Мастер - класс "Методы решения творческих задач на уроках технологии"
Мастер - класс "Методы решения творческих задач на уроках технологии"
При выполнении творческих заданий учащимися учителей технологии беспокоит психологическая инерция учащихся. С ней же мы сталкиваемся при выполнении проектов учащимися, когда возникает необходимость находить нестандартные решения при выполнении творческих работ.
Тема: Методы решения творческих задач на уроках технологии и в проектной деятельности учащихся.
Цели и задачи:
Обобщение и распространение педагогического опыта по теме:
« Методы решения творческих задач на уроках технологии и в проектной деятельности.
Передача своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов, форм педагогической деятельности.
Предоставление педагогам возможности повышения профессионального мастерства и уровня профессиональной компетенции.
Актуальность темы:
« Наше мышление привело нас туда, где мы находимся сейчас. Если я хочу создать что – то новое мне необходимо мыслить по другому».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мастер - класс "Методы решения творческих задач на уроках технологии" »
мастер – класс
Методы решения творческих задач на
уроках технологии и в проектной деятельности
Руководитель
Ст. преподаватель СарИПКиПРО
Ермоленкова Галина Викторовна
Выполнила
Учитель высшей категории
МОУ СОШ №1 г.Ртищево
Милевская Любовь Григорьевна
Ртищево, 2010
« Наше мышление привело нас туда, где мы находимся сейчас. Если я хочу создать что – то новое мне необходимо мыслить по – другому» (Альберт Эйнштейн)
Вы готовы передвигаться с помощью машины, внутри, которой каждую минуту происходит несколько тысяч взрывов? Она не кажется вам неудобной?
Бестелесная спутница – это психологическая инерция, навевающая сомнения, уводящая в сторону от решения.Психологическая инерция – привычный ход мышления, опирающийся на прошлое знание об объекте
Актуальность темы
Все методы решения творческих задач направлены на преодоление психологических барьеров, препятствующих творческому мышлению.
Молодое поколение, как будущее общества, должно уяснить, что старые идеи и методы, во многом, исчерпаны и нет иного выбора, кроме как поиск принципиально новых решений и подходов. Подвести к такой концепции поможет, в том числе, и преодоление психологической инерции.
Возможности использования методов решения творческих задач
Творческие задания ( кроссворды, ребусы, стихотворения, web – сайт и т.д.) в 5 – 11 классах.
5 -7 классы
Раздел «Культура дома» при изучении тем: «Интерьер дома», «Гигиена учащихся».
Раздел «Подарки и переписка».
Разделы «Рукоделие», «Кулинария»
Раздел «Технология обработки древесины»
.
Возможности использования методов решения творческих задач
5 -7 классы
Раздел «Технология обработки металла».
8 класс
Раздел «Домашняя экономика и основы предпринимательства.
Раздел «Художественная обработка материалов»
Раздел «Проект» - огромные возможности.
Ролевая игра.
Цель: Определить какое из полушарий доминирует.
Кто Вы?
«Мыслитель или художник»
Запишите результатЛилиП
Переплетите пальцы рук. Сверху оказался палец левой руки или правой?
Сделайте в листе бумаги небольшое отверстие. Посмотрите сквозь него двумя глазами, на любой предмет. Предмет перемещается , когда вы закрываете правый или левый глаз?
Ролевая игра.
Кто Вы?
«Мыслитель или художник»
Запишите результатЛилиП
3. Встаньте в «позу Наполеона», скрестив руки на груди. Какая рука оказалась сверху?
Метод мозговой атаки ( мозговой штурм, brain –storming) предложен Алексом Осборном (США) еще в
40 –х годах.
Задача метода: генерирование и конкретизация идей.
Алексом
Методы решения творческих задач
Правила проведения мозговой атаки
Четко формулируется и записывается задача.
Группа делится на генераторов идей и экспертов (анализаторов)
Запрещена критика в любом виде. Идеи высказываются без доказательств.
Все идеи фиксируются.
Методы решения творческих задач. Метод мозговой атаки
Приемы генерации идей.
Аналогия.
Инверсия (сделай наоборот).
Фантазия ( что -то неосуществимое)
Эмпатия ( считай себя часть совершенствумого объекта)
Методы решения творческих задач. Метод мозговой атаки
Задание №1
«Как найти иголку в стогу сена?»
За 5 минут надо выдвинуть не менее 5 идей.
Выбор наилучшей и аргументировать ее
преимущества
Методы решения творческих задач. Метод мозговой атаки
Задание №2
Придумайте оригинальное название проекта учащегося 6 класса «Разделочная доска»
Оценивается необычное и оригинальное название.
Методы решения творческих задач Метод контрольных вопросов
Суть метода состоит в использовании при поиске решений творческих задач специально подготовленных вопросов. Изобретатель, отвечая на вопросы анализирует свою задачу.
Существуют универсальные вопросники Т. Эйлоарта, Г.Я. Буша, А. Осборна, Д. Пирсона, Д.Пойа и других ученых.
Методы решения творческих задач Метод контрольных вопросов
Задание № 3
В 5 классе, выполняя практическую работу «Моделирование фартука выбранного фасона» используем список специально подготовленных вопросов
Методы решения творческих задач Метод контрольных вопросов
Какое назначение объекта?
Какие функции выполняет?
Будет ли кому полезен?
Где он может быть использован?
Из каких деталей может состоять?
Можно ли убрать некоторые части?
Можно ли добавить к нему новые части.
Как сделать его удобнее?
Какая форма и размеры в целом?
Каковы форма и размеры отдельных деталей?
Методы решения творческих задач Метод контрольных вопросов
Что получилось?
Что еще могли бы изменить?
Опишите
Методы решения творческих задач Метод обратной мозговой атаки
Суть метода обратной мозговой атаки: поиск недостатков – ключ к совершенству. То есть цель метода заключается в выявлении всевозможных недостатков рассматриваемого объекта, на который обрушивается ничем не ограниченная критика.
Методы решения творческих задач Метод обратной мозговой атаки
Задание №4
8 класс.Раздел « Элементы домашней экономики и предпринимательства», Тема
« Менеджмент в домашней экономике»
Анализ рекламы.
Оцениваются максимальное количество предложенных достоинств и недостатков.
Методы решения творческих задач мастер - класс
Какие методы решения творческих задач вы узнали? Как вы думаете, методы решения творческих задач применимы только к творческим?
Почему методы так назвали?
Можно ли выполняемые вами задания назвать практической работой? Почему?