Просмотр содержимого документа
«.Современный подход к формированию навыков смыслового чтения. »
Современный подход к формированию навыков смыслового чтения
Дробинина Наталья Германовна
учитель начальных классов
Люди перестают мыслить,когда перестают читать. (Дени Дидро)
« Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, личности, свободно ориентирующейся в потоках информации, способной конструктивно общаться, сотрудничать, эффективно решать учебные и познавательные задачи в процессе жизнедеятельности» (ФГОС).
Навык чтения
Техническая сторона
Смысловая сторона
Понимание содержания и смысла читаемого.
Способ чтения
Темп чтения
Правильность чтения
Выразительность
Чтение - это качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.
Обязательный компонент метапредметных результатов освоения основной образовательной программы:
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
Смысловое чтение- это «осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации» (Из Примерной ООП НОО)
Основные умения смыслового чтения:
умение осмысливать цели чтения;
умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели;
умение извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров;
умение определять основную и второстепенную информацию;
умение свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей;
умение понимать и адекватно оценивать языковые средства массовой информации.
Типы чтения
Коммуникативное
вслух и про себя
Самостоятельное
Учебное
Виды чтения
Ознакомительное
Поисковое
(просмотровое)
Изучающее
Вдумчивое
Проблема 1:Непонимание обучающимися формулировок заданий к текстам при выполнении самостоятельной работы.Проблема 2:Ограничение самостоятельной работы.Проблема 3:Использование лишь традиционных технологий и методов обучения.Проблема 4:Узкий круг чтения обучающихся.Проблема 5:Низкий уровень читательской культуры родителей обучающихся.Проблема 6:Незнание или непонимание учителем психологических составляющих смыслового чтения.
Таблица «З-Х-У»
Знали
Хотим узнать
Работаю в паре: что я знаю о (по) теме урока?
Узнали
Ставлю цели
Что я знал, а что узнал?
Верите ли вы, что…
… ветер может разрушить горы?
… опавшие осенью листья вредят почве?
… 1см почвы образуется за 300 лет?
… норы животных, живущих в почве, разрушают её?
… растения участвуют в образовании почвы?
… почва и камень родственники?
… почва – наша кормилица?
1
-
2
3
+
4
-
5
+
-
6
7
-
+
Прием «Корзина идей»
Можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, имеющие отношения к теме урока.
В ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.
Прием «Инсерт» (чтение с пометками)
«V» - я это знал
« – » - я думал иначе
«+» - новое для меня
«?» - интересно, непонятно, нужно разобраться
Прием «Бортовой журнал»
Знал
Новая информация
Таблица толстых и тонких вопросов
Тонкие вопросы
требуют фактического ответа
Толстые вопросы
требуют обстоятельного развернутого ответа
Кто?
Что?
Когда?
Может…?
Будет…?
Мог ли…?
Как звать…?
Было ли…?
Согласны ли вы…?
Верно ли?
Дайте три объяснения, почему…?
Объясните, почему…?
Почему вы думаете…?
Почему вы считаете…?
В чём различие…?
Предположите, что будет, если…?
Что, если…?
Мысль в подарок…
Результат обучения оценивается не количеством сообщенной информации, а качеством усвоения и развития способностей к обучению и самообразованию.