kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Применение технологии продуктивного чтения для формирования правильной читательской деятельности младших школьников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

       Начальная школа - детский сад № 67 ОАО «РЖД», г. Челябинск

Краморова Елена Валерьевна,

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

Применение технологии продуктивного чтения для формирования правильной читательской деятельности младших школьников.

Чтение – это окошко, через которое дети

видят и познают мир и самих себя.

В.А. Сухомлинский

Чтение является универсальной техникой получения знаний в современном обществе, а понимание текста – это познавательная деятельность по установлению его смысла на основе читательского опыта. Школьная практика подтверждает, что из-за неумения ученика понимать прочитанное часто возникают учебные затруднения, вплоть до потери интереса к познанию.  Поэтому  одной из самых актуальных проблем в начальной школе является обучение приёмам работы с текстом, закладывающее основу умения учиться, формирующее навык самостоятельной учебной работы.

Решением этой проблемы является технология формирования типа правильной читательской деятельности (продуктивного чтения), разработанная профессором Н.Н. Светловской. В отличие от традиционных подходов, предполагающих передачу ученику готового знания, указанная технология подразумевает организацию исследовательской работы детей, в процессе которой они сами додумываются до решения ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях.

Технология продуктивного чтения  направлена на формирование универсальных учебных действий, обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников, умения извлекать информацию из текста.   Таким образом,  на материале текстов учебника строится  формирование правильной читательс­кой деятельности.

Технология формирования продуктивного чтения обеспечивает понимание текста за счёт овладения приёмами его освоения на трёх этапах  работы с текстом: на этапах до чтения, во время чтения и после чтения текста.

Рассмотрим подробно последовательность этапов работы с художественным текстом.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Применение технологии продуктивного чтения для формирования правильной читательской деятельности младших школьников"»

Начальная школа - детский сад № 67 ОАО «РЖД», г. Челябинск





Краморова Елена Валерьевна,

учитель начальных классов

первой квалификационной категории


Применение технологии продуктивного чтения для формирования правильной читательской деятельности младших школьников.


Чтение – это окошко, через которое дети

видят и познают мир и самих себя.

В.А. Сухомлинский

Чтение является универсальной техникой получения знаний в современном обществе, а понимание текста – это познавательная деятельность по установлению его смысла на основе читательского опыта. Школьная практика подтверждает, что из-за неумения ученика понимать прочитанное часто возникают учебные затруднения, вплоть до потери интереса к познанию. Поэтому одной из самых актуальных проблем в начальной школе является обучение приёмам работы с текстом, закладывающее основу умения учиться, формирующее навык самостоятельной учебной работы.

Решением этой проблемы является технология формирования типа правильной читательской деятельности (продуктивного чтения), разработанная профессором Н.Н. Светловской. В отличие от традиционных подходов, предполагающих передачу ученику готового знания, указанная технология подразумевает организацию исследовательской работы детей, в процессе которой они сами додумываются до решения ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях.

Технология продуктивного чтения направлена на формирование универсальных учебных действий, обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников, умения извлекать информацию из текста. Таким образом, на материале текстов учебника строится формирование правильной читательс­кой деятельности.

Технология формирования продуктивного чтения обеспечивает понимание текста за счёт овладения приёмами его освоения на трёх этапах работы с текстом: на этапах до чтения, во время чтения и после чтения текста.

Рассмотрим подробно последовательность этапов работы с художественным текстом.

Этап I. Работа с текстом до чтения

Целью педагога на этом этапе является создание у учащихся мотивации к прочтению текста. Учитель должен организовать так данный этап, чтобы учащиеся заинтересовались темой предстоящего чтения, захотели найти ответы на поставленные вопросы, обратившись к тексту, познакомиться с творчеством писателя или поэта.

Активизации читательских мотивов способствует использование приёма антиципации. Данный приём предполагает предвосхищение, предугадывание до знакомства с произведением. Это может быть: прочтение заголовка, фамилии автора, просмотр иллюстрации, то есть всё, что помогает учащимся прогнозировать тему предстоящего чтения, делать предположения об его идее, действующих лицах, жанре. Можно предложить детям попытаться сформулировать ответ на вопрос, который затем подтверждается или опровергается на протяжении последующей работы с текстом. Постепенно у детей формируется навык планирования предстоящей деятельности: «Прочитаем текст, проведем диалог с автором, проверим наши предположения».

Таким образом, технология продуктивного чтения позволяет учителю организовать исследовательскую работу детей так, что они сами «додумываются» до решения ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях.

Этап II. Работа с текстом во время чтения

Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации. Главная задача – обеспечить полноценное восприятие текста. Организуется первичное чтение текста. Это может быть самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение. Далее идёт выявление первичного восприятия.

Повторное чтение текста учащимися должно быть мотивировано вопросами, на которые учащиеся затрудняются ответить или их мнения разошлись. Повторное обращение к тексту сопровождается различными видами аналитической читательской деятельности. Это способствует уточнению и углублению первоначальных представлений о смысле произведения.

Приёмами работы на данном этапе могут быть комментирован­ное чтение, организация диалога читателя с автором, проблемный анализ, по­рождающий диалог между читателями. Диалог с автором через текст и комментированное чтение рассматриваются как ведущие приёмы, обеспечивающие полноценное восприятие и понимание основных смыслов любого текста, «погружение» в текст читателей. Следует отметить, что на данном этапе работы учитель не только сам зада­ёт вопросы до или после прочтения, но и организует работу по постановке вопросов к тексту самими уча­щимися: сначала в парах, группах, а затем и в кол­лективном диалоге. Это позволяет детям не только лучше понять текст, увидеть проблемы, содержащи­еся в нём, но и осуществить коммуникацию, обсудить с одноклассниками и учителем прочитанное. Все это способствует развитию личностных и формированию социальных мотивов чтения.

Основное внимание на данном этапе необходимо уделять раскрытию мотивов поведения действующих лиц, выясне­нию авторского отношения к изображаемому и отношения читателя к прочитанному. Авторская позиция и мнение учителя не могут считаться единственно верными в постижении смысла текста. Анализ произведения помогает ребенку выстраивать тот смысл, который близок ему на данный мо­мент. Работа должна вестись в рамках пе­дагогического диалога, в ходе которого учащиеся самостоятельно размышляют, учатся находить свой смысл в тексте.

В этом случае нравственные ориентиры, представ­ленные в художественных образах, могут быть личностно восприняты и в дальнейшем принятыми учениками, способствовать раз­витию у них эстетических и нравственных по­требностей, ценностей и чувств.

По ходу чтения может вестись словарная работа. В этом случае она становится мотивированной и интересной: ведь именно в процессе чтения становится понятно, какие слова нуждаются в толковании, а само слово толкуется в контексте.

Этап III. Работа с текстом после чтения

Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом.

Главная задача – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста. Педагог ставит концептуальный вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа. Её результатом должно стать понимание авторского смысла, выявление и формулирование основной идеи текста.

В данной технологии рассказ учителя о писателе и беседа с детьми о его личности рекомендуются после чтения произведения, а не до, поскольку именно после чтения эта информация ляжет на подготовленную почву: ребенок сможет соотнести её с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения. Кроме того, грамотно построенный рассказ о писателе углубит понимание прочитанного произведения.

На данном этапе предусмотрено повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации. Проводится беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, главной мыслью автора.

Для третьего этапа работы с текстом предусмотрено выполнение творческих заданий. При выборе творческих заданий необходимо учитывать особенности класса в целом и возможности отдельного ребенка, использовать дифференцированный подход на уроке и дома: детям с художественными наклонностями предложить иллюстрирование, «музыкантам» – подобрать музыкальный ряд, детям с развитым чувством языка – подготовить устное словесное рисование. Это может быть выразительное чтение, драматизация, создание собственного текста (учащиеся выступают в роли авторов).

Опора на технологию продуктивного чтения не означает, что уроки работы с текстом будут однообразны по своей структуре и организации. Основная задача учителя на уроках – помочь ребенку увидеть в тексте автора: «вычитать» его отношение к героям, к ситуации; решить проблему «писатель и действительность», а это возможно лишь в ходе вдумчивого (аналитического, изучающего, «медленного») чтения.

На уроках необходимо организовывать самостоятельное чтение: «Читай самому себе». С этого начинается воспитание вдумчивого читателя. Но есть обязательное условие: читать не спеша! Такое чтение помогает ребёнку увидеть, что ещё непонятно (тогда он задаёт вопрос классу или учителю), найти, что ему близко, и поделиться мыслями со всеми.

Процесс работы с произведением – это обобщение, поиски и открытия истин, сотрудничество по схеме ученики – учитель – автор. Учитель становится учителем – партнёром, наблюдателем и вдумчивым наставником, помогающим каждому ученику выстроить собственный вектор личностного развития. Ученик – не просто слушатель и исполнитель – он творческая личность, его работа на уроке приобретает исследовательский характер.  Творчески раскрепощённые и эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и понимают прочитанное. Действия учеников становятся более активными, творческими и самостоятельными, а роль учителя всё более сводится к «режиссированию» этой активной, познавательной деятельности учащихся.

Развивающиеся навыки работы с текстом являются эффективным «орудием», позволяющим ребёнку успешно читать и понимать прочитанное на уроках любой предметной направленности: математики и литературного чтения, окружающего мира и русского языка.

Хочется отметить, что данная технология отвечает требованиям Федерального образовательного стандарта. В её основе лежит деятельностный подход в обучении, обеспечивающий формирование функционально грамотной личности и ориентированный на развитие у учащихся ключевых компетенций. Технология продуктивного чтения направлена  на формирование всех универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных.

Безусловно верно то, что включение детей младшего школьного возраста в активную деятельность при работе с текстом способствует как интеллектуальному развитию в целом, так и развитию творческих способностей, что позволит учащимся в будущем успешно решать жизненные задачи.



Литература:

  1. Образовательные технологии: Сборник материалов. – М. : Баласс, 2012. –160 с.

  2. Арсентьев Д.З. Развитие языковой компетенции учащихся (Проблемы анализа художественно­го текста): Пособие для учителя. Орел: ОблИУУ, 2000.

  3. Соболева О.В. Беседы о чтении, или Как научить детей понимать текст. – М.: Изд-во «Баласс», 2009.

  4. Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя / Начальная школа. - 2003. -№1. – С. 11-18.

  5. Турчанинова Т.В. Работа над пониманием текста в начальной школе // Начальная школа плюс. До и после. – 2007. – № 8.

  6. Чиндилова О.В. Технология продуктивного чтения на разных этапах непрерывного литературного образования в ОС «Школа 2100»/ Монография/ О.В.Чиндилова. – М.: Баласс, 2010. – 208 с.

  7. Чиндилова, О.В. Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа / О.В. Чиндилова, Е.В. Бунеева // Начальная школа Плюс До и После. – 2012. – № 8.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Краморова Елена Валерьевна

Дата: 19.05.2016

Номер свидетельства: 328562

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа "
    ["seo_title"] => string(101) "tiekhnologhiia-produktivnogho-chtieniia-kak-obrazovatiel-naia-tiekhnologhiia-dieiatiel-nostnogho-tipa"
    ["file_id"] => string(6) "134191"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1416680076"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Развитие функциональной грамотности у младших школьников"
    ["seo_title"] => string(62) "razvitiie_funktsional_noi_ghramotnosti_u_mladshikh_shkol_nikov"
    ["file_id"] => string(6) "391951"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1487134270"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Доклад  Общий подход к формированию УУД. "
    ["seo_title"] => string(43) "doklad-obshchii-podkhod-k-formirovaniiu-uud"
    ["file_id"] => string(6) "224963"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1439302733"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства