kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технология продуктивного чтения как один из механизмов достижения предметных и метапредметных результатов

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ КАК ОДИН ИЗ МЕХАНИЗМОВ ДОСТИЖЕНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.

          Сегодня научить ребенка читать недостаточно. Научить его читать   «правильно», «эффективно», продуктивно - важная задача учителя и не только на уроках литературного чтения, хотя на них оттачиваются необходимые умения. Собственно, с этой целью и была создана технология продуктивного чтения.

          Владея данной инновационной технологией, мы получим учеников, которые интересуются чтением, воспринимают литературные произведения во всей их глубине и красоте;  знают, как вести себя в различных ситуациях общения; решают текстовые математические задачи, могут проследить взаимосвязи и отношения между ее данными;  хорошо понимают стиль учебно–научных текстов, составляющих учебники русского языка, окружающего мира, изобразительного искусства и других школьных дисциплин. Словом, технология  продуктивного чтения является одним из механизмов достижения предметных и метапредметных результатов.          
    Федеральный государственный образовательный стандарт начального и основного общего образования поставил перед школой задачу освоения  обучающимися умений полноценного чтения, что предполагает готовность школьников к решению таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание текста (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и др. Необходимо научить ученика  читать    «правильно», «эффективно», продуктивно - важная задача учителя и не только на уроках литературного чтения, хотя на них оттачиваются необходимые умения. Собственно, с этой целью и была создана технология продуктивного чтения, разработанная профессором Н. Светловской, приобретает ведущее значение и способствует достижению тех результатов, о которых говорится в стандартах второго поколения.

         Итак, технология продуктивного чтения – это природосообразная образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.

         С позиции структуры читательской деятельности разработанная технология предполагает три этапа работы с текстом (естественные для любого читателя):

I этап.  Работа с текстом до чтения.

Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.

Главная задача – вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу.

1. Учащиеся читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании. Если дети читают текст дома самостоятельно, этап антиципации сохраняется. Работу в классе начинаю с вопросов: «Какими были ваши ожидания? Какие вопросы до чтения у вас возникали? На что вы обратили внимание перед чтением и почему?» и т.п.

2. Затем предлагаем прочитать текст, проверить возникшие предположения.

II этап. Работа с текстом во время чтения.

Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации

Главная задача – обеспечить полноценное восприятие текста.

1. Дети самостоятельно читают текст про себя в классе или дома с установкой провести диалог с автором и проверить свои предположения и ожидания.

2. Чтение вслух в режиме диалога с автором, комментированное чтение. По ходу чтения провожу словарную работу (объяснение и уточнение значений слов). В этом случае она становится мотивированной и интересной: ведь именно в процессе чтения становится понятно, какие слова нуждаются в толковании, а само слово толкуется в контексте, а не вне его.

  3. Беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение. Обсуждение читательских интерпретаций.

III этап.  Работа с текстом после чтения.

Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом.

Главная задача – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.

  1. Учитель ставит вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа. Её результатом должно стать понимание авторского смысла.
  2. Рассказ о писателе и беседа с детьми о его личности рекомендуются после чтения произведения, а не до, поскольку именно после чтения эта информация ляжет на подготовленную почву: ребёнок сможет соотнести её с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения. Кроме того, грамотно построенный рассказ о писателе углубит понимание прочитанного произведения. Сведения о биографии писателя, об истории создания произведения можно сообщить и до чтения, если это оправдано.

          Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрациям. Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, главной мыслью автора и т.д.

 Вопросы по иллюстрации: «Какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник (а может быть, это иллюстрация ко всему тексту в целом)?

Точен ли художник в деталях? Совпадает ли его видение с вашим?» и т.д.

 Выполнение творческих заданий в рабочей тетради, которые развивают различные умения, например умения определять тему произведения, умения находить главную мысль, умения ориентироваться в тексте и т.д.

          Данная технология направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, умений истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; познавательных универсальных учебных действий, а именно, – умения извлекать информацию из текста.

          Технология продуктивного чтения резко отличается от традиционной технологии передачи ученику готового знания. Теперь организуем исследовательскую работу детей так, что они сами «додумывались» до решения ключевой проблемы урока и сами могли объяснить, как действовать в новых условиях, мы становимся при этом учителями – партнёрами, наблюдателями и вдумчивыми наставниками, помогающими каждому ученику выстроить собственный вектор личностного развития.

         Действия учеников становятся более активными, творческими и самостоятельными, а роль учителя всё более сводится к «режиссированию» этой активной, познавательной деятельности учащихся. Творчески раскрепощённые и эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и понимают прочитанное.

         При изучении художественных произведений главное – «исследование» языкового материала, частичный или всесторонний анализ текста. На основании увлекательной поисковой работы, в процессе которой пополняются и шлифуются литературоведческие знания учащихся, а также совершенствуется их внимание, память, мышление, речь, школьники сами формулируют тему урока. Учитывая тему и используя заранее подготовленные учителем опорные фразы (а далее – и без них), школьники определяют цель урока, в результате чего создаётся установка на плодотворную работу.      Тема и цель урока осознаются детьми, становятся близкими и понятными им.

         Перед чтением любого произведения применяем приём «прогнозирования», то есть ученикам предлагаются сначала ориентировочные действия (рассмотри заглавие, иллюстрации, обрати внимание на жанр, структуру произведения). Затем исполнительные действия по выявлению образного, эмоционального и логического содержания произведения, его формы (учащиеся проводят наблюдение за текстом, поясняют, представляют в своём воображении события, героев, рассуждают, сравнивают факты, эпизоды, выражают своё эмоциональное отношение к ним, выясняют позицию автора и т.д.) (Приложение 1.)

         Таким образом, технология продуктивного чтения помогает большинству наших учащихся вычитывать информацию из текстов разных видов, этот навык необходим при изучении различных учебных предметов. Так, например, наблюдается увеличение скорости чтения у детей (1 четверть – 85сл/мин, 2 четверть – 92 сл/мин, 3 четверть – 112 сл/мин). Сиренко Владислав, учащийся 4 «Б» класса, участвовал во Всероссийском заочном конкурсе «Познание и творчество» в номинации «Мини – ЕГЭ», где занял 1 место. Красильникова Александра стала первой в конкурсе чтецов на тему «Мужеству и отваге поем мы славу».

         Преподавание литературного чтения   напрямую связано с работой по формированию мировоззрения учащихся. В условиях ценностного кризиса современному школьнику сложно разобраться в том, кому верить и какие ценности для себя выбирать. В начальной школе в этом помогают уроки продуктивного чтения.

Данные формы и методы могут использовать в своей работе педагоги, родители, методисты и логопеды.

          Современная школа – это частица жизни, где ученик готовится не только к будущему, но и воспитывается жизнью, он учится решать любые проблемы, учится превращать информацию в знания, а знания применять на практике. Школа должна помочь ребятам войти в мир реальных человеческих отношений и научить их жить в современном обществе. Перед учителем стоит огромная задача. Ему предстоит вместе с детьми пройти долгий и трудный путь в «завтра».

                                                

 

 

 

 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технология продуктивного чтения как один из механизмов достижения предметных и метапредметных результатов»

10


ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ КАК ОДИН ИЗ МЕХАНИЗМОВ ДОСТИЖЕНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ



«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда, наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словами».

В.А.Сухомлинский.

Тема доклада выбрана мною не случайно, так как в настоящее время существует проблема – отсутствие культуры домашнего чтения. Современные первоклассники, приходя 1 сентября в школу, не знают ни авторов книг, ни сказок, ни пословиц, ни загадок. В процессе обучения, общения с учащимися, мы узнаем, что многие семьи совсем не имеют дома книг. В школе, конечно, дети учатся читать, но читают очень мало, чаще всего это страницы учебника, а дома пренебрегают этим занятием.

Сегодня просто научить ребенка читать недостаточно. Федеральный государственный образовательный стандарт начального и основного общего образования поставил перед школой задачу освоения обучающимися умений полноценного чтения, что предполагает готовность школьников к решению таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание текста (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и др. Необходимо научить ученика читать «правильно», «эффективно», продуктивно - важная задача учителя и не только на уроках литературного чтения, хотя на них оттачиваются необходимые умения. Собственно, с этой целью и была создана технология продуктивного чтения, разработанная профессором Н. Светловской, которая приобретает важное значение и способствует достижению тех результатов, о которых говорится в стандартах второго поколения.

Владея данной инновационной технологией, мы, получим учеников, которые интересуются чтением, воспринимают литературные произведения во всей их глубине и красоте; знают, как вести себя в различных ситуациях общения; решают текстовые математические задачи, могут проследить взаимосвязи и отношения между ее данными; хорошо понимают стиль учебно–научных текстов, составляющих учебники русского языка, окружающего мира, изобразительного искусства и других школьных дисциплин. Словом, технология продуктивного чтения является одним из механизмов достижения предметных и метапредметных результатов.

Технология продуктивного чтения с одной стороны, не настолько сложна, как кажется (даже с учетом ее многоэтапности), а с другой – не настолько проста, чтобы ее не стоило изучать, совершенствовать и обмениваться опытом ее применения на уроках по разным предметам.

С позиции деятельностного компонента содержания образования выращивание грамотного читателя требует обеспечения полноценного восприятия и понимания прочитанного текста, «переживания» произведения искусства читателями разных возрастов.

Восприятие – активный процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а внутреннее содействие, сопереживание героям, которое проявляется в воображаемом перенесении на себя событий, в результате чего возникает эффект личного участия в них, личного присутствия.

Итак, технология продуктивного чтения – это природосообразная образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.

С позиции структуры читательской деятельности разработанная технология предполагает три этапа работы с текстом (естественные для любого читателя):

I этап. Работа с текстом до чтения.

Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.

Главная задача – вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу.

1. Учащиеся читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании. Если дети читают текст дома самостоятельно, этап антиципации сохраняется. Работу в классе начинаю с вопросов: «Какими были ваши ожидания? Какие вопросы до чтения у вас возникали? На что вы обратили внимание перед чтением и почему?» и т.п.

2. Затем предлагаем прочитать текст, проверить возникшие предположения.

II этап. Работа с текстом во время чтения.

Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации

Главная задача – обеспечить полноценное восприятие текста.

1. Дети самостоятельно читают текст про себя в классе или дома с установкой провести диалог с автором и проверить свои предположения и ожидания.

2. Чтение вслух в режиме диалога с автором, комментированное чтение. По ходу чтения провожу словарную работу (объяснение и уточнение значений слов). В этом случае она становится мотивированной и интересной: ведь именно в процессе чтения становится понятно, какие слова нуждаются в толковании, а само слово толкуется в контексте, а не вне его.

3. Беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение. Обсуждение читательских интерпретаций.

III этап. Работа с текстом после чтения.

Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом.

Главная задача – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.

  1. Учитель ставит вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа. Её результатом должно стать понимание авторского смысла.

  2. Рассказ о писателе и беседа с детьми о его личности рекомендуются после чтения произведения, а не до, поскольку именно после чтения эта информация ляжет на подготовленную почву: ребёнок сможет соотнести её с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения. Кроме того, грамотно построенный рассказ о писателе углубит понимание прочитанного произведения. Сведения о биографии писателя, об истории создания произведения можно сообщить и до чтения, если это оправдано.

Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрациям. Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, главной мыслью автора и т.д.

Вопросы по иллюстрации: «Какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник (а может быть, это иллюстрация ко всему тексту в целом)?

Точен ли художник в деталях? Совпадает ли его видение с вашим?» и т.д.

Выполнение творческих заданий в рабочей тетради, которые развивают различные умения, например умения определять тему произведения, умения находить главную мысль, умения ориентироваться в тексте и т.д.

Данная технология направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, умений истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; познавательных универсальных учебных действий, а именно, – умения извлекать информацию из текста.

Технология продуктивного чтения резко отличается от традиционной технологии передачи ученику готового знания. Теперь организуем исследовательскую работу детей так, что они сами «додумывались» до решения ключевой проблемы урока и сами могли объяснить, как действовать в новых условиях, мы становимся при этом учителями – партнёрами, наблюдателями и вдумчивыми наставниками, помогающими каждому ученику выстроить собственный вектор личностного развития.

Действия учеников становятся более активными, творческими и самостоятельными, а роль учителя всё более сводится к «режиссированию» этой активной, познавательной деятельности учащихся. Творчески раскрепощённые и эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и понимают прочитанное.

При изучении художественных произведений главное – «исследование» языкового материала, частичный или всесторонний анализ текста. На основании увлекательной поисковой работы, в процессе которой пополняются и шлифуются литературоведческие знания учащихся, а также совершенствуется их внимание, память, мышление, речь, школьники сами формулируют тему урока. Учитывая тему и используя заранее подготовленные учителем опорные фразы (а далее – и без них), школьники определяют цель урока, в результате чего создаётся установка на плодотворную работу. Тема и цель урока осознаются детьми, становятся близкими и понятными им.

Перед чтением любого произведения применяем приём «прогнозирования», то есть ученикам предлагаются сначала ориентировочные действия (рассмотри заглавие, иллюстрации, обрати внимание на жанр, структуру произведения). Затем исполнительные действия по выявлению образного, эмоционального и логического содержания произведения, его формы (учащиеся проводят наблюдение за текстом, поясняют, представляют в своём воображении события, героев, рассуждают, сравнивают факты, эпизоды, выражают своё эмоциональное отношение к ним, выясняют позицию автора и т.д.) (Приложение 1.)

Таким образом, технология продуктивного чтения помогает большинству наших учащихся вычитывать информацию из текстов разных видов, этот навык необходим при изучении различных учебных предметов. Так, например, наблюдается увеличение скорости чтения у детей (1 четверть – 85сл/мин, 2 четверть – 92 сл/мин, 3 четверть – 112 сл/мин). Сиренко Владислав, учащийся 4 «Б» класса, участвовал во Всероссийском заочном конкурсе «Познание и творчество» в номинации «Мини – ЕГЭ», где занял 1 место. Красильникова Александра стала первой в конкурсе чтецов на тему «Мужеству и отваге поем мы славу».

Преподавание литературного чтения напрямую связано с работой по формированию мировоззрения учащихся. В условиях ценностного кризиса современному школьнику сложно разобраться в том, кому верить и какие ценности для себя выбирать. В начальной школе в этом помогают уроки продуктивного чтения.

Данные формы и методы могут использовать в своей работе педагоги, родители, методисты и логопеды.

Современная школа – это частица жизни, где ученик готовится не только к будущему, но и воспитывается жизнью, он учится решать любые проблемы, учится превращать информацию в знания, а знания применять на практике. Школа должна помочь ребятам войти в мир реальных человеческих отношений и научить их жить в современном обществе. Перед учителем стоит огромная задача. Ему предстоит вместе с детьми пройти долгий и трудный путь в «завтра».

































ЛИТЕРАТУРА.

  • Журнал «Начальная школа плюс До и после». – М., 2012. – № 2. С.12-15.

  • Методическое пособие. Уроки литературного чтения по учебнику « В одном счастливом детстве». – М., Педагогика. – 2010.

  • Литературное чтение. Учебник 3 класс. В одном счастливом детстве.

  • Бородин « Учим читать». – М., Педагогика, 2001. – С. 143. 

  • Сметанникова Н.Н. « Подходы и модели обучения чтению и письму» (грамотности) . – М., Педагогика, 1999. – С. 281. 

  • Краевский В.В., Хуторской А.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах [Текст] / В.В. Краевский, А.В. Хуторской // Педагогика. – 2003. – № 2. – С. 3-10.

  • Теоретические основы содержания общего среднего образования [Текст] / под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. – М., Педагогика, 1983. – С. 352. 

  • Богин В.Г. Несколько аспектов проблемы школьного образования и несколько размышлений о путях её решения / В.Г Богин // Вопросы методологии. – 1999.– № 1-2. –C. 35-54. 

  • Газета «Первое сентября» http://ps.1september.ru/ .

  • Новичков В.Б. Вечный вопрос: чему учить сегодня? (Текст) / В.Б. Новичков // Педагогика. – 1988.-№8. –С.6-8.
























Приложение 1.


Примеры из практики

1 этап. Работа с текстом до чтения.

Фрагмент урока № 1.

- Догадайтесь, о чём пойдёт речь на нашем уроке?

Составьте пословицу и объясните её смысл. (Работа в группах)

1) Слово, злое, доброе, калечит, лечит, а.

2) Дело, пело, делай, сердце, доброе, чтобы.

(Группы составляют пословицы: 1) Доброе слово лечит, а злое калечит. 2) Делай доброе дело, чтобы сердце пело.)

- Чему учат эти слова? Какова тема занятия? (Добро и зло)

- Отгадайте, о ком будем читать?

С ветки на ветку быстрый, как мяч,

Скачет по лесу рыжий циркач.

Вот на лету он шишку сорвал,

Прыгнул на ствол и в дупло убежал. (Белка)

Серовато, зубовато,

По полю рыщет,

Телят, ягнят ищет. (Волк)

- Прочитайте ключевые слова.

- Что могло между ними произойти? Какая тема будет главной? (Добро и зло)

Проверим наши прогнозы.

Заканчивается процесс восприятия произведения выразительным чтением как неотъемлемым компонентом читательской деятельности. Читая, учащиеся снова комментируют текст, рассуждают, высказывают свои соображения, доказывают и сравнивают, аргументируя свой ответ, подтверждая его словами из произведения.

2 этап. Работа с текстом во время чтения.

Фрагмент урока №2

- Прочитайте текст про себя.

- А теперь прочитаем вслух по частям.

Вопросы по ходу чтения:

1ч. - Что делала белка? А волк?

2ч. – О чём стала просить белка?

- Отпустил волк? С каким условием?

- Как ответила белка на вопрос волка?

3ч. – Отчего же белки так веселы?

- Почему волку всегда скучно? Найдите в тексте. (Злость сердце жжёт). Что означают эти слова?

3 этап. Работа с текстом после чтения.

Фрагмент урока №3

- Подтвердились ли наши предположения? Какой жанр произведения представлен: басня, рассказ или сказка? (Басня, т. к. есть мораль, урок.) Прочитайте предложение, в котором заключена главная мысль? (А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.)

- Что узнали, прочитав текст? (надо быть добрым)

- Кого осуждает автор?

1) Составим модель – описание героев басни.

Работа в группах.

1 группа – Белка. Какая она?

2 группа – Волк. Какой он? Проверим ваши работы

(На данном этапе урока можно использовать чтение произведения по ролям)

- Волк большой, а белка маленькая, но сильнее волка. Почему?

- А мне, кажется, что это басня не только про зверей, а про кого ещё? ( О людях)

- Что хотел объяснить Л.Н.Толстой людям? (Надо совершать добрые дела, творить добро))

2) Что же такое добро?

Работа в группах.

1 группа – записать ассоциации. Что такое добро?

2 группа – нарисовать. Что для вас добро?

Из наших ответов выросло Дерево доброты.

- Посмотрим значение слова Добро в Толковом словаре.

Добро – всё хорошее, положительное, всё, что приносит счастье, пользу, благополучие.

Добро - хорошее доброе дело.

Игра «Добрые мысли, добрые чувства».

- Давайте пошлём добрые мысли, добрые чувства всем своим родным и близким. Мы помним и любим их.

- Что вы почувствовали в этот момент? (Радость, приятные чувства)

Рефлексия.

- Подведём итог нашей работы.

- Какие универсальные учебные действия формировались на разных этапах работы над текстом?

- До чтения текста? Во время чтения текста? После чтения текста? Проверим ваши ответы.

- Я хочу, чтобы сегодня и всегда вам помогало наше дерево доброты.

Человек должен творить доброе вокруг себя. Ведь светлые мысли делают душу радостной. А значит, счастливой.

Чтобы развивать у наших детей интерес к чтению и читательские способности, я применяю на своих уроках специальные упражнения. (Приложение 2.)




Приложение 2.

































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Занура Татьяна Васильевна

Дата: 09.02.2021

Номер свидетельства: 572643


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства