На уроках литературного чтения мы изучали русские народные сказки, литературные сказки. В текстах литературных произведений встречались слова «аршин», «сажень», «вершок». Нам эти слова были незнакомы и непонятны. В толковом словарике учебника мы нашли их значение. Оказалось, что это величины, которыми на Руси измеряли длину. На вопрос учителя: «Знаете ли вы другие старинные русские меры длины?» мы ответа не знали. Нас заинтересовал этот вопрос. Мы нашли информацию о старинных мерах длины в Интернете и в дополнительной литературе, собрали пословицы и поговорки, которых встречаются старинные русские меры длины.
На занятии кружка « Занимательная математика» учитель предложил нам выполнить практическую работу - измерить дину ленты в старинных мерах длины « вершках», « пядях», «локтях». 1 и 3 группы измеряли длину ленты с помощью мерок « вершок», « пядь», « локоть», а 2 и 4 группы измеряли длину ленты линейкой. Каждая группа по ходу занятия заполняла таблицу.
Далее учитель предложила нам выполнить другую практическую работу дома. Мы измеряли «вершки», «пяди», « локти» у членов своей семьи. Полученные данные мы занесли в таблицу.
Затем мы сосчитали среднее значение и оказалось, что «вершок» приблизительно равен от 40 мм до 56 мм, «пядь» от 15 см до 18 см, «локоть» от 34 до 43 см. Мы убедились, что данные меры длины несовершенны, неудобны, так как длина пальцев и локтей у всех оказалось разной. Стало понятно, почему эти меры длины исчезли.
В результате нашей общей работы скопилось много интересного материала, поэтому и возникла идея обобщить его и создать компьютерную презентацию о старинных русских мерах длины.
Результатом работы мы остались довольны.
В перспективе мы собираемся собрать крылатые выражения, фразы, в которых встречаются старинные меры длины.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Старинные русские меры длины »
Старинные русские меры длины
Подготовили обучающиеся 3 класса В
МБОУ «СОШ № 50»
Руководитель проекта:
Макаренко Е.В.
Информационно – поисковый
Межпредметный
С явной координацией
Внутриклассный
Групповой
Среднесрочный
Компьютерная презентация
Проект- иллюстрация учебной темы
Цели проекта:
Познакомить обучающихся со старинными русскими мерами (единицами измерения) длины как способом измерения различных объектов.
Задачи проекта:
Познакомить со старинными мерами длины; с историей их происхождения;
обучать самостоятельному поиску необходимой информации с использованием различных источников;
обогащать словарный запас обучающихся, познакомить со старинными математическими терминами;
развивать навыки коммуникации: выражать свои мысли полно и точно, управлять действиями партнёра (оценивать, корректировать),решать конфликты.
Актуальность проекта
Отрывок из произведения А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»:
«Царь Салтан с женой простяся,
На добра коня садяся,
Ей наказывал себя
Поберечь, его любя.
Между тем, как он далеко
Бьется долго и жестоко,
Наступает срок родин;
Сына Бог им дал в аршин…»
Русская народная сказка:
«Отдал царевич приказание и вскоре явились во дворец 12 добрых молодцев, его верных слуг, все на одно лицо, голос в голос, волос в волос и ростом с сажень .»
Отрывок из произведения Н.А.Некрасова «Дед Мазай и зайцы»:
«Вижу один островок небольшой-
Зайцы на нем собралися гурьбой.
С каждой минутой вода подбиралась
К бедным зверькам;
Уж под ними осталось
Меньше аршина земли в ширину
Меньше сажени в длину.»
Обучающиеся затруднялись ответить на вопросы: « Что означает слово сажень и аршин?»
«Знаете ли вы другие старинные русские меры длины ?»
1 этап. Подготовка проекта Русские пословицы и поговорки
От горшка три вершка, а уже указчик.
Семь пядей во лбу.
Нос с локоть, а ум с ноготь.
На три аршина в землю видит.
Каждый купец на свой аршин меряет
Косая сажень в плечах.
Полено к полену – сажень.
От слова до дела - целая верста.
Москва верстой далека, а сердцу рядом .
Практическая частьВнеурочное занятие по математике
Длина ленты
вершков
10
пядей
локтей
2
1
Измерение вершков, пядей, локтей у членов семьи
Таблица средних показаний
Ф.И. ребёнка
Щетинин М.
Вершок, мм
56
Волобуева Ек.
Пядь, см
Локоть, см
17
43
Ашихмин Ар.
40
40
15
Вепхвадзе И.
Барбусова Ал.
40
15
41
50
37
Михайлов М.
16
34
17
48
Азаров Ар.
42
50
16
Головин П.
Савенкова В.
42
16
42
50
42
15
Стариков Ар.
39
17
40
43
16
40
2 этап. Реализация проекта Наименование вершок происходит от слова «верх». Вершок - старинная русская мера длины, равная ширине двух пальцев (указательного и среднего). 1 вершок = 45 мм
Пядь – от древнерусского слова «пясть» – то есть кулак или кисть.
Мера длины пядь- расстояние от конца большого пальца до конца мизинца при наибольшем их раздвижении. Это большая пядь.
Расстояние между большим и указательным пальцем – малая пядь.
1 пядь = 4 вершка=18 см
Локоть – древнейшая русская мера длины.
Это расстояние от конца вытянутого среднего пальца руки или сжатого кулака до локтевого сгиба.
1 локоть=11 вершков =
2 пяди = 44 см
Аршин - происходит от персидского слова "арш" - локоть. Это длина всей вытянутой руки от плечевого сустава до концевой фаланги среднего пальца.
1 аршин = 4 пяди = 16 вершков = 71 СМ
Сажень – происходит от слова «сягать», то есть доставать до чего-либо.
Различали три вида сажени: простая, маховая и косая.
Маховая сажень- расстояние между концами пальцев расставленных в стороны рук ( 1м 76 см ).
Простая сажень – это расстояние между большими пальцами вытянутых в противоположные стороны рук человека ( 1 м 52 см).
Косая сажень - расстояние от пальцев левой ноги до конца пальцев поднятой правой руки ( 2 м 10 см ).
1 САЖЕНЬ= 3 АРШИНА = 2 М 10 СМ
ВЕРСТА - старорусская путевая мера . Произошло от слова «вертеть». Ее раннее название «поприще». Этим словам, первоначально называли расстояние, пройденное от одного поворота плуга до другого во время пахоты. 1 верста=500 саженей =1 км 67 м
3 этап. Итоги работы над проектом
Погрузил обучающихся в атмосферу творческого поиска и исследовательской деятельности;
расширил знания по истории, литературе, математике;
раскрыл потенциал каждого; позволил проявить себя индивидуально и в группе,
оценить свои силы, приложить свои знания, показать публично достигнутый результат.