Проектная задача «Танграм»
Место урока в образовательном процессе.
Данный урок проводится после изучения темы – нахождение периметра фигур. Форма урока – проектная задача. Такая форма позволяет определить уровень сформированности предметных математических знаний на опосредованном материале, т. е.позволяет развивать и отслеживать метапредметные результаты.
В ходе решения проектной задачи формируются универсальные учебные действия:
· регулятивные – умение планировать работу, анализировать, действие контроля и оценки;
· коммуникативные – умение работать в группе, умение высказывать свою точку зрения, аргументировать, умение соглашаться с чужой точкой зрения;
Решение проектной задачи позволяет вывести предметные знания детей на компетентностный уровень.
Цель: обобщение умений учащихся строить фигуры по заданным параметрам и составлять их комбинации по описанию.
Задачи: проверить умения:
1) строить простейшие геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, прямоугольный треугольник) по заданным параметрам;
2) анализировать и решать текстовые задачи на разностное и кратное отношения;
3) работать и взаимодействовать в малых группах; работать с текстом, содержащим описание комбинации фигур; работать по заданной инструкции.
4) развивать универсальные учебные действия учащихся: регулятивные, коммуникативные, познавательные, личностные.
5) развивать контрольно - оценочную самостоятельность учащихся.
Тип урока: решение проектной задачи
Принципы организации деятельности:
· Деятельностный подход
· Научность
· Доступность
· Наглядность
· Учет возрастных особенностей
Формы организации деятельности:
Индивидуальная работа, работа в малых группах, коллективно-распределённая деятельность по выработке критериев оценивания и проверке работы.
Прогнозируемый результат: у учащихся появляется коллективный продукт, в ходе коллективной проверки которого у учащихся проявляется уровень компетентности применения предметных знаний в нестандартной ситуации.
Список использованной литературы:
1. Сайт **
2. Сборник проектных задач. Начальная школа. Пособие для учителей общеобразоват. Учреждений. В 2 вып. Вып.2/ [А. Б. Воронцов, В. М. Заславский, С. В. Клевцова, О. В. Раскина]; под ред. А. Б. Воронцова. – М.: просвещение, 2012. – 144с. – (Работаем по новым стандартам).
Оборудование: цветная бумага (зеленого, синего, коричневого, желтого, красного цвета), клей, линейка, карандаш, ножницы, образец работы, листы А-4 (по колличеству малых групп), листы с задачами, листы с инструкцией (II часть), оценочные листы (листы по количеству малых групп).
Ход урока:
1. Орг. момент.
Здравствуйте ребята! Я знаю, что на уроках математики вы научились строить различные геометрические фигуры, находить их периметр и площадь. Работа с различными геометрическими фигурами нравится многим, и существуют даже различные игры с использованием геометрических фигур. Возможно, кто-то знает о таких играх, слышал о них. Кто знает, что такое танграм?
Танграм – это головоломка в виде квадрата, разрезанного на несколько геометрических фигур, затем из этих фигур составляются новые конструкции в виде животных и фигурок людей. Придумана эта головоломка в Китае более 4000 лет назад, дословно переводится «7 дощечек» и имеет несколько различных вариантов.
2. Объяснение хода выполнения проектной задачи.
Сегодня мы будем решать проектную задачу «Танграм».
Задача состоит из 4-х этапов.
На первом этапе вам предстоит работать индивидуально. Вам нужно решить по три задачи, начертить 3 фигуры на цветной бумаге указанного цвета. (Приложение1)
На втором этапе, объединившись в группу по три человека, вам необходимо выполнить взаимопроверку. (Приложение 2)
На третьем этапе, работая в группе, вы будете складывать конструкцию из геометрических фигурок. (Приложение 3)
И на четвёртом этапе мы все вместе выполним проверку получившихся работ. (Приложение 4)
3.Первый этап проектной задачи: индивидуальная работа.
Оборудование для учащихся: Цв. бумага, линейка, карандаш, тексты задач по вариантам.
Задание 1.
-Итак, на первом этапе каждому из вас необходимо построить три фигуры: квадрат, прямоугольник, прямоугольный треугольник. Длины сторон данных фигур вы найдете, решив задачи. У каждого из вас свой вариант с задачами. Все построения необходимо выполнять на цветной бумаге, но пока не вырезать. Будьте внимательны, для каждой задачи – свой цвет (указан в скобках).
Детям выдаются 3 варианта заданий.
4.Второй этап проектной задачи: проверка работы в группах. Работа в малых группах (по 3 человека).
- Закончился первый этап, в результате у вас у каждого начерчены 3 фигуры. Сейчас начнётся второй этап, на котором мы проверим, верно ли начерчены геометрические фигуры. Объединитесь в группы по три человека так, чтобы в одной группе оказались ребята, выполнявшие разные варианты работы.
Поменяйтесь работами и проверьте работы друг друга.
Данные о проверке вы будете вносить в карту. В карте (по вертикали) вы запишите имена участников группы. Напротив каждой фигурки (по горизонтали) вы будете отмечать правильность выполнения каждого задания знаками: «плюс» - правильно, «полплюса» - ошибка, «минус» - неверно начерчена фигура.
Если вы заметили ошибку, постарайтесь прийти к единому мнению, исправьте ее и начертите заново фигуру. После проверки работы, вырежьте фигуры и аккуратно сложите в конверт.
5 Переменка.
6.Третий этап проектной задачи: сборка конструкции из геометрических фигур. Работа в малых группах.
Оборудование: лист А-4, на котором показана базовая линия, набор геом. фигур, клей, инструкция.
Завершился второй этап, в итоге у каждой группы есть 9 геометрических фигур. На третьем этапе вы продолжаете работать в группе: вам необходимо уложить и приклеить все полученные фигуры на листе А-4 в соответствии с данной инструкцией. На листе отмечена пунктиром базовая линия, относительно которой вы будете проводить укладку фигур.
7. Четвёртый этап проектной задачи: презентация работ.
Завершился 3 этап. На четвёртом этапе мы оценим работу каждой группы.
Посмотрим, что получилось в результате выполненных вами заданий. (Все выполненные работы прикрепляются на доску.)
Посмотрите на образец работы. (Приложение 4 )
Оценим работу каждой группы, для этого определим критерии оценки работы.
1. Все фигуры вырезаны правильно (за каждую правильную фигуру 1 балл).
2. Все фигуры наклеены согласно инструкции (за каждую правильную фигуру 1 балл).
3. Работа выполнена аккуратно (2 балла).
Всего за работу максимально можно получить 20 баллов.
По критериям учащиеся в коллективной деятельности оценивают работы.
8. Подведение итогов.
- Встаньте ребята той группы, которая набрала большее количество баллов. Давайте поаплодируем им…
-Почему возникли ошибки? В чем причина? (неправильно решили задачи, не проверили)
Почему не совпадает с образцом? (невнимательно прочитали инструкцию, не поняли, не умеют работать по инструкции)
Технологическая карта интегрированного урока математики и технологии
Кузнецовой Ольги Александровны,
учителя начальных классов МАОУ СОШ №7
1. Класс - 3
2. Тема: Проектная задача «Танграм»
3. Цель: обобщение умений учащихся строить фигуры по заданным параметрам и составлять их комбинации по описанию.
4. Задачи: проверить умения:
6) строить простейшие геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, прям. треугольник) по заданным параметрам;
7) анализировать и решать текстовые задачи на разностное и кратное отношения;
8) работать и взаимодействовать в малых группах; работать с текстом, содержащим описание комбинации фигур; работать по заданной инструкции.
9) развивать универсальные учебные действия учащихся: регулятивные, коммуникативные, познавательные, личностные.
10) развивать контрольно - оценочную самостоятельность учащихся.
Этапы
Деятельность педагога
Деятельность учащихся
Планируемый результат
1 этап. Организационный
Учитель создает положительный эмоциональный настрой на урок.
Включаются в урок.
Создан эмоциональный настрой.
2 этап. Знакомство с этапами проектной задачи.
Знакомит с этапами проектной задачи.
Знакомятся с этапами проектной задачи.
Дети познакомлены с этапами проектной задачи.
3 этап.
Первый этап проектной задачи.
Предлагает выполнить задания. по вариантам. Организует индивидуальную работу учащихся.
Дети индивидуально решают задачи, чертят фигуры.
Решат задачи, начертят фигуры.
4 этап. Второй этап проектной задачи. Практический этап.
Организует групповое сотрудничество учащихся. Организует работу учащихся с оценочными листами
Планируют ход взаимопроверки (Как будем проверять?) Осуществляют взаимопроверку, корректируют работу друг друга. Заполняют оценочный лист
Работы проверены.
Заполнен оценочный лист.
Вырезаны 9 фигур в каждой малой группе.
5 этап. Третий этап проектной задачи. Подведение итогов работы.
Организует групповое сотрудничество учащихся. Организует работу по инструкции – укладка фигур на листе А4.
Выполняют работу по инструкции. На листе А4 выкладывают геометрические фигуры.
У каждой группы свой продукт деятельности.
6 этап. Четвёртый этап проектной задачи. Оценивание и подведение итогов урока.
Организует деятельность учащихся по контролю и оценке работы. Вырабатываются критерии оценивания. Предъявляет образец работы.
Организует содержательный анализ работы. Что получилось? Что не получилось? Почему?
Вырабатывают критерии оценивания работы. Сравнивают свою работу с образцом. Определяют баллы для оценки. Осуществляют контроль и оценку получившейся работы.
Каждая группа получила коллективную оценку своей работы. Сравнила свою работу с образцом и работой других групп.
Рефлексивный анализ работы.