Внеклассное занятие «Старинные русские меры длины»
Внеклассное занятие «Старинные русские меры длины»
Межпредметная интергированная работа в четырех направлениях: математика, информатика, история, библиография. Целью данной работы является исследование появления и развития старинных русских мер длины и их применения вплоть до нашего времени. План-конспект данной работы подходит для проведения мероприятия в 5-9 классах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеклассное занятие «Старинные русские меры длины» »
Внеклассное занятие «Старинные русские меры длины»
(Коллективная проектная работа)
(Межпредметная интегрированная работа в четырех направлениях: математика, информатика, история, библиография)
Цель мероприятия:
Обучающая
Исследовать историю появления и развития старинных русских мер длины и их существование (применение) вплоть до настоящего времени
Развивающая
развитие навыков поиска, обработки и представления информации;
развитие аналитических умений, жизненной смекалки и интуиции;
развитие коммуникативных умений.
Воспитательная
формирование целостной картины знаний, получаемых в школе, путем использования знаний по математике, истории, информатике и литературе;
формирование понимания значимости математики как способа познания окружающего мира;
формирование реалистичной самооценки своих возможностей;
формирование значимости коллективной и индивидуальной работы;
формирование личного осмысления отношения к природному и социальному окружению.
Задачи:
- развивать и укреплять интерес к математике;
- вызвать интерес к устному народному творчеству;
- развивать любознательность;
- развивать общую культуру, расширять кругозор учащихся.
Участники: обучающиеся 5-9 классов.
Оборудование:
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- проекционный экран;
Приложение: мультимедийная презентация;
План мероприятия.
1. Организационный момент.
2. Защита проектов
3. Подведение итогов.
Ход мероприятия:
Проблема: необходимо ли знание старинных мер в современной школе?
1этап. Организация на работу
Добрый день!
Сегодня у нас необычное мероприятие. Необычно оно по нескольким причинам.
На нем присутствуют гости (учителя-математики из школ района).
Сегодняшнее занятие – это заключительный этап нашего проекта “Старинные русские меры длины”.
“Наука начинается там, где начинают измерять”. Эти слова принадлежат русскому ученому Дмитрию Ивановичу Менделееву.
Можно измерять локтями. И линейкой, и веткой, Сантиметром и рулеткой. Папа говорил мне так: – Пусть нашей мерой будет шаг. Шаг муравьишки – миллиметр. Шаг у людей – примерно метр… – А километр, – воскликнул я. Отец сказал: – Ну, что ж, Стань великаном и, шутя, На километр шагнешь.
В шутливом стихотворении перепутаны старинные и современные меры длин. На нашем занятии мы поведем разговор о старинных русских мерах длины.
2 этап. Работа с информацией. Защита проектов.
В повседневной жизни мы сталкиваемся с математическими величинами ежедневно. Мы, не задумываясь, производим различные вычисления. С современными единицами измерения длины мы знакомы. Они удобны и понятны. Интересно, а как измеряли длину на Руси в старые времена?
Выступление первой группы – историков «Старинные русские меры длины»
Итак, многие единицы длины, которыми пользовались наши предки, представляют собой измерения различных частей человеческого тела. Человек всегда носит их с собой и может пользоваться ими в любых условиях.
Ребята, а ПОЧЕМУ для нас важно знать старинные меры длин.
(Для нас важно знать их, чтобы всегда можно было прикинуть измерения. Ведь инструменты для этого всегда с человеком – руки, ноги).
Метрическая система мер принята большинством стран мира. В России ее введение началось с 1899 года, но только после Октябрьской революции она стала обязательной. Большие заслуги во введении и распространении метрической системы в нашей стране принадлежит Дмитрию Ивановичу Менделееву, великому русскому химику.
В сентябре 1918 года специальным декретом была введена международная метрическая система. Осуществлялся этот декрет постепенно. Наряду с новой системой пользовались и старыми мерами, то есть писали старую русскую меру и одновременно указывали ее отношение к метрической, или вместе с новой мерой обозначали старую. Метрическая система в СССР вступила в силу с 1 января 1927 г.
Для объяснения связи новых мер длин со старыми в 1923 году поэтом Маяковским были написаны стихи «Тексты для конфетных оберток», которые были напечатаны на этикетках конфет – карамель «Новые меры».
(чтение отрывков)
В. Маяковский
Карамель “Новые меры” (тексты для конфетных оберток)
Серия “А” (о метрической мере длины)
1
Принято в торговом народе
Аршин отмерять в этом роде:
Расстояние от пальца до плеча
Привыкли аршином величать.
2
Так и метр отмерить вам можно:
Приблизительно
От пальцев до плеча противоположного.
3
Не хитрая машина –
Ладонью отмерять четверть аршина.
Растопырь большой и указательный пальцы:
Приблизительно четверть аршина отвалятся.
4
Сантиметры тож.
Легко измерить с помощью ладош.
Чтоб 10 сантиметров отмерить мог,
Отложи ладонь не вдоль, а поперек.
Запомни также (трудности нет):
10 сантиметров – один дециметр.
5
Сколько в метре в этом аршин?
На метр полтора аршина отмаши.
А если точно хотите класть:
Метр меньше на шестнадцатую часть.
6
Запомни, расчет очень важен:
Два метра – приблизительно сажень.
7
Рисуем, чтоб каждый запомнить мог.
Четыре сантиметра – один вершок.
8
Запомни: эта работа не тяжка:
Один сантиметр – четверть вершка.
9
Заруби на носу, торговый люд:
Три дециметра – один фут.
10
Узнаем, не тратя догадок уйму:
2½ сантиметра равняются дюйму
11
Запомни сразу, разиней не стой:
километр приблизительно равен с верстой.
Те, которые точности ищут, знайте:
В километре – метров тыщу.
По этому километру
вези товар, засвистывая по ветру.
(Карамель “Новые меры”)
Нынче знает каждый - как не знать?! —
Заграница стала нас усердно признавать.
Завтра или нынче, поздно или рано
всюду наш товар пойдет по чужедальним странам.
Чтобы нас никто в торговле не обмерил,
Приучаться надо к заграничной мере.
Эй, товарищи, пора вам
мерить метром,
вешать граммом.
Чтобы вы о новых мерах представление имели,
предлагаем закупать немедля эти карамели.
Клич несись по Эс Эс Эр:
- Новой мерой землю мерь!
Распростись со старыми,
землю мерь гектарами.
Примиритесь вы и с тем,
что конец пришел версте.
Сам узнаешь очень просто
километром мерить версты.
Чтоб о новых мерах
все понятие имели, —
раскупайте эти карамели.
Память о старинных мерах длин сохранилась в пословицах, поговорках, в работах поэтов и писателей 18 и 19 веков.
Заслушаем выступление второй группы – литераторов «Старинные русские меры длины в пословицах и поговорках, и в произведениях русских писателей»
Итак, чтобы правильно трактовать текст, вы должны иметь представление о том, какие мерные единицы были на Руси и в каком отношении они находились друг с другом. Ребята, а ПОЧЕМУ для нас важно знать старинные меры длин.
(Знания соотношений старинных русских мер и современных единиц измерения величин, помогает легче понять содержание учебных и художественных текстов, смысл пословиц и поговорок).
В жизни мы все используем пословицы и поговорки, где встречаются старинные меры измерения. Мы читаем художественные произведения великих русских писателей, историческую и научную литературу, решаем старинные математические задачи, в которых имеет место быть мерам того времени. Работа следующей группы заключалась в подборе математических задач с литературным содержанием и их решении.
Выступление третьей группы – математиков «Старинные меры длины в математических задачах»
Ребята, а ПОЧЕМУ для нас важно знать старинные меры длин.
(Встречая сейчас в литературных произведениях старинные меры длины, я могу перевести их в современные и узнать истинные размеры героев, а также решать математические задачи).
А теперь обратимся к социологам по результатам опроса и анкетирования о знании старинных мер и употреблении их в речи, пословицах и поговорках.
Выступление четвертой группы – социологов «Старинные русские меры длины»
Да, результаты неутешительные. Сегодня мы пользуемся современными терминами, обозначающими меры длины. И это – норма жизни. Однако в литературе и истории нередко встречаются нам «локти», «аршины», «ладони», «пяди», и это тоже нормально. Это наша история, наша культура. Мы не просто должны, мы обязаны знать эту терминологию. Во-первых, это говорит о нашем интеллектуальном уровне, а, во-вторых, помогает нам окунуться в наше прошлое, в историю наших предков и, конечно же, делает художественные произведения яркими и народными.
Мы узнали, как измеряли длину на Руси в старые времена. А почему мы не используем старинные единицы измерения длины в наше время? А может быть, они где-то применяются, просто мы этого не знаем или не замечаем? На эти вопросы нам ответит группа «современники»
Выступление пятой группы – современников на тему «Старинные меры измерения длин в современном мире»
Неожиданно.
Шестая группа - практики провели некоторые эксперименты, в ходе которых сравнивали единицы длины, измеряли предметы с помощью разных единиц длины. Заслушаем их выступление.
3 Подведение итогов
Обобщение, выводы.
В заключение проекта хочется отметить, что, работая над ним, ребята узнали много нового и интересного: Коротко, самое главное, что узнали, выполняя это исследование.
1. Выяснили, какими единицами длины пользовались в старину, как они связаны с частями тела человека; (Отв. историки) 2.Обнаружили, что во многих произведениях встречаются старинные единицы длины; 3. Выяснили, что означают пословицы, поговорки, в которых встречаются названия старинных единиц длины;(Отв. литераторы) 4. В ходе экспериментов пришли к выводу, что измерять старинными единицами не очень удобно, измерения получаются неточными, (отв.экспериментаторы.) 5. Познакомились с задачами со старинными мерами, сделали брошюру – сборник задач; (отв. математики)
6.Узнали, где в настоящее время используются старинные меры длины.(Отв. современники)
Я считаю, что поставленные цели и задачи были достигнуты:
- из различных источников собран материал о значении старинных русских мер;
- из словарей выбрано употребление старинных мер в русском фольклоре и доказано, что обозначения сохранились и часто употребляются в современном языке и в обыденной речи;
- проведен ряд исследований и опрос: знают ли учащиеся старинные меры длины и где они применяются;
- собран дополнительный материал и созданы задачи по старинным мерам длины, который можно использовать на уроках математики, литературы в 5-7 классах, математических кружках.
Подводя итог работы, прихожу к выводу об актуальности данной темы. Как появились меры, как изменялись, что несли народам и как влияли на их жизнь? Это интересно и сегодня.
Поощрение каждого ученика, участвовавшего в проекте.
Зайцева Соня, Зелепукина Рита, Астахова Лиза, Лежнев Рома, Соловьев Дима, Товлаханов Тимур, а также Коротеева Яна, Борисова Кристина, Дурнова Даша, Дурнова Яна, Светикова Вера, Лифатова Алена и ученики 9 класса.
Какою мерою меряете, такою и вам отмерено будет.
Прошло много лет, но эти слова актуальны и сейчас, только они приобрели более широкий смысл. В них заключен символ справедливости, правильности, чуткости, уважения друг к другу.
Если сделаешь человеку плохое, то это плохое увеличится и обязательно вернётся к тебе. Всё доброе, хорошее, сделанное людям, вернётся, и человек будет всегда удачливым и счастливым. Поэтому, ребята, вы должны воспитывать в себе самые лучшие качества, чтобы оставаться Человеком с большой буквы
Можете верить или не верить, Но всё на свете можно измерить… И при желании каждый найдёт Величину своей радости. И мы откроем секрет: Простой линейкой – без ошибки- Измерьте длину своей улыбки.
Этапы работы над проектом
Этап 1. Разработка проектного задания.
Задачи этапа – определение темы, уточнение целей, выбор рабочих групп и распределение источников информации, постановка задач, выбор критериев оценки результатов.
Группа 1 – старинные русские меры длины (историки).
Группа 2 – Старинные русские меры в литературных произведениях, пословицах и поговорках (литераторы).
Группа 3 – Старинные русские меры в математических задачах.
Группа 4 - Старинные русские меры в современном мире.
Группа 5- Старинные русские меры (социологи)
Группа 6 - Старинные русские меры (экспериментаторы)
Этап 2. Разработка проекта.
Задачи этапа – сбор и уточнение информации.
Ученики самостоятельно работают с информацией индивидуально, в группах, анализируют и синтезируют идеи.
Этап 3. Оценка результатов.
Задачи этапа – анализ выполненных проектных заданий.
Ученики готовят к представлениям материалы на уроке – презентации.
Этап 4. Защита проектов.
Задачи этапа – коллективная защита проекта.
Цель урока:
формировать способность самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источников;