kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Учебный проект как средство достижения метапредметных результатов младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

ФГОС ставит перед начальным образованием новые цели. В современной  начальной школе задача учителя обеспечить  формирование не только предметных, но и  метапредметных УУД.

Актуальным становится  использование  проектно - исследовательской деятельности, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

 Проектная деятельность является одним из методов, побуждающим ученика самостоятельно добывать, осваивать и применять новые знания и опыт, анализировать свою деятельность и её результаты, формировать адекватную самооценку.

Учебный проект – совместная работа школьников, направленная на решение конкретной (предметной, личностно значимой) проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Этим проект близок к проблемному методу обучения (является его разновидностью). При работе над проектом опираюсь  на базовые знания ученика, работаю над зоной ближайшего развития.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Учебный проект как средство достижения метапредметных результатов младших школьников »

Учебный проект как средство достижения

метапредметных результатов младших школьников

ФГОС ставит перед начальным образованием новые цели. В современной начальной школе задача учителя обеспечить формирование не только предметных, но и метапредметных УУД.

Актуальным становится использование проектно - исследовательской деятельности, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Проектная деятельность является одним из методов, побуждающим ученика самостоятельно добывать, осваивать и применять новые знания и опыт, анализировать свою деятельность и её результаты, формировать адекватную самооценку.

Учебный проект – совместная работа школьников, направленная на решение конкретной (предметной, личностно значимой) проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Этим проект близок к проблемному методу обучения (является его разновидностью). При работе над проектом опираюсь на базовые знания ученика, работаю над зоной ближайшего развития.


В урочной и внеурочной деятельности я активно использую метод проектов, как способ формирования метапредметных УУД учащихся.

Проектной деятельностью я увлеклась давно, еще до введения ФГОС с учениками 4 класса, взяв за основу пять «П»: Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.

Работа над любым проектом предполагает:

  • определение целей деятельности, составление плана действий по достижению результата творческого характера;

  • работу по составленному плану;

  • понимание и анализ причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации;

  • организацию взаимодействия в группе: распределение ролей, умение договариваться друг с другом и т.д.;

  • прогноз последствия коллективных решений;

  • оформление своих мыслей в устном и письменном виде, в том числе с применением средств ИКТ;

  • защиту своей точки зрения, ее аргументация.



Работа над проектом складывается из 4 этапов
1.Подготовительный (вынашивание идеи, определение темы (интрига), составление визитки и плана проекта, стартовой презентации и формирующего оценивания, подготовка материалов и оборудования). Визитная карточка проекта включает описание проекта, образовательные стандарты, планируемые результаты, вопросы, направляющие проект, план и график оценивания, необходимые начальные знания, материалы и ресурсы для проекта. План содержит полное описание проекта по этапам с указанием сроков и ответственных.

2.Основной (реализация)
-Краткая формулировка проблемы учителем (входное анкетирование, список приоритетов, стартовая презентация учителя, мозговой штурм, таблица З-И-У)

-Разделение на группы по интересам, составление плана группы, распределение обязанностей;
-Проектный продукт, критерии оценивания;
- Работа групп, поиск информации, исследование, оформление работы.
3.Рефлексия (анализ работы над проектом, выводы, итоговое анкетирование, таблица З-И-У)
Ваши ассоциации со словом пища? Пищевой продукт?
Знаю Интересуюсь (хочу узнать) Узнал

4.Заключительный (презентация продукта)
-защита работы на конференции
-выпуск газеты, брошюры, рекламы
-публикация продукта
-демонстрация видеофильма, презентации, виртуальной экскурсии.

Проектную и исследовательскую работу продумываю заранее, включаю в календарно-тематическое планирование по учебным предметам, курса внеурочной деятельности «Узнаем сами», в план воспитательной работы класса.

Темы проектов отбираю из содержания учебных предметов, из предлагаемых авторским коллективом УМК “Начальная школа 21 века”, по которому я работаю, при этом учитываю свою педагогическую задачу и интересы учащегося. Темы проектов могут предлагать и сами ученики. Специфической особенностью учебных проектов является их направленность на обучение детей элементарным приёмам совместной деятельности в ходе разработки проектов.

Обучение работе над проектами начинается с первых дней детей в школе. В ходе каждого учебного проекта отслеживаю метапредметные результаты каждого обучающегося.

Для ослеживания формирования метапредметных универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных, регулятивных) использую технологические карты, которые предусматривают 3 уровня сформированности УУД: высокий, средний, низкий.

В технологических картах указаны УУД, нормативные показатели универсальных действий, в каждом уровне присутствуют рекомендации по коррекции универсальных действий.Одним из первых учебных проектов является проект «Живая азбука». Каждый ученик выбирает понравившуюся ему букву и пытается о ней рассказать всё, что узнал. В процессе работы дети создают рисунки, подбирают, сочиняют стихи, сказки и рассказы о буквах.В ходе работы над этим проектом формируются следующие метапредметные УУД: определение целей деятельности («Живая азбука» и проведение праздника), планирование деятельности и сотрудничество; умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного, с помощью учителя и родителей добывать новые знания; умение вести диалог, выступать перед аудиторией. Учитывая отсутствие у первоклассников навыков совместной деятельности, а также возрастные особенности детей данной группы работу по учебным проектам составила с учётом постепенного возрастания степени самостоятельности детей, повышения их творческой активности. Большинство видов работы, особенно на первых уроках, представляет собой новую интерпретацию уже знакомых детям заданий. В дальнейшем они всё больше приобретают специфические черты собственно проектной деятельности. Несложность учебных проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов.

Самыми интересными учебными проектами были: игры с числами, фокусы с числами, создание сборника сказок об одном из животных, коллаж «Заселим улицу сказочными домиками», создание костюмов для сказочных персонажей, создание собственных сказок, логические игры и т.д.

В конце учебного года, анализируя работу по формированию метапредметных УУД, увидела как ребята с низкого уровня сформированности метапредметных УУД перешли на средний уровень.

Критерием выбора темы было и желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой. Так идея проекта «Все профессии нужны, все профессии важны!» возникла во 2 классе на уроке окружающего мира, когда ребята пытались ответить на проблемный вопрос: «Какая профессия сама важная?». При обсуждении мнения разделились. Ответ на вопрос был найден в ходе работы над проектом. Проектная работа расширила представления о разнообразии профессий, способствовала развитию познавательных навыков учащихся, умений ориентироваться в информационном пространстве, помогла решить много задач, которые ведут к формированию метапредметных универсальных учебных действий. Работа в группе над решением общей проблемы способствовала формированию личности каждого учащегося, навыков коллективного целеполагания и планирования, умению сотрудничать.

Новый проект по теме «Горная Шория» был создан в рамках методической недели. В ходе работы над проектом был изучен интересный материал. Защита проекта была представлена в виде выступлений учащихся, которые рассказывали о своих работах. В ходе проекта формировались метапредметные регулятивные УУД: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; познавательные УУД: сбор, систематизация, использование информации о Горной Шории; коммуникативные УУД: умение выступать перед аудиторией.

При изучении басен И.А. Крылова на уроке литературного чтения в 3 классе детям было предложено не просто выучить басню, а поработать в группах и, распределив роли, проинсценировать её. Ребёнку было бы легче просто выучить произведение и рассказать его на уроке, но творческое задание преследует несколько иную цель: детям нужно поработать в паре или группе с кем-то, распределить роли, продумать незамысловатые костюмы. В 3 классе ребята уже самостоятельно определяли цель деятельности, выстраивали план работы и сотрудничество; продумывали выступление перед аудиторией.

Интересным оказался проект «Домик в деревне», в котором учащиеся, работая в парах, придумывали и создавали дома из геометрических фигур. Результатом совместной деятельности стало коллективное панно с изображением деревни. В ходе совместной работы формировались метапредметные регулятивные УУД: коллективное целеполагание и планирование, получение результата, действуя по плану и сравнение его с замыслом; познавательные УУД: поиск и отбор информации о домах разных народов; коммуникативные УУД: защита своего домика в форме публичного выступления.

Огромное поле для проектной деятельности , для достижения

метапредметных результатов даёт внеурочная работа.

В 2011 году в рамках внеурочной деятельности я разработала программу проектной деятельности «Узнаем сами», которую успешно реализую уже 4 года.

Ежегодно мои ученики принимают участие в сетевых проектах. Основной специфической особенностью проектов являются метапредметность, межпредметность и интегративность.   Все участники проекта завели свои личные странички, на которых выкладывали свои фотографии, очерки, презентации. Конечно, проектная деятельность требует больших затрат времени, энергии, но эффект даёт очень весомый.

В целом проектная деятельность способствовала формированию метапредметных УУД. Ребята научились

- принимать цели и задачи учебной деятельности,

-осуществлять поиск средств ее достижения;

- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.

Конечно, пусть еще не на высоком уровне, но все таки результат есть. А это самое главное!

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения и оставить у ребенка ощущение гордости за личный вклад, за полученный коллективный результат. В процессе работы над учебными проектами задача учителя помочь детям соизмерить свои желания и возможности, после завершения работы над проектом предоставить учащимся возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать слова признания, одобрения в свой адрес. Ценно, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только ученики, но и родители. В нашем Лицее традицией стала презентация индивидуальных проектов и социальных проектов класса другим классным коллективам.

Конечно же, наши учебные проекты, может быть, еще далеки от совершенства, есть определенные недочеты, но ведь данный вид деятельности нами начат сравнительно недавно. А опыт придет со временем, в ходе системной работы, когда школьники овладеют достаточными навыками.

Невозможно заставить человека творить, человек сам должен прийти к желанию искать, пробовать и ошибаться. И только тот, кто готов отстаивать свое право творить, способен на настоящее творчество, задача же учителей - мотивировать учащихся на это творчество, помочь им делать свои маленькие, а может и большие открытия.

За 3 года работы в процессе проектной деятельности ребята , научились действовать не только по образцу, но и самостоятельно добывать необходимую информацию из максимально большего числа источников, научились ее анализировать, выдвигать гипотезы, строить модели, экспериментировать и делать выводы, принимать решения в сложных ситуациях. Если проанализировать все сказанное выше, то получается, что учебные проекты отвечают всем  требованиям ФГОС по формированию личностных, предметных и метапредметных результатов.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Мальцева Ольга Витальевна

Дата: 17.09.2015

Номер свидетельства: 231467

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(224) "*Организация внеурочной деятельности по английскому языку как способ развития творческого мышления  младших школьников. "
    ["seo_title"] => string(136) "orghanizatsiia-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-po-anghliiskomu-iazyku-kak-sposob-razvitiia-tvorchieskogho-myshlieniia-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "137001"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417252193"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Мастер-класс "Организация исследовательской деятельности младших школьников" "
    ["seo_title"] => string(86) "mastier-klass-orghanizatsiia-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "101883"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402463989"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "РОЛЬ ЗАНЯТИЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОСТИЖЕНИИ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ."
    ["seo_title"] => string(108) "rol-zaniatii-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-v-dostizhienii-lichnostnykh-riezul-tatov-obuchieniia-i-vospitaniia"
    ["file_id"] => string(6) "250921"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447162263"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Реализация новой многофакторной системы оценки качества образования младшего школьника (статья)"
    ["seo_title"] => string(97) "riealizatsiianovoimnoghofaktornoisistiemyotsienkikachiestvaobrazovaniiamladshieghoshkolnikastatia"
    ["file_id"] => string(6) "340700"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1472112912"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(208) "УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ  ЛИЧНОСТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ"
    ["seo_title"] => string(128) "uchiebno-mietodichieskii-kompliekt-po-kraieviedieniiu-kak-sriedstvo-formirovaniia-lichnostnykh-i-mietapriedmietnykh-riezul-tatov"
    ["file_id"] => string(6) "269334"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450800127"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства