В данной работе дано определение педагогической технологии, основные критерии технологичности, принципы современных педагогических технологий.Рассматриваются условия эффективности использования педагогических технологий на занятиях. Рассматривается технология личностно-ориентированного обучения Якиманской И.С., основные позиции, требования. Игровые технологии в начальной школе. Виды игровых технологий, преимущества использования. Дана классификация игр, применяемых на занятиях.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Технологический подход в обучении »
Технологический подход в обучении
Бочарникова Екатерина Юрьевна
учитель начальных классов
КГКСКОУ СКОШ 8 вида 1
« Педагогическая технология – система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе , запрограммированная во времени и пространстве и приводящая к запланированным результатам».
Г. К. Селевко
Основными критериями технологичности являются:
● концептуальность(опора на определенную научную концепцию) ;
● системность(логика процесса, взаимосвязь всех частей) ;
● управляемость(диагностическое целеполагание, проектирование процесса обучения, поэтапная диагностика, коррекция учебного процесса) ;
● эффективность(эффективность по результатам; оптимальность по затратам; гарантированность достижения определенного стандарта обучения) ;
● воспроизводимость(возможность применения другими) .
Принципы современных педагогических технологий
(Карл Ван Парререн)
-вызвать у учащихся устойчивую мотивацию к учебной деятельности;
-учить диалогично;
-учить диагностично;
-разделять содержание образования на подходящие учебные единицы и задачи; обеспечивать учебное содержание на разнородных уровнях (материальный, перцептивный, умственный);
-обучать в соответствующем темпе, используя подходящие средства;
-обучать и помогать учащимся на уровне их фактических способностей;
-учитывать способность к рефлексии и оцениванию самими учащимися своего прогресса;
-обеспечивать набор заданий для группы перед тем, как учащиеся начнут работать самостоятельно;
-обеспечивать условия для климата в классе, ведущего к формированию социально интегрированной личности учащегося.
В модели обучения можно выделить два яруса
Верхний ярус — методы и формы — относится к дидактике,
нижний ярус составляет педагогическую технику (средства и приёмы) и, будучи дополнен личностными особенностями учителя(интуиция, манера поведения, мимика, жесты, отношения), является педагогическим искусством.
Преимущества техники :
способствует активному усвоению знаний, вовлекает в предметную работу учеников с любыми уровнями подготовки. При этом внешний рисунок поведения учащихся одинаков, что также способствует гуманизации обучения.
Ограничения этой техники:
прием удобен для работы над отдельными деталями, фрагментами знаний, но увлечение им может привести к разрушению целостной картины, к бессистемности содержания.
Условия эффективности использования педагогических технологийна занятиях
1. Определение приоритетных целей, их соотнесенность с конечным результатом (цель над средством, а не наоборот).
2. Моделирование педагогического процесса (действия, операции, их систематизация, упорядочивание, определение методического обеспечения, арсенала педагогических средств).
3. Проектирование желаемого результата.
4. Отбор наиболее значимого материала, его структурирование.
5. Система диагностических методов (текущий, рубежный, итоговый, операциональный, промежуточный контроль). Оценка эффективности.
6. Система коррекционных мер.
7. Мотивация учащихся.
8. Обязательное последовательное выполнение всех этапов.
Технология личностно-ориентированного обучения Якиманской И.С.
Основные позиции личностно-ориентированного обучения:
-личностно-ориентированное обучение должно обеспечивать развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности;
-образовательный процесс личностно-ориентированного обучения предоставляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъектный опыт, возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности, поведении. Значимыми становятся те составляющие, которые развивают индивидуальность ученика, создают все необходимые
условия для его саморазвития, самовыражения;
-содержание образования, его средства и методы подбираются и организуются так, чтобы ученик мог проявить избирательностьк предметному материалу, его виду и форме;
-критериальная база личностно-ориентированного обучения учитывает не только уровень достигнутых знаний, умений, навыков, но и сформированность определенного интеллекта (его свойства, качества, характер проявлений);
-содержание образования, его средства и методы подбираются и организуются так, чтобы ученик мог проявить избирательностьк предметному материалу, его виду и форме; -критериальная база личностно-ориентированного обучения учитывает не только уровень достигнутых знаний, умений, навыков, но и сформированность определенного интеллекта (его свойства, качества, характер проявлений);
Требования:
конструирование учебного материала с учетом субъектного опыта предшествующего обучения ученика;
организация учебного материала таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий;
- активное стимулирование ученика к самоценной образовательной деятельности с целью обеспечения ему возможности самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями;
- стимулирование учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала;
- обеспечение контроля и оценки не только результата, но и процесса учения.
В свете этих требований рассматривается и подход к содержанию образования, учебным программам, уроку (как основному элементу образовательного процесса), другим формам познавательной деятельности, при этом основным принципом является вариативность, позволяющая проявить ребенку свою индивидуальность, а педагогу создать условия для ее поддержки.
Игровые технологии
в начальной школе
Игровые.
Догматические,
Репродуктивные.
Объяснительно-иллюстративные.
Развивающие.
Проблемные, поисковые.
Программированные.
Диалогические.
Творческие
Саморазвивающие.
Информационные (компьютерные).
- развлекательная (основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
коммуникативная: освоение диалектики общения;
по самореализации ;
терапевтическая: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
диагностическая: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
коррекционная: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социокультурных ценностей;
социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Игровая деятельность используется в следующих случаях:
в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
как элементы более обширной технологии;
в качестве урока (занятия) и его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
- как технология внеклассной работы.
-дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
учебная деятельность подчиняется правилам игры;
учебный материал используется в качестве её средства;
в учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых;
- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
- удовольствие от контактов с партнерами по игре;
- удовольствие от демонстрации партнерам своих возможностей как игрока;
азарт, от ожидания непредвиденных игровых ситуаций и последовательных их разрешений в ходе игры;
необходимость принимать решения в сложных и часто неопределенных условиях;
удовлетворение от успеха – промежуточного и окончательного; - если игра ролевая, то удовольствие от процесса – перевоплощение в роль.
- наличие собственной деятельности;
творчество;
- общение;
- потребность в ином;
самоопределение через ролевое экспериментирование;
- самоопределение через пробы деятельностей .
- обучающие,
- тренировочные,
- контролирующие,
- обобщающие;
- познавательные,
- воспитательные,
- развивающие;
- репродуктивные,
продуктивные,
творческие;
- коммуникативные,
диагностические,
профориентационные,
психотехнические и другие.
предметные,
сюжетные,
ролевые,
деловые,
имитационные,
игры –драматизации.
с предметами и без них;
настольные; комнатные;
уличные;
на местности;
компьютерные и с ТСО;
с различными средствами передвижения .
«Минусы» при использовании игровых технологий следующие:
- сложность в организации и проблемы с дисциплиной;
- подготовка требует больших затрат времени, нежели ее проведение;
- увлекаясь игровой оболочкой можно потерять образовательное содержание;
- невозможность использовать на любом материале;
- сложность в оценки учащихся.
Хочется закончить словами Конфуция «Учитель и ученики растут вместе».
Так пусть игровые технологии позволяют расти как ученикам, так и учителю.