуаций.
1. Представьте (вспомните), что вам подарили любимую игру, или коньки, или снегокат – словом то, что вам хотелось. В такие моменты человек испытывает …
(благодарность, интерес, радость, счастье, удовлетворённость, удовольствие)
Такие эмоции называются … (положительные)
2. Представьте (вспомните), что вы играете в компьютерную игру и, как ни стараешься, тебе не удаётся набрать нужное количество очков. В такие моменты человек испытывает …. (ярость, уныние, тревога, раздражение, печаль, подавленность, напряжение, злость, горечь, возбуждение, бессилие, беспокойство)
Такие эмоции называются … (отрицательные)
Проверка
3. Определяем проблему урока
Слайд читаем
Доктор и его группа заблудились и уже начали волноваться, как вдруг повстречали охотника.
- Смотри, какой неприятный! – шепнул Илюша Анюте. – Глаза маленькие, нос крючком. Очень похож на пьяницу из соседнего дома. Наверняка этот охотник такой же злой и грубый.
- Что думает о случайно встреченном охотнике Анюта? Охотник – злой и грубый.
Тем временем охотник объяснил Доктору, куда они забрели, и вызвался проводить их до туристской тропы. По дороге он помог Анюте нести рюкзак, рассказывал весёлые охотничьи истории, а на прощание подарил Илюше свисток.
- Каким на самом деле оказался охотник? Охотник – добрый и весёлый.
- Посмотрите на доску. Что вы заметили? (Противоречие. Человек один и тот же, а мнения о нём разные.)
- Какой возникает вопрос? (Как узнать человека. Почему мы часто ошибаемся, пытаясь понять внутренний мир человека)
Тема урока – Как узнать человека
4. Вспоминаем то, что знаем
- Давайте вспомним, а что такое внутренний мир человека?
(Мысли, интересы и увлечения человека составляют его внутренний мир, или душевные качества человека)
- Что нужно делать, чтобы обогатить свой внутренний мир?
(Общаться с другими людьми, узнавать новое, создавать что-то самому)
- Что такое личность?
(Так называют каждого обладающего разумом человека с его неповторимыми интересами, знаниями, мыслями, убеждениями, привычками, способностями)
- Какие признаки человека являются врождёнными?
(Признаки, которые достались нам от родителей)
- А какие приобретённые?
(Признаки, которые приобретаем в течение жизни, вырастая среди людей – способности, талант… )
5. Решаем проблему, открываем новые знания
- А как же мы узнаем человека, не поговорив с ним?
Как узнать человека
По одежде по чертам лица по поступкам по интересам
(Встречаем по одёжке, (Похож как две
а провожаем по уму) капли воды)
- Какие особенности личности человека вы цените? (отзывчивость, внимательность, доброжелательность, ответственность, честность, отзывчивость, … )
- Это положительные качества личности? (Да)
- Назовите отрицательные качества личности? (грубость, обидчивость, осуждение, неаккуратность)
- У каждого человека может быть только одна какая – то черта или несколько? (несколько)
- А могут быть у одного человека только положительные или только отрицательные черты личности?
- Давайте проверим. РАБОТА С ТАБЛИЦЕЙ.
МОИ ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА |
положительные | отрицательные |
| |
| |
| |
| |
| |
Проверка. У вас получились одинаковые таблички? (нет)
ВЫВОД: Какие мы? Все люди разные, каждая личность сочетает в себе как
положительные, так и отрицательные качества.
- Как называется сочетание особенностей личности? Ответ на этот вопрос найдите в учебнике на стр. 24.
ХАРАКТЕР – древнегреческое слово, означает «ОТПЕЧАТОК», «ЧЕКАНКА». И действительно, характер как будто отпечатан в нашей личности.
- Если характер нам нравится, то , мы говорим о человеке? (Он хороший)
- А если характер нам не нравится, то что тогда говорим? (Он плохой)
6. Закрепляем новые знания
1 ряд – работа в парах (таблица)
Соедините стрелками поступки людей с чертами их характера
Ходит в грязной обуви * * смелость Защитил малыша от собак * * неряшливость Принёс бабушке чай * * сострадание Не оставил брату печенья * * заботливость Покормил бездомного котёнка * * жадность |
2, 3 ряды – работа по учебнику стр. 25
Попробуем одним-двумя слова определить черты характера сказочных героев. На что будем обращать внимание: на внешний вид или поступки? (на поступки)
Золушка – кормит птичек – добрая, ласковая, заботливая
Лиса – ворует хлеб – хитрая, жадная, нахальная
Карабас Барабас – с плёткой в руках – злой, беспощадный, бессердечный
Почтальон Печкин – стучится в дверь – воспитанный, культурный, ответственный
ПРОВЕРКА 1 ряда
ВЫВОД: Как определить характер по внешности или по поступкам?
Характер сказочного персонажа, определяется не по внешности,
а по поступкам.
Проблемный вопрос:
- А когда человек рождается, у него есть характер? (нет)
- А какой это признак? (приобретённый)
- Как вы думаете, меняется ли характер на протяжении всей жизни человека? (Да)
- Кто его строит? (сначала родители, общество и сам человек)
- А можно ли исправить, изменить характер?
- От чего зависит, вырастет ребёнок злым или добрым, аккуратным или небрежным?
(от воспитания, от среды обитания) Вырастет из сына свин, если сын свинёнок.
7. Расслабление, снятие мышечных зажимов, отработка умения выражать свои чувства и эмоции в мимике лица и движения тела.
Игра «Море волнуется раз»
- печальный Пьеро,
- весёлый Карлсон,
- испуганный Пятачок,
- неунывающий Леопольд…
8. Инсценирование. Леопольд и Иа (стр. 27)
- Что можно сказать об отношении Леопольда к различным ситуациям в жизни, пусть даже не всегда приятным?
Верит в добро, ждёт от жизни только хорошее, редко огорчается, смотрит на неприятности с улыбкой, надеясь, что удача ждёт его в будущем – таких людей называют ОПТИМИСТАМИ.
- Что можно сказать о характере ослика Иа? У него противоположный характер?
Вечно печальный, смотрит на жизнь мрачно, не верит ни во что хорошее, думает, что жизнь готовит ему только неприятные сюрпризы и нет причин для радости – это ПЕССИМИСТЫ.
Склонность к оптимизму или пессимизму – одна из основных черт характера.
9. Выражение решения проблемы
- Итак, вернёмся к вопросу урока. Как узнать человека?
Сравним свой вывод с выводом учебника на стр. 26.
- Что такое характер?
- Человек с ним рождается?
«ПОСЕЕШЬ ПОСТУПОК – ПОЖНЁШЬ ПРИВЫЧКУ,
ПОСЕЕШЬ ПРИВЫЧКУ – ПОЖНЁШЬ ХАРАКТЕР»
- Что это? (поговорка) Как понимаете?
- Что в характере человека проявляется раньше: привычка или черта характера?
- Что такое привычка? (способ поведения человека в определённой ситуации, условиях)
Привычка (мыть руки перед едой)
Формируется постепенно
Преобразуется в черту характера (аккуратность)
ПРИВЫЧКА ОПРЕДЕЛЯЕТ ХАРАКТЕР!
Вы сегодня на уроке активно поработали. Будьте прилежными, вырабатывайте в себе только положительные черты характера, а что есть у вас хорошего – развивайте. Живите так, чтобы вам не бросали в лицо «РОДИЛАСЬ ПРИГОЖА, ДА ПО НРАВУ НЕГОЖА» .
10. Рефлексия. Живой микрофон
11. Домашнее задание:
стр. 24-27, пересказ,
Р.Т. стр.11, № 3 Нарисовать героя, о котором не велась речь на уроке