kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Учебные практики, способы и пути формирования коммуникативных УУД в начальной школе »

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа содержит материалы презентации опыта работы над формированием коммуникативных УУД в начальной школе

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Учебные практики, способы и пути формирования коммуникативных УУД в начальной школе »»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Луганской Народной Республики «Проезжанская основная школа» «Учебные практики, способы и пути формирования  коммуникативных УУД в начальной школе » Опыт работы презентовала :  Гребенюк Анна Васильевна учитель начальных классов

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Луганской Народной Республики

«Проезжанская основная школа»

«Учебные практики, способы и пути формирования

коммуникативных УУД в начальной школе »

Опыт работы презентовала :

Гребенюк Анна Васильевна

учитель начальных классов

Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как “научить учиться”.  Поэтому приоритетной целью школьного образования является  формирование умения учиться . Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий – способности учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса.

Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как “научить учиться”.

Поэтому приоритетной целью школьного образования является формирование умения учиться .

Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий способности учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса.

Одним из видов УУД, отвечающих за способность осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных учебных и вне учебных ситуациях, являются коммуникативные универсальные учебные действия.  Коммуникативные УУД в начальной школе реализуются в соответствии с тремя основными аспектами Коммуникация как сотрудничество – коммуникативные действия, направленные на кооперацию, сотрудничество. Коммуникация как взаимодействие – коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника либо партнера по деятельности. Коммуникация как условие интериоризации – коммуникативно- речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии.

Одним из видов УУД, отвечающих за способность осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных учебных и вне учебных ситуациях, являются коммуникативные универсальные учебные действия.

Коммуникативные УУД в начальной школе реализуются в соответствии с тремя основными аспектами

Коммуникация как сотрудничество – коммуникативные действия, направленные на кооперацию, сотрудничество.

Коммуникация как взаимодействие – коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника либо партнера по деятельности.

Коммуникация как условие интериоризации – коммуникативно- речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям

и становления рефлексии.

- планирование учебного сотрудничества со сверстниками и взрослыми – в парах, группах, командах - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации Коммуникативные  УУД владение диалогической  и монологической  формами речи -с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной и письменной форме в соответствии с задачами - контроль, коррекция и оценка действий партнера -разрешение конфликтов -постановка вопросов принятие решения и  его реализация  Коммуникативные УУД в начальной школе формируются в  рамках урочной (на уроках по всем предметам) и внеурочной деятельности

- планирование учебного сотрудничества со сверстниками и взрослыми – в парах, группах, командах

- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Коммуникативные

УУД

  • владение диалогической

и монологической

формами речи

-с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной и письменной форме в соответствии с задачами

- контроль, коррекция и оценка действий партнера

-разрешение конфликтов

-постановка вопросов

принятие решения и

его реализация

Коммуникативные УУД в начальной школе формируются в

рамках урочной (на уроках по всем предметам)

и внеурочной деятельности

Практики формирования коммуникативных УУД  на уроках русского языка * Работа с пословицами, поговорками, фразеологическими  оборотами ( объяснение, расшифровка) *Лингвистические «угадайки» (восстановление «первоисточника»,  угадывание слов по толкованию, описанию) Задание 1. Расшифруй и запиши пословицы и поговорки Не воробей. 2. Лучше новых двух. 3. Саночки возить Задание 2 . Восстанови первоисточник . Вытащишь, не, труда,из, рыбку, пруда, без. Задание 3 . Объясни поговорку/пословицу, подбери подобную.

Практики формирования коммуникативных УУД

на уроках русского языка

* Работа с пословицами, поговорками, фразеологическими

оборотами ( объяснение, расшифровка)

*Лингвистические «угадайки» (восстановление «первоисточника»,

угадывание слов по толкованию, описанию)

Задание 1. Расшифруй и запиши пословицы и поговорки

  • Не воробей. 2. Лучше новых двух. 3. Саночки возить

Задание 2 . Восстанови первоисточник .

Вытащишь, не, труда,из, рыбку, пруда, без.

Задание 3 . Объясни поговорку/пословицу, подбери подобную.

* Работа с частословом Задание 1. Найди слово – название животного (действия предмета, профессии, растения, транспорта…) и введи его в предложение. Задание 2. Выпиши двусложные слова, дай тетрадь на проверку товарищу. Задание 3. Мини- исследование. Объясни значение слова с помощью толкового словаря, определи сферу его употребления. Задание 4. Игра «Разведчики». Найди слово 3 (1,2,4,5….) столбика 5 (1,2,3,4,6,…)строки, назови его грамматические категории/ введи его в словосочетание/ просклоняй 11/24/2024

* Работа с частословом

Задание 1. Найди слово – название животного (действия предмета,

профессии, растения, транспорта…) и введи

его в предложение.

Задание 2. Выпиши двусложные слова, дай тетрадь на проверку

товарищу.

Задание 3. Мини- исследование. Объясни значение слова с

помощью толкового словаря, определи сферу его употребления.

Задание 4. Игра «Разведчики». Найди слово 3 (1,2,4,5….) столбика

5 (1,2,3,4,6,…)строки, назови его грамматические категории/ введи его в словосочетание/ просклоняй

11/24/2024

Простые Творческие  вопросы Практические  вопросы Вопросы  вопросы Оценочные  интерпритации Уточняющие  вопросы  вопросы Практики формирования коммуникативных УУД  на уроках литературного чтения *Работа с текстом (система вопросов) Ромашка вопросов (назови, придумай, придумай,предложи, поделись, объясни) 2. Толстый – тонкий вопрос ( заготовки-таблицы) Толстый вопрос Тонкий вопрос Развернутые, подробные, обширные ответы Однозначные, короткие ответы, по факту 3. Вопросы- навигаторы 4. Ответ - вопрос 5. Интервью с героем/ автором

Простые

Творческие

вопросы

Практические

вопросы

Вопросы

вопросы

Оценочные

интерпритации

Уточняющие

вопросы

вопросы

Практики формирования коммуникативных УУД

на уроках литературного чтения

*Работа с текстом

(система вопросов)

  • Ромашка вопросов (назови, придумай, придумай,предложи, поделись, объясни)

2. Толстый – тонкий вопрос ( заготовки-таблицы)

Толстый вопрос

Тонкий вопрос

Развернутые, подробные, обширные ответы

Однозначные, короткие ответы, по факту

3. Вопросы- навигаторы

4. Ответ - вопрос

5. Интервью с героем/

автором

* Работа с экранизацией произведения (можно работать в группе) Задание 1. Составить план произведения/ экранизации, сравнить Задание 2. Найти в тексте описание природы/ героя, сравнить с экранизацией  Задание 3. Определить выразительные возможности одного и другого вида искусства/изложить своё предпочтение Задание 4. Расскажи о своих наблюдениях, удалось ли кинематографу  передать главную мысль/ глубину образов/ эмоциональную гамму литературного произведения. Работа с экранизацией К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками», 4 класс

* Работа с экранизацией произведения (можно работать в группе)

Задание 1. Составить план произведения/ экранизации, сравнить

Задание 2. Найти в тексте описание природы/ героя, сравнить с

экранизацией

Задание 3. Определить выразительные возможности одного и другого

вида искусства/изложить своё предпочтение

Задание 4. Расскажи о своих наблюдениях, удалось ли кинематографу

передать главную мысль/ глубину образов/ эмоциональную гамму

литературного произведения.

Работа с экранизацией

К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками», 4 класс

Исследовательская деятельность На выполнение коммуникативных задач : дети воспринимают, отвечают,  запоминают, находят информацию, объясняют, характеризуют, сравнивают, презентуют 1.Подумай и расскажи  Что я об этом знаю? 2. Найди важную  информацию (другие люди, книги, интернет) 3. Понаблюдай( зафиксируй наблюдения) 4. Обсуди в классе/ рабочей группе 5. Делаем выводы

Исследовательская деятельность

На выполнение коммуникативных задач : дети

воспринимают, отвечают,

запоминают,

находят информацию,

объясняют,

характеризуют,

сравнивают,

презентуют

1.Подумай и расскажи

Что я об этом знаю?

2. Найди важную

информацию (другие люди,

книги, интернет)

3. Понаблюдай( зафиксируй

наблюдения)

4. Обсуди в классе/

рабочей группе

5. Делаем выводы

Проект «Здоровым быть» Проектная деятельность *Сотрудничество (умение договариваться, распре- деление обязанностей) *Поиск информации (общение с взрослыми, сверстниками) *Презентация результатов Проект «Наша первая проба пера»

Проект «Здоровым быть»

Проектная деятельность

*Сотрудничество (умение договариваться, распре-

деление обязанностей)

*Поиск информации (общение с взрослыми,

сверстниками)

*Презентация результатов

Проект «Наша первая проба пера»

Внеурочная деятельность Формирование коммуникативных УУД как основы самореализации  и социализации личности реализуется через систему  программ внеурочной деятельности, через классные часы и классные/общешкольные мероприятия: праздники, конкурсы, квесты, викторины, турниры и т.п. Классный час Мастер-класс «Разговоры о важном»

Внеурочная деятельность

Формирование коммуникативных УУД как основы самореализации

и социализации личности реализуется через систему

программ внеурочной деятельности, через классные часы и

классные/общешкольные мероприятия:

праздники, конкурсы, квесты, викторины, турниры и т.п.

Классный час

Мастер-класс

«Разговоры о важном»

В которых дети являются активными участниками, а не созерцателями

В которых дети являются

активными участниками, а

не созерцателями

В условиях введения ФГОС НОО актуализируется проблема формирования коммуникативной компетенции обучающихся, это обусловлено тем, что степень сформированности данных умений влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом.

Задача педагога: поиск оптимальных путей, практик и способов внедрения коммуникативных технологий в сферу начального образования .

Список использованных источников

1. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373. – Каменск-Уральский: ГБПОУ «Каменск-Уральский педагогический колледж», 2014. – 36 с. – Текст: непосредственный.

2. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в школе. От действия к мысли / под ред. А.Г. Асмолова ; — Москва: Просвещение, 2013. - 152 с. – Текст: непосредственный.

3. Мостова О.Н. Развитие коммуникативных умений младших школьников на основе учета индивидуально-типологических особенностей / под ред. Мостовой О.Н. – Санкт-Петербург: 2007. - 24 с. – Текст: непосредственный.

4. Осмоловская , И. М. Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов / И.М. Осмоловская //Ежемесячный научно-методический журнал «Начальная школа»- Текст: электронный URL:  https://elibrary.ru/item.asp?id=18796305  

5. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий учащихся: монография/ С.В. Петрова -Текст: электронный //eLIBRARY:[сайт]. -URL:  https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=813422


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Учебные практики, способы и пути формирования коммуникативных УУД в начальной школе »

Автор: Гребенюк Анна Васильевна

Дата: 24.11.2024

Номер свидетельства: 660219

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Доклад  "Проектная деятельность в начальной школе". "
    ["seo_title"] => string(54) "doklad-proiektnaia-dieiatiel-nost-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "105528"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1402860344"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Доклад  Общий подход к формированию УУД. "
    ["seo_title"] => string(43) "doklad-obshchii-podkhod-k-formirovaniiu-uud"
    ["file_id"] => string(6) "224963"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1439302733"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Тема:"Формирование функциональной грамотности  у учащихся начальной школы". "
    ["seo_title"] => string(83) "tiema-formirovaniie-funktsional-noi-ghramotnosti-u-uchashchikhsia-nachal-noi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "211917"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1431702217"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Методические условия для реализации ФГОС на уроках русского языка в 3 классе начальной школы "
    ["seo_title"] => string(106) "mietodichieskiie-usloviia-dlia-riealizatsii-fgos-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-3-klassie-nachal-noi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "227028"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440584097"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Выявление и формирование УУД младших школьников в рамках реализации УМК «Планета знаний». "
    ["seo_title"] => string(97) "vyiavlieniie-i-formirovaniie-uud-mladshikh-shkol-nikov-v-ramkakh-riealizatsii-umk-planieta-znanii"
    ["file_id"] => string(6) "236206"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1443982172"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства