Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Брылинская средняя общеобразовательная школа»
Каргапольского района Курганской области
Проектно - исследовательская работа
Старинные русские меры длины в современной жизни человека
Выполнили: Черепанова Екатерина и
Чемякина Татьяна, учащиеся 6 класса
Руководитель: Ефимова В.С.,
учитель математики,
первая квалификационная категория
с. Брылино, 2014
Цель исследования: познакомиться со старинными русскими мерами длины.
Задачи:
изучить старинные русские меры длины;
исследовать пословицы, поговорки с упоминанием старинных мер длины;
выяснить, когда появилась единая метрическая мера;
установить наиболее распространённые старинные и современные меры длины, употребляемые жителями с.Брылино;
составить таблицу перевода мер длины в различных единицах;
подсчитать рост одноклассников в различных единицах длины;
Гипотеза: мы предположили, что старинные русские меры длины редко используются в практической жизни современного человека и малоизвестны.
Методы исследования:
анкетирование;
анализ;
систематизация;
интервью.
Этапы работы:
определение темы;
определение цели и задач;
выдвижение гипотезы;
отбор информации из различных источников;
проведение анкетирования населения;
измерение роста одноклассников и перевод в различные единицы длины;
обработка полученного материала;
систематизация полученной информации ;
оформление работы;
создание буклета;
презентация работы.
Сроки работы над исследованием: декабрь 2013-февраль 2014 г.
Продукт проекта: информационный буклет.
Содержание.
1.Введение………………………………………………………………….... 3 стр.
2.Основная часть …...……..….................................................................. 4 – 9 стр.
2.1. Старинные русские меры длины…………………………… 4-6 стр.
2.2. Пословицы и поговорки с использованием старинных русских мер длины…………………………………………………………………. 7 стр.
Метрическая система мер…………………………………… 8 стр.
Таблица перевода мер длины в различных единицах …… 9 стр.
3.Результаты анкетирования.................................................................. 10 -12стр.
4. Таблица роста одноклассников в различных единицах длины.......... 12 стр.
5. Выводы..................................................................................................... 13 стр.
6. Список используемых источников …........………………………........ 14 стр.
Введение.
Актуальность исследования.
Математику невозможно представить без подсчетов, вычислений, измерений.
Если до 18 в. людей устраивало измерение длины аршином, саженью, верстой, то уже в конце 19в. такие величины стали неприемлемыми. Это обусловлено временем: развитие экономических отношений, в том числе между странами, во - вторых, для человека стали важны точность, конкретность, четкость в расчетах.
Современным школьникам не понятны название старинных мер длины, которые они могут встретить в русских народных сказках, пословицах и поговорках, а так же в речи людей старшего поколения.
Мы решили соотнести старинные единицы измерения длины с современными.
Основная часть
Старинные русские меры длины
С древности, мерой длины и веса всегда был человек: на сколько он протянет руку, сколько сможет поднять на плечи и т.д.Система древнерусских мер длины включала в себя следующие основные меры: версту, сажень, аршин, локоть, пядь и вершок.
АРШИН [5.4] - старинная русская мера длины, равная, в современном исчислении 0,7112м. Аршином, так же, называли мерную линейку, на которую, обычно, наносили деления в вершках.
Есть различные версии происхождения аршинной меры длины. Возможно, первоначально, "аршин" обозначал длину человеческого шага (порядка семидесяти сантиметров, при обычной ходьбе по равнине, в среднем темпе) и являлся базовой величиной для других крупных мер определения длины, Рис.1
расстояний (сажень, верста). Корень "АР" в слове а р ш и н - в древнерусском языке (и в других, у соседних народов) означает "ЗЕМЛЯ", "поверхность земли", "борозда" и указывает на то, что эта мера могла применяться при определении длины пройденного пешком пути. Было и другое название этой меры – ШАГ. Практически, счёт мог производиться парами шагов взрослого человека, нормальной комплекции ("малыми саженями"; раз-два – один, раз-два – два, раз-два – три ...), или тройками ("казёнными саженями"; раз-два-три – один, раз-два-три – два ...), а при измерении шагами небольших расстояний, применялся пошаговый счёт. В дальнейшем, стали так же применять, под этим названием, равную величину – длину руки.
Купцы, продавая товар, как правило, мерили его своим аршином (линейкой) или по-быстрому – отмеряя 'от плеча'. Чтобы исключить обмер, властями был введён, в качестве эталона – "казенный аршин", представляющий собой деревянную линейку, на концах которой клепались металлические наконечники с государственным клеймом.
ШАГ[5.4] - средняя длина человеческого шага = 71 см. Одна из древнейших мер длины.
ПЯДЬ[5.4] (пядница) - древняя русская мера длины.
МАЛАЯ ПЯДЬ[4](говорили - "пядь"; с 17-го века она называлась - "четверть" ) - расстояние между концами расставленных большого и указательного (или среднего) пальцев = 17,78 cm.
БОЛЬШАЯ ПЯДЬ[4] - расстояние между концами большого пальца и мизинца (22-23 см.).
П Я Д Ь С КУВЫРКОМ[5.2]("пядень с кувырком", по Далю - 'п я д ь с кувыркой') - пядь с прибавкой двух суставов указательного палица = 27-31 см
ВЕРСТА[4] - старорусская путевая мера (её раннее название - ''поприще''). Этим словом, первоначально называли расстояние, пройденное от одного поворота плуга до другого во время пахоты. Два названия долгое время употреблялись параллельно, как синонимы. Известны упоминания в письменных источниках 11 века. В рукописях XV в. есть запись: "поприще сажений 7 сот и 50" (длиной в 750 сажень). До царя Алексея Михайловича в 1 версте считали 1000 саженей. При Петре Первом одна верста равнялась 500 саженей, в современном исчислении - 213,36 X 500 = 1066,8 м.
"Верстой" также назывался верстовой столб на дороге.
Рис.2
МЕЖЕВАЯ ВЕРСТА[5.2]- старорусская единица измерения, равная двум верстам. Версту в 1000 сажен (2,16 км) употребляли широко в качестве межевой меры, обычно при определении выгонов вокруг крупных городов, а на окраинах России, особенно в Сибири - и для измерения расстояний между населенными пунктами.
САЖЕНЬ[5.2] - одна из наиболее распространенных на Руси мер длины. Различных по назначению (и, соответственно, величине) саженей было больше десяти.
"Маховая сажень"[5.2]–расстояние между концами средних пальцев раскинутых в стороны рук =1,76м.
" Косая сажен "[5.2] - самая длинная: расстояние от носка левой ноги до конца среднего пальца поднятой вверх правой руки. (2,48м.) Наименование с а ж е н ь происходит от глагола сягать (досягать) - на сколько можно было дотянуться рукой.. Существовали саженные мерные верёвки и деревянные "складени", имевшие применение при измерении расстояний в строительстве и при межевании земли.
1 сотая сажени[5.2] = 2,134 см
По данным историков и архитекторов, саженей было более 10 и они имели свои названия, были несоизмеримы и не кратны одна другой. Сажени: городовая - 284,8 см, без названия - 258,4 см, великая - 244,0 см, греческая - 230,4 см, казённая - 217,6 см, царская - 197,4 см, церковная - 186,4 см, народная - 176,0 см, кладочная - 159,7 см, простая - 150,8 см, малая - 142,4 см и ещё одна без названия - 134,5 см (данные из одного источника), а так же - дворовая, мостовая.
ЛОКОТЬ[5.4] равнялся длине руки от пальцев до локтя (по другим данным - "расстояние по прямой от локтевого сгиба до конца вытянутого среднего пальца руки"). Величина этой древнейшей меры длины, по разным источникам, составляла от 38 до 47 см.). Локоть широко применяли в торговле — как особенно удобную меру. В розничной торговле холстом, сукном, полотном - л о к о т ь был основной мерой. С 16-го века постепенно вытесняется аршином и в 19 веке почти не употребляется.
ЛАДОНЬ[5.4]= 1/6 локтя (локоть шестиладонный)
ПЕРСТ [5.4]= 2 см
ВЕРШОК[5.4]равнялся 1/16 аршина, 1/4 четверти. В современном исчислении - 4,44см. Наименование "Вершок" происходит от слова "верх". В литературе XVII в. встречаются и доли вершка - полвершки и четвертьвершки.
1 дюйм[5.2] = 10 линий = 2,54 см
Название происходит от голландского - ''большой палец''. Равен ширине большого пальца или длине трех сухих зерен ячменя , взятых из средней части колоса.
1 линия[5.2]= 10 точек = 1/10 дюйма = 2,54 . Линия - ширина пшеничного зерна, примерно 2,54 мм.
1 точка[5.2]= 0,2540 миллиметра
1 географическая миля[5.2] (1/15 градуса земного экватора) = 7 верст = 7,42 км
(от латинского слова "милия" - тысяча двойных шагов, «тростей»)
1 морская миля[5.2](1 минута дуги земного меридиана) = 1,852 км
1 ярд[5.2] = 91,44 сантиметра
Пословицы и поговорки с использованием старинных русских мер длины
Широкое распространение среди людей старинных мер длины доказывают сложенные русским народом пословицы и поговорки .
Аршин да кафтан, да два на заплатки — 0,71 м да кафтан, да 1,42 м на заплатки.
Борода с вершок, а слов с мешок — борода с 44 см, а слов с мешок.
Врёт семь верст до небес, и все лесом — врёт 7,469 км до небес, и все лесом.
За семь верст комара искали, а комар — на носу — за 7,469 км комара искали, а комар — на носу.
На три аршина в землю видит — на 2,13 м в землю видит.
Охотник за семь верст ходит киселя хлебать — охотник за 7,469 км ходит киселя хлебать.
Ты от правды на пядень, а она от тебя на сажень — Ты от правды на 19 см, а она от тебя на 2,13 м.
Тянись верстой, да не будь простой — тянись 1,067 км, да не будь простой.
Два вершка (или полвершка) от горшка, а уже указчик — 0,888 м (или 0,222 м) от горшка, а уже указчик.
У нее суббота через пятницу на два вершка вылезла — у нее суббота через пятницу на 0,888 м вылезла.
Не уступишь не пяди — не уступишь не 27 см.
Уступишь на пядь, потеряешь сажень — уступишь 27 см, потеряешь 2,13 м.
Семь пядей во лбу — 189 см во лбу.
Сам с ноготок, а борода с локоток — сам с локоток, а борода 38—46 см.
Шагнул и царство покорил — на 71 см шагнул и царство покорил.
Ни шагу назад! — ни 71 см назад.
Каждый купец на свой аршин меряет — каждый купец на свои 71 см меряет.
На аршин борода, да ума на пядь — на 71 см борода, а ума на 27 см.
Косая сажень в плечах — 2,13 м в плечах.
Москва верстой далека, а сердцу рядом — Москва на 1,067 км далека, а сердцу рядом.
Любовь не верстами меряется — любовь не 1,067 км меряется.
От слова до дела — целая верста — от слова до дела — 1,067 км.
Верстой ближе, пятаком дешевле — 1,067 км ближе, пятаком дешевле.
Семь верст молодцу не крюк — 7,469 км молодцу не крюк.
. Его за версту видно — его видно за 1,067 км.
. От мысли до мысли пять тысяч верст — от мысли до мысли — 5335 км.
Метрическая система мер
Потребности практики заставили начать поиски единой системы мер. При этом было ясно, что надо отказаться от установления связей между единицами измерения и размерами человеческого тела. И шаг у людей бывает разный, и длина ступни у них неодинакова, и пальцы у них разной ширины. Поэтому надо было искать новые единицы измерения в окружающей природе.
Метрическая система мер была введена впервые во Франции в 1795 году
[1]. В 1792 году Парижская академия наук решила измерить длину земного меридиана, проходящего через Париж. Отдельные части этого меридиана были измерены. Длины других частей были вычислены на основе этих измерений. В результате большой работы была найдена длина парижского меридиана в существовавших тогда французских мерах длины – туазах (1м 95 см).
На Всемирной выставке 1867 года в Париже в организованном там международном комитете мер, весов и монет русский академик Б. С. Якоби выступал с докладом. В нём он сформулировал преимущества метрической системы как экономически самой выгодной вследствие её десятичной основы.
Основная единица системы мер должна быть определена посредством материального эталона, который наиболее точно воспроизводит длину архивного метра. Комиссия утвердила эталон метра, изготовленный из сплава платины ( 90%) и иридия ( 10%)[5.4].
К 1875 году метрическую конвенцию подписали уже 17 государств, включая Россию, где применение новой системы было разрешено, но не стало законом.
В 1889 году международные прототипы метра и килограмма были сданы в Бретейльский павильон (здание во Франции). С этого момента метр и килограмм стали определяться как длина и вес международных эталонов.
В России учёные с начала X1X века поняли значение метрической системы и пытались её широко внедрить в практику. Окончательное решение вопрос о метрической системе в России получил уже после Великой Октябрьской социалистической революции. С 1 января 1927 года, когда переход промышленности и транспорта на метрическую систему был подготовлен, метрическая система стала единственно допускаемой в СССР системой мер и весов. Большие заслуги во введении и распространении метрической системы мер в нашей стране принадлежит Дмитрию Ивановичу Менделееву, великому русскому химику.
К 1972 году метрическую конвенцию подписало уже 41 государство. Творцы этой универсальной системы мер написали на талоне метра: «На все времена всем народам!».
Для популяризации новых мер поэт В.В.Маяковский написал стихотворные тексты, посвящённые новым мерам.
Таблица перевода мер длины в различных единицах
№ | Название старинной русской меры длины | СМ | М | км |
1 | Аршин | 71,12см | 0,7112м | 0,0007112км |
2 | шаг | 71см | 0,71м | 0,00071км |
3 | Малая пядь | 17,78см | 0,1778м | 0,0001778км |
4 | Большая пядь | 22см | 0,22м | 0,00022км |
5 | Пядь с кувырком | 28см | 0,28м | 0,00028км |
6 | верста | 106680см | 1066,8м | 1,0668км |
7 | Межевая верста | 216000см | 2160м | 2,16км |
8 | Маховая сажень | 176см | 1,76м | 0,00176м |
9 | Косая сажень | 248см | 2,48м | 0,00248км |
10 | 1 сотая сажени | 2,134см | 213,4м | 0,00213км |
11 | локоть | 47см | 4,700м | 0,047км |
12 | перст | 2см | 200м | 0,02км |
13 | вершок | 4,44см | 444м | 0,00444км |
14 | 1дюйм | 2,54см | 254м | 0,00254км |
15 | 1 линия | 25,4см | 254м | 0,00254км |
16 | 1 точка | 2,54см | 254м | 0,00254км |
17 | 1 географическая миля | 7,42см | 742м | 7,42км |
18 | 1 морская миля | 18,52см | 1852м | 1,852км |
19 | 1 ярд | 91,44см | 9144м | 0,09144км |
Таблица 1
Результаты анкетирования.
Анкетирование проведено по возрастным группам:
1 группа – с9 -14лет;
2 группа – с15 - 18 лет;
3 группа- с 19 – по 50 лет;
4 группа – с 50 лет и старше.
Вопросы анкеты:
К какой возрастной группе Вы себя относите?
Какие современные меры длины Вы знаете?
Какие старинные русские меры длины Вы знаете?
Анализ анкет:
1 группа (9-14 лет) | 2 группа (15-18лет) | 3 группа (19-50 лет) | 4группа (старше 50 лет) |
мм | 100% | мм | 100% | см | 92% | мм | 100% |
см | 100% | см | 100% | дм | 92% | см | 100% |
м | 100% | м | 100% | м | 77% | м | 80% |
км | 90% | дм | 78% | | | км | 80% |
| | | | | | | |
аршин | 50% | дюйм | 67% | сажень | 78% | аршин | 100 |
Локоть | 40% | верста | 44% | аршин | 46% | сажень | 100 |
верста | 20% | | | дюйм | 31% | локоть | 40 |
| | | | Локоть | 23% | | |
Не знаю | 40% | Не знаю | 22% | Не знаю | 8% | не знаю | 0 |
Таблица 2
Из представленной диаграммы следует: самые популярные современные единицы длины – миллиметр и сантиметр, а также метр, чуть реже используются километр и дециметр.
Представленная диаграмма свидетельствует, что самые популярные старинные русские единицы длины среди современного населения – сажень, аршин, локоть, верста.
Сравнение популярности современных и старинных русских мер длины
Сравнительный анализ позволяет сделать вывод:
население знает и использует современные русские меры длины;
старинные меры длины постепенно вытесняются из обихода;
молодые люди называют старинные меры длины, но затрудняются в определении их значения.
Таблица роста одноклассников в различных единицах длины
Рост учащихся за 1 класс (2008 г.)
№ | Фамилия , имя, учащихся | метр | аршин | маховая сажень | вершок | ярд |
1 | Кузнецов Сергей | 1,15м | 1,62 | 0,65 | 0,25 | 0,13 |
2 | Овечкина Валерия | 1,18м | 1,66 | 0,67 | 0,26 | 0,13 |
3 | Тесля Марина | 1,20м | 1,69 | 0,68 | 0,27 | 0,13 |
4 | Чемякина Татьяна | 1,20м | 1,69 | 0,68 | 0,27 | 0,13 |
5 | Черепанова Екатерина | 1,16м | 1,64 | 0,65 | 0,25 | 0,13 |
6 | Чиндяскина Анастасия | 1,25м | 1,76 | 0,71 | 0,28 | 0,14 |
Рост учащихся за 6 класс (2014 г.) Таблица 3
№ | Фамилия , имя, учащихся | метр | аршин | маховая сажень | вершок | ярд |
1 | Крюков Алексей | 1,58м | 2,22 | 0,35 | 0,90 | 0,17 |
2 | Кузнецов Сергей | 1,51м | 2,12 | 0,86 | 0,34 | 0,16 |
3 | Овечкина Валерия | 1,54м | 2,17 | 0,87 | 0,35 | 0,17 |
4 | Тесля Марина | 1,59м | 2,24 | 0,90 | 0,36 | 0,17 |
5 | Чемякина Татьяна | 1,61м | 2,26 | 0,91 | 0,36 | 0,18 |
6 | Черепанова Екатерина | 1,52м | 2,14 | 0,86 | 0,34 | 0,17 |
7 | Чиндяскина Анастасия | 1,60м | 2,25 | 0,90 | 0,36 | 0,17 |
Таблица 4
Вычисляя рост одноклассников через различные единицы длины, пришли к выводу, что это трудоемкий и неточный подсчет, что каждая из единиц длины может быть представлена через общепринятую метрическую систему мер, а следовательно, становится понятной для любого человека.
Выводы
Проведенное исследование показывает, что в России существовало огромное количество всевозможных единиц. В рамках своей работы, мы доказали неточность старинных русских мер длины, неудобство их в применении, что и привело к созданию единой метрической системы.
В своей работе мы:
изучили старинные русские меры длины;
изучили пословицы, поговорки со старинными мерами длины;
составили таблицу перевода мер длины в различных единицах ;
выразили рост учащихся при поступлении в первый класс и рост детей на данный момент времени в различных единицах длины;
выразил его в метах, маховых саженях, аршинах, вершках, ярдах;
провели анкетирование среди населения, с целью выявления популярности использования и знания русских мер длины;
провёли сравнительный анализ по данным анкетирования;
создали информационный буклет о старинных мерах длины.
Таким образом, гипотеза «старинные русские меры длины редко используются в практической жизни современного человека» нашла подтверждение.
Для понимания материала на уроках литературы, истории, математики , мы создали информационный буклет по старинным мерам длины взаимосвязи их с современными.
Список используемых источников
Глейзер, Г.И. История математики в школе./ Г.И. Глейзер. – М.: Просвещение, 1981.
Марков, С.Н. Курс истории математики: Учеб.пособие./ С.Н. Марков. -Иркутск: Издательство Иркут. Ун-та, 1995.
Муравин, Г.К. Математика. 6 кл.: учеб.для общеобразовательных учреждений/Г.К.. Муравин, К.С. Муравин, О.В. Муравина. – 2 – е изд., дораб. – М.: Дрофа, 2007.-317, ил;
Муравин, Г.К. Математика. 5кл.: учеб.для общеобразовательных учреждений/Г.К.. Муравин, К.С. Муравин, О.В. Муравина. – 3 – е изд., дораб. – М.: Дрофа, 2007.-315, ил;
Интернет - ресурсы:
decoder.ru›list/all/topic_114/
mer.kakras.ru
traditio-ru.orgwiki/Русские_меры
ru.wikipedia.org›Русская система мер
nsportal.ru›…nauchno…starinnye-russkie-mery-dliny…
http://blog.kp.ua/users/muhobat/rubric/1407685/page6.html - картинка