«Организация совместной деятельности как средство реализации системно- деятельностного подхода при обучении в начальной школе»
Антуан де Сент - Экзюпери говорил: «Нет больше радости в жизни, чем радость человеческого общения». Современный мир стремительно меняется, многие сейчас утверждают, что люди отдаляются друг от друга, нет прежней открытости и желания что-то делать совместно. Ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте является учебная деятельность. Как правило, ребенок приходит в первый класс с высокой мотивацией к учению, но она исчезает, т.к. ребенок часто бывает не готов к трудностям обучения. Как же сделать так, чтобы высокая мотивация учения у ребенка не исчезла к старшим классам? Искать и развивать такие формы и технологии работы, которые, основываясь на совместной активной деятельности учащихся во всем процессе учебной работы, повысили бы роль самостоятельности, объединили бы учителя и учащихся в один творческий коллектив. В течение нескольких лет я работаю по-новому, пересматривая все то, что заложила за многие годы работы школе, извлекаю самое нужное, дающее результат.
Среди требований, предъявляемых Федеральным государственным стандартом к выпускнику, обращают на себя внимание следующие: «…Умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, старшими школьниками и взрослыми в совместной учебно-исследовательской и проектной деятельности; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение». Формирование таких умений не только требование Стандарта, это требование нашей современной жизни.
С одной стороны, мы понимаем, что современный мир требует от людей постоянного взаимодействия, с другой стороны, в своей педагогической работе постоянно сталкиваемся с крайним индивидуализмом детей, эгоизмом, неумением идти на компромисс, работать в команде. Отчасти это можно объяснить тем, что изменился стиль жизни современных людей, практически отсутствуют детские организации, ранее воспитывающие дух коллективизма, нет условий для социализации личности. Таким образом, возникает противоречие между необходимостью воспитать человека, готового к сотрудничеству, и неумением современных школьников организовывать совместную работу.
Данное противоречие определяет актуальность исследования и позволяет сформулировать проблему, заключающуюся в поиске инновационных подходов в организации совместной деятельности учащихся.
Проблема обусловила выбор темы и поставила цель: научить детей учиться с удовольствием, творчески путем организации совместной деятельности.
Организация совместной деятельности на уроках в начальной школе, а также во внеурочное время обеспечивает более высокий уровень предметных, метапредметных и личностных результатов в процессе обучения, т.к. он позволят в полной мере использовать деятельностные методы обучения.
Технология обучения в совместной деятельности направлена на решение следующих задач: научить ребенка учиться, самостоятельно добывать новые знания и умения, помочь ребенку предельно полно реализовать свой творческий потенциал, раскрыть свою индивидуальность; воспитать в ребенке те человеческие качества и умения, которые необходимы в общении и совместных делах; сохранить (восстановить) душевное здоровье и эмоциональное благополучие каждого ребенка.
Технология групповой работы включает в себя ряд этапов, каждый из которых реализует ту или иную промежуточную цель становления личности младшего школьника.
На первом этапе необходимо научить младших школьников сотрудничеству друг с другом при выполнении учебных заданий.
При построении учебного сотрудничества всегда учитываем, что такой формы общения в детском опыте еще не было. Поэтому детское сотрудничество следует культивировать с той же тщательностью, что и любой другой навык: не игнорируя мелочей, не пытаясь перейти к сложному до проработки простейшего. Вводя новую форму сотрудничества, даём ее образец. Вместе с 1-2 детьми у доски показываем на одном примере весь ход работы, акцентируем форму взаимодействия (например, речевые клише: "Ты согласен?", "Не возражаешь?", "Почему ты так думаешь?".). Несколько образцов разных стилей взаимодействия помогают детям подобрать свой собственный стиль.
Начинать здесь следует с обучения школьников приемам непосредственного взаимодействия друг с другом при фронтальной работе:
- ученик при затруднении сам вызывает себе помощника;
- требование учителя при групповой работе представлять неиндивидуальные результаты работы учеников, а результаты работы всей группы в целом;
- использование игр, развивающих умение слушать другого;
- составление коллективных рассказов на заданную учителем тему.
Работу в парах использую уже с первых дней обучения детей в школе, приучая их к сотрудничеству. Чаще всего это статическая пара, образованная из детей, сидящих за одной партой.
Работая в парах, дети проходят учебный материал быстрее и качественнее. У них повышается интерес к этим упражнениям.
Работа в динамических парах применяется с целью выработки предметных умений, отработки навыков, творческого применения знаний, обучения учащихся планированию, контролю, оценке учебных действий. Полезна она для формирования понятий, так как позволяет провести наблюдения над различным материалом, найти общее и обобщить существенные признаки этого понятия.
На втором этапе ребята все активнее вовлекаются в групповую работу. Это «Мозговой штурм», игра «Продолжи», «Охота за сокровищами», «Снежный ком», «Пазлы», прием «Зигзаг» и другие.
Что даёт использование технологии организации совместной деятельности моим ученикам?
Но важнее, на мой взгляд, те умения, которые формируются у детей: умение самостоятельно определять цели обучения, планировать пути их достижения; самостоятельно организовать работу в группе; умение активно использовать речевые средства и средства ИКТ.
Не менее важны личностные результаты. Из высказываний детей, мы понимаем, что они дорожат коллективом, в котором учатся, открыты для общения с одноклассниками, с удовольствием занимаются во внеурочное время. Наблюдая за учащимися класса, можно сделать выводы о высокой мотивации детей к обучению, ответственности, требовательности к себе.
Таким образом, организация совместной деятельности становится не только неотъемлемой частью современного урока, в основе которого может быть любая педагогическая технология, но и школьной жизни в целом.