kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеклассное мероприятие по математике для 5 классов:"Старинные русские меры"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие ярмарка 5-6 класс по математике
Учитель: Малышева Н. Н.
МБОУ СОШ №1
Тема мероприятия: Старинные русские меры 
Цели мероприятия
Предметные УУД: Ученики ознакомятся со старинными русскими мерами, научаться пользоваться этими мерами при решении задач 
Познавательные УУД: приобщение учащихся к творческой деятельности, расширение математического кругозора, развитие логического мышления, познавательного интереса
Регулятивные УУД: научатся самостоятельно принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров.
Коммуникативные УУД: Общаться и взаимодействовать с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией, уметь работать коллективно, уважая друг друга.
Личностные УУД: формировать чувства ответственности за результат работы, стремления к совершенствованию знаний, преодолению трудностей,
Оборудование мероприятия
1. Таблицы старинных мер:
Меры веса
Ласт = 72 пудам = 1,2 т
Кадь = 14 пудам = 230 кг
Берковец = 10 пудам = 1,64 ц 
Пуд = 40 фунтам = 16 безменам 
Фунт = 454 г Безмен = 96 золотникам = 409,5 г
Золотник = 4,3 г
Меры длины
Миля = 1600 м
Верста = 500 саженям = 1,07 км 
Сажень = 3 аршинам = 7 футам = 2,13 м
Аршин = 4 четвертям = 16 вершкам = = 28 дюймам = 71,12 см 
Дюйм = 10 линиям = 2,54 см 
Линия = 10 точкам = 2,54 мм
Денежные единицы
Рубль = 2 полтинам 
Полтина = 50 копейкам 
Пятиалтынный = 15 копейкам 
Алтын = 3 копейкам 
Гривенник = 10 копейкам 2 деньги = 1 копейке 
Грош = 0.5 копейки 
Полушка = 0.25 копейки.
 
2. Палатки:
 
3. Прейскурант цен (в палатке «самообслуживание»):
 
4. В каждой палатке товар, необходимый для покупки (по тексту задачи).
5. Текст задачи, отпечатанный для каждого ученика.
6. Прейскурант цен для палатки «самообслуживание», написанный для группы ребят.
7. Игра «Квартет» (для группы ребят, 5 экземпляров):
а) старинные меры веса: на желтой бумаге в форме квадрата. На каждом квадрате отдельно слова: кадь, безмен, ласт, пуд, килограмм;
б) старинные меры длины: на голубой бумаге в форме равнобедренного треугольника. На каждом треугольнике отдельно слова: аршин, верста, миля, дюйм, метр;
в) старинные деньги: на розовой бумаге в форме разностороннего треугольника. На каждом треугольнике слова: полушка, копейка, полтина, алтын, грош;
г) метрическая система мер длины: на зеленой бумаге в форме прямоугольника. На каждом прямоугольнике слова: миллиметр, метр, дюйм, километр, сантиметр;
д) метрическая система мер веса: на белой бумаге в форме ромба. На каждом ромбе слова: фунт, тонна, килограмм, центнер, грамм.
8. Сундук старинный (или просто свитки таблиц).
Ребята в классе разбиты по группам по четыре человека. Вдоль одной из стен - палатки.
Участники урока
1. Ученики пятого класса в костюмах крестьянских детей прошлого века (цветные кофты, рубашки, у девочек - ленты).
2. Два купца (в сапогах, жилетках, часы на цепочке).
3. Три дочери первого купца (на плечах шали, на голове ленты).
4. Четыре торговца (за стойками палаток, в цветных рубахах и кепках).
Ход урока
Учитель объявляет тему и цель урока. Рассказывает, что такое ярмарка прошлого века.
Ярмарка прошлого века
СТУК В ДВЕРЬ (входят купцы и три дочери первого купца). 
Купцы (вместе): Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы! 
1-й купец: Сегодня мы проводим в вашей губернии ярмарку. Приглашаем вас приобрести наш товар. Товару разного много, покупайте, не скупитесь. Покажите смекалку, сообразительность, умение считать, быстроту мышления. 
2-й купец: Будет куплен весь товар, получите награду по заслугам. 
Учитель: Но, простите, уважаемые купцы! Как же добры молодцы и красны девицы будут покупать товар, ведь они из разных поместий, учились мало, не знают ни мер длины, ни денежных единиц. 
2-й купец: А поможет вам в этом волшебный сундук.
1-й купец: И мои дочери, которые получили хорошее домашнее образование. 
Учитель: Ну что ж, ребята, откроем сундук. Что же там? (Приглашает двух ребят вытащить из сундука свитки таблиц мер длины, веса, денег.)
Учитель: Ребята, эти таблицы (называет их) помогут нам переводить старинные единицы мер в метрическую систему мер. Купцы помогают учителю разместить плакаты на доске и раздать таблички по группам.
Выступают дочери купцов.
Старшая дочь: Рассказывает о старинных мерах веса, поясняя таблицу.
Средняя дочь: Рассказывает о старинных мерах длины, поясняя таблицу. 
Младшая дочь: Рассказывает о старинных деньгах, поясняя таблицу. 
Учитель: Итак, вы ознакомились с таблицами мер веса, длины и денег. Давайте посмотрим, а сможем ли мы правильно вычислять, ведь все меры даны в десятичных дробях, а умножать десятичные дроби мы еще не умеем (пример с тканью).
Дети (отвечают): Нет.
Учитель: Что же мы должны сделать, чтобы участвовать в ярмарке? 
Дети: Округлить данные значения всех мер до целых. 
Учитель: Молодцы! Округляем (приводит округление до целых).
Учитель: Какая же ярмарка без шутки, веселья, песен. 
Группа девочек пятого класса исполняет русскую народную песню.
1-й торговец: (палатка «овощи-фрукты»):
Добры молодцы, красны девицы,
Вы на ярмарку пришли,
Много денег принесли. 
Вы нам деньги принесли,
А мы товару припасли.
Покупая наш товар, знай:
Там задача ждет тебя. Да!
Учитель: Ребята, покупая товар, вы должны перевести старинные деньги в копейки, пользуясь таблицей. Откройте тетрадь, запишите число. Решать можно индивидуально и группой. За решение задачи получите жетон. 
2-й торговец (палатка «самообслуживание»): Продается зоосад: 2 цыпленка, 5 гусят.
Дети решают. Товар продан. 
1-й торговец:
В нашем краю, словно в раю: рябину, грибы корзиной бери. Кладу на весы 2 фунта еды. Покупай грибы. За фунт плати полтину.
3-й торговец: (палатка «ткани–одежда»): Продается модный жилет. Модный жилет с поношенным пиджаком стоит полтора рубля с пятиалтынным. Пиджак стоит рубль с пятиалтынным. Сколько стоит жилет? 
4-й торговец: (палатка «рыба–мясо»): Продается чебак на золотой цепочке. 1 фунт чебака стоит 4 гривенника, за цепочку золотую заплатить надо 5 рублей с пятиалтынным. Сколько стоит весь товар? 
2-й торговец: Продаются в лесопарке два мышонка, два крота. Налетай, покупай! 
1-й торговец: Капуста не пуста, сама летит в уста. Ты приготовил деньги на покупку кочана в 3 кг? 1 кг капусты стоит полтину.
1-й торговец: На прилавке остался лишь кочан весом 5 кг, да и цена 1 кг выше на алтын с 4 грошами. Придется тебе покупать этот кочан! 
3-й торговец: Папаха боярская с сапогами изношенными, вместе стоят без четырех грошей 6 рублей с полтиной. Покупай. Могу обмен устроить: за папаху давай 15 лаптей, а за сапоги 3.
4-й торговец: Продается курица 3 фунта весом, несущая яички не простые, а золотые. Сом в 2 фунта, не простой - ученый. 1 фунт сома стоит рубль с двумя гривенниками. 1 фунт курицы стоит рубль с полтиной без двух грошей.
2-й продавец: В клетке этой два ежа, мышки две и два ужа.
1-й торговец: В бочонке 32 фунта огурцов. Полбочонка продаю по 4 гривенника с двумя грошами за фунт, а другую половину - по полтине за фунт.
3-й торговец: Продаю хвост лисий. Отдам за две полтины с пятиалтынным или за два хвоста куницы с полушкой. Покупай лисий хвост.
4-й торговец: Продается налим с максой. 1 фунт налима стоит полтину с четырьмя алтынами, а макса - 2 рубля без гривенника. Налим весит 10 фунтов, а макса - 2 фунта.
2-й торговец: В клетке 8 гусят. Заплати мне за полстолько 6 полтин и 10 гривенников и забирай гусят. 
1-й торговец: Дневной рацион для поросенка: картофель 10 фунтов, свекла - 2 фунта. Закупай овощей на три дня, если два фунта картофеля стоят гривенник, а фунт свеклы - алтын. 
Все торговцы: Товар продан, товар продан. Ярмарка закрывается.
2-й купец: Да, умны вы, красны девицы и добры молодцы. Думаю, что ваш учитель вознаградит вас сполна, по заслугам.
Учитель выставляет оценки, комментируя их.
Учитель: Итак, ребята, где вы побывали? 
Дети: На ярмарке.
Учитель: Каковы особенности русской ярмарки? 
Дети отвечают. 
Учитель: Как вы думаете, удобна ли была старинная система мер?
Дети отвечают.
Учитель: Итак, ребята, вы ознакомились со старинной системой мер. А сейчас я выясню, хорошо ли вы ее узнали. Поиграем в игру «Квартет».
На каждую группу ребят раздается одна группа карточек.
Учитель: Вам, ребята, необходимо узнать и назвать данную систему мер и назвать лишнюю единицу, не входящую в данную систему. 
Выполнившим первыми задание - 5, вторыми - 4. 
Учитель: Когда был осуществлен переход от старинных систем мер к современной метрической системе мер?
Дети отвечают.
Литература
1. И. Депман, Н. Виленкин. За страницами учебника математики. 
2. Н. Аменицкий, И. Сахаров. Забавная арифметика.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по математике для 5 классов:"Старинные русские меры"»

Внеклассное мероприятие ярмарка 5-6 класс по математике

Учитель: Малышева Н. Н.

МАОУ СОШ №1

Тема мероприятия: Старинные русские меры

Цели мероприятия

Предметные УУД: Ученики ознакомятся со старинными русскими мерами, научаться пользоваться этими мерами при решении задач

Познавательные УУД: приобщение учащихся к творческой деятельности, расширение математического кругозора, развитие логического мышления, познавательного интереса

Регулятивные УУД: научатся самостоятельно принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров.

Коммуникативные УУД: Общаться и взаимодействовать с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией, уметь работать коллективно, уважая друг друга.

Личностные УУД: формировать чувства ответственности за результат работы, стремления к совершенствованию знаний, преодолению трудностей,

Оборудование мероприятия

1. Таблицы старинных мер:

Меры веса

Ласт = 72 пудам = 1,2 т

Кадь = 14 пудам = 230 кг

Берковец = 10 пудам = 1,64 ц

Пуд = 40 фунтам = 16 безменам

Фунт = 454 г Безмен = 96 золотникам = 409,5 г

Золотник = 4,3 г

Меры длины

Миля = 1600 м

Верста = 500 саженям = 1,07 км

Сажень = 3 аршинам = 7 футам = 2,13 м

Аршин = 4 четвертям = 16 вершкам = = 28 дюймам = 71,12 см

Дюйм = 10 линиям = 2,54 см

Линия = 10 точкам = 2,54 мм

Денежные единицы

Рубль = 2 полтинам

Полтина = 50 копейкам

Пятиалтынный = 15 копейкам

Алтын = 3 копейкам

Гривенник = 10 копейкам 2 деньги = 1 копейке

Грош = 0.5 копейки

Полушка = 0.25 копейки.

2. Палатки:

3. Прейскурант цен (в палатке «самообслуживание»):

4. В каждой палатке товар, необходимый для покупки (по тексту задачи).

5. Текст задачи, отпечатанный для каждого ученика.

6. Прейскурант цен для палатки «самообслуживание», написанный для группы ребят.

7. Игра «Квартет» (для группы ребят, 5 экземпляров):

а) старинные меры веса: на желтой бумаге в форме квадрата. На каждом квадрате отдельно слова: кадь, безмен, ласт, пуд, килограмм;

б) старинные меры длины: на голубой бумаге в форме равнобедренного треугольника. На каждом треугольнике отдельно слова: аршин, верста, миля, дюйм, метр;

в) старинные деньги: на розовой бумаге в форме разностороннего треугольника. На каждом треугольнике слова: полушка, копейка, полтина, алтын, грош;

г) метрическая система мер длины: на зеленой бумаге в форме прямоугольника. На каждом прямоугольнике слова: миллиметр, метр, дюйм, километр, сантиметр;

д) метрическая система мер веса: на белой бумаге в форме ромба. На каждом ромбе слова: фунт, тонна, килограмм, центнер, грамм.

8. Сундук старинный (или просто свитки таблиц).

Ребята в классе разбиты по группам по четыре человека. Вдоль одной из стен - палатки.

Участники урока

1. Ученики пятого класса в костюмах крестьянских детей прошлого века (цветные кофты, рубашки, у девочек - ленты).

2. Два купца (в сапогах, жилетках, часы на цепочке).

3. Три дочери первого купца (на плечах шали, на голове ленты).

4. Четыре торговца (за стойками палаток, в цветных рубахах и кепках).

Ход урока

Учитель объявляет тему и цель урока. Рассказывает, что такое ярмарка прошлого века.

Ярмарка прошлого века

СТУК В ДВЕРЬ (входят купцы и три дочери первого купца).

Купцы (вместе): Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы!

1-й купец: Сегодня мы проводим в вашей губернии ярмарку. Приглашаем вас приобрести наш товар. Товару разного много, покупайте, не скупитесь. Покажите смекалку, сообразительность, умение считать, быстроту мышления.

2-й купец: Будет куплен весь товар, получите награду по заслугам.

Учитель: Но, простите, уважаемые купцы! Как же добры молодцы и красны девицы будут покупать товар, ведь они из разных поместий, учились мало, не знают ни мер длины, ни денежных единиц.

2-й купец: А поможет вам в этом волшебный сундук.

1-й купец: И мои дочери, которые получили хорошее домашнее образование.

Учитель: Ну что ж, ребята, откроем сундук. Что же там? (Приглашает двух ребят вытащить из сундука свитки таблиц мер длины, веса, денег.)

Учитель: Ребята, эти таблицы (называет их) помогут нам переводить старинные единицы мер в метрическую систему мер. Купцы помогают учителю разместить плакаты на доске и раздать таблички по группам.

Выступают дочери купцов.

Старшая дочь: Рассказывает о старинных мерах веса, поясняя таблицу.

Средняя дочь: Рассказывает о старинных мерах длины, поясняя таблицу.

Младшая дочь: Рассказывает о старинных деньгах, поясняя таблицу.

Учитель: Итак, вы ознакомились с таблицами мер веса, длины и денег. Давайте посмотрим, а сможем ли мы правильно вычислять, ведь все меры даны в десятичных дробях, а умножать десятичные дроби мы еще не умеем (пример с тканью).

Дети (отвечают): Нет.

Учитель: Что же мы должны сделать, чтобы участвовать в ярмарке?

Дети: Округлить данные значения всех мер до целых.

Учитель: Молодцы! Округляем (приводит округление до целых).

Учитель: Какая же ярмарка без шутки, веселья, песен.

Группа девочек пятого класса исполняет русскую народную песню.

1-й торговец: (палатка «овощи-фрукты»):

Добры молодцы, красны девицы,

Вы на ярмарку пришли,

Много денег принесли.

Вы нам деньги принесли,

А мы товару припасли.

Покупая наш товар, знай:

Там задача ждет тебя. Да!

Учитель: Ребята, покупая товар, вы должны перевести старинные деньги в копейки, пользуясь таблицей. Откройте тетрадь, запишите число. Решать можно индивидуально и группой. За решение задачи получите жетон.

2-й торговец (палатка «самообслуживание»): Продается зоосад: 2 цыпленка, 5 гусят.

Дети решают. Товар продан.

1-й торговец:

В нашем краю, словно в раю: рябину, грибы корзиной бери... Кладу на весы 2 фунта еды. Покупай грибы. За фунт плати полтину.

3-й торговец: (палатка «ткани–одежда»): Продается модный жилет. Модный жилет с поношенным пиджаком стоит полтора рубля с пятиалтынным. Пиджак стоит рубль с пятиалтынным. Сколько стоит жилет?

4-й торговец: (палатка «рыба–мясо»): Продается чебак на золотой цепочке. 1 фунт чебака стоит 4 гривенника, за цепочку золотую заплатить надо 5 рублей с пятиалтынным. Сколько стоит весь товар?

2-й торговец: Продаются в лесопарке два мышонка, два крота. Налетай, покупай!

1-й торговец: Капуста не пуста, сама летит в уста. Ты приготовил деньги на покупку кочана в 3 кг? 1 кг капусты стоит полтину.

1-й торговец: На прилавке остался лишь кочан весом 5 кг, да и цена 1 кг выше на алтын с 4 грошами. Придется тебе покупать этот кочан!

3-й торговец: Папаха боярская с сапогами изношенными, вместе стоят без четырех грошей 6 рублей с полтиной. Покупай. Могу обмен устроить: за папаху давай 15 лаптей, а за сапоги 3.

4-й торговец: Продается курица 3 фунта весом, несущая яички не простые, а золотые. Сом в 2 фунта, не простой - ученый. 1 фунт сома стоит рубль с двумя гривенниками. 1 фунт курицы стоит рубль с полтиной без двух грошей.

2-й продавец: В клетке этой два ежа, мышки две и два ужа.

1-й торговец: В бочонке 32 фунта огурцов. Полбочонка продаю по 4 гривенника с двумя грошами за фунт, а другую половину - по полтине за фунт.

3-й торговец: Продаю хвост лисий. Отдам за две полтины с пятиалтынным или за два хвоста куницы с полушкой. Покупай лисий хвост.

4-й торговец: Продается налим с максой. 1 фунт налима стоит полтину с четырьмя алтынами, а макса - 2 рубля без гривенника. Налим весит 10 фунтов, а макса - 2 фунта.

2-й торговец: В клетке 8 гусят. Заплати мне за полстолько 6 полтин и 10 гривенников и забирай гусят.

1-й торговец: Дневной рацион для поросенка: картофель 10 фунтов, свекла - 2 фунта. Закупай овощей на три дня, если два фунта картофеля стоят гривенник, а фунт свеклы - алтын.

Все торговцы: Товар продан, товар продан. Ярмарка закрывается.

2-й купец: Да, умны вы, красны девицы и добры молодцы. Думаю, что ваш учитель вознаградит вас сполна, по заслугам.

Учитель выставляет оценки, комментируя их.

Учитель: Итак, ребята, где вы побывали?

Дети: На ярмарке.

Учитель: Каковы особенности русской ярмарки?

Дети отвечают.

Учитель: Как вы думаете, удобна ли была старинная система мер?

Дети отвечают.

Учитель: Итак, ребята, вы ознакомились со старинной системой мер. А сейчас я выясню, хорошо ли вы ее узнали. Поиграем в игру «Квартет».

На каждую группу ребят раздается одна группа карточек.

Учитель: Вам, ребята, необходимо узнать и назвать данную систему мер и назвать лишнюю единицу, не входящую в данную систему.

Выполнившим первыми задание - 5, вторыми - 4.

Учитель: Когда был осуществлен переход от старинных систем мер к современной метрической системе мер?

Дети отвечают.

Литература

1. И. Депман, Н. Виленкин. За страницами учебника математики.

2. Н. Аменицкий, И. Сахаров. Забавная арифметика.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Внеклассное мероприятие по математике для 5 классов:"Старинные русские меры"

Автор: Малышева Наталья Николаевна

Дата: 14.05.2019

Номер свидетельства: 510248

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства