Повышение мотивации к иноязычному общению у младших школьников на основе системно-деятельностного подхода посредством игровых технологий
Повышение мотивации к иноязычному общению у младших школьников на основе системно-деятельностного подхода посредством игровых технологий
«Повышение мотивации к иноязычному общению у
младших школьников на основе системно-деятельностного подхода
посредством игровых технологий»
Основные коммуникативные навыки формируется у учащихся на протяжении всего курса иностранного языка, но их основа – в первые 3-4 года обучения. В это время закладываются основы осознанного использования учащимися коммуникативных навыков. В дальнейшем полученные знания и умения совершенствуются и закрепляются в ходе практического овладения иностранным языком.
У младших школьников происходит поэтапная смена деятельности, переход от игр к учебной деятельности. При этом сохраняется ведущая роль игры. Здесь важна и роль самого педагога. Он должен построить свою работу так, чтобы игра стала основой формой работы с младшими школьниками. Посредством игры у младших школьников формируется устойчивый интерес к изучению английского языка, а также уверенность в успешном овладении им.
Давно известно, что игры дают широкие возможности для обучения. Игра – это занятие, организованное особым образом и требующее напряжения эмоциональных и умственных сил.
В процессе обучения школьников игры призваны выполнять важные методические задачи, а именно:
1. Создавать психологическую подготовку детей к речевому общению.
2. Обеспечивать необходимость многократно повторять языковой материал.
Стронин М.Ф. в своей книге «Обучающие игры на уроке английского языка» дает классификацию игровых приемов.
Как методический прием обучения эффективность ролевой игры повышается, если длительность речевого общения участников определить правильно. В этом случае длительность эффективной работоспособности младших школьников в общении достигает пяти минут. Учителю важно помнить, что игра – это всего лишь один из элементов урока и что она служит достижению поставленной коммуникативной задаче урока. Вот почему нужно точно знать, какие именно умения и навыки тренируются в данной игре.
Уместно использовать ролевые игры в начальных классах, так как младшие школьники предпочитают групповые формы учебной работы. Для них коллективная деятельность и общение приобретают большую важность, потому что они стремятся к освоению разных способов и форм коммуникации, познанию себя и сверстников через общение.
Для игровых технологий в педагогике характерны такие черты, как свободная развивающая деятельность, творческий, активный характер такой деятельности. Использование игр на уроках английского языка воспитывает культуру у младших школьников, делая одинаковые речевые образцы психологически и эмоционально привлекательными для детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Повышение мотивации к иноязычному общению у младших школьников на основе системно-деятельностного подхода посредством игровых технологий»
Богадевич Ирина Игоревна
Управление образования администрации
Старооскольского городского округа
«Повышение мотивации к иноязычному общению у младших школьников на основе системно-деятельностного подхода посредством игровых технологий»
Автор статьи:
учитель английского языка
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразова-тельная школа №14» имени А.М.Мамонова Богадевич Ирина Игоревна
Старый Оскол
2016
«Повышение мотивации к иноязычному общению у младших школьников на основе системно-деятельностного подхода посредством игровых технологий»
Основные коммуникативные навыки формируется у учащихся на протяжении всего курса иностранного языка, но их основа – в первые 3-4 года обучения. В это время закладываются основы осознанного использования учащимися коммуникативных навыков. В дальнейшем полученные знания и умения совершенствуются и закрепляются в ходе практического овладения иностранным языком.
У младших школьников происходит поэтапная смена деятельности, переход от игр к учебной деятельности. При этом сохраняется ведущая роль игры. Здесь важна и роль самого педагога. Он должен построить свою работу так, чтобы игра стала основой формой работы с младшими школьниками. Посредством игры у младших школьников формируется устойчивый интерес к изучению английского языка, а также уверенность в успешном овладении им. Давно известно, что игры дают широкие возможности для обучения. Игра – это занятие, организованное особым образом и требующее напряжения эмоциональных и умственных сил.
В процессе обучения школьников игры призваны выполнять важные методические задачи, а именно:
1. Создавать психологическую подготовку детей к речевому общению.
2. Обеспечивать необходимость многократно повторять языковой материал.
Стронин М.Ф. в своей книге «Обучающие игры на уроке английского языка» дает классификацию игровых приемов.
Как методический прием обучения эффективность ролевой игры повышается, если длительность речевого общения участников определить правильно. В этом случае длительность эффективной работоспособности младших школьников в общении достигает пяти минут. Учителю важно помнить, что игра – это всего лишь один из элементов урока и что она служит достижению поставленной коммуникативной задаче урока. Вот почему нужно точно знать, какие именно умения и навыки тренируются в данной игре.
Уместно использовать ролевые игры в начальных классах, так как младшие школьники предпочитают групповые формы учебной работы. Для них коллективная деятельность и общение приобретают большую важность, потому что они стремятся к освоению разных способов и форм коммуникации, познанию себя и сверстников через общение.
Для игровых технологий в педагогике характерны такие черты, как свободная развивающая деятельность, творческий, активный характер такой деятельности. Использование игр на уроках английского языка воспитывает культуру у младших школьников, делая одинаковые речевые образцы психологически и эмоционально привлекательными для детей.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения и новые примерные программы нацеливают преподавателя на обучение иностранному языку с самого раннего возраста, что, в конечном итоге, в будущем должно оказать положительное воздействие на развитие как иноязычной коммуникативной компетенции, так и общей коммуникативной компетенции школьников. Кроме того, это позволит достичь высоких личностных и метапредметных результатов обучения.
Игровые приемы, использующиеся на уроках английского языка, можно классифицировать следующим образом:
1. Постановка дидактической цели перед учащимися в форме игровой задачи.
2. Подчинение учебной деятельности правилам игры.
3. Использование учебного материала в качестве её средства.
4. Введение в учебную деятельность элемента соревнования, переводящего дидактическую задачу в игровую.
5. Связывание игрового результата с успешным выполнением дидактического задания.
В каждой игре есть близкий результат, т.е. окончание игры, который стимулирует ученика к достижению цели (каждый ребёнок должен считать, что он по знаниям превосходит других учащихся). Любая игра способствует эмоциональному развитию ребёнка. В играх тревожное беспокойное состояние младшего школьника снижается.
При отборе современных методов обучения английскому языку нужно учитывать следующие аспекты:
создавать атмосферу на уроке, в которой ученик чувствовал бы себя свободно и комфортно, стимулировать интересы ребёнка;
активизировать творческие способности ученика, затрагивать его личность, вовлекая в учебный процесс его чувства и эмоции;
стимулировать самостоятельную деятельность школьника;
применять разнообразные формы работы в классе, такие как индивидуальную, коллективную, групповую, стимулирующие самостоятельность, активность и помогающие раскрывать творческие способности ребёнка;
игровая форма работы на уроке предусматривает игровые приёмы и ситуации, которые являются средством стимулирования к учебной деятельности.
Для решения поставленных задач применяются следующие приемы:
- приемы личностно-ориентированного обучения;
- игровые технологии;
- принципы системно-деятельностного подхода к обучению:
принцип творчества;
принцип вариативности;
принцип систематичности.
Основным положением системно-деятельностного подхода являются тезисы о том, что развитие полноценной личности в системе образования происходит через формирование УУД (универсальных учебных действий), выступающих в качестве базиса образовательного и воспитательного процесса. Формирование универсальных учебных действий включает в себя следующие виды действий:
1. Познавательные действия, определяющие умение ученика устанавливать связи между явлениями, выделять способы решения задач. 2. Коммуникативные действия. Они обеспечивают возможность учащихся сотрудничать и согласованно распределять роли, слушать и понимать партнёра и уметь договариваться (работа в парах, группах). Таким образом, в процессе изучения английского языка формируются речевые умения.
3. Регулятивные действия, т.е. действия контроля. Это приёмы взаимопроверки и самопроверки заданий.
4. Личностные действия. Школьники учатся определять и высказывать самостоятельно элементарные правила поведения при сотрудничестве и общении.
Применение системно-деятельностного подхода позволяет использовать в процессе обучения такие формы обучения, которые способствовали бы развитию мышления учащихся, их творческих способностей.
Обучение английскому языку в 1-4 классах общеобразовательной школы должно быть направлено на развитие личности маленького ученика и его способностей к общению, познанию и творчеству. Приоритет отдается созданию мотивации к изучению языков и культур. При этом важно, чтобы младший школьник осознавал ценность межкультурного общения в своей школе, в своем регионе, стране и за ее пределами. В этом контексте представляется значимым помочь детям осмыслить приобретаемый навык общения, а также обеспечить осознанную, продуктивную деятельность по изучению предмета и тем самым формировать автономность ученика как его личностную характеристику.
Еще многие выдающиеся ученые-педагоги обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. В игре полно и неожиданно проявляются способности человека, а в особенности, творческие способности ребенка.
На основании наблюдений за обучающимися во время урока методисты сходятся во мнении, что атмосфера радости и увлеченности, чувство равенства дают детям возможность преодолеть языковой барьер, мешающий свободно использовать в речи иноязычные слова. При этом незаметно происходит усвоение языкового материала, а вместе с тем приходит и чувство удовлетворения.
Игры выполняют важные методические задачи:
- создают психологическую готовность детей к речевому общению;
- обеспечиваю необходимость многократного повторения языкового материала.
В методике используются два типа игр.
К первому типу относятся орфографические, грамматические, фонетические и лексические игры, которые способствуют формированию речевых навыков. Они называются «Подготовительные игры». Значительную часть игр первого типа можно использовать как тренировочные упражнения как на этапе введения лексики, так и на этапе её дальнейшего закрепления.
Ко второму типу относятся «творческие» или ролевые игры. Целью этих игр является способствование развитию речевых умений и навыков. В играх второго типа учащиеся тренируются мыслить и говорить творчески.
Игра способствует стремлению детей к коммуникативному общению с учителем и друг с другом, создавая условия равенства в речевом партнерстве.
В игре воплощаются следующие элементы общения: умение слушать собеседника, умение начать разговор, поддержать его, или наоборот, прервать собеседника в нужный момент, опровергнув его мнение.
У игровых технологий есть очень важное положительное качество: каждая игра влияет на формирование познавательного интереса учащихся, способствуя при этом осознанному освоению лексики и грамматики.
Успешность и результативность игры зависит во многом от психологической атмосферы на уроке, которую создает учитель.
Деловая и доверительная обстановка на уроке предполагают серьезные разговоры на разные темы. Игра развивает творческую активность учащихся, делая овладение иностранным языком коллективным и радостным.
Библиографический список
1. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой. – М.: Просвещение, 1987. – 237 с.
2. Витлин, Ж.Л. Современные проблемы обучения грамматике ИЯ / Иностранные языки в школе, 2000. – № 5.
3. Гладилина, И.П. Некоторые приемы работы на уроках английского языка в начальной школе / Иностранные языки в школе, 2003. – № 3.
4. Дворник, М.В. Игра и игровая ситуация на начальном и среднем ступенях обучения / Иностранные языки в школе, 1980. – № 6.
5. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачёва И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.
6. Жаркова, Л.А. Игровые физкультминутки на уроке иностранного языка / Иностранные языки в школе, 2010. – № 1.
7. Мильруд, Р.П. Организация ролевых игр на уроке / Иностранные языки в школе, 1987. – № 3.
8. Мильруд, Р.П. Коммуникативность языка и обучение разговорной грамматике / Иностранные языки в школе, 2001. – № 6.
9. Никитенко, З.Н. Европейский языковой портфель для начальной школы / Иностранные языки в школе, 2008. – № 5.
10. Полат, Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Иностранные языки в школе, 2010. – № 2.
11. Рогова, Г.В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях (пособие для учителей и студентов педагогических вузов) / И.Н. Верещагина – М.: Просвещение, 2000. – 332 с.
12. Семушина Л.Г. Рекмендации по внедрению современных технологий обучения // Специалист. – 2005. – № 9, 10, 11.
13. Стронин, М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка / М.: Просвещение, – 1981. – 220 с.