Просмотр содержимого документа
«Технология решения проектных задач»
СТАНДАРТЫ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
Технология решенияпроектных задачв условиях реализации ФГОСв начальных классах
Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одарённость, кроме тех, которые проявляются врезультатеактивного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе.
А.Н. Колмогоров
Позволяет изменить содержание и организацию образовательного процесса для достижения современного качества начального общего образования
В качестве важнейших целей образования выдвинуты
саморазвитие
самостоятельность
творчество ребенка
раскрытие способностей каждого ученика
воспитание его как личности, готовой к жизни в современном мире
…
Регулятивные универсальные учебные действия
Познавательные универсальные учебные действия
Учебные действия,
направленные на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать
и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и
оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Умение воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе
овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.
Умение учитывать позицию
собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать
предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
поиск и разработка новых моделей и технологий образования младшего школьника
Приемы и методы,
которые формируют умение
САМОСТОЯТЕЛЬНО
добывать новые знания
собирать необходимую информацию
умение выдвигать гипотезы
делать выводы и умозаключения
Через организацию проектной деятельности
Развитие школьников в процессе проектной деятельности
Исследовательские
умения
Умения в решении
проблем
Технологические
умения
Рефлексивные
умения
Информационные
умения
Презентационные
умения
Коммуникативные
умения
Ключевой способностью,
которая может быть сформирована в рамках проектной деятельности, является
учебно-практическая самостоятельность.
«... Полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников. Переносить способы работы из основной школы в начальную, не подготовив для этого необходимую почву, неэффективно и, как правило, вредно. прообразом проектной деятельности основной школы для младших школьников могут стать проектные задачи...»
А.Б.Воронцов«Проектные задачи в начальной школе»
Автор технологии:Воронцов Алексей Борисович
Ныне действующий директор одной из школ г.Москвы, работающей по образовательной развивающей программе Д.Б.Эльконина- В.В.Давыдова.
Автор новой формы учебной деятельности.
ЗАДАЧА
Термин«задача»имеет несколько значений, одно из них трактуется как«сложный вопрос, проблема, требующая исследования и разрешения»
(Толковый словарь С.И.Ожегова)
нахождение общих способов решения большого круга частных задач, требующих детального анализа и теоретического (содержательного) обобщения
Учебная задача
Конкретно-
практическая
задача
ориентирована на применение уже освоенных способов действий (знаний, умений) в известной школьникам ситуации, как правило, внутри конкретного учебного предмета
задача, которая не имеет готового формального способа решения
Творческая
задача
научить самостоятельному выбору способа решения задачи в ситуации, когда он не виден явно и однозначно из условия задачи;
стимулировать получение принципиально нового «продукта»;
содержательно мотивировать поиск решения задачи в малой группе;
оценить возможности детей действовать в незнакомой, нестандартной ситуации, но с использованием известных способов действий;
задать разные «стратегии» решения задачи с получением «веера» возможных результатов
Основной тезис ПЗ:
«Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо, где и как я могу эти знания применить».
Анализ ситуации (надо ли ее разрешать?). Переформулирование ее в проблему (в чем проблема?).
Выявление дефицитов, их типов. Установление приоритетов ценностей.
Оценка необходимости восполнения дефицита. Формулирование принципов отбора целей.
Постановка (принятие) цели действия. Выработка критериев достижения цели.
Поиск средств, путей решения.
Выбор средств решения проблемы.
Решение проблемы посредством продуктивного действия, а не только предлагаемым выходом из сложившейся ситуации.
Анализ результата, соотнесение его с проблемой.
Представление окружающим полученного результата («продукта»)
Наличие квазижизненной ситуации, сочетающей множество отдельных заданий, побуждающих на основе известных способов действий конструировать собственный новый способ действия.
Неопределенность относительно способа решения и конечного результата
Значительный объем материала, представленного как в виде единого текста, так и в виде отдельных отрывков, зашумленных сведениями, не относящихся к конкретной ситуации; отсутствие всей необходимой информации, требующей самостоятельного обращения к дополнительной справочной информации.
Необходимость самостоятельного выбора и использование особых форм представления результатов решения задачи в виде различных текстовых, знаковых и графических средств.
Источники информации
Описание квазижизненной (модельной) ситуации
Этап анализа (постановка задачи, планирование)
Задание 1 Задание 2 Задание 3 …
Этап моделирования
Итоговое задание
Этап синтеза (получение продукта)
- составная часть ПЗ
- детское действие
Определяет место и время для наблюдения и экспертных оценок формирования учебной деятельности обучающихся
Задает реальную возможность организации взаимодействия (сотрудничества) детей между собой при решении поставленной ими самими задачи.
Учит способу проектирования через специально разработанные задания
Предоставляет возможность изучения способов «переноса» известных предметных действий обучающихся в модельную ситуацию
У ч е б н ы й г о д
Фаза постановки и решения учебных задач
Рефлексивная
фаза
Фаза запуска
Формирование предметных и метапредметных (универсальных) компетенций
Подведение
итогов учебного года
Выявление и коррекция стартовых возможностей;постановка задач учебного года
По одной ПЗ из
основных предметных областей
По одной ПЗ из основных предметных областей;
одна межпредметная разновозрастная ПЗ
Межпредметная
Разновозрастная
ПЗ
В стране
Портфелии
Итоги
учебного года
Изумрудный
ЭКОград
Школьный
календарь
Проектная задача содержит набор ( или систему ) действий ( заданий), которые должны быть выполнены группой детей. Количество заданий в проектной задаче – это количество действий , которые необходимо совершить, чтобы задача была решена.
Что значит задача решена?
Создан какой-то реальный «продукт», который можно представить публично и оценить.
Итог решения проектной задачи
Реальный «продукт» (текст, схема, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, графиков и т.д., созданный детьми).
Нематериальный «продукт» - качественное изменение самого ребёнка (группы детей ).
Система заданий в проектной задаче может иметь разные «стратегии» решения: последовательность заданий жестко и явно определена в соответствии с логикой решения поставленной задачи; выполнение заданий в любой последовательности; требуемая последовательность скрыта и должна быть выявлена самими учащимися. Но, местом сборки «продукта» оформления итогового результата является итоговое задание.
Основная педагогическая цель проектных задач в 1-3 классах -
способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества.
Основная педагогическая цель проектных задач в 4-5 классах -
выявление у школьников способности к переносу известных способов действий в новую для них квазиреальную (модельную) ситуацию.
Меняется подход к конструированию проектных задач:
самостоятельно формулируют стоящую перед ними задачу;
самостоятельно планируют последовательность действий, ведущих к конечной цели;
используют известные способы учебного сотрудничества, приобретённые в 1-3 классах, для эффективного решения проектной задачи.
Проектные задачи дают учителю возможность наблюдать за способами работы как отдельных учащихся, так и целой группы школьников.Основной метод – встроенное наблюдение.
Ведущий учитель.
Эксперт ( свободный учитель).
Эксперт (родитель).
Эксперт (старшеклассник) .
Эксперты на протяжении всех этапов наблюдают за процессом решения задачи, ни в коем случае не вмешиваясь в него и фиксируют свои наблюдения.
Экспертный лист для оценки работы группыФ.И. эксперта_______________________№ группы_________
Вопросы
Ответы
Формулировка задачи в группе
Планирование работы в группе (приступили к решению все вместе, распределили задания)
Перенос метода Составление таблицы по распознаванию времени глаголов
Согласуют ли учащиеся между собой выбор вопросов, действий по временам
Лидер в группе (наличие лидера, его появление стихийное, по решению группы, по запросу и.т.п.)
Взаимодействие членов группы в ходе работы (отсутствие взаимодействия, ссоры, обсуждение своих решений, помощь друг другу по запросу, доброжелательная обстановка и т.п.)
Организация работы на завершающем этапе (общее обсуждение, предъявление результатов, каждым учащимся или представителем от группы)
Подведите итог – ваше общее впечатление от работы группы
28.2.12
Оценочная шкала
очень понравилось
было иногда интересно
не понравилось
Проектная задача ориентирована:
на применение учащимися целого ряда действий, средств и приёмов в нестандартной форме; ситуации по форме и содержанию приближённые к реальным .
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки);
целеполагать (ставить и удерживать цель);
планировать (составлять план своей деятельности);
моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя все существенное и главное);
проявлять инициативу при поиске способа решения задачи;
вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельноЛ. Выготский