В.А.Сухомлинский
«Чтение и письмо открывают человеку новый мир,
Особенно в наше время, при нынешних успехах разума.» 1 слайд
Н. Карамзин
Тема моего выступления:
«Использование приёмов смыслового чтения при работе с текстом на уроках истории и обществознания». 2 слайд
Работая над данной темой у меня возникали разные настроения. 3 слайд
Мнение учёных:
Чтение является универсальным навыком: это то, чему учат, и то, посредством чего учатся. Как установили ученые, на успеваемость ученика влияет около 200 факторов. Фактор №1 – это навык чтения, который гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем все вместе взятые. Исследования показывают: для того, чтобы быть компетентным по всем предметам и в дальнейшем в жизни, человек должен читать 120-150 слов в минуту. Это становится необходимым условием успешности работы с информацией. Сегодня же, нам необходимо воспитать грамотного читателя. Одним из путей развития читательской грамотности является стратегиальный подход к обучению смысловому чтению.
Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание. Смысловое чтение является метапредметным результатом освоения образовательной программы основного общего образования, а также является универсальным учебным действием. Составляющие смыслового чтения входят в структуру всех универсальных учебных действий: Смысловое чтение 4 слайд
- Цель – формирование умения воспринимать текст как единое смысловое целое (точно и полно понять содержание текста и практически осмыслить извлеченную информацию) Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст.
Необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание.
Изучение таких предметов как «история» и «обществознание» предполагает изучение значительной информационной базы: учебник, исторический источник, документы, информация СМИ, ресурсы интернета. Необходимо найти такие методы и приемы, использовать такие технологии, которые помогут подросткам освоиться в информационном поле, применить полученные знания, умения и навыки в работе в других предметных областях, овладеть стратегией смыслового чтения и работы с текстом.
.
Смысловое чтение, как универсальное действие формируется благодаря использованию учителем следующих технологий, форм работы:
- технологии проблемного обучения;
- интерактивных технологий;
технологии критического мышления.
Описание основных, наиболее часто используемых в школьной практике приемов этих технологий, иллюстрация их применения на уроках истории в 5-х классах, приводят к выводу, что цели, представленных технологий отвечают целям образования на современном этапе, формируют интеллектуальные качества личности, вооружают ученика и учителя способами работы с информацией, методами организации учения, самообразования, конструирования собственного образовательного маршрута. На одном уроке можно применять несколько приемов, которые помогут более эффективно развивать умения работы с текстом. Эти технологии разработаны для ученика, чтобы он не только приблизился к процессу познания, но и получил удовольствие.
В 5 классе учащиеся впервые узнают о далеком прошлом человечества, получают представления об истории как научной дисциплине, знакомятся с большим объемом исторических понятий и терминов, иллюстративного материла. Вместе с тем у пятиклассников еще нет навыков работы с историческим материалом, а у многих нет даже навыка правильного, беглого, осознанного чтения. Поэтому необходимо организовать активную работу с учебником так, чтобы включить в урок максимум его материала. Использовать такие методы и приемы, чтобы усвоение материала было эффективным. А обучение в целом соответствовало концепции новых образовательных стандартов общего