kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тренировочные упражнения по формированию навыка чтения целыми словами.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тренировочные упражнения по формированию навыка чтения целыми словами.

Время 10-15 минут на уроке

Приложения (слайды с заданиями)
http://файлообменник.рф/iep0edbwbc6e.html - 1 урок
http://файлообменник.рф/chcwbqzccjo1.html - 2 урок
http://файлообменник.рф/tt70fcw6yiq7.html - 3 урок
http://файлообменник.рф/vk1laifie5du.html - 4 урок
http://файлообменник.рф/5bo2yf1tank4.html - 5 урок
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тренировочные упражнения по формированию навыка чтения целыми словами. »

Тренировочные упражнения по формированию навыка чтения целыми словами.

Необходимость овладения детьми навыком чтения как залогом успеха всего дальнейшего обучения понятна каждому учителю. Как же помочь детям? Система тренировочных упражнений решает эту задачу. Только не надо забывать, что у каждого ребёнка свой темп чтения.

Для решения этой задачи веду работу в следующих направлениях: отработка навыка чтения целыми словами; сведение к минимуму ошибок при чтении; осознанность чтения; выразительность чтения.

Для реализации поставленных целей была разработана система тренировочных упражнений, которые проводились как обязательный этап каждого урока чтения, занимающий 10-15 минут урока и включающий в себя 5 последовательно выполняемых упражнений.

Прилагаю фрагменты к 5 урокам по 10-15 минут в слайдах, которые применяю на уроках чтения в 1-х классах.

  1. Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.

  2. Чтение блоков.

  3. Отработка дикции.

  4. Развитие оперативной памяти.

  5. Интонационная разминка.


Последовательное выполнение упражнений обеспечивает высокий уровень участия и работоспособности детей. Для проверки эффективности этой работы необходимо проводить ежемесячный контроль за техникой чтения учащихся.

Давайте подробно остановимся на содержании каждого из этапов тренировочных упражнений и дадим некоторые рекомендации по их проведению.



Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.

В книге М.Р.Львова «Школа творческого мышления» в памятке «Что нужно уметь, чтобы говорить или читать выразительно» на первое место ставятся «умение ровно и глубоко дышать- владеть своим дыханием» и «умение говорить звонко, громко, но без крика».

Чтение блоков.

Данный этап направлен главным образом на системные тренировки речевого аппарата ребёнка, на раннее выявление дефектов речи, а также на отработку навыка чтения целыми словами. Материал для упражнений - это наиболее часто встречающиеся в русском языке парные буквосочетания и слова с такими буквосочетаниями. Он распределён по группам таким образом, чтобы строго последовательно соблюсти основной принцип обучения от простого к сложному. Объём материала к уроку составляет 20-25 буквосочетаний и увеличивается соответственно возрастанию размера самих буквосочетаний (2,3,4,5 букв). Буквосочетания или блоки записываются на доске в столбик или ряд. Различные варианты расположения на доске способствуют тренировке глазных мышц и развитию произвольного внимания. Запись блоков производится непосредственно во время урока с требованием к учащимся читать их про себя по мере написания. Затем блок прочитывается хором.

Отработка дикции

Умение отчётливо выговаривать звуки и их сочетания достигается в процессе работы над скороговорками. Методика работы со скороговорками достаточно известна: от медленного, отчётливого проговаривания до максимального чёткого, быстрого. Рекомендуем лишь выделение цветным мелом в записи скороговорок букв, обозначающих звуки, над которыми предстоит работа, например:

Сенька с Санькой вёз Соньку на санках.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Полезным начать работу с одной строки скороговорки и на каждом занятии добавлять новую. Для отработки чёткого произношения предлагается только одна новая строка, объём же материала для чтения увеличивается (2,3,4 строки). Т.к. в течение 3-4 занятий чтение скороговорки начинается со знакомого ребятам текста, то при переходе на незнакомую новую строку темп чтения сохраняется. Называется такое чтение «с разбега».

Развитие оперативной памяти

Установлено, что развитие техники чтения часто тормозится из-за слабо развитой оперативной памяти. Работа над ее развитием ведется с помощью зрительных диктантов. Предлагаем следующий вариант проведения этих диктантов: работа над выбором начинается на уроке чтения- чтение предложений, проговаривание хором или индивидуально, коллективное уточнение и исправление сказанного; на уроке русского языка повторная демонстрация набора на доске и запись текста в тетрадь. Такая методика работы обеспечивает максимальную грамотность при записи предложений набора и, как следствие, формирует на уроке «ситуацию успеха».

Лучше начинать с демонстрации одновременно одного- двух предложений и постепенно доводить до пяти-шести (см. Таблицу «Тексты зрительных диктантов» по И.Т.Федоренко).

Когда же демонстрация набора будет доведена до шести предложений, можно использовать задания повышенной сложности:

  • Запишите предложения в обратном порядке;

  • Запишите только второе и пятое предложения;

  • Запишите предложения с третьего по шестое.



Интонационная разминка

Нередко, требуя от ребят выразительного чтения, учитель не называет, какими конкретно критериями определяется это понятие. Несомненно, что понятие «выразительное чтение» - многогранно, и способность читать выразительно во многом зависит от жизненного опыта детей, сформированности эмоционального восприятия, глубины чувств. И, конечно, в начальной школе работа над формированием умения читать выразительно только начинается. Правильным начать эту работу с формирования трёх умений.



  1. Различать и придавать своему голосу интонации: радостные и печальные, ласковые и гневные, шуточные и серьёзные, насмешливые и одобрительные, а также интонации перечисления, завершения, противопоставления.

  2. Выбирать нужный темп чтения (быстрый, ритмичный или плавный, размеренный или их сочетание).

  3. Ставить логическое ударение в предложении.



Умение ставить логическое ударение, выделяя голосом слово, словосочетание, определяющее смысл всего предложения, можно отрабатывать практически на любом из стихотворных текстов, предложив ребятам выделить голосом сначала первое слово в строчках, затем второе, третье, четвёртое. Когда дети научатся уверенно ставить логическое ударение по заданию учителя, можно переходить к самостоятельному поиску логически ударного слова. Для этого предлагаем задания типа:

В предложении Подай мне деревянную ложку! Выделите голосом сначала слово деревянную, затем- мне, потом- подай. Как меняется смысл предложения7

Вывод: Ударная гласная определяет правописание слова, «логически ударное» слово уточняет смысл всего предложения. В дальнейшей работе имеет смысл определять логическое ударение в каждом тексте и даже помечать простым карандашом (легко) прямо в учебнике.

Данная система работы позволяет сформировать у детей активный интерес к процессу чтения, развить у них навыки исследовательской деятельности, начать формировать чувство языка. В сравнении с традиционной методикой дети значительно быстрее осваивают приём чтения целыми словами, допускают меньше ошибок при чтении. Выразительность перестаёт быть привилегией отдельных детей, а становится прочно усвоенным навыком каждого ребёнка. Интересно, что у детей уже сформировалась постоянная потребность осмысления каждого текста и поиска новых речевых оборотов.

Исходя из вышеизложенного, считаю оправданным использование данной методики как в «сильных» гимназических, так и в классах коррекционно-развивающего обучения.














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Тренировочные упражнения по формированию навыка чтения целыми словами.

Автор: Плеханова Елена Александровна

Дата: 17.08.2014

Номер свидетельства: 112084

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Задачи и организация уроков чтения в младших классах коррекционной школы. "
    ["seo_title"] => string(85) "zadachi-i-orghanizatsiia-urokov-chtieniia-v-mladshikh-klassakh-korriektsionnoi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "226009"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440008326"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Тема:"Формирование функциональной грамотности  у учащихся начальной школы". "
    ["seo_title"] => string(83) "tiema-formirovaniie-funktsional-noi-ghramotnosti-u-uchashchikhsia-nachal-noi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "211917"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1431702217"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Доклад:Пути  формирования функциональной грамотности учащихся по русскому языку."
    ["seo_title"] => string(79) "dokladputiformirovaniiafunktsionalnoighramotnostiuchashchikhsiaporusskomuiazyku"
    ["file_id"] => string(6) "275316"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452538406"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "Формирование коммуникативной компетенции учащихся  младших классов на уроках английского языка в школе. "
    ["seo_title"] => string(119) "formirovaniie-kommunikativnoi-kompietientsii-uchashchikhsia-mladshikh-klassov-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka-v-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "163002"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422435742"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Формирование орфографической зоркости-основа грамотного письма. "
    ["seo_title"] => string(68) "formirovaniie-orfoghrafichieskoi-zorkosti-osnova-ghramotnogho-pis-ma"
    ["file_id"] => string(6) "231827"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1442648391"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства