Учебные проекты как средство развития исследовательских навыков младших школьников
Учебные проекты как средство развития исследовательских навыков младших школьников
В презентации представлены особенности работы над проектом в начальной школе. В соответствии с требованиями стандартов второго поколения для повышения качества знаний учащихся, развития их познавательных и творческих способностей надо направлять деятельность учителя на формирование положительной мотивации учащихся, самостоятельное овладение знаниями, творческий подход в обучении.
Ведущее место занимают такие формы самостоятельной работы учащихся, которые основаны не только на применении полученных знаний и умений, но и на получение на их основе новых.
Главная идея проектно-исследовательской деятельности - направленность учебно - познавательной деятельности на результат, который получается при решении практической, теоретической, но обязательно личностно и социально - значимой проблемы. Этот результат называется проект.
Проектно-исследовательская деятельность - это совместная учебно - познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата, которая способствует развитию самостоятельности, целеустремленности, ответственности, настойчивости, толерантности, инициативности, в процессе работы над проектом дети приобретают социальную практику за пределами школы, адаптируются к современным условиям жизни.
Проектно-исследовательская деятельность реализует деятельностный подход к обучению. В основе каждого учебного исследования лежит проблема, из которой вытекает и цель, и задачи деятельности учащихся. Проблема проекта-исследования обуславливает метод деятельности, направленной на ее решение. Целью такой работы становится поиск способов решения проблемы, а задача формулируется как задача достижения цели в определенных условиях.
Главным компонентом проектно-исследовательской деятельности должен быть интеллектуальный поиск, важнейшей частью - стадия мысленного решения поставленной задачи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Учебные проекты как средство развития исследовательских навыков младших школьников »
Учебные проекты как средство развития исследовательских навыков младших школьников
Хоменко Е.В.,
учитель начальных классов
МБОУСОШ № 21г.Шахты
Проект (лат) – брошенный вперёд. совокупность документов, расчётов; предварительный текст документа; замысел, план. Проектирование – процесс создания проекта- прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта.
Главная идея метода проекта:
Развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое мышление.
Структура деятельности учителя и ученика при использовании метода проекта
Ученик
Учитель
Определяет цель деятельности
Открывает новые знания
Экспериментирует
Выбирает пути решения
Активен
Субъект обучения
Несёт ответственность за сою деятельность
Помогает определять …
Рекомендует источники информации
Раскрывает возможные формы работы
Содействует прогнозированию результатов
Создаёт условия для активности школьника
Партнёр ученика
Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки
Группы умений , на которые проектная деятельности оказывает наибольшее влияние:
Исследовательские;
Коммуникативные
Оценочные;
Информационные;
Презентационные;
Рефлексивные;
Менеджерские
Исследовательские умения
генерировать идеи;
выбирать лучшее решение.
Коммуникативные умения
Сотрудничать в процессе деятельности,
оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло, умение выходить из конфликтных ситуаций
Оценочные умения
Оценивать ход, результат
своей деятельности и
деятельности других.
Информационные умения
Самостоятельно осуществлять поиск нужной информации;
Структурировать информацию;
Сохранять информацию
Презентационные умения
Выступать перед аудиторией;
Отвечать на незапланированные вопросы;
Использовать различные средства наглядности;
Демонстрировать артистические возможности.
Рефлексивные умения
Отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»;
Адекватно выбирать свою роль в коллективном деле.
Менеджерские умения
Проектировать процесс;
Планировать деятельность – время, ресурсы;
Принимать решения;
Распределять обязанности при выполнении коллективного дела
Тема проекта
Выбирается из содержания учебных предметов;
Близка и понятна детям,
Находится в зоне их ближайшего развития
Длительность выполнения проекта
1 - 2 урока;
1-2 недели в режиме урочно-внеурочных занятий при участии родителей.
Виды проектов
Творческие
Информационные
Фантастические
Исследовательские
Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников
Реферат
Альбом, газета, гербарий;
Журнал, книжка-раскладушка;
Костюм, макет, модель, сувенир;
Сценарий праздника;
Учебное пособие
Критерии успеха работы над проектом
Достигнут конечный результат.
Создана активная команда участников проекта, способная продолжить работу в будущем.
Результат проекта может быть использован другим коллективом.
Получено удовольствие от самой деятельности.
Этапы работы
Подготовительный
Исполнительский
Итоговый
Творческий проект учащихся 2 «А» класса
учитель: Хоменко Е.В.
Цель: создание условий для пополнения активного словарного запаса учащихся пословицами и поговорками.
Развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.
Время работы: 1 неделя.
Режим работы: внеурочное время.
Участие родителей: поощряется.
Подготовительный этап
определение темы;
выбор рабочих групп и распределение ролей;
определение источников информации, постановка задач;
выбор критериев оценки.
Структура
проекта
Теоретики
Затейники
Мастера
слова
Теоретики
Создают справочную страничку:
собирают теоретический материал о пословицах и поговорках
Мастера слова
Собирают или создают рассказы, поясняющие смысл пословиц
Исследователи
Соотносят
русскую пословицу с иностранной
Затейники
Придумывают задания для игр
Основной этап разработка проекта (сбор и уточнение информации)
Учащиеся
Самостоятельно работают с информацией, анализируют и синтезируют идеи.