Формирование орфографической зоркости – основа грамотного письма.
Как и многих учителей начальных классов меня волнует проблема грамотного письма младшего школьника.
Еще в период обучения грамоте я поставила перед собой цель: научить детей сначала слуховой зоркости, а затем зрительной. Но в этот период у меня не получилось систематической, целенаправленной работы по этой проблеме, так как меня тогда больше интересовали вопросы, как научить мыслить, рассуждать, доказывать, видеть общие и частные признаки, говорить, вести диалог на уроке. Эту задачу мы с детьми решили, и сейчас перед нами остро встала проблема орфографической зоркости.
Анализ диктантов заставил меня задуматься о том, как научить быть грамотным. Анализ проводился по двум позициям: качество ошибок; классификация по орфографии. Это дало возможность выявить слабоуспевающих учеников по русскому языку и установить причины их неуспеваемости.
Вот некоторые из них:
- незнание правил;
- знание правил, но неумение их применять;
- дети мало и плохо читают;
- отсутствие положительной мотивации;
- плохо развита память;
- отсутствие помощи родителей (взрослых), контроля.
Теперь надо организовать работу со слабоуспевающими учащимися. Она была разбита на несколько этапов.
Первый этап- выяснительно- организационный.
Цели: выяснить причины слабой успеваемости, проанализировать ошибки в работе, установить количество слабоуспевающих учеников, наметить пути устранения наиболее типичных ошибок.
- Сначала разрабатывается «Экран грамотности», который поможет увидеть картину усвоения учащимися различных орфограмм по программе.
- Для каждого слабоуспевающего ученика был заведен «Дневник грамотности». Вот так может выглядеть «Дневник грамотности»
№ п/п
Вид проверочной работы
Дата проведения
Тип ошибки
Количество ошибок
На последующих страницах дневника, отведенных на разные типы ошибок, учащиеся выписывают контрольные слова, в которых они допустили ошибки. Каждое слово пишется сначала правой рукой, а затем – левой. При написании слова левой рукой внимание более фиксируется на правописании слова. Эта работа развивает и отрабатывает зрительную и рукодвигательную память, внимание.
Ребенок может сделать ошибку и повторно. В таком случае он обязательно должен сделать отметку о таком повторе. После 3-4-х таких отметок ученик практически запоминает правильное написание.
«Дневник грамотности» дополняется после каждой проверочной письменной работы самими учащимися.
- В рабочих тетрадях я пишу слова с пропуском орфограмм, а дети вставляют пропущенную букву.
- Разрабатывается список изучаемых орфограмм.
- Разрабатывается памятка «Работа над ошибками».
После всего проделанного намечаются следующие цели:
- раскрытие значения любых изучаемых слов;
- обнаружение и распознавание орфограмм в слове;
- приобщение учащихся к самостоятельной работе над ошибками.
На этом этапе у детей развивается память, расширяется словарный запас.
Второй этап - методико-отборочный.
Была поставлена задача: с чего следует начать работу по формированию орфографической зоркости.
Прежде всего ребенок должен научиться слышать звуки, определять их количество в слогах, а затем в словах, различать гласные и согласные, ударные и безударные, потом научиться видеть и узнавать орфограммы в словах, приучиться к самоконтролю. Для этого я постоянно задаю вопросы:
- Какую букву надо проверить при письме и почему?
- Как вы это будете делать?
- Что надо сделать, чтобы написать верно?
Вот некоторые приемы в работе, которые я использую на этом этапе.
- На каждом уроке отвожу 3-5 минут для дополнительного чтения, а на уроках русского языка использую методику орфографического.
- Письмо с проговариванием.
- Письмо с комментарием.
- Повторение изученной орфограммы. Упражнения занимают не более 5 минут в устной форме. Отработка каждой повторяемой орфограммы проводится в течение недели.
- Формулировка правил идет с опорой на ключевые слова, так как не следует излишне напрягать память ребенка требованиями его запомнить.
- Алгоритмы-памятки.
- Игровые моменты
- Работа в паре.
- Работа в группе.
Третий этап - тренировочно-технологический.
Цель данного этапа состоит в том, чтобы ученики писали слова с предложенными орфограммами осознанно и, конечно же, правильно, умели находить орфограммы в словах, предложениях, доказывали и обосновывали свой выбор.
На этом этапе используется многократное кратковременное повторение слов с четкой артикуляцией. При этом большое значение имеют зрительные, рукодвигательные, слухоартикуляционные ощущения.
Для этого можно использовать слова с орфограммами в более занимательной форме с использованием любого другого дополнительного материала.
Например:
- списывание слов с доски с пропуском букв;
- использование различных группировок (в устной и письменной форме);
- взаимопроверка;
- использование ребусов, кроссвордов, загадок, различных игр со словами;
- использование таблиц, памяток, памяток-опор.
Четвертый этап – итогово- диагностический.
Главной целью является проверка умения учащихся правильно писать слова с отработанными орфограммами в какой-либо письменной работе.
Для этого проводятся различные виды диктантов: словарные, диагностические (до 10 слов на 3-4 диагностируемые орфограммы, слова даются вперемежку).
Конечно, надо помнить, что быстрота и прочность усвоения орфографических навыков находится в прямой и непосредственной зависимости как от общего развития учеников, так и от развития их определенных способностей: наблюдательности, внимания, памяти, воли, способности анализировать. А успех всей работы по формированию орфографической зоркости зависит от ряда условий, главными из которых, по моему мнению, являются:
- четкое планирование всей работы;
- тренировочные упражнения, опирающиеся на зрительные, рукодвигательные, слухоартикуляционные восприятия;
- систематический и разносторонний характер работы по орфографии;
- постоянный контроль за усвоением пройденных орфограмм.