Учебный проект как средство достижения метапредметных результатов младших школьников
Учебный проект как средство достижения метапредметных результатов младших школьников
ФГОС ставит перед начальным образованием новые цели. В современной начальной школе задача учителя обеспечить формирование не только предметных, но и метапредметных УУД.
Актуальным становится использование проектно - исследовательской деятельности, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Проектная деятельность является одним из методов, побуждающим ученика самостоятельно добывать, осваивать и применять новые знания и опыт, анализировать свою деятельность и её результаты, формировать адекватную самооценку.
Учебный проект – совместная работа школьников, направленная на решение конкретной (предметной, личностно значимой) проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Этим проект близок к проблемному методу обучения (является его разновидностью). При работе над проектом опираюсь на базовые знания ученика, работаю над зоной ближайшего развития.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Учебный проект как средство достижения метапредметных результатов младших школьников »
Учебный проект как средство достижения
метапредметных результатов младших школьников
ФГОС ставит перед начальным образованием новые цели. В современной начальной школе задача учителя обеспечить формирование не только предметных, но и метапредметных УУД.
Актуальным становится использование проектно - исследовательской деятельности, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Проектная деятельность является одним из методов, побуждающим ученика самостоятельно добывать, осваивать и применять новые знания и опыт, анализировать свою деятельность и её результаты, формировать адекватную самооценку.
Учебный проект – совместная работа школьников, направленная на решение конкретной (предметной, личностно значимой) проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Этим проект близок к проблемному методу обучения (является его разновидностью). При работе над проектом опираюсь на базовые знания ученика, работаю над зоной ближайшего развития.
В урочной и внеурочной деятельности я активно использую метод проектов, как способ формирования метапредметных УУД учащихся.
Проектной деятельностью я увлеклась давно, еще до введения ФГОС с учениками 4 класса, взяв за основу пять «П»: Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.
Работа над любым проектом предполагает:
определение целей деятельности, составление плана действий по достижению результата творческого характера;
работу по составленному плану;
понимание и анализ причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации;
организацию взаимодействия в группе: распределение ролей, умение договариваться друг с другом и т.д.;
прогноз последствия коллективных решений;
оформление своих мыслей в устном и письменном виде, в том числе с применением средств ИКТ;
защиту своей точки зрения, ее аргументация.
Работа над проектом складывается из 4 этапов 1.Подготовительный (вынашивание идеи, определение темы (интрига), составление визитки и плана проекта, стартовой презентации и формирующего оценивания, подготовка материалов и оборудования). Визитная карточка проекта включает описание проекта, образовательные стандарты, планируемые результаты, вопросы, направляющие проект, план и график оценивания, необходимые начальные знания, материалы и ресурсы для проекта. План содержит полное описание проекта по этапам с указанием сроков и ответственных.
2.Основной (реализация) -Краткая формулировка проблемы учителем (входное анкетирование, список приоритетов, стартовая презентация учителя, мозговой штурм, таблица З-И-У)
-Разделение на группы по интересам, составление плана группы, распределение обязанностей; -Проектный продукт, критерии оценивания; - Работа групп, поиск информации, исследование, оформление работы. 3.Рефлексия (анализ работы над проектом, выводы, итоговое анкетирование, таблица З-И-У) Ваши ассоциации со словом пища? Пищевой продукт? Знаю Интересуюсь (хочу узнать) Узнал
4.Заключительный (презентация продукта) -защита работы на конференции -выпуск газеты, брошюры, рекламы -публикация продукта -демонстрация видеофильма, презентации, виртуальной экскурсии.
Проектную и исследовательскую работу продумываю заранее, включаю в календарно-тематическое планирование по учебным предметам, курса внеурочной деятельности «Узнаем сами», в план воспитательной работы класса.
Темы проектов отбираю из содержания учебных предметов, из предлагаемых авторским коллективом УМК “Начальная школа 21 века”, по которому я работаю, при этом учитываю свою педагогическую задачу и интересы учащегося. Темы проектов могут предлагать и сами ученики. Специфической особенностью учебных проектов является их направленность на обучение детей элементарным приёмам совместной деятельности в ходе разработки проектов.
Обучение работе над проектами начинается с первых дней детей в школе. В ходе каждого учебного проекта отслеживаю метапредметные результаты каждого обучающегося.
Для ослеживания формирования метапредметных универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных, регулятивных) использую технологические карты, которые предусматривают 3 уровня сформированности УУД: высокий, средний, низкий.
В технологических картах указаны УУД, нормативные показатели универсальных действий, в каждом уровне присутствуют рекомендации по коррекции универсальных действий.Одним из первых учебных проектов является проект «Живая азбука». Каждый ученик выбирает понравившуюся ему букву и пытается о ней рассказать всё, что узнал. В процессе работы дети создают рисунки, подбирают, сочиняют стихи, сказки и рассказы о буквах.В ходе работы над этим проектом формируются следующие метапредметные УУД: определение целей деятельности («Живая азбука» и проведение праздника), планирование деятельности и сотрудничество; умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного, с помощью учителя и родителей добывать новые знания; умение вести диалог, выступать перед аудиторией. Учитывая отсутствие у первоклассников навыков совместной деятельности, а также возрастные особенности детей данной группы работу по учебным проектам составила с учётом постепенного возрастания степени самостоятельности детей, повышения их творческой активности. Большинство видов работы, особенно на первых уроках, представляет собой новую интерпретацию уже знакомых детям заданий. В дальнейшем они всё больше приобретают специфические черты собственно проектной деятельности. Несложность учебных проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов.
Самыми интересными учебными проектамибыли: игры с числами, фокусы с числами, создание сборника сказок об одном из животных, коллаж «Заселим улицу сказочными домиками», создание костюмов для сказочных персонажей, создание собственных сказок, логические игры и т.д.
В конце учебного года, анализируя работу по формированию метапредметных УУД, увидела как ребята с низкого уровня сформированности метапредметных УУД перешли на средний уровень.
Критерием выбора темы было и желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой. Так идея проекта «Все профессии нужны, все профессии важны!» возникла во 2 классе на уроке окружающего мира, когда ребята пытались ответить на проблемный вопрос: «Какая профессия сама важная?». При обсуждении мнения разделились. Ответ на вопрос был найден в ходе работы над проектом. Проектная работа расширила представления о разнообразии профессий, способствовала развитию познавательных навыков учащихся, умений ориентироваться в информационном пространстве, помогла решить много задач, которые ведут к формированию метапредметных универсальных учебных действий. Работа в группе над решением общей проблемы способствовала формированию личности каждого учащегося, навыков коллективного целеполагания и планирования, умению сотрудничать.
Новыйпроект по теме «Горная Шория» былсоздан в рамках методической недели. В ходе работы над проектом был изучен интересный материал. Защита проекта была представлена в виде выступлений учащихся, которые рассказывали о своих работах. В ходе проекта формировались метапредметныерегулятивные УУД: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; познавательные УУД: сбор, систематизация, использование информации о Горной Шории; коммуникативные УУД: умение выступать перед аудиторией.
При изучении басен И.А. Крылова на уроке литературного чтения в 3 классе детям было предложено не просто выучить басню, а поработать в группах и, распределив роли, проинсценировать её. Ребёнку было бы легче просто выучить произведение и рассказать его на уроке, но творческое задание преследует несколько иную цель: детям нужно поработать в паре или группе с кем-то, распределить роли, продумать незамысловатые костюмы. В 3 классе ребята уже самостоятельно определяли цель деятельности, выстраивали план работы и сотрудничество; продумывали выступление перед аудиторией.
Интересным оказался проект «Домик в деревне», в котором учащиеся, работая в парах, придумывали и создавали дома из геометрических фигур. Результатом совместной деятельности стало коллективное панно с изображением деревни. В ходе совместной работы формировались метапредметные регулятивные УУД: коллективное целеполагание и планирование, получение результата, действуя по плану и сравнение его с замыслом; познавательные УУД: поиск и отбор информации о домах разных народов; коммуникативные УУД: защита своего домика в форме публичного выступления.
Огромное поле для проектной деятельности , для достижения
метапредметных результатов даёт внеурочная работа.
В 2011 году в рамках внеурочной деятельности я разработала программу проектной деятельности «Узнаем сами», которую успешно реализую уже 4 года.
Ежегодно мои ученики принимают участие в сетевых проектах. Основной специфической особенностью проектов являются метапредметность, межпредметность и интегративность. Все участники проекта завели свои личные странички, на которых выкладывали свои фотографии, очерки, презентации.Конечно, проектная деятельность требует больших затрат времени, энергии, но эффект даёт очень весомый.
В целом проектная деятельность способствовала формированию метапредметных УУД. Ребята научились
- принимать цели и задачи учебной деятельности,
-осуществлять поиск средств ее достижения;
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.
Конечно, пусть еще не на высоком уровне, но все таки результат есть. А это самое главное!
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения и оставить у ребенка ощущение гордости за личный вклад, за полученный коллективный результат. В процессе работы над учебными проектами задача учителя помочь детям соизмерить свои желания и возможности, после завершения работы над проектом предоставить учащимся возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать слова признания, одобрения в свой адрес. Ценно, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только ученики, но и родители. В нашем Лицее традицией стала презентация индивидуальных проектов и социальных проектов класса другим классным коллективам.
Конечно же, наши учебные проекты, может быть, еще далеки от совершенства, есть определенные недочеты, но ведь данный вид деятельности нами начат сравнительно недавно. А опыт придет со временем, в ходе системной работы, когда школьники овладеют достаточными навыками.
Невозможно заставить человека творить, человек сам должен прийти к желанию искать, пробовать и ошибаться. И только тот, кто готов отстаивать свое право творить, способен на настоящее творчество, задача же учителей - мотивировать учащихся на это творчество, помочь им делать свои маленькие, а может и большие открытия.
За 3 года работы в процессе проектной деятельности ребята , научились действовать не только по образцу, но и самостоятельно добывать необходимую информацию из максимально большего числа источников, научились ее анализировать, выдвигать гипотезы, строить модели, экспериментировать и делать выводы, принимать решения в сложных ситуациях. Если проанализировать все сказанное выше, то получается, что учебные проекты отвечают всем требованиям ФГОС по формированию личностных, предметных и метапредметных результатов.