kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Учебный проект как средство достижения метапредметных результатов младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

ФГОС ставит перед начальным образованием новые цели. В современной  начальной школе задача учителя обеспечить  формирование не только предметных, но и  метапредметных УУД.

Актуальным становится  использование  проектно - исследовательской деятельности, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

 Проектная деятельность является одним из методов, побуждающим ученика самостоятельно добывать, осваивать и применять новые знания и опыт, анализировать свою деятельность и её результаты, формировать адекватную самооценку.

Учебный проект – совместная работа школьников, направленная на решение конкретной (предметной, личностно значимой) проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Этим проект близок к проблемному методу обучения (является его разновидностью). При работе над проектом опираюсь  на базовые знания ученика, работаю над зоной ближайшего развития.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Учебный проект как средство достижения метапредметных результатов младших школьников »

Учебный проект как средство достижения

метапредметных результатов младших школьников

ФГОС ставит перед начальным образованием новые цели. В современной начальной школе задача учителя обеспечить формирование не только предметных, но и метапредметных УУД.

Актуальным становится использование проектно - исследовательской деятельности, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Проектная деятельность является одним из методов, побуждающим ученика самостоятельно добывать, осваивать и применять новые знания и опыт, анализировать свою деятельность и её результаты, формировать адекватную самооценку.

Учебный проект – совместная работа школьников, направленная на решение конкретной (предметной, личностно значимой) проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Этим проект близок к проблемному методу обучения (является его разновидностью). При работе над проектом опираюсь на базовые знания ученика, работаю над зоной ближайшего развития.


В урочной и внеурочной деятельности я активно использую метод проектов, как способ формирования метапредметных УУД учащихся.

Проектной деятельностью я увлеклась давно, еще до введения ФГОС с учениками 4 класса, взяв за основу пять «П»: Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.

Работа над любым проектом предполагает:

  • определение целей деятельности, составление плана действий по достижению результата творческого характера;

  • работу по составленному плану;

  • понимание и анализ причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации;

  • организацию взаимодействия в группе: распределение ролей, умение договариваться друг с другом и т.д.;

  • прогноз последствия коллективных решений;

  • оформление своих мыслей в устном и письменном виде, в том числе с применением средств ИКТ;

  • защиту своей точки зрения, ее аргументация.



Работа над проектом складывается из 4 этапов
1.Подготовительный (вынашивание идеи, определение темы (интрига), составление визитки и плана проекта, стартовой презентации и формирующего оценивания, подготовка материалов и оборудования). Визитная карточка проекта включает описание проекта, образовательные стандарты, планируемые результаты, вопросы, направляющие проект, план и график оценивания, необходимые начальные знания, материалы и ресурсы для проекта. План содержит полное описание проекта по этапам с указанием сроков и ответственных.

2.Основной (реализация)
-Краткая формулировка проблемы учителем (входное анкетирование, список приоритетов, стартовая презентация учителя, мозговой штурм, таблица З-И-У)

-Разделение на группы по интересам, составление плана группы, распределение обязанностей;
-Проектный продукт, критерии оценивания;
- Работа групп, поиск информации, исследование, оформление работы.
3.Рефлексия (анализ работы над проектом, выводы, итоговое анкетирование, таблица З-И-У)
Ваши ассоциации со словом пища? Пищевой продукт?
Знаю Интересуюсь (хочу узнать) Узнал

4.Заключительный (презентация продукта)
-защита работы на конференции
-выпуск газеты, брошюры, рекламы
-публикация продукта
-демонстрация видеофильма, презентации, виртуальной экскурсии.

Проектную и исследовательскую работу продумываю заранее, включаю в календарно-тематическое планирование по учебным предметам, курса внеурочной деятельности «Узнаем сами», в план воспитательной работы класса.

Темы проектов отбираю из содержания учебных предметов, из предлагаемых авторским коллективом УМК “Начальная школа 21 века”, по которому я работаю, при этом учитываю свою педагогическую задачу и интересы учащегося. Темы проектов могут предлагать и сами ученики. Специфической особенностью учебных проектов является их направленность на обучение детей элементарным приёмам совместной деятельности в ходе разработки проектов.

Обучение работе над проектами начинается с первых дней детей в школе. В ходе каждого учебного проекта отслеживаю метапредметные результаты каждого обучающегося.

Для ослеживания формирования метапредметных универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных, регулятивных) использую технологические карты, которые предусматривают 3 уровня сформированности УУД: высокий, средний, низкий.

В технологических картах указаны УУД, нормативные показатели универсальных действий, в каждом уровне присутствуют рекомендации по коррекции универсальных действий.Одним из первых учебных проектов является проект «Живая азбука». Каждый ученик выбирает понравившуюся ему букву и пытается о ней рассказать всё, что узнал. В процессе работы дети создают рисунки, подбирают, сочиняют стихи, сказки и рассказы о буквах.В ходе работы над этим проектом формируются следующие метапредметные УУД: определение целей деятельности («Живая азбука» и проведение праздника), планирование деятельности и сотрудничество; умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного, с помощью учителя и родителей добывать новые знания; умение вести диалог, выступать перед аудиторией. Учитывая отсутствие у первоклассников навыков совместной деятельности, а также возрастные особенности детей данной группы работу по учебным проектам составила с учётом постепенного возрастания степени самостоятельности детей, повышения их творческой активности. Большинство видов работы, особенно на первых уроках, представляет собой новую интерпретацию уже знакомых детям заданий. В дальнейшем они всё больше приобретают специфические черты собственно проектной деятельности. Несложность учебных проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов.

Самыми интересными учебными проектами были: игры с числами, фокусы с числами, создание сборника сказок об одном из животных, коллаж «Заселим улицу сказочными домиками», создание костюмов для сказочных персонажей, создание собственных сказок, логические игры и т.д.

В конце учебного года, анализируя работу по формированию метапредметных УУД, увидела как ребята с низкого уровня сформированности метапредметных УУД перешли на средний уровень.

Критерием выбора темы было и желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой. Так идея проекта «Все профессии нужны, все профессии важны!» возникла во 2 классе на уроке окружающего мира, когда ребята пытались ответить на проблемный вопрос: «Какая профессия сама важная?». При обсуждении мнения разделились. Ответ на вопрос был найден в ходе работы над проектом. Проектная работа расширила представления о разнообразии профессий, способствовала развитию познавательных навыков учащихся, умений ориентироваться в информационном пространстве, помогла решить много задач, которые ведут к формированию метапредметных универсальных учебных действий. Работа в группе над решением общей проблемы способствовала формированию личности каждого учащегося, навыков коллективного целеполагания и планирования, умению сотрудничать.

Новый проект по теме «Горная Шория» был создан в рамках методической недели. В ходе работы над проектом был изучен интересный материал. Защита проекта была представлена в виде выступлений учащихся, которые рассказывали о своих работах. В ходе проекта формировались метапредметные регулятивные УУД: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; познавательные УУД: сбор, систематизация, использование информации о Горной Шории; коммуникативные УУД: умение выступать перед аудиторией.

При изучении басен И.А. Крылова на уроке литературного чтения в 3 классе детям было предложено не просто выучить басню, а поработать в группах и, распределив роли, проинсценировать её. Ребёнку было бы легче просто выучить произведение и рассказать его на уроке, но творческое задание преследует несколько иную цель: детям нужно поработать в паре или группе с кем-то, распределить роли, продумать незамысловатые костюмы. В 3 классе ребята уже самостоятельно определяли цель деятельности, выстраивали план работы и сотрудничество; продумывали выступление перед аудиторией.

Интересным оказался проект «Домик в деревне», в котором учащиеся, работая в парах, придумывали и создавали дома из геометрических фигур. Результатом совместной деятельности стало коллективное панно с изображением деревни. В ходе совместной работы формировались метапредметные регулятивные УУД: коллективное целеполагание и планирование, получение результата, действуя по плану и сравнение его с замыслом; познавательные УУД: поиск и отбор информации о домах разных народов; коммуникативные УУД: защита своего домика в форме публичного выступления.

Огромное поле для проектной деятельности , для достижения

метапредметных результатов даёт внеурочная работа.

В 2011 году в рамках внеурочной деятельности я разработала программу проектной деятельности «Узнаем сами», которую успешно реализую уже 4 года.

Ежегодно мои ученики принимают участие в сетевых проектах. Основной специфической особенностью проектов являются метапредметность, межпредметность и интегративность.   Все участники проекта завели свои личные странички, на которых выкладывали свои фотографии, очерки, презентации. Конечно, проектная деятельность требует больших затрат времени, энергии, но эффект даёт очень весомый.

В целом проектная деятельность способствовала формированию метапредметных УУД. Ребята научились

- принимать цели и задачи учебной деятельности,

-осуществлять поиск средств ее достижения;

- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.

Конечно, пусть еще не на высоком уровне, но все таки результат есть. А это самое главное!

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения и оставить у ребенка ощущение гордости за личный вклад, за полученный коллективный результат. В процессе работы над учебными проектами задача учителя помочь детям соизмерить свои желания и возможности, после завершения работы над проектом предоставить учащимся возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать слова признания, одобрения в свой адрес. Ценно, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только ученики, но и родители. В нашем Лицее традицией стала презентация индивидуальных проектов и социальных проектов класса другим классным коллективам.

Конечно же, наши учебные проекты, может быть, еще далеки от совершенства, есть определенные недочеты, но ведь данный вид деятельности нами начат сравнительно недавно. А опыт придет со временем, в ходе системной работы, когда школьники овладеют достаточными навыками.

Невозможно заставить человека творить, человек сам должен прийти к желанию искать, пробовать и ошибаться. И только тот, кто готов отстаивать свое право творить, способен на настоящее творчество, задача же учителей - мотивировать учащихся на это творчество, помочь им делать свои маленькие, а может и большие открытия.

За 3 года работы в процессе проектной деятельности ребята , научились действовать не только по образцу, но и самостоятельно добывать необходимую информацию из максимально большего числа источников, научились ее анализировать, выдвигать гипотезы, строить модели, экспериментировать и делать выводы, принимать решения в сложных ситуациях. Если проанализировать все сказанное выше, то получается, что учебные проекты отвечают всем  требованиям ФГОС по формированию личностных, предметных и метапредметных результатов.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Мальцева Ольга Витальевна

Дата: 17.09.2015

Номер свидетельства: 231467

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(224) "*Организация внеурочной деятельности по английскому языку как способ развития творческого мышления  младших школьников. "
    ["seo_title"] => string(136) "orghanizatsiia-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-po-anghliiskomu-iazyku-kak-sposob-razvitiia-tvorchieskogho-myshlieniia-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "137001"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417252193"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Мастер-класс "Организация исследовательской деятельности младших школьников" "
    ["seo_title"] => string(86) "mastier-klass-orghanizatsiia-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "101883"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402463989"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "РОЛЬ ЗАНЯТИЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОСТИЖЕНИИ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ."
    ["seo_title"] => string(108) "rol-zaniatii-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-v-dostizhienii-lichnostnykh-riezul-tatov-obuchieniia-i-vospitaniia"
    ["file_id"] => string(6) "250921"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447162263"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Реализация новой многофакторной системы оценки качества образования младшего школьника (статья)"
    ["seo_title"] => string(97) "riealizatsiianovoimnoghofaktornoisistiemyotsienkikachiestvaobrazovaniiamladshieghoshkolnikastatia"
    ["file_id"] => string(6) "340700"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1472112912"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(208) "УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ  ЛИЧНОСТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ"
    ["seo_title"] => string(128) "uchiebno-mietodichieskii-kompliekt-po-kraieviedieniiu-kak-sriedstvo-formirovaniia-lichnostnykh-i-mietapriedmietnykh-riezul-tatov"
    ["file_id"] => string(6) "269334"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450800127"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства