•Цель: познакомить с экологической безопасностью. Планируемые результаты: учащиеся научатся соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни, обнаруживать взаимосвязи между живой и неживой природой, моделировать их и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе, высказывать свое мнение, доказывать его.
•Оборудование: пластилин, картинки, рисунки для моделирования; фильтр для очистки воды; стаканы; цветные карандаши.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема. Экологическая безопасность »
Окружающий мир 3 класс Урок 43
Автор:Сидоренкова ЛюбовьГригорьевна
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 33 г.Симферополь
Тема. Экологическая безопасность
Цель: познакомить с экологической безопасностью. Планируемые результаты: учащиеся научатся соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни, обнаруживать взаимосвязи между живой и неживой природой, моделировать их и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе, высказывать свое мнение, доказывать его.
Оборудование: пластилин, картинки, рисунки для моделирования; фильтр для очистки воды; стаканы; цветные карандаши.
Актуализация знаний. Проверка домашнего задания
Фронтальный опрос
(Учитель проводит выставку рисунков знаков, сделанных учениками на прошлом уроке.)
Что обозначают эти знаки?
Какой знак кажется вам самым точным и ясным?
Расскажите, о каком ядовитом растении вы приготовили сообщение.
Расскажите о грибах-двойниках.
Самоопределение к деятельности
Вспомним формулу безопасности.
Предвидеть опасность.
По возможности избегать ее.
При необходимости действовать решительно и четко.
Бороться до последнего, активно просить о помощи и самому ее оказывать.
Какие опасности для человека таит неживая природа?
Какие опасности для человека таит живая природа?
Сегодня на уроке будем говорить об этих опасностях.
Работа по теме урока
Беседа Цепь загрязнения
Что называется окружающей средой? ( То, что нас окружает: воздух, вода, почва.)
Отчего загрязняется окружающая среда?
Приведите примеры загрязнения окружающей среды.
Собрались на небе тучи, и пролился на горячую, сухую землю летний дождик. Как хорошо! Листья умоются, посвежеют, трава зазеленеет, земля досыта напьется, да и человеку в жаркую пору угодить под прохладный дождичек — одно удовольствие. А что вымокнет до нитки — не беда: просохнет рубашка.
Она и высохла. Глянул на нее хозяин — глазам не повернил: была новехонькой, целехонькой, а стала старой и как решето - вся в мелких дырочках. Глядит он на деревья — листья пожелтели и трава не посвежела, а, наоборот, пожухла. Вот так дождик! Да, страшный дождик, опасный дождик, ядовитый.
А все почему? Один завод дымит. Два завода дымят. Сто заводов дымят. А отчего дымят? Оттого, что в топках горят уголь или нефть. Но в угле, в нефти обязательно есть сера, которая с дымом попадает в воздух, Получается едкая серная кислота. Вот тебе и ядовитый дождик!
Давайте проследим, как идет процесс загрязнения.
(Учитель на доске рисует схему.)
Загрязнение атмосферы —кислотные дожди — загрязнение почвы - загрязнение растений — болезни человека.
Загрязняющие вещества движутся по цепочке.
Ее обычно называют цепью загрязнения.
Работа в парах
Прочитайте в учебнике текст на с. 31.
Работая в парах, проследите по рисунку цепь загрязнения. Приведите свои примеры.
Человек вынужден дышать загрязненным воздухом, пить загрязненную воду, использовать продукты питания, в которых содержатся загрязняющие вещества.
Может ли он при этом оставаться здоровым? (Ответы учеников.)
Моделирование
Рассмотрите в учебнике схему на с. 32.
(Учитель делит класс на группы.)
На основе схемы изготовьте модель «Пути поступления загрязняющих веществ в организм человека».
(Учитель может предложить ученикам изготовить модель из пластилина, картинок, рисунков.)
Расскажите, используя свою модель, как поступают загрязняющие вещества в организм человека.
Беседа: Экологическая безопасность :
Главное для общества — не допускать загрязнения окружающей среды, охранять воздух, воду, почвы. Для этого нужны хорошо подготовленные специалисты.
Экое по-гречески значит «дом», логос — «учение», «наука», Экология — это наука о нашем общем доме. Термин «экология» был предложен в 1866 г. немецким биологом Эрнстом Геккелем. Но только со второй половины XX в. человечество всерьез приступило к изучению взаимодействия организмов между собой и с окружающей средой. Все живое на Земле взаимосвязано, причем так тесно, что микроскопическое происшествие на уровне мельчайших бактерий способно привести к необратимым последствиям в жизни людей.
Эколог пытается определить, какое влияние оказывают друг на друга человек и природа и как добиться взаимопонимания и сотрудничества между ними.
Правила экологической безопасности
Давайте предположим, как можно защититься от загрязненного воздуха.
Как можно защититься от загрязненной воды?
Как можно защититься от загрязняющих веществ в продуктах питания?
Проверим наши предположения по учебнику (с. 33—35).
Составьте памятки экологической безопасности.
Как защититься от загрязненного воздуха
Если в твоем городе (районе) находится предприятие с вредным производством, необходимо о нем знать, предвидеть возможные неприятности, например аварии.
Не занимайся физкультурой и спортом вблизи автострад — во время пробежки ты будешь вдыхать большое количество вредных газов.
Не ходи по туннелям, где воздух особенно загрязнен.
Не оставайся в закрытом помещении (гараже) во время работы двигателя автомашины: ты можешь потерять сознание, а при сильном отравлении вредными газами — даже умереть.
Не гуляй по улице во время тумана: это может быть смог.
Разводи комнатные растения, которые очищают воздух; деревья, кустарники и цветы очищают городской воздух.
Очищает и увлажняет воздух и кондиционер.
Попроси взрослых не курить в квартире.
Как защититься от загрязненной воды
Не купайся в водоемах, куда вливаются сточные воды промышленных предприятий.
Если ты живешь недалеко от предприятия-загрязнителя, во врем и дождя старайся не выходить на улицу, а если дождь застал в пути, обязательно надень головной убор.
Пей только кипяченую воду.
Очищай воду в домашних условиях с помощью специальных бытовых фильтров. Если их нет, отстаивай воду в открытой емкости в течение суток; полезно положить на дно серебряную ложку или монету.
Более надежное средство обеззараживания воды — вымораживание. Поставь кастрюльку с водой в морозильную камеру холодильника, через некоторое время, когда вода начнет замерзать, сними верхнюю корочку льда. Когда же вода наполовину замерзнет, слей оставшуюся жидкость. Лед растает, и у тебя появится не только чистая, но и полезная вода.
Как защититься от загрязняющих веществ в продуктах питания
Не собирай грибы, ягоды, овощи, фрукты, лечебные травы вблизи автомагистралей, свалок, заводов.
Перед едой мой фрукты и овощи в теплой кипяченой воде.
Не ешь продукты, у которых истек срок хранения.
Все продукты должны иметь сертификат качества, который находится у продавца.
Какие правила экологической безопасности вы выполняете?
Какие оказались для вас новыми?
Физкультминутка
Вот мы руки развели,
Словно удивились,
И друг другу до земли
В пояс поклонились.
Ниже, дети, не ленитесь,
Поклонитесь, улыбнитесь
И на месте развернитесь.
Шаг на месте левой, правой,
Раз и два, раз и два!
Спину прямо все держите,
Раз и два, раз и два!
На друзей мы посмотрели
И за парты тихо сели.
Закрепление изученного материала Выполнение заданий в рабочей тетради
№ 1(с. 17).
Прочитайте задание. С помощью учебника допишите определение экологической безопасности.
(После выполнения задания проводится проверка.)
№ 2 (с. 17-18).
Прочитайте задание. Подумайте, какие цепи загрязнения в могут возникнуть в этих ситуациях.
Нарисуйте продолжение.
(После выполнения задания проводится взаимопроверка.) №3(с. 18).
Прочитайте задание. Вырежьте детали из приложения и составьте аппликацию.
Как вредные вещества попадают в организм человека?
№ 4 (с. 19).
Прочитайте задание. Рассмотрите схему.
Чья дорога в школу короче? (Сережи.)
Что можно сказать об этой дороге? (Воздух тяжелый, загазованный. Много автомобилей и мало зелени.)
Почему Петя выбрал более длинную дорогу в школу? (Меньше движение транспорта, воздух более чистый.)
Так кто же из ребят заботится о своем здоровье? Отметьте имя мальчика.
№ 5 (с. 19-20).
(Практическая работа. Учитель показывает детям фильтр для очистки воды.)
Прочитайте задание.
Для чего нужен бытовой фильтр?
Нарисуйте детали этого фильтра.
Наберите в стакан воду из-под крана, в другой стакан — воду после очистки.
В чем отличие питьевой воды до очистки и после? Сравните ее по запаху, цвету, вкусу.
Запишите в рабочей тетради. Сделайте вывод
Рефлексия
Кто доволен своей работой?
Какое задание было сложно выполнять?
Во многих странах есть магазины, в которых продаются продукты, изготовленные без применения каких-либо вредных для человека веществ. Такие продукты называют экологически чистыми. Почему многие люди покупают их, хотя они дороже обычных?
Что можно сказать о состоянии воздуха и воды в том городе (селе), где вы живете?
Представьте, что вы с друзьями играете во дворе. Вдруг туда въехал автомобиль, и его водитель ушел, не выключив двигатель. Как вы поступите?
Итак, экологическая безопасность — это защита от вредною воздействия загрязненной окружающей среды. Каждому из нас нужно соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни.
Подведение итогов урока
Что нового вы узнали на уроке?
Приведите примеры цепей загрязнения.
Какие правила экологической безопасности вы будете выполнять?
Домашнее задание
Учебник: прочитать текст на с. 31—36, ответить на вопрос!,i раздела «Проверь себя» на с. 36.