kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеклассное занятие «Старинные русские меры длины»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Межпредметная интергированная работа в четырех направлениях: математика, информатика, история, библиография. Целью данной работы является исследование появления и развития старинных русских мер длины и их применения вплоть до нашего времени. План-конспект данной работы подходит для проведения мероприятия в 5-9 классах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное занятие «Старинные русские меры длины» »

Внеклассное занятие «Старинные русские меры длины»

(Коллективная проектная работа)

(Межпредметная интегрированная работа в четырех направлениях: математика, информатика, история, библиография)

Цель мероприятия:

Обучающая

  • Исследовать историю появления и развития старинных русских мер длины и их существование (применение) вплоть до настоящего времени

Развивающая

  • развитие навыков поиска, обработки и представления информации;

  • развитие аналитических умений, жизненной смекалки и интуиции;

  • развитие коммуникативных умений.

Воспитательная

  • формирование целостной картины знаний, получаемых в школе, путем использования знаний по математике, истории, информатике и литературе;

  • формирование понимания значимости математики как способа познания окружающего мира;

  • формирование реалистичной самооценки своих возможностей;

  • формирование значимости коллективной и индивидуальной работы;

  • формирование личного осмысления отношения к природному и социальному окружению.



Задачи:

- развивать и укреплять интерес к математике;

- вызвать интерес к устному народному творчеству;

- развивать любознательность;

- развивать общую культуру, расширять кругозор учащихся.

Участники: обучающиеся 5-9 классов.

Оборудование:

- компьютер;

- мультимедийный проектор;

- проекционный экран;

Приложение: мультимедийная презентация;

План мероприятия.

1. Организационный момент.

2. Защита проектов

3. Подведение итогов.

Ход мероприятия:

Проблема: необходимо ли знание старинных мер в современной школе?



1этап. Организация на работу

Добрый день!

Сегодня у нас необычное мероприятие. Необычно оно по нескольким причинам.

На нем присутствуют гости (учителя-математики из школ района).

Сегодняшнее занятие – это заключительный этап нашего проекта “Старинные русские меры длины”.

Наука начинается там, где начинают измерять”. Эти слова принадлежат русскому ученому Дмитрию Ивановичу Менделееву.

Можно измерять локтями.
И линейкой, и веткой,
Сантиметром и рулеткой.
Папа говорил мне так:
– Пусть нашей мерой будет шаг.
Шаг муравьишки – миллиметр.
Шаг у людей – примерно метр…
– А километр, – воскликнул я.
Отец сказал: – Ну, что ж,
Стань великаном и, шутя,
На километр шагнешь.

В шутливом стихотворении перепутаны старинные и современные меры длин. На нашем занятии мы поведем разговор о старинных русских мерах длины.

2 этап. Работа с информацией. Защита проектов.

В повседневной жизни мы сталкиваемся с математическими величинами ежедневно. Мы, не задумываясь, производим различные вычисления. С современными единицами измерения длины мы знакомы. Они удобны и понятны. Интересно, а как измеряли длину на Руси в старые времена?

Выступление первой группы – историков «Старинные русские меры длины»

Итак, многие единицы длины, которыми пользовались наши предки, представляют собой измерения различных частей человеческого тела. Человек всегда носит их с собой и может пользоваться ими в любых условиях.

Ребята, а ПОЧЕМУ для нас важно знать старинные меры длин.

(Для нас важно знать их, чтобы всегда можно было прикинуть измерения. Ведь инструменты для этого всегда с человеком – руки, ноги).

        Метрическая система мер принята большинством стран мира. В России ее введение началось с 1899 года, но только после Октябрьской революции она стала обязательной.         Большие заслуги во введении и распространении метрической системы в нашей стране принадлежит Дмитрию Ивановичу Менделееву, великому русскому химику.

В сентябре 1918 года специальным декретом была введена международная метрическая система. Осуществлялся этот декрет постепенно. Наряду с новой системой пользовались и старыми мерами, то есть писали старую русскую меру и одновременно указывали ее отношение к метрической, или вместе с новой мерой обозначали старую. Метрическая система в СССР вступила в силу с 1 января 1927 г.

Для объяснения связи новых мер длин со старыми в 1923 году поэтом Маяковским были написаны стихи «Тексты для конфетных оберток», которые были напечатаны на этикетках конфет – карамель «Новые меры».

(чтение отрывков)

В. Маяковский

Карамель “Новые меры” (тексты для конфетных оберток)

Серия “А” (о метрической мере длины)

1

Принято в торговом народе

Аршин отмерять в этом роде:

Расстояние от пальца до плеча

Привыкли аршином величать.

2

Так и метр отмерить вам можно:

Приблизительно

От пальцев до плеча противоположного.

3

Не хитрая машина –

Ладонью отмерять четверть аршина.

Растопырь большой и указательный пальцы:

Приблизительно четверть аршина отвалятся.

4

Сантиметры тож.

Легко измерить с помощью ладош.

Чтоб 10 сантиметров отмерить мог,

Отложи ладонь не вдоль, а поперек.

Запомни также (трудности нет):

10 сантиметров – один дециметр.

5

Сколько в метре в этом аршин?

На метр полтора аршина отмаши.

А если точно хотите класть:

Метр меньше на шестнадцатую часть.

6

Запомни, расчет очень важен:

Два метра – приблизительно сажень.

7

Рисуем, чтоб каждый запомнить мог.

Четыре сантиметра – один вершок.

8

Запомни: эта работа не тяжка:

Один сантиметр – четверть вершка.

9

Заруби на носу, торговый люд:

Три дециметра – один фут.

10

Узнаем, не тратя догадок уйму:

2½ сантиметра равняются дюйму

11

Запомни сразу, разиней не стой:

километр приблизительно равен с верстой.

Те, которые точности ищут, знайте:

В километре – метров тыщу.

По этому километру

вези товар, засвистывая по ветру.

(Карамель “Новые меры”)

Нынче знает каждый - как не знать?! —

Заграница стала нас усердно признавать.

Завтра или нынче, поздно или рано

всюду наш товар пойдет по чужедальним странам.

Чтобы нас никто в торговле не обмерил,

Приучаться надо к заграничной мере.

Эй, товарищи, пора вам

мерить метром,

вешать граммом.

Чтобы вы о новых мерах представление имели,

предлагаем закупать немедля эти карамели.

Клич несись по Эс Эс Эр:

- Новой мерой землю мерь!

Распростись со старыми,

землю мерь гектарами.

Примиритесь вы и с тем,

что конец пришел версте.

Сам узнаешь очень просто

километром мерить версты.

Чтоб о новых мерах

все понятие имели, —

раскупайте эти карамели.

Память о старинных мерах длин сохранилась в пословицах, поговорках, в работах поэтов и писателей 18 и 19 веков.

Заслушаем выступление второй группы – литераторов «Старинные русские меры длины в пословицах и поговорках, и в произведениях русских писателей»

Итак, чтобы правильно трактовать текст, вы должны иметь представление о том, какие мерные единицы были на Руси и в каком отношении они находились друг с другом. Ребята, а ПОЧЕМУ для нас важно знать старинные меры длин.

(Знания соотношений старинных русских мер и современных единиц измерения величин, помогает легче понять содержание учебных и художественных текстов, смысл пословиц и поговорок).

В жизни мы все используем пословицы и поговорки, где встречаются старинные меры измерения. Мы читаем художественные произведения великих русских писателей, историческую и научную литературу, решаем старинные математические задачи, в которых имеет место быть мерам того времени. Работа следующей группы заключалась в подборе математических задач с литературным содержанием и их решении.

Выступление третьей группы – математиков «Старинные меры длины в математических задачах»

Ребята, а ПОЧЕМУ для нас важно знать старинные меры длин.

(Встречая сейчас в литературных произведениях старинные меры длины, я могу перевести их в современные и узнать истинные размеры героев, а также решать математические задачи).

А теперь обратимся к социологам по результатам опроса и анкетирования о знании старинных мер и употреблении их в речи, пословицах и поговорках.

Выступление четвертой группы – социологов «Старинные русские меры длины»

Да, результаты неутешительные. Сегодня мы пользуемся современными терминами, обозначающими меры длины. И это – норма жизни. Однако в литературе и истории нередко встречаются нам «локти», «аршины», «ладони», «пяди», и это тоже нормально. Это наша история, наша культура. Мы не просто должны, мы обязаны знать эту терминологию. Во-первых, это говорит о нашем интеллектуальном уровне, а, во-вторых, помогает нам окунуться в наше прошлое, в историю наших предков и, конечно же, делает художественные произведения яркими и народными.

Мы узнали, как измеряли длину на Руси в старые времена. А почему мы не используем старинные единицы измерения длины в наше время? А может быть, они где-то применяются, просто мы этого не знаем или не замечаем? На эти вопросы нам ответит группа «современники»

Выступление пятой группы – современников на тему «Старинные меры измерения длин в современном мире»

Неожиданно.



Шестая группа - практики провели некоторые эксперименты, в ходе которых сравнивали единицы длины, измеряли предметы с помощью разных единиц длины.
Заслушаем их выступление.

3 Подведение итогов

Обобщение, выводы.

В заключение проекта хочется отметить, что, работая над ним, ребята узнали много нового и интересного: Коротко, самое главное, что узнали, выполняя это исследование.

1. Выяснили, какими единицами длины пользовались в старину, как они связаны с частями тела человека; (Отв. историки)
2.Обнаружили, что во многих произведениях встречаются старинные единицы длины;
3. Выяснили, что означают пословицы, поговорки, в которых встречаются названия старинных единиц длины;(Отв. литераторы)
4. В ходе экспериментов пришли к выводу, что измерять старинными единицами не очень удобно, измерения получаются неточными, (отв.экспериментаторы.)
5. Познакомились с задачами со старинными мерами, сделали брошюру – сборник задач; (отв. математики)

6.Узнали, где в настоящее время используются старинные меры длины.(Отв. современники)

Я считаю, что поставленные цели и задачи были достигнуты:

- из различных источников собран  материал  о значении старинных  русских  мер;  

- из словарей выбрано употребление старинных мер в русском фольклоре и доказано, что обозначения сохранились и часто употребляются в современном языке и в обыденной речи;  

- проведен ряд исследований и опрос: знают ли учащиеся старинные меры длины и где они применяются;

- собран дополнительный материал и созданы задачи по старинным мерам длины, который  можно  использовать  на  уроках  математики,  литературы  в 5-7 классах, математических кружках.

Подводя итог работы, прихожу к выводу об актуальности данной темы. Как появились меры, как изменялись, что несли народам и как влияли на их жизнь? Это интересно и сегодня.

Поощрение каждого ученика, участвовавшего в проекте.

Зайцева Соня, Зелепукина Рита, Астахова Лиза, Лежнев Рома, Соловьев Дима, Товлаханов Тимур, а также Коротеева Яна, Борисова Кристина, Дурнова Даша, Дурнова Яна, Светикова Вера, Лифатова Алена и ученики 9 класса.

Какою мерою меряете, такою и вам отмерено будет.

Прошло много лет, но эти слова актуальны и сейчас, только они приобрели более широкий смысл. В них заключен символ справедливости, правильности, чуткости, уважения друг к другу.

Если сделаешь человеку плохое, то это плохое увеличится и обязательно вернётся к тебе. Всё доброе, хорошее, сделанное людям, вернётся, и человек будет всегда удачливым и счастливым. Поэтому, ребята, вы должны воспитывать в себе самые лучшие качества, чтобы оставаться Человеком с большой буквы

Можете верить или не верить,
Но всё на свете можно измерить…
И при желании каждый найдёт
Величину своей радости.
И мы откроем секрет:
Простой линейкой – без ошибки-
Измерьте длину своей улыбки.

        




Этапы работы над проектом

Этап 1. Разработка проектного задания.

Задачи этапа – определение темы, уточнение целей, выбор рабочих групп и распределение источников информации, постановка задач, выбор критериев оценки результатов.

Группа 1 – старинные русские меры длины (историки).

Группа 2 – Старинные русские меры в литературных произведениях, пословицах и поговорках (литераторы).

Группа 3 – Старинные русские меры в математических задачах.

Группа 4 - Старинные русские меры в современном мире.

Группа 5- Старинные русские меры (социологи)

Группа 6 - Старинные русские меры (экспериментаторы)

Этап 2. Разработка проекта.

Задачи этапа – сбор и уточнение информации.

Ученики самостоятельно работают с информацией индивидуально, в группах, анализируют и синтезируют идеи.

Этап 3. Оценка результатов.

Задачи этапа – анализ выполненных проектных заданий.

Ученики готовят к представлениям материалы на уроке – презентации.

Этап 4. Защита проектов.

Задачи этапа – коллективная защита проекта.

Цель урока:

  • формировать способность самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источников;

работать в группах;

  • формировать творческие способности, чувство ответственности;

интерес к занятиям математикой;

  • углубить знания детей о величинах и их измерениях.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Внеклассное занятие «Старинные русские меры длины»

Автор: Разумова Галина Владимировна

Дата: 12.10.2014

Номер свидетельства: 118447

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(211) "РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ. "
    ["seo_title"] => string(132) "razvitiie-intielliektual-nykh-i-tvorchieskikh-sposobnostiei-obuchaiushchikhsia-chieriez-sistiemu-vnieklassnoi-raboty-po-matiematikie"
    ["file_id"] => string(6) "117061"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1412694590"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства