kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Современный подход к формированию навыка смыслового чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Без чтения - нет учения. Смысловое чтение - ключ успешного обучения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Современный подход к формированию навыка смыслового чтения»

Современный подход к формированию навыка смыслового чтения


В современном обществе умение школьников читать не может сводиться лишь к овладению техникой чтения. Чтение - это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. такое качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.


Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами».

Без чтения нет учения. Уметь учиться – это уметь, пользуясь учебниками, дополнительной литературой и другими видами информации, самостоятельно добывать и использовать новые знания. Это станет возможным, если на каждом уроке дети будут овладевать важнейшим метапредметным универсальным учебным действием - смысловым чтением.

Проблема обучения чтению становится наиболее актуальной в свете модернизации общего образования. Навыки читательской деятельности всех

граждан нашей страны в последние годы становятся предметом пристального внимания со стороны государства. «Наше общество стало катастрофически мало читать. Снижение читательского интереса регистрируют во всем мире, но это вовсе не значит, что Россия должна следовать такому тренду» - заявил в одном из своих выступлений Президент РФ Владимир Владимирович Путин.

Чтобы повысить общий образовательный уровень наших граждан, сохранить


  • приумножить культурную целостность Российской Федерации, 2015 год официально, на государственном уровне был объявлен Годом литературы, годом чтения.

Анализируя проблемы, связанные с читательской деятельностью младших школьников, следует заметить, что сегодня немало детей, которые до школы овладели технической стороной чтения, но при этом обнаруживают равнодушное отношение к книге и стойкое неприятие читательской деятельности.

Без чтения нет успешного учения. ФГОС НОО ориентирует педагогов


начальной школы на формирование основ умения учиться посредством универсальных учебных действий» (УУД), в число которых включены


  • навыки смыслового чтения. Смысловое чтение - это способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, активного участия в жизни общества.

Смысловое чтение, направленное на постижение читателем ценностно-смыслового содержания текста, заданного целью чтения. Превращает школьника в субъекта учебной деятельности, повышая его активность и самостоятельность





на любой ступени

образования. Цель, которую ставит перед собой читатель,

обусловливает как

способ чтения (вслух или про себя), так и

вид чтения

(ознакомительное,

просмотровое,

изучающее,

выборочное,

поисковое,

реферативное).





Смысловое чтение как универсальное учебное действие включает в себя ряд метапредметных умений и навыков:


  • осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;


  • извлечение необходимой информации из прослушанных или прочитанных текстов различных жанров;


  • определение основной и второстепенной информации;


  • свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;


  • понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.

Формировать эти универсальные учебные действия призваны учебники нового поколения. Созданные на основе системно-деятельностного подхода, они дают не только образцы научной мысли в виде системы понятий, но и показывают средства, методы, алгоритмы, приемы получения знаний, т.е. организуют процесс работы со знанием.

Согласно требованиям ФГОС НОО на всех без исключения уроках под руководством учителя младшие школьники должны осваивать следующие виды смыслового чтения:


ознакомительное чтение, направленное на извлечение ключевой информации или выделение главного содержания текста или книги;


поисковое/просмотровое (выборочное) чтение, предполагающее нахождение конкретной информации (единицы информации), конкретного факта;


изучающее (критическое) чтение, имеющее целью извлечение полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста. Овладевая изучающим чтением, школьники учатся ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;


  • рефлексивное (вдумчивое, медленное, художественное) чтение позволяет предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; понимать основную мысль текста, прогнозировать содержание по ходу чтения; анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения.

Вашему вниманию я предлагают несколько приемов игрового сопровождения работы младших школьников с текстом:


Чтение с хлопками:

цель приема "Чтение с хлопками" это мысленное выделение детьми указанного учителем учебного материала. Хлопок должен быть осуществлен во время чтения вслух на слова, в которых есть изучаемая буква.

Постепенно интеллектуальная нагрузка может увеличиваться. Можно перейти к чтению с двумя хлопками. Например, на твердые и мягкие согласные: один хлопок, если прочитывается слово с твердой согласной, два хлопка, если прочитывается слово с мягкой согласной. Учащихся предупреждают заранее, что хлопок должен производиться во время чтения, а не после него.


Чтение текста с прикрытой нижней половиной каждой строки:

чистый лист бумаги накладывается на строчку так, чтобы верхние части букв были хорошо видны, т.е. открыты глазу, а нижние не видны и находились под листом. После прочтения первой строчки листок сдвигается вниз так, чтоб была прикрыта нижняя часть второй строчки, потом третьей и т. д.

Чтение слов с повтором: хороший результат в развитии навыка скоростного и осознанного чтения даёт упражнение «Чтение с повтором». Следует проводить работу следующим образом. Можно взять любой текст, например «Звёзды».

Звёзды – огромные раскалённые шары. Все раскалённые предметы светят. Вспомните, например, как выглядят дрова в костре. Но звёзды не греют нашу планету и кажутся маленькими. Это происходит потому, что они находятся очень далеко от Земли.

Читать следует так.

Звёзды –

Звёзды – огромные.

Звёзды – огромные раскалённые

Звёзды – огромные раскалённые шары.

Звёзды – огромные раскалённые шары.

Выбрасывание кулачков:

школьники поднимают левую руку с зажатым кулачком, если произносится слово с буквой, обозначающей твердый звук, и поднимают правую руку с зажатым кулачком, если читается слово с буквой, обозначающей мягкий согласный.

Данный прием способствует (кроме развития техники чтения) усиленному развитию сосредоточенности и распределения внимания, а также развитию оперативной памяти, без которой в дальнейшем невозможно качественное изучение русского языка, усиливает интерес к процессу чтения текста в начальной школе.


Чтение «половины» каждого слова:

данное упражнение ведёт к резкому уменьшению ошибок, когда правильно прочитывается лишь начало слова, а конец его либо домысливается, либо читается с искажением.


Чтение текста с добавлением слов:

упражнение предназначено для совершенствования умения учащихся прогнозировать состав предложения, что ведёт к усвоению смысла прочитанного.

Все эти приемы я изучила и реализовала на практике. Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом направленная на формирование навыков смыслового чтения, является приоритетной задачей в работе учителя начальных классов.
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Современный подход к формированию навыка смыслового чтения

Автор: Чернова Елена Евгеньевна

Дата: 08.01.2020

Номер свидетельства: 534765

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка"
    ["seo_title"] => string(67) "formirovanie_navykov_smyslovogo_chteniia_na_urokakh_russkogo_iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "597559"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1642012695"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Реализация технологии смыслового чтения на уроках географии в 7-8 классах"
    ["seo_title"] => string(80) "realizatsiia_tekhnologii_smyslovogo_chteniia_na_urokakh_geografii_v_7_8_klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "630212"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1682255908"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Использование приёмов смыслового чтения при работе с текстом на уроках истории и обществознания в 5 классе."
    ["seo_title"] => string(105) "ispolzovaniiepriiomovsmyslovoghochtieniiaprirabotiestiekstomnaurokakhistoriiiobshchiestvoznaniiav5klassie"
    ["file_id"] => string(6) "300231"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1456678602"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Формирование читательской грамотности на уроках английского языка"
    ["seo_title"] => string(69) "formirovanie_chitatelskoi_gramotnosti_na_urokakh_angliiskogo_iazyka_1"
    ["file_id"] => string(6) "623109"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1673783033"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) ".Современный подход к формированию навыков смыслового чтения. "
    ["seo_title"] => string(67) "sovriemiennyi-podkhod-k-formirovaniiu-navykov-smyslovogho-chtieniia"
    ["file_id"] => string(6) "204608"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1429699015"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства