Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как “научить учиться”.
Поэтому приоритетнойцельюшкольного образования являетсяформирование умения учиться.
Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системыуниверсальных учебных действий–способности учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса.
Одним из видов УУД, отвечающих за способность осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных учебных и вне учебных ситуациях, являются коммуникативные универсальные учебные действия.
Коммуникативные УУД в начальной школе реализуются в соответствии с тремя основными аспектами
Коммуникация как сотрудничество – коммуникативные действия, направленные на кооперацию, сотрудничество.
Коммуникация как взаимодействие – коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника либо партнера по деятельности.
Коммуникация как условие интериоризации – коммуникативно- речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям
и становления рефлексии.
- планирование учебного сотрудничества со сверстниками и взрослыми – в парах, группах, командах
- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
Коммуникативные
УУД
владение диалогической
и монологической
формами речи
-с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной и письменной форме в соответствии с задачами
- контроль, коррекция и оценка действий партнера
-разрешение конфликтов
-постановка вопросов
принятие решения и
его реализация
Коммуникативные УУД в начальной школе формируются в
рамках урочной (на уроках по всем предметам)
и внеурочной деятельности
Практики формирования коммуникативных УУД
на уроках русского языка
* Работа с пословицами, поговорками, фразеологическими
* Работа с экранизацией произведения (можно работать в группе)
Задание 1.Составить план произведения/ экранизации, сравнить
Задание 2.Найти в тексте описание природы/ героя, сравнить с
экранизацией
Задание 3.Определить выразительные возможности одного и другого
вида искусства/изложить своё предпочтение
Задание 4.Расскажи о своих наблюдениях, удалось ли кинематографу
передать главную мысль/ глубину образов/ эмоциональную гамму
литературного произведения.
Работа с экранизацией
К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками», 4 класс
Исследовательская деятельность
На выполнение коммуникативных задач:дети
воспринимают, отвечают,
запоминают,
находят информацию,
объясняют,
характеризуют,
сравнивают,
презентуют
1.Подумай и расскажи
Что я об этом знаю?
2. Найди важную
информацию (другие люди,
книги, интернет)
3. Понаблюдай( зафиксируй
наблюдения)
4. Обсуди в классе/
рабочей группе
5. Делаем выводы
Проект «Здоровым быть»
Проектная деятельность
*Сотрудничество(умение договариваться, распре-
деление обязанностей)
*Поиск информации(общение с взрослыми,
сверстниками)
*Презентация результатов
Проект «Наша первая проба пера»
Внеурочная деятельность
Формирование коммуникативных УУД как основы самореализации
и социализации личностиреализуется через систему
программ внеурочной деятельности, через классные часы и
классные/общешкольные мероприятия:
праздники, конкурсы, квесты, викторины, турниры и т.п.
Классный час
Мастер-класс
«Разговоры о важном»
В которых дети являются
активными участниками, а
не созерцателями
В условиях введения ФГОС НОО актуализируется проблема формирования коммуникативной компетенции обучающихся, это обусловлено тем, что степень сформированности данных умений влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом.
Задача педагога:поиск оптимальных путей, практик и способов внедрения коммуникативных технологий в сферу начального образования .
Список использованных источников
1. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373. – Каменск-Уральский: ГБПОУ «Каменск-Уральский педагогический колледж», 2014. – 36 с. – Текст: непосредственный.
2. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в школе. От действия к мысли / под ред. А.Г. Асмолова ; — Москва: Просвещение, 2013. - 152 с. – Текст: непосредственный.
3. Мостова О.Н. Развитие коммуникативных умений младших школьников на основе учета индивидуально-типологических особенностей / под ред. Мостовой О.Н. – Санкт-Петербург: 2007. - 24 с. – Текст: непосредственный.
4. Осмоловская , И. М. Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов / И.М. Осмоловская //Ежемесячный научно-методический журнал «Начальная школа»- Текст: электронный URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18796305
5. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий учащихся: монография/ С.В. Петрова -Текст: электронный //eLIBRARY:[сайт]. -URL: https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=813422