kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Решение расчетных задач на прохождение скорости движения, времени в пути, и расстояния.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по физике и информатике в 8 классе

 Тема: Решение расчетных задач на нахождение скорости движения, времени  в пути, расстояния.

Учитель физики — Погожих Т.Н.

Учитель информатики – Погожих А.Н.

Движение – это жизнь

(Аристотель)

Цель урока: формирование и развитие навыков и умений решения задач на движение.

Задачи урока:

1. Образовательная: формирование практических навыков и умений решать задачи на определение скорости, пути и времени, формирование умений правильно оформлять задачи в тетради, применение полученных знаний при решении задач.

2. Развивающая: развивать логическое и творческое мышление, умение анализировать полученные результаты.

3. Воспитательная: воспитание коммуникабельности (работа в группе), внимания, ответственности.

4. Здоровьесберегающая: создать у детей положительную эмоциональную настроенность, использовать здоровьесберегающих действия: смена видов деятельности, физкультминутки для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма учащихся.

Материалы к уроку:

Путевой лист.

Презентация «Как научиться решать задачи по физике»

Вопросник для проведения рефлексии.

Тексты разноуровневых задач

Тексты задач на смекалку

Обоснование выбора типа и формы урока и применяемых технологий:

         Данный урок может быть проведен в 8 классе после изучения темы «Скорость движения физических тел». К этому моменту необходимые теоретические основы и практические навыки решения задач на первоначальной уровне учащимися должны быть получены. С учетом того, что на предыдущих уроках физики и информатики учащиеся научились проводить преобразование физических формул, на данном уроке представляется возможным научить, используя схему алгоритма, решать задачи по заявленной теме.

         Выбор применяемых технологий обусловлен заявленной темой урока с учетом возрастных и психофизических  особенностей детей. Применяемые технологии позволяют организовать учебный процесс таким образом, что на каждом этапе урока происходит мотивация деятельности, вовлечение учащихся в познавательную деятельность, создаются условия для получения учащимися новых знаний и приобретение практического опыта.

Тип урока: урок решения физических задач с использованием компьютерных технологий.

Реализация поставленных цели и задач урока:

Используются основные принципы и приемы следующих технологий:

Проблемное обучение.

ИКТ

Групповая.

Проектная.

Здоровьесберегающая.

Разноуровневое обучение.

 Ключевые слова: скорость, основная единица измерения скорости, производные единицы скорости, пройденный путь, время движения.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие учителя. Адаптация, снятие психологического напряжения, создание настроя на урок. Такое вхождение в урочную деятельность соответствует технологии здоровьесбережения.

II. Мотивация и целеполагание. Постановка проблемы.

Учитель. Эпиграф к уроку – известное выражение древнегреческого мыслителя и философа «Движение – это жизнь».Перед учащимися ставится проблема, чтобы в процессе урока они могли сформировать понимание важности изучения характеристик движения, умения применять свои знания к решению практических задач.

Ученик. (Творческая самоподготовка).

Аристотель понимал, что без изучения движения не может быть познания естественных процессов, не может быть понята природа.

« Так как природа есть начало движения и изменения – писал он,- а предметом нашего исследования является природа, то нельзя оставлять не выясненным, что такое движение: ведь незнание движения необходимо влечет за собой незнание природы»

III. Актуализация знаний.

Задание 1.

Разминка:  игра «Цепочка» (После каждого ответа проверка на доске)

Вопросы:

1. что такое движение?…(это изменение положения тела с течением времени)

2.Траектория  движения – это… (линия, по которой движется тело).

3. Путь – это…( длина траектории, Обозначается –S, в СИ –км).

4. Какое движение называется механическим?  (Изменение положения тела с течением времени относительно других тел)

5. Что такое тело отсчета?… (произвольно выбранное тело, относительно которого рассматривают положение остальных тел, называют телом отсчета)

6. Какие виды механического движения существуют:

- по форме траектории …(прямолинейное и криволинейное);

- по изменению скорости…. (равномерное и неравномерное).

7. Какое движение называется равномерным?…(если тело за любые равные промежутки времени проходит равные пути), (движение Земли вокруг Солнца, эскалатора метро)

8. Определение скорости равномерного движения, ее обозначение, единицы измерения, формула для расчета скорости (это величина, равная отношению пути ко времени, за которое этот путь был пройден. V-скорость, СИ: (км/ч), V=S/t).

9. Какое движение называется неравномерным? …(если тело за равные промежутки времени проходит неодинаковые пути), (движение автомобиля). 10.  Для характеристики неравномерного движения вводится понятие какой скорости?… (средней скорости: весь пройденный путь делится на все время движения v=s/t).

Задание № 2 Путевой лист учащегося.

Работа на компьютере:

Учитель информатики. Работа в парах (путевой лист учащегося).

Вопросы, выведенные на экран компьютера:

  1. Изобразите прямолинейную траекторию движения тела:

А*-----*В

  1. Изобразите криволинейную траекторию движения тела:

 

А*                                                             *В

  1. Зарисуйте точку отсчета движения физического тела:

А*                                          

  1. Запишите физическую формулу, по которой считают скорость движения физических тел:

V=S/T

  1. Запишите физическую формулу по которой рассчитывают время в пути физического тела:

T=S/ V

  1. Запишите физическую формулу для нахождения расстояния или пройденного пути:

S=V*T

  1. Зарисуйте траекторию колебательного движения:

 

 

 

*

После окончания работы учитель оценивает работу каждого ученика на компьютере.

Задание 2. Задачи на сообразительность:

Учитель-физики. 

1. Кирилл бежит со скоростью 18 км/ч за Васей, убегающим со скоростью 6 м/с. Догонит ли Кирилл Васю? (догонит, потому что 18 км/ч равно 300 м/с).

3. Автомобиль развивает скорость 72 км/ч, а почтовый голубь — до 14 м/с. Сможет ли голубь обогнать автомобиль? (не сможет, потому что 72 км/ч равны 1200 м/с).

2. Автобус за 1ч. Проехал 60 км, а затем еще 240 км за 5 часа. Какова средняя скорость автобуса на всем пути? (Vср=60 км/ч)

IV Физкульминутка.

V. Отработка проблемы

Форма работы: фронтальная.

Учитель-физики. Итак. Что нужно знать для нахождения  скорости движения тела?

V=s/t, нужно знать путь, пройденный телом и время, в течение которого этот путь был пройден.

Учащиеся. Чтобы найти путь нужно скорость умножить на время. S =V*t.

Учитель-физики. Предложите способ которым можно найти время движения тела, если известен путь, пройденный телом, и скорость его движения.

Учащиеся.Чтобы найти время нужно путь разделить на скорость.

t=S/v  

VI.Закрепление навыков решения физических задач на скорость

I уровень.

1. Какой путь пройдет турист, если он двигался со скоростью 5 км/ч в течении 5 часов?

2. За какое время автомобилю, движущийся со скоростью 90 км/ч, пройдет путь 360 км?

II уровень.

1. Велосипедист за первые 10 с проехал 50 м, за следующие 20 с – 200 м и за последние 10 с - 150 м. Найти среднюю скорость велосипедиста на всем пути.

2. Велосипедист проехал 20 км со скорость 18 км/ч, а затем еще 15 км со скорость 9 км/ч. Какова его средняя скорость на всем пути?

VII. Итог урока: Что нового узнали на уроке. Какие задачи на движение были решены. Выставление оценок.

VIII. Рефлексия. Оценка учениками урока 

Для контроля успешности урочной деятельности, выяснение отношения учащихся к изученному материалу, выработки собственного мнения на основе осмысления, изученного на уроке, учащимся предлагается выполнить следующее задание:

Учитель-информатики:

Продолжите фразы:

Я научился ….

У меня получилось …

У меня не получилось…

Мне было интересно …

IX. Домашнее задание: $ 21, упр. № 5 стр 44.,

составить задачу на расчет средней скорости движения электропоезда, движущегося из Донецка в Святогорск. Данные расстояния и времени следования взять в Интернете.

Спасибо всем.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по физике и информатике в 8 классе»

Открытый урок по физике и информатике в 8 классе

 Тема: Решение расчетных задач на нахождение скорости движения, времени в пути, расстояния.

Учитель физики — Погожих Т.Н.

Учитель информатики – Погожих А.Н.

 

Движение – это жизнь

(Аристотель)

 

Цель урока: формирование и развитие навыков и умений решения задач на движение.

Задачи урока:

1. Образовательная: формирование практических навыков и умений решать задачи на определение скорости, пути и времени, формирование умений правильно оформлять задачи в тетради, применение полученных знаний при решении задач.

2. Развивающая: развивать логическое и творческое мышление, умение анализировать полученные результаты.

3. Воспитательная: воспитание коммуникабельности (работа в группе), внимания, ответственности.

4. Здоровьесберегающая: создать у детей положительную эмоциональную настроенность, использовать здоровьесберегающих действия: смена видов деятельности, физкультминутки для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма учащихся.

 



Материалы к уроку:

Путевой лист.

Презентация «Как научиться решать задачи по физике»

Вопросник для проведения рефлексии.

Тексты разноуровневых задач

Тексты задач на смекалку



Обоснование выбора типа и формы урока и применяемых технологий:

         Данный урок может быть проведен в 8 классе после изучения темы «Скорость движения физических тел». К этому моменту необходимые теоретические основы и практические навыки решения задач на первоначальной уровне учащимися должны быть получены. С учетом того, что на предыдущих уроках физики и информатики учащиеся научились проводить преобразование физических формул, на данном уроке представляется возможным научить, используя схему алгоритма, решать задачи по заявленной теме.







         Выбор применяемых технологий обусловлен заявленной темой урока с учетом возрастных и психофизических особенностей детей. Применяемые технологии позволяют организовать учебный процесс таким образом, что на каждом этапе урока происходит мотивация деятельности, вовлечение учащихся в познавательную деятельность, создаются условия для получения учащимися новых знаний и приобретение практического опыта.

Тип урока: урок решения физических задач с использованием компьютерных технологий.

Реализация поставленных цели и задач урока:

Используются основные принципы и приемы следующих технологий:

Проблемное обучение.

ИКТ

Групповая.

Проектная.

Здоровьесберегающая.

Разноуровневое обучение.

 Ключевые слова: скорость, основная единица измерения скорости, производные единицы скорости, пройденный путь, время движения.

 

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие учителя. Адаптация, снятие психологического напряжения, создание настроя на урок. Такое вхождение в урочную деятельность соответствует технологии здоровьесбережения.

 



II. Мотивация и целеполагание. Постановка проблемы.

Учитель. Эпиграф к уроку – известное выражение древнегреческого мыслителя и философа «Движение – это жизнь».Перед учащимися ставится проблема, чтобы в процессе урока они могли сформировать понимание важности изучения характеристик движения, умения применять свои знания к решению практических задач.

Ученик. (Творческая самоподготовка).

Аристотель понимал, что без изучения движения не может быть познания естественных процессов, не может быть понята природа.

« Так как природа есть начало движения и изменения – писал он,- а предметом нашего исследования является природа, то нельзя оставлять не выясненным, что такое движение: ведь незнание движения необходимо влечет за собой незнание природы»

III. Актуализация знаний.

Задание 1.

Разминка:  игра «Цепочка» (После каждого ответа проверка на доске)

Вопросы:

1. что такое движение?…(это изменение положения тела с течением времени)

2.Траектория  движения – это… (линия, по которой движется тело).

3. Путь – это…( длина траектории, Обозначается –S, в СИ –км).

4. Какое движение называется механическим?  (Изменение положения тела с течением времени относительно других тел)

5. Что такое тело отсчета?… (произвольно выбранное тело, относительно которого рассматривают положение остальных тел, называют телом отсчета)

6. Какие виды механического движения существуют:

- по форме траектории …(прямолинейное и криволинейное);

- по изменению скорости…. (равномерное и неравномерное).

7. Какое движение называется равномерным?…(если тело за любые равные промежутки времени проходит равные пути), (движение Земли вокруг Солнца, эскалатора метро)

8. Определение скорости равномерного движения, ее обозначение, единицы измерения, формула для расчета скорости (это величина, равная отношению пути ко времени, за которое этот путь был пройден. V-скорость, СИ: (км/ч), V=S/t).

9. Какое движение называется неравномерным? …(если тело за равные промежутки времени проходит неодинаковые пути), (движение автомобиля). 10.  Для характеристики неравномерного движения вводится понятие какой скорости?… (средней скорости: весь пройденный путь делится на все время движения v=s/t).

Задание № 2 Путевой лист учащегося.

Работа на компьютере:

Учитель информатики. Работа в парах (путевой лист учащегося).

Вопросы, выведенные на экран компьютера:

  1. Изобразите прямолинейную траекторию движения тела:

А*----------------------------*В

  1. Изобразите криволинейную траекторию движения тела:



А* *В

  1. Зарисуйте точку отсчета движения физического тела:

А*

  1. Запишите физическую формулу, по которой считают скорость движения физических тел:

V=S/T

  1. Запишите физическую формулу по которой рассчитывают время в пути физического тела:

T=S/ V

  1. Запишите физическую формулу для нахождения расстояния или пройденного пути:

S=V*T

  1. Зарисуйте траекторию колебательного движения:







*







После окончания работы учитель оценивает работу каждого ученика на компьютере..

Задание 2. Задачи на сообразительность:

Учитель-физики. 

1. Кирилл бежит со скоростью 18 км/ч за Васей, убегающим со скоростью 6 м/с. Догонит ли Кирилл Васю? (догонит, потому что 18 км/ч равно 300 м/с).

3. Автомобиль развивает скорость 72 км/ч, а почтовый голубь — до 14 м/с. Сможет ли голубь обогнать автомобиль? (не сможет, потому что 72 км/ч равны 1200 м/с).

2. Автобус за 1ч. Проехал 60 км, а затем еще 240 км за 5 часа. Какова средняя скорость автобуса на всем пути? (Vср=60 км/ч)

IV Физкульминутка.

V. Отработка проблемы

Форма работы: фронтальная.

Учитель-физики. Итак. Что нужно знать для нахождения  скорости движения тела?

V=s/t, нужно знать путь, пройденный телом и время, в течение которого этот путь был пройден.

Учащиеся. Чтобы найти путь нужно скорость умножить на время. S =V*t.

Учитель-физики. Предложите способ которым можно найти время движения тела, если известен путь, пройденный телом, и скорость его движения.

Учащиеся.Чтобы найти время нужно путь разделить на скорость.

t=S/v  

VI.Закрепление навыков решения физических задач на скорость

I уровень.

1. Какой путь пройдет турист, если он двигался со скоростью 5 км/ч в течении 5 часов?

2. За какое время автомобилю, движущийся со скоростью 90 км/ч, пройдет путь 360 км?

II уровень.

1. Велосипедист за первые 10 с проехал 50 м, за следующие 20 с – 200 м и за последние 10 с - 150 м. Найти среднюю скорость велосипедиста на всем пути.

2. Велосипедист проехал 20 км со скорость 18 км/ч, а затем еще 15 км со скорость 9 км/ч. Какова его средняя скорость на всем пути?

VII. Итог урока: Что нового узнали на уроке. Какие задачи на движение были решены. Выставление оценок.

VIII. Рефлексия. Оценка учениками урока 

Для контроля успешности урочной деятельности, выяснение отношения учащихся к изученному материалу, выработки собственного мнения на основе осмысления, изученного на уроке, учащимся предлагается выполнить следующее задание:



Учитель-информатики:

Продолжите фразы:

Я научился ….

У меня получилось …

У меня не получилось…

Мне было интересно …

IX. Домашнее задание: $ 21, упр. № 5 стр 44.,

составить задачу на расчет средней скорости движения электропоезда, движущегося из Донецка в Святогорск. Данные расстояния и времени следования взять в Интернете.

Спасибо всем.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Решение расчетных задач на прохождение скорости движения, времени в пути, и расстояния.

Автор: Погожих Анастасия Николаевна

Дата: 03.03.2016

Номер свидетельства: 301770

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Решение расчетных задач на прохождение скорости движения, времени в пути, расстояния."
    ["seo_title"] => string(91) "rieshieniieraschietnykhzadachnaprokhozhdieniieskorostidvizhieniiavriemienivputirasstoianiia"
    ["file_id"] => string(6) "301765"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456990172"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства