Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) призван играть важную роль в воспитании высоконравственных, творческих, компетентных, успешных граждан России, осознающих ответственность перед обществом и нацией за настоящее и будущее всей страны.
В основе ФГОС лежит системно - деятельностный подход обучения.
Системная организация учебной деятельности школьников на уроке в системно – деятельностном типе строится по следующей схеме:
Результаты освоения основ образовательной программы основного общего образования оцениваются по трем направлениям: личностные, предметные и метапредметные.
Опираясь на вышеобозначенные идеи, мы спроектировали урок русского языка в 5 классе по теме «Правописание о –е после шипящих и ц в окончаниях существительных».
Этапы урока и цели | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
УУД Л-личностные П-познавательные Р- регулятивные К- коммуникативные |
Мотивация к деятельности Цель этапа: включение учащихся в деятельность. | Приветствую, проверяю готовность к уроку, желаю успеха. СЛАЙД 1 Включение в деловой ритм. Добрый день всем, детвора, Нам урок начать пора. Только это что за диво? Кто принес конверт сюда? Посмотрим, что там в конверте? | Подготовка класса к работе. Рассматривают конверт, находят в нем еще три меньших по размеру конверта с наборами букв. | Личностные результаты Самоопределение (Л) Метапредметные результаты Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К) |
Актуализация и пробное учебное действие Цель этапа:подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. | Организую повторение знаний, закрепление умений. -Почему три конверта? Что нам делать с наборами букв? -При каких обстоятельствах вы уже сталкивались с шипящими? -Хотите проверить, насколько вы умеете применять данную орфограмму? СЛАЙД 2. Ш..пот, ш…рстка, ш..лковый, ч…рный, ж…лудь, шалаш…м, юнош…й, плащ…м. Предлагаю самим сформулировать задание. | Предлагают разделиться на три группы по количеству наборов букв. Выдвигают версию, что буквы, обозначающие согласные звуки, можно разделить на группы по какому-либо признаку. Работают в группах. Представляют получившиеся группы и объясняют, по какому признаку их вычленили. Одна из групп – шипящие, с которыми уже сталкивались при изучении орфограммы «О-Е после шипящих в корне» Формулируют задание к слайду: записать, вставив необходимую букву, выделить орфограмму. Выполняют задания, анализируя каждое слово. | Метапредметные результаты Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли (К) Предметные результаты Анализ объектов с целью выделения признаков (П – логические) |
Постановка учебной задачи Цель этапа:обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем). | Создает проблемную ситуацию - Что вызвало затруднение? -Что общего у всех этих слов? -Сформулируйте проблемный вопрос и тему нашего урока. На основе высказываний записываю тему урока, фиксирую проблемный вопрос и цели СЛАЙД 3 | Приходят к выводу, что не все слова соответствуют данной орфограмме, т.к. у некоторых слов буква пропущена не в корне, а в окончании. Однако есть общие признаки: все слова- сущ. и буквы пропущены после шипящих. Выдвигают версию, что для верного написания последних трех слов им недостаточно имеющихся знаний. Формулируют проблему и тему урока, ставят цели. | Метапредметные результаты Целеполагание (Р) Постановка вопросов (К) Предметные результваты Самостоятельное формулирование цели (П – общеуч.) Формулирование проблемы (П – лог.) |
Выявление места и причины затруднения Цель этапа: постановка целей учебной деятельности | Организую учащихся по исследованию проблемной ситуации -Как можно добиться поставленных целей, ответить на поставленный вопрос? 1. Предлагаю понаблюдать за предложенными каждой группе учащихся словами (записаны на карточках), сделать вывод о написании данных слов и составить кластер.
- Почему у каждой группы получился один и тот же вывод?
2. Предлагаю составить алгоритм определения и написания нужной буквы в словах
3. Предлагаю поработать в парах и рассказать друг другу О правописании О –Е по составленным схемам и алгоритму. | Составляют план достижения цели. Предлагают путем размышлений и умозаключений найти верное объяснение для написания той или иной буквы в словах. Работают в группах. На основе материала предложенныхкарточек и учебника, по которому работала одна из групп, делают вывод о правописании О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных, составляют кластер. Сущ.( после шип. и Ц)
Орфограмма одна для всех и пишется одинаково, поэтому и выводы у всех одинаковые, хотя и пути получения информации разные. Составляют алгоритм: Определю часть речи. (сущ.) Определю морфему, в которой нужно записать букву,(окончание). Посмотрю на букву перед пропуском (шипящая) Поставлю ударение в слове. В зависимости от ударения запишу О или Е. Рассказывают друг другу правило написания О-Е в окончаниях сущ. после шипящих. | Метапредметные результаты Планирование (Р) Прогнозирование (Р) Сотрудничество в поиске и выборе информации (К) Управление поведением партнера (К) Предметные результаты Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование (П – моделирование) |
Физминутка Цель:Снять эмоциональное и физическое напряжение учащихся. | | Выполняют движения, которые предлагаются | |
Первичное закрепление Цель этапа: усвоение учащимися правильной постановки знака препинания после обобщающего слова перед однородными членами предложения. | Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение. - Сегодня предлагаю познакомиться с новым словарным словом, а с каким, предлагаю отгадать по его лексическому значению. -Это сообщение сотрудника газеты, журнала, радио, кино, телевидения о текущих событиях и происшествиях. (Репортаж- (Англ) report – сообщение) - Хотите отгадать еще несколько слов по их лексическим значениям? Запишите их в тетрадях. - изгородь вокруг всего селения или только при выезде из него. (околица) - Ползучее растение, цепляющееся за опору, которую он обвивает. (плющ) - Пресноводная рыба семейства карповых с плоским телом. (лещ) - Перелетная птица с блестящим черным опереньем. (грач) - Травянистое растение с продолговатыми листьями и мелкими белыми душистыми цветками в виде колокольчиков. (ландыш) - Что объединяет все эти слова? - Предлагаю вам от данных слов образовать форму ТВ. п., ед. числа и записать получившиеся слова. Предлагаю проверить получившиеся слова в парах, обменявшись тетрадями сверяясь с доской. СЛАЙД 4 Оцените работу товарища и поставьте отметку. |
Отгадывают слова, записывают их в тетради (вместе с учителем)
Делают вывод, что на конце основы каждого слова стоит шипящий. Образуют слова и замечают, что в них встретилась изученная орфограмма. Записывают, применяя правило. Выделяют орфограмму «О-Е после шипящих в окончаниях существительных» Работают в паре, выполняя взаимопроверку.Оценивают работу, выставляют отметку. | Метапредметные результаты Контроль (Р) Оценка (Р) Коррекция (Р) Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К) Предметные результаты Действие по аналогии (П) Умение структурировать знания , выбор наиболее эффективных способов решения задач (П – общеуч.)
|
Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону Цель этапа: самооценка учащимися результатов своейучебной деятельности | Организую деятельность по применению новых знаний (Упр. 557.)СЛАЙД 5 | Самостоятельная работапо выписыванию слов ( по вариантам): 1 вар. – слова с О в окончаниях 2 вар. – слова с Е в окончаниях Выделение орфограммы. Взаимопроверка по вариантам. | Метапредметные результаты Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р) Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р) Личностные результаты Самоопределение (Л) |
Рефлексия деятельности Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | Организую рефлексию, организую самооценку результатов уч-ся. Оценив свою работу на уроке, соотнести цвет выбираемого «цветочка» с предложенным на слайде.СЛАЙД 6 | Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия . Отвечают на вопросы: Какую цель ставили? Удалось достичь поставленной цели? Каким способом? Какие получили результаты? Что вызвало особые затруднения? Где можно применить новые знания? Поднимают цветок (розовый, желтый или фиолетовый), тем самым показывают уровень освоения нового материала | Метапредметные результаты Умение выражать свои мысли (К) Предметные результаты Рефлексия (П) Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Личностные результаты Самооценка на основе успешности (Л) Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л)
|
Домашнее задание Цель этапа: Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения д.з. | Учитель задает домашнее задание с учетом уровня усвоения материала СЛАЙД7 П. 101, правило или опорный конспект в тетрадях Упр. 556 (если еще необходимо отработать навыки применять данную орфограмму) Составить словарный диктант из 20-25 слов на изученную орфограмму | Выбирают нужное для себя задание и записывают в дневники | Планирование работы – (Л) |