Просмотр содержимого документа
«Технология продуктивного чтения. "Школа 2100"»
Технология продуктивного чтения
Окружающий мир.
«Школа 2100»
Учитель начальных классов
Цебрук Н.А.
Традиционный анализ текста прежде всего предполагал вопросы, вскрывающие фактуальную информацию. А домашнее задание, которое получали дети на уроке, – это пересказ текста. А вот жизнь требует от читателя выбор только той части информации, которая требуется в конкретной ситуации, для обсуждения с друзьями или на работе приходится анализировать, делать выводы и приводить аргументы, используя слова, предложения данного текста, а вот целый пересказ, как таковой, жизнь не требует.
Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст.
Необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание.
Что такоеПОЛНОЕ понимание текста?
Это вычитывание трех видов текстовой информации:
фактуальной (о чем в тексте сообщается в явном виде)
подтекстовой (о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается «между строк»)
концептуальной (основная идея текста, его главный смысл)
Каждый текст содержит три вида информации: фактуальную, подтекстовую и концептуальную. Все три вида информации в тексте между собой тесно взаимосвязаны. И зрелый читатель способен выделить, вычитать все три вида информации, а вот начинающего читателя этому надо учить, задавая для этого вопросы: фактуального, подтекстового и концептуального характера.
Приоритетный метод формирования смыслового чтения
Мотивированное чтение :
постановка задачи перед чтением, «удержание» учебной задачи в процессе чтения, совместное с детьми осуществление контроля – соответствие результата учебной задаче.
Окружающий мир.
Образовательная система «Школа 2100»
I этап. Работа с текстом до чтенияЦель - развитие антиципации, т.е. умения предполагать, предвосхищать содержание текста
Профессиональные компетенции учителя на данном этапе - вызвать у ученика желание, мотивацию прочитать текст .
Приемы работы:
Чтение заглавия текста
Чтение выделенных слов
Рассматривание иллюстраций
Высказывание предположений о теме, содержании текста
Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации.
Профессиональная компетенция учителя – обеспечить полноценное восприятие текста.
1. Чтение текста по частям с комментариями (кратко, динамично)
2. Чтение вслух в режиме диалога с автором, комментированное чтение. Используется прием диалог с автором. ( В - задай вопрос автору, О – попробуй ответить сам, П – проверь себя по тексту)
*Словарная работаведётся по ходу чтения. В этом случае она становится мотивированной и интересной.
3. Беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение, выделение ключевых слов, составление плана
§ 26. Осторожно – животные! (диалог с автором)
§ 13. Экосистема болота (выборочное чтение)
Чтение с пометками
Цель: сформировать умение читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами.
Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму:
V Знакомая информация
! Новая информация
- Я думал (думала) иначе
? Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше.
Дневник двойных записей
Цель: сформировать умение задавать вопросы во время чтения, критически оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом.
1.Учитель дает указание учащимся разделить тетрадь на две части.
2. В процессе чтения ученики должны в левой части записать моменты, которые поразили, удивили , напомнили о каких-то фактах, вызвали какие- либо ассоциации; в правой – написать лаконичный комментарий : почему именно этот момент удивил, какие ассоциации вызвал, на какие мысли натолкнул.
III этап. Работа с текстом после чтенияЦель: корректировка читательской интерпретации авторским смыслом.
Профессиональная компетенция учителя – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.
3. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
4. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
5. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. 6. Соотнесение видения автора с читательским представлением.
§ 17. Экосистема поля ( соотнесение видения автора с читательским представлением )
Работа с материалами тетради
Подготовка текста для продуктивного чтения на уроке
1.Прочитайте текст , выделите в нём фактуальную, подтекстовую и концептуальную информацию
2.Определите роль данного текста на уроке (чаще всего для поиска решения проблемы возможно специальное продуктивное задание к тексту)
3.Сформулируйте задания для работы с текстом до чтения (заглавие, выделенные слова и т.п.)
4.Выделите в тексте места остановок во время чтения (вопросы к автору, комментарии, словарная работа )
5.Сформулируйте главный смысловой вопрос после чтения (или проверка выполнения продуктивного задания к тексту)
На каждом уроке текст имеет свое предназначение: на уроке русского языка, биологии, истории, литературе и т.д. Но место для чтения текста есть на уроке в каждом предмете. Учитель должен понять, согласно теме урока, какова цель чтения текста, сколько времени потребуется на данный этап и т.п. Вот ряд шагов, которые являются опорой для подготовки текста для продуктивного чтения на уроке.
Спасибо за внимание!
На каждом уроке текст имеет свое предназначение: на уроке русского языка, биологии, истории, литературе и т.д. Но место для чтения текста есть на уроке в каждом предмете. Учитель должен понять, согласно теме урока, какова цель чтения текста, сколько времени потребуется на данный этап и т.п. Вот ряд шагов, которые являются опорой для подготовки текста для продуктивного чтения на уроке.