kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование орфографической зоркости-основа грамотного письма.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование орфографической зоркости – основа грамотного письма.

 Как и многих учителей начальных классов меня волнует проблема грамотного письма младшего школьника.

         Еще в период обучения грамоте я поставила перед собой цель: научить детей сначала слуховой зоркости, а затем зрительной. Но в этот период у меня не получилось систематической, целенаправленной работы по этой проблеме, так как меня тогда больше интересовали вопросы, как научить мыслить, рассуждать, доказывать, видеть общие и частные признаки, говорить, вести диалог на уроке. Эту задачу мы с детьми решили, и сейчас перед нами остро встала проблема орфографической зоркости.

       Анализ диктантов заставил меня задуматься о том, как научить быть грамотным. Анализ проводился по двум позициям: качество ошибок; классификация по орфографии. Это дало возможность выявить слабоуспевающих учеников по русскому языку и установить причины их неуспеваемости.

      Вот некоторые из них:

- незнание правил;

- знание правил, но неумение их применять;

- дети мало и плохо читают;

- отсутствие положительной мотивации;

- плохо развита память;

- отсутствие помощи родителей (взрослых), контроля.

     Теперь надо организовать работу со слабоуспевающими учащимися. Она была разбита на несколько этапов.

     Первый этап- выяснительно- организационный.

Цели: выяснить причины слабой успеваемости, проанализировать ошибки в работе, установить количество слабоуспевающих учеников, наметить пути устранения наиболее типичных ошибок.

  1. Сначала разрабатывается «Экран грамотности», который поможет увидеть картину усвоения учащимися различных орфограмм по программе.
  2. Для каждого слабоуспевающего ученика был заведен «Дневник грамотности». Вот так может выглядеть «Дневник грамотности»

№ п/п

Вид проверочной работы

Дата проведения

Тип ошибки

Количество ошибок

На последующих страницах дневника, отведенных на разные типы ошибок, учащиеся выписывают контрольные слова, в которых они допустили ошибки. Каждое слово пишется сначала правой рукой, а затем – левой. При написании слова левой рукой внимание более фиксируется на правописании слова. Эта работа развивает и отрабатывает зрительную и рукодвигательную память, внимание.

      Ребенок может сделать ошибку и повторно. В таком случае он обязательно должен сделать отметку о таком повторе. После 3-4-х таких отметок ученик практически запоминает правильное написание.

«Дневник грамотности» дополняется после каждой проверочной письменной работы самими учащимися.

  1. В рабочих тетрадях я пишу слова с пропуском орфограмм, а дети вставляют пропущенную букву.
  2. Разрабатывается список изучаемых орфограмм.
  3. Разрабатывается памятка «Работа над ошибками».

 После всего проделанного намечаются следующие цели:

- раскрытие значения любых изучаемых слов;

- обнаружение и распознавание орфограмм в слове;

- приобщение учащихся к самостоятельной работе над ошибками.

На этом этапе у детей развивается память, расширяется словарный запас.

  Второй этап - методико-отборочный.

Была поставлена задача: с чего следует начать работу по формированию орфографической зоркости.

     Прежде всего ребенок  должен научиться слышать звуки, определять их количество в слогах, а затем в словах, различать гласные и согласные, ударные и безударные, потом научиться видеть и узнавать орфограммы в словах, приучиться к самоконтролю. Для этого я постоянно задаю вопросы:

- Какую букву надо проверить при письме и почему?

- Как вы  это будете делать?

- Что надо сделать, чтобы написать верно?

 Вот некоторые приемы в работе, которые я использую на этом этапе.

  1. На каждом уроке отвожу 3-5 минут для дополнительного чтения, а на уроках русского языка использую методику орфографического.
  2. Письмо с проговариванием.
  3. Письмо с комментарием.
  4. Повторение изученной орфограммы. Упражнения занимают не более 5 минут в устной форме. Отработка каждой повторяемой орфограммы проводится в течение недели.
  5. Формулировка правил идет с опорой на ключевые слова, так как не следует излишне напрягать память ребенка требованиями его запомнить.
  6. Алгоритмы-памятки.
  7. Игровые моменты
  8. Работа в паре.
  9. Работа в группе.

 Третий этап - тренировочно-технологический.

Цель данного этапа состоит в том, чтобы ученики писали слова с предложенными орфограммами осознанно и, конечно же, правильно, умели находить орфограммы в словах, предложениях, доказывали и обосновывали свой выбор.

На этом этапе используется многократное кратковременное повторение слов с четкой артикуляцией. При этом большое значение имеют зрительные, рукодвигательные, слухоартикуляционные ощущения.

Для этого можно использовать слова с орфограммами в более занимательной форме с использованием любого другого дополнительного материала.

Например:

- списывание слов с доски с пропуском букв;

- использование различных группировок (в устной и письменной форме);

- взаимопроверка;

- использование ребусов, кроссвордов, загадок, различных игр со словами;

- использование таблиц, памяток, памяток-опор.

Четвертый этап – итогово- диагностический.

Главной целью является проверка умения учащихся правильно писать слова с отработанными орфограммами в какой-либо письменной работе.

Для этого проводятся различные виды диктантов: словарные, диагностические (до 10 слов на 3-4 диагностируемые орфограммы, слова даются вперемежку).

Конечно, надо помнить, что быстрота и прочность усвоения орфографических навыков находится в прямой и непосредственной зависимости как от общего развития учеников, так и от развития их определенных способностей: наблюдательности, внимания, памяти, воли, способности анализировать. А успех всей работы по формированию орфографической зоркости зависит от ряда условий, главными из которых, по моему мнению, являются:

- четкое планирование всей работы;

- тренировочные упражнения, опирающиеся на зрительные,  рукодвигательные, слухоартикуляционные восприятия;

- систематический и разносторонний характер работы по орфографии;

- постоянный контроль за усвоением пройденных орфограмм.
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование орфографической зоркости-основа грамотного письма. »

Формирование орфографической зоркости – основа грамотного письма.


Как и многих учителей начальных классов меня волнует проблема грамотного письма младшего школьника.

Еще в период обучения грамоте я поставила перед собой цель: научить детей сначала слуховой зоркости, а затем зрительной. Но в этот период у меня не получилось систематической, целенаправленной работы по этой проблеме, так как меня тогда больше интересовали вопросы, как научить мыслить, рассуждать, доказывать, видеть общие и частные признаки, говорить, вести диалог на уроке. Эту задачу мы с детьми решили, и сейчас перед нами остро встала проблема орфографической зоркости.

Анализ диктантов заставил меня задуматься о том, как научить быть грамотным. Анализ проводился по двум позициям: качество ошибок; классификация по орфографии. Это дало возможность выявить слабоуспевающих учеников по русскому языку и установить причины их неуспеваемости.

Вот некоторые из них:

- незнание правил;

- знание правил, но неумение их применять;

- дети мало и плохо читают;

- отсутствие положительной мотивации;

- плохо развита память;

- отсутствие помощи родителей (взрослых), контроля.

Теперь надо организовать работу со слабоуспевающими учащимися. Она была разбита на несколько этапов.

Первый этап- выяснительно- организационный.

Цели: выяснить причины слабой успеваемости, проанализировать ошибки в работе, установить количество слабоуспевающих учеников, наметить пути устранения наиболее типичных ошибок.

  1. Сначала разрабатывается «Экран грамотности», который поможет увидеть картину усвоения учащимися различных орфограмм по программе.

  2. Для каждого слабоуспевающего ученика был заведен «Дневник грамотности». Вот так может выглядеть «Дневник грамотности»


№ п/п

Вид проверочной работы

Дата проведения

Тип ошибки

Количество ошибок







На последующих страницах дневника, отведенных на разные типы ошибок, учащиеся выписывают контрольные слова, в которых они допустили ошибки. Каждое слово пишется сначала правой рукой, а затем – левой. При написании слова левой рукой внимание более фиксируется на правописании слова. Эта работа развивает и отрабатывает зрительную и рукодвигательную память, внимание.

Ребенок может сделать ошибку и повторно. В таком случае он обязательно должен сделать отметку о таком повторе. После 3-4-х таких отметок ученик практически запоминает правильное написание.

«Дневник грамотности» дополняется после каждой проверочной письменной работы самими учащимися.

  1. В рабочих тетрадях я пишу слова с пропуском орфограмм, а дети вставляют пропущенную букву.

  2. Разрабатывается список изучаемых орфограмм.

  3. Разрабатывается памятка «Работа над ошибками».

После всего проделанного намечаются следующие цели:

- раскрытие значения любых изучаемых слов;

- обнаружение и распознавание орфограмм в слове;

- приобщение учащихся к самостоятельной работе над ошибками.

На этом этапе у детей развивается память, расширяется словарный запас.


Второй этап - методико-отборочный.

Была поставлена задача: с чего следует начать работу по формированию орфографической зоркости.

Прежде всего ребенок должен научиться слышать звуки, определять их количество в слогах, а затем в словах, различать гласные и согласные, ударные и безударные, потом научиться видеть и узнавать орфограммы в словах, приучиться к самоконтролю. Для этого я постоянно задаю вопросы:

- Какую букву надо проверить при письме и почему?

- Как вы это будете делать?

- Что надо сделать, чтобы написать верно?


Вот некоторые приемы в работе, которые я использую на этом этапе.

  1. На каждом уроке отвожу 3-5 минут для дополнительного чтения, а на уроках русского языка использую методику орфографического.

  2. Письмо с проговариванием.

  3. Письмо с комментарием.

  4. Повторение изученной орфограммы. Упражнения занимают не более 5 минут в устной форме. Отработка каждой повторяемой орфограммы проводится в течение недели.

  5. Формулировка правил идет с опорой на ключевые слова, так как не следует излишне напрягать память ребенка требованиями его запомнить.

  6. Алгоритмы-памятки.

  7. Игровые моменты

  8. Работа в паре.

  9. Работа в группе.



Третий этап - тренировочно-технологический.

Цель данного этапа состоит в том, чтобы ученики писали слова с предложенными орфограммами осознанно и, конечно же, правильно, умели находить орфограммы в словах, предложениях, доказывали и обосновывали свой выбор.

На этом этапе используется многократное кратковременное повторение слов с четкой артикуляцией. При этом большое значение имеют зрительные, рукодвигательные, слухоартикуляционные ощущения.

Для этого можно использовать слова с орфограммами в более занимательной форме с использованием любого другого дополнительного материала.

Например:

- списывание слов с доски с пропуском букв;

- использование различных группировок (в устной и письменной форме);

- взаимопроверка;

- использование ребусов, кроссвордов, загадок, различных игр со словами;

- использование таблиц, памяток, памяток-опор.


Четвертый этап – итогово- диагностический.

Главной целью является проверка умения учащихся правильно писать слова с отработанными орфограммами в какой-либо письменной работе.

Для этого проводятся различные виды диктантов: словарные, диагностические (до 10 слов на 3-4 диагностируемые орфограммы, слова даются вперемежку).

Конечно, надо помнить, что быстрота и прочность усвоения орфографических навыков находится в прямой и непосредственной зависимости как от общего развития учеников, так и от развития их определенных способностей: наблюдательности, внимания, памяти, воли, способности анализировать. А успех всей работы по формированию орфографической зоркости зависит от ряда условий, главными из которых, по моему мнению, являются:

- четкое планирование всей работы;

- тренировочные упражнения , опирающиеся на зрительные, рукодвигательные, слухоартикуляционные восприятия;

- систематический и разносторонний характер работы по орфографии;

- постоянный контроль за усвоением пройденных орфограмм.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Формирование орфографической зоркости-основа грамотного письма.

Автор: Салий Наталия Владимировна

Дата: 19.09.2015

Номер свидетельства: 231827


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства