конспект открытого урока "оптические явления в атмосфере"
Конспект открытого урока "оптические явления в атмосфере"
Конспект урока по теме: «Оптические явления в атмосфере»
1. Ф.И.О Горькавая Галина Сергеевна
2. Место работы МОБУ Молчановская СОШ
3. Должность учитель географии
4. Предмет география
5. Класс 6, ФГОС
картины мира.
Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами.овладение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования,
Предметные: Различать атмосферные явления,связанные с отражением солнечного света, электричеством, опасные явления,связанные с осадками, с ветрами. Называть виды загрязнения атмосфкры, возникающие в результате хозяйственной деятельности человека
Универсальные учебные действия:
Личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.
Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
Познавательные: извлекать информацию об оптических явлениях в атмосфере, опасных природных явлениях в атмосфере, роли воздушной оболочки Земли в жизни и хозяйственной деятельности человека добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.
Тип урока: комбинированный
Форма работы учащихся: коллективная, работа в парах
Техническое оборудование: мультимедийная установка, интерактивная доска, интернет, ЭОР, персональный компьютер.
Ход урока.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Вы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Желаю всем хорошего настроения! Садитесь.
Давайте вспомним, какой раздел мы с вами изучаем? Отгадайте загадку!
Есть ли, дети, одеяло,
Чтоб всю Землю укрывало?
Чтоб его на всех хватало,
Да при том не видно было?
Не сложить, не развернуть,
Не пощупать, не взглянуть?
Пропускало б дождь и свет,
Есть, а вроде бы и нет?
– Что это за одеяло? дети отвечают (атмосфера)
Учитель: Правильно.
Вопросы:
1. Атмосфера не однородна, в ней выделяется несколько слоев? (Тропосфера, стратосфера и верхние слои атмосферы)
2. Из чего состоит атмосфера Земли? (Смесь газов, мельчайших капель воды и кристалликов льда, пыль, сажа, органические вещества.)
3. Назовите газовый состав атмосферы? (азот – 78%; кислород 21 %; Аргон – 0,9% и другие газы 0,1 %)
Сейчас, имея небольшой багаж знаний, вы можете объяснить большинство явлений, происходящих в атмосфере. Но в древности люди не имели возможности сделать это, поэтому атмосферные явления пугали суеверных людей, их считали предвестниками катастроф, несчастий.
А что это за загадочный сосуд стоит у меня на столе? Вы не знаете? Давайте посмотрим?
Музыка. (Открывает сосуд, из него валит дым, появляется старик Хоттабыч.)
Хоттабыч: Апчхи! Приветствую тебя, о мудрый мой повелитель! (Далее словаХоттабыча, которого играет один из учащихся, выделены подчеркнутым шрифтом.)
– Вы откуда? Вы из театра?
– О, нет, мой повелитель! Я вот из этого сосуда!
– Так Вы.?
– Да, Я – могучий и прославленный во всех четырех странах света джинн ГассанАбдурахман ибн Хоттаб, то есть сын Хоттаба!
– Хоттабыч?!
– А кто эти прекрасные отроки?
– А это ученики 6 класса, и у нас сейчас урок географии.
– Урок географии! Знайте же, о прекраснейшие из прекрасных, что вам неслыханно повезло, ибо я богат знаниями по географии. Я научу вас, и вы прославитесь среди учеников своей школы.
– Мы очень рады этому, уважаемый Хоттабыч.
– А что это за волшебная черная коробочка, которая лежит на столе?
– Это компьютер, с помощью которого современные дети получают полезную информацию и который поможет нам сегодня на уроке. Я приглашаю Вас, уважаемый Хоттабыч, сегодня поработать вместе с нами.
Хоттабыч: Спасибо! С большим удовольствием соглашусь!(присаживается за парту)
Сегодня мы познакомимся с некоторыми оптическими явлениями, заполним таблицу, которая лежит перед вами. Ну а наш уважаемый Хоттабыч расскажет нам, как древние представляли то или иное явление.
Итак, начинаем!
Изучение новой темы.
• Откройте свои рабочие тетради, запишите число и Оставьте место для записи темы; ниже, просматривая ролики которые я буду вам показывать, запишите, пожалуйста, названия тех атмосферных явлений, которые так пугали раньше людей, именно в той последовательности, в которой будете их просматривать (как правило, учащиеся с легкостью определяют радугу, полярное сияние, молнию, но с определением гало и миража возникают затруднения
1.Радуга –
2. Мираж
3. Гало –
4. Полярное сияние -
5. Молния –
6. Огни святого Эльма
• Давайте сравним, что у вас получилось? Слайды 1- 7
• 7 слайд - Все эти явления называются оптическими явлениями в атмосфере.
• 8 слайд Запишите название темы в тетрадь.
Слайд 9 (цели и задачи) Проговорить цель!
Слайд 10
Работа по учебникам. Ваша задача вписать в карточку причины возникновения оптических явлений!
1- Работа с учебником стр.118 (явления, связанные с отражением солнечного света: радуга, мираж, гало)
2- Работа с учебником стр.119 (явления, связанные с электричеством: полярное сияние, молния, Огни Святого Эльма)
Время - мин.
Учитель: Итак, ну что готовы? Наш уважаемый Хоттабыч расскажет нам, как древние представляли то или иное явление. А выступающий от каждой группы расскажет о причинах возникновения явлений! (Выходят к доске)
- Первое явление, которое вы определили – это радуга. Первое слово предоставляется вам Хоттабыч!
Хоттабыч: Считали, что радугу создал Бог древнего Вавилона в знак того, что он решил прекратить всемирный потоп.
Учитель: Давайте узнаем причину возникновения радуги!
Выступающий: Солнечный свет кажется нам белым, но в действительности он состоит из световых волн 7 цветов: красного, оранжевого, зеленого, голубого, синего и фиолетового. Проходя сквозь капли воды, солнечный луч преломляется и распадается на разные цвета. Вот отчего после дождя или около водопадов можно наблюдать радугу.
– Многие путешественники по пустыням становятся свидетелями другого атмосферного явления – Миража.
Хоттабыч: Древние египтяне верили, что мираж– это призрак страны, которой больше нет на свете.
- Почему же возникают миражи?
Выступающий:Это происходит, когда раскаленный над поверхностью воздух поднимается вверх. Его плотность начинает возрастать. Воздух при различной температуре обладает различной плотностью, и луч света, переходя из слоя в слой, будет изгибаться, зрительно приближая объект. М. возникают над раскаленной(пустыня, асфальт), либо, напротив, над охлажденной поверхностью (водой)
- В морозную погоду вокруг Солнца и Луны появляются ярко выраженные кольца – Гало.
Хоттабыч: Раньше думали, что в это время происходил шабаш ведьм.
Выступающий:Они возникают, когда свет отражается в кристаллах льда перисто-слоистых облаков. Венцы – несколько вложенных вдруг друга колец.
- Спасибо. (выступающий уходит, Хоттабыч остается)
А сейчас кто желает рассказать о явлениях связанные с электричеством? приглашаю выступающего от следующей группы).
(Выходит выступающий)
- Жители приполярных районов могут любоваться Полярным сиянием.
Хоттабыч: Индейцы Северной Америки считали, что это костры колдунов, на которых они в котлах кипятили своих пленников.
Выступающий:Солнце посылает на Землю поток электрически заряженных частиц, которые сталкиваются с частичками воздуха и начинают светиться.
- Молния –"Летит огневая стрела, никто ее не поймает - ни царь, ни царица, ни красна девица.
Хоттабыч:Считалось, чтоэто Бог Перун поражает своим каменным оружием змея.
Выступающий: Видимый электрический разряд между облаками, или между облаком и земле. Молния – гром.
- А какие бывают Виды молнии (линейная и шаровая), чем опасны?
- И последнее явление это "Огни Святого Эльма".
Хоттабыч: "Огни Святого Эльма"моряки считали его дурным знаком.
- Где можно наблюдать такое явление?
Выступающий: Это свячение может наблюдаться в грозовую погоду на высоких шпилях башен, а также вокруг корабельных мачт.
- Спасибо вам Хоттабыч, благодаря вам ребята узнали о взглядах древних на оптические явления.
Хоттабыч: И вам спасибо, что пригласили меня поучаствовать в вашем уроке.!
ФИЗМИНУТКА.
Закрепление пройденного материала:
Работа в парах! Разгадать кроссворд
- Учащиеся разгадывают кроссворд. У кого, что получилось?
Итог урока: (рефлексия)
Что нового вы сегодня узнали на уроке? Приходилось ли вам наблюдать какое-либо явление ?
Ребята обратите внимание на доску. Солнышко совсем без лучиков! У каждого на парте лежит 3 лучика оцените свою работу (выбрав себе один) и прикрепите его к солнышку.
-Молодцы! Сегодня вы поработали хорошо, тема эта очень сложная, и более глубоко вы ее будете изучать в курсе физики.
- Ребята, скажите, а какую оценку вы поставили бы нашему гостю Хоттабычу? (Пять!) Я с вами полностью согласна! Другим учащимся оценки.
Слайд 11 А теперь запишите домашнее задание. Параграф 46 повторить, ответить на вопросы.
Спасибо всем за урок!
Изучение новой темы.
• Откройте свои рабочие тетради, запишите число и Оставьте место для записи темы; ниже, просматривая ролики которые я буду вам показывать, запишите, пожалуйста, названия тех атмосферных явлений, которые так пугали раньше людей, именно в той последовательности, в которой будете их просматривать (как правило, учащиеся с легкостью определяют радугу, полярное сияние, молнию, но с определением гало и миража возникают затруднения
1.Радуга –
2. Мираж
3. Гало –
4. Полярное сияние -
5. Молния –
6. Огни святого Эльма
• Давайте сравним, что у вас получилось? Слайды 1- 7
• 7 слайд - Все эти явления называются оптическими явлениями в атмосфере.
• 8 слайд Запишите название темы в тетрадь.
Слайд 9 (цели и задачи) Проговорить цель!
Слайд 10
Работа по учебникам. Ваша задача вписать в карточку причины возникновения оптических явлений!
1- Работа с учебником стр.118 (явления, связанные с отражением солнечного света: радуга, мираж, гало)
2- Работа с учебником стр.119 (явления, связанные с электричеством: полярное сияние, молния, Огни Святого Эльма)
Время - мин.
Учитель: Итак, ну что готовы? Наш уважаемый Хоттабыч расскажет нам, как древние представляли то или иное явление. А выступающий от каждой группы расскажет о причинах возникновения явлений! (Выходят к доске)
- Первое явление, которое вы определили – это радуга. Первое слово предоставляется вам Хоттабыч!
Хоттабыч: Считали, что радугу создал Бог древнего Вавилона в знак того, что он решил прекратить всемирный потоп.
Учитель: Давайте узнаем причину возникновения радуги!
Выступающий: Солнечный свет кажется нам белым, но в действительности он состоит из световых волн 7 цветов: красного, оранжевого, зеленого, голубого, синего и фиолетового. Проходя сквозь капли воды, солнечный луч преломляется и распадается на разные цвета. Вот отчего после дождя или около водопадов можно наблюдать радугу.
– Многие путешественники по пустыням становятся свидетелями другого атмосферного явления – Миража.
Хоттабыч: Древние египтяне верили, что мираж– это призрак страны, которой больше нет на свете.
- Почему же возникают миражи?
Выступающий:Это происходит, когда раскаленный над поверхностью воздух поднимается вверх. Его плотность начинает возрастать. Воздух при различной температуре обладает различной плотностью, и луч света, переходя из слоя в слой, будет изгибаться, зрительно приближая объект. М. возникают над раскаленной(пустыня, асфальт), либо, напротив, над охлажденной поверхностью (водой)
- В морозную погоду вокруг Солнца и Луны появляются ярко выраженные кольца – Гало.
Хоттабыч: Раньше думали, что в это время происходил шабаш ведьм.
Выступающий:Они возникают, когда свет отражается в кристаллах льда перисто-слоистых облаков. Венцы – несколько вложенных вдруг друга колец.
- Спасибо. (выступающий уходит, Хоттабыч остается)
А сейчас кто желает рассказать о явлениях связанные с электричеством? приглашаю выступающего от следующей группы).
(Выходит выступающий)
- Жители приполярных районов могут любоваться Полярным сиянием.
Хоттабыч: Индейцы Северной Америки считали, что это костры колдунов, на которых они в котлах кипятили своих пленников.
Выступающий:Солнце посылает на Землю поток электрически заряженных частиц, которые сталкиваются с частичками воздуха и начинают светиться.
- Молния –"Летит огневая стрела, никто ее не поймает - ни царь, ни царица, ни красна девица.
Хоттабыч:Считалось, чтоэто Бог Перун поражает своим каменным оружием змея.
Выступающий: Видимый электрический разряд между облаками, или между облаком и земле. Молния – гром.
- А какие бывают Виды молнии (линейная и шаровая), чем опасны?
- И последнее явление это "Огни Святого Эльма".
Хоттабыч: "Огни Святого Эльма"моряки считали его дурным знаком.
- Где можно наблюдать такое явление?
Выступающий: Это свячение может наблюдаться в грозовую погоду на высоких шпилях башен, а также вокруг корабельных мачт.
- Спасибо вам Хоттабыч, благодаря вам ребята узнали о взглядах древних на оптические явления.
Хоттабыч: И вам спасибо, что пригласили меня поучаствовать в вашем уроке.!
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«конспект открытого урока "оптические явления в атмосфере"»
Конспект урока географии
«Оптические явления в атмосфере»
6 класс, ФГОС
Подготовила
учитель географии
МОБУ Молчановская СОШ
Горькавая Галина Сергеевна
Конспект урока по теме: «Оптические явления в атмосфере»
Ф.И.О
Горькавая Галина Сергеевна
Место работы
МОБУ Молчановская СОШ
Должность
учитель географии
Предмет
география
Класс
6, ФГОС
Тема и номер урока в теме
Оптические явления в атмосфере. (в разделе VI «Атмосфера-воздушная оболочка Земли»
Базовый учебник
География Планета земля. 5-6 класс.Учебник (А. А. Лобжанидзе)
Цель урока: Сформировать представление о взаимном влиянии атмосферы и человека, природных атмосферных явлениях;
9. Задачи:
- обучающие: Получить знания об оптических явлениях в атмосфере
-развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником, дополнительной литературой и ресурсами ЭОР.,
-воспитательные: формирование культуры общения при работе в группе
Планируемые результаты:
Личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.
Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами.овладение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования ,
Предметные: Различать атмосферные явления ,связанные с отражением солнечного света, электричеством, опасные явления ,связанные с осадками, с ветрами. Называть виды загрязнения атмосфкры, возникающие в результате хозяйственной деятельности человека
Универсальные учебные действия:
Личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.
Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
Познавательные: извлекать информацию об оптических явлениях в атмосфере, опасных природных явлениях в атмосфере, роли воздушной оболочки Земли в жизни и хозяйственной деятельности человека добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.
Тип урока: комбинированный
Форма работы учащихся: коллективная, работа в парах
Учитель: Здравствуйте, ребята! Вы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Желаю всем хорошего настроения! Садитесь.
Давайте вспомним, какой раздел мы с вами изучаем? Отгадайте загадку!
Есть ли, дети, одеяло, Чтоб всю Землю укрывало? Чтоб его на всех хватало, Да при том не видно было? Не сложить, не развернуть, Не пощупать, не взглянуть? Пропускало б дождь и свет, Есть, а вроде бы и нет? – Что это за одеяло? дети отвечают (атмосфера)
Учитель: Правильно.
Вопросы:
Атмосфера не однородна, в ней выделяется несколько слоев? (Тропосфера, стратосфера и верхние слои атмосферы)
Из чего состоит атмосфера Земли? (Смесь газов, мельчайших капель воды и кристалликов льда, пыль, сажа, органические вещества.)
Назовите газовый состав атмосферы? (азот – 78%; кислород 21 %; Аргон – 0,9% и другие газы 0,1 %)
Сейчас, имея небольшой багаж знаний, вы можете объяснить большинство явлений, происходящих в атмосфере. Но в древности люди не имели возможности сделать это, поэтому атмосферные явления пугали суеверных людей, их считали предвестниками катастроф, несчастий.
А что это за загадочный сосуд стоит у меня на столе? Вы не знаете? Давайте посмотрим?
Музыка. (Открывает сосуд, из него валит дым, появляется старик Хоттабыч.)
Хоттабыч: Апчхи! Приветствую тебя, о мудрый мой повелитель! (Далее словаХоттабыча, которого играет один из учащихся , выделены подчеркнутым шрифтом.) – Вы откуда? Вы из театра? – О, нет, мой повелитель! Я вот из этого сосуда! – Так Вы..? – Да, Я – могучий и прославленный во всех четырех странах света джинн ГассанАбдурахман ибн Хоттаб, то есть сын Хоттаба! – Хоттабыч?! – А кто эти прекрасные отроки? – А это ученики 6 класса , и у нас сейчас урок географии. – Урок географии! Знайте же, о прекраснейшие из прекрасных, что вам неслыханно повезло, ибо я богат знаниями по географии. Я научу вас, и вы прославитесь среди учеников своей школы.
– Мы очень рады этому , уважаемый Хоттабыч. – А что это за волшебная черная коробочка, которая лежит на столе? – Это компьютер, с помощью которого современные дети получают полезную информацию и который поможет нам сегодня на уроке. Я приглашаю Вас, уважаемый Хоттабыч, сегодня поработать вместе с нами.
Хоттабыч: Спасибо! С большим удовольствием соглашусь!(присаживается за парту)
Сегодня мы познакомимся с некоторыми оптическими явлениями, заполним таблицу, которая лежит перед вами. Ну а наш уважаемый Хоттабыч расскажет нам, как древние представляли то или иное явление.
Итак, начинаем!
Изучение новой темы.
Откройте свои рабочие тетради, запишите число и Оставьте место для записи темы; ниже, просматривая ролики которые я буду вам показывать, запишите, пожалуйста, названия тех атмосферных явлений, которые так пугали раньше людей, именно в той последовательности, в которой будете их просматривать (как правило, учащиеся с легкостью определяют радугу, полярное сияние, молнию, но с определением гало и миража возникают затруднения
1.Радуга –
2. Мираж
3. Гало –
4. Полярное сияние -
5. Молния –
6. Огни святого Эльма
Давайте сравним, что у вас получилось? Слайды 1- 7
7 слайд - Все эти явления называются оптическими явлениями в атмосфере.
8 слайд Запишите название темы в тетрадь.
Слайд 9 (цели и задачи) Проговорить цель!
Слайд 10
Работа по учебникам. Ваша задача вписать в карточку причины возникновения оптических явлений!
Работа с учебником стр.118 (явления, связанные с отражением солнечного света: радуга, мираж, гало)
Работа с учебником стр.119 (явления, связанные с электричеством: полярное сияние, молния, Огни Святого Эльма)
Время - мин.
Учитель: Итак, ну что готовы? Наш уважаемый Хоттабыч расскажет нам, как древние представляли то или иное явление. А выступающий от каждой группы расскажет о причинах возникновения явлений! (Выходят к доске)
- Первое явление, которое вы определили – это радуга.Первое слово предоставляется вам Хоттабыч!
Хоттабыч: Считали, что радугу создал Бог древнего Вавилона в знак того, что он решил прекратить всемирный потоп.
Учитель: Давайте узнаем причину возникновения радуги!
Выступающий: Солнечный свет кажется нам белым , но в действительности он состоит из световых волн 7 цветов: красного, оранжевого, зеленого, голубого, синего и фиолетового. Проходя сквозь капли воды, солнечный луч преломляется и распадается на разные цвета. Вот отчего после дождя или около водопадов можно наблюдать радугу.
– Многие путешественники по пустыням становятся свидетелями другого атмосферного явления – Миража.
Хоттабыч: Древние египтяне верили, что мираж– это призрак страны, которой больше нет на свете.
- Почему же возникают миражи?
Выступающий:Это происходит, когда раскаленный над поверхностью воздух поднимается вверх. Его плотность начинает возрастать. Воздух при различной температуре обладает различной плотностью, и луч света, переходя из слоя в слой, будет изгибаться, зрительно приближая объект. М. возникают над раскаленной(пустыня, асфальт), либо, напротив , над охлажденной поверхностью (водой)
- В морозную погоду вокруг Солнца и Луны появляются ярко выраженные кольца – Гало.
Хоттабыч: Раньше думали, что в это время происходил шабаш ведьм.
Выступающий:Они возникают, когда свет отражается в кристаллах льда перисто-слоистых облаков. Венцы – несколько вложенных вдруг друга колец.
А сейчас кто желает рассказать о явлениях связанные с электричеством? приглашаю выступающего от следующей группы).
(Выходит выступающий)
- Жители приполярных районов могут любоваться Полярным сиянием.
Хоттабыч: Индейцы Северной Америки считали, что это костры колдунов, на которых они в котлах кипятили своих пленников.
Выступающий:Солнце посылает на Землю поток электрически заряженных частиц, которые сталкиваются с частичками воздуха и начинают светиться.
- Молния –"Летит огневая стрела, никто ее не поймает - ни царь, ни царица, ни красна девица.
Хоттабыч:Считалось, чтоэто Бог Перун поражает своим каменным оружием змея.
Выступающий: Видимый электрический разряд между облаками, или между облаком и земле. Молния – гром.
- А какие бывают Виды молнии (линейная и шаровая), чем опасны?
- И последнее явление это "Огни Святого Эльма".
Хоттабыч: "Огни Святого Эльма"моряки считали его дурным знаком.
- Где можно наблюдать такое явление?
Выступающий: Это свячение может наблюдаться в грозовую погоду на высоких шпилях башен, а также вокруг корабельных мачт.
- Спасибо вам Хоттабыч, благодаря вам ребята узнали о взглядах древних на оптические явления.
Хоттабыч: И вам спасибо, что пригласили меня поучаствовать в вашем уроке.!
ФИЗМИНУТКА.
Закрепление пройденного материала:
Работа в парах! Разгадать кроссворд
- Учащиеся разгадывают кроссворд. У кого, что получилось?
Итог урока: (рефлексия)
Что нового вы сегодня узнали на уроке? Приходилось ли вам наблюдать какое-либо явление ?
Ребята обратите внимание на доску. Солнышко совсем без лучиков! У каждого на парте лежит 3 лучика оцените свою работу (выбрав себе один) и прикрепите его к солнышку.
-Молодцы! Сегодня вы поработали хорошо, тема эта очень сложная, и более глубоко вы ее будете изучать в курсе физики.
- Ребята, скажите, а какую оценку вы поставили бы нашему гостю Хоттабычу? (Пять!!!) Я с вами полностью согласна! Другим учащимся оценки.
Слайд 11 А теперь запишите домашнее задание. Параграф 46 повторить, ответить на вопросы.