Доклад «Особенности обучения технологии в условиях введения ФГОС нового поколения».
Нашей стране требуется гражданин, умеющий сочетать теоретические знания с умением работать руками, создавать и совершенствовать материальные ценности, работать на высокотехнологическом оборудовании, умеющий проектировать свою собственную деятельность, действовать в команде и строить свою профессиональную карьеру.
Цели технологического образования широкие. В самом общем виде цель технологического образования школьников – способствовать всестороннему и гармоничному развитию личности.
Важнейшей целью системы школьного образования является подготовка обучающихся, способных самостоятельно и активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться в изменяющихся условиях современного постиндустриального общества. Для полноценной реализации данной цели необходимо осуществление технологической подготовки обучающихся в процессе всей общеобразовательной подготовки.
Основными целями изучения учебного предмета «Технология» в системе основного общего образования являются :
- формирование представлений о составляющих техносферы, современном производстве и распространённых в нём технологиях;
- формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающего поколения на основе включения обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
- овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми (безопасными) приёмами труда с использованием распространённых инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами бытовой техники;
- овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства;
- развитие у обучающихся познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
- формирование у обучающихся опыта самостоятельной проектно-исследовательской деятельности;
- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; воспитание гражданских и патриотических качеств личности;
- профессиональное самоопределение школьников в условиях рынка труда, формирование гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций;
- формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач;
- развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания;
- формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда.
- формирование универсальных учебных действий.
Для успешного достижения целей изучения технологии необходимо руководствоваться следующими принципами обучения
1. Принцип наглядности.
2. Принцип систематичности и последовательности.
3. Принцип доступности и посильности.
4. Принцип сознательного и активного участия обучающихся в процессе обучения.
5. Принцип оперативности знаний обучающихся.
6. Принцип научности.
7. Принцип прочности знаний обучающихся.
8. Принцип связи теории с практикой.
9. Принцип визуализации.
10. Принцип системности.
11. Принцип активности.
12. Принцип индивидуального подхода.
-
Принцип кооперации.
Проектируя учебный процесс учитель не просто подбирает методы, технологии, средства обучения, обеспечивающие работу с конкретным фрагментом содержания образования, а создаёт единый дидактический комплекс, тем самым обеспечивая целостность и взаимосвязь всех компонентов - блоков учебного процесса.
- ценностно-целевой - совокупность целей и задач учебного процесса;
-программно-методический - вся необходимая информация относительно возможных стратегий, форм, программ и технологий обучения;
-информационный - информация, положенная в основу учебной деятельности;
-коммуникационный - формы взаимодействия между участниками учебного процесса;
-технологический - средства обучения, используемые в информационной образовательной среде.
Современный урок технологии– это:
-
урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска….).
-
урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику.
-
урок, содержащий разные виды деятельности.
-
урок, на котором ученику должно быть комфортно.
-
урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика.
-
урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности
Разработка новых подходов к проблеме совершенствования содержания технологического образования влечет за собой соответствующие изменения в принципах организации учебного процесса, а также учебных планах и программах.