kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование приёмов смыслового чтения при работе с текстом на уроках истории и обществознания в 5 классе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В.А.Сухомлинский

«Чтение и письмо открывают человеку новый мир,
Особенно в наше время, при нынешних успехах разума.»  1 слайд

Н. Карамзин

Тема моего выступления:

«Использование приёмов смыслового чтения при работе с текстом на уроках истории и обществознания».  2 слайд

Работая над данной темой у меня возникали разные настроения.  3 слайд

Мнение учёных:

Чтение является универсальным навыком: это то, чему учат, и то, посредством чего учатся. Как установили ученые, на успеваемость ученика влияет около 200 факторов. Фактор №1 – это навык чтения, который гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем все вместе взятые. Исследования показывают: для того, чтобы быть компетентным по всем предметам и в дальнейшем в жизни, человек должен читать 120-150 слов в минуту. Это становится необходимым условием успешности работы с информацией. Сегодня же, нам необходимо воспитать грамотного читателя. Одним из путей развития читательской грамотности является стратегиальный подход к обучению смысловому чтению. 
Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание. Смысловое чтение является метапредметным результатом освоения образовательной  программы основного общего образования, а также является универсальным учебным действием. Составляющие смыслового  чтения входят в структуру всех универсальных учебных действий: Смысловое чтение    4 слайд

  • Цель – формирование умения воспринимать текст как единое смысловое целое (точно и полно понять содержание текста и практически осмыслить извлеченную информацию) Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст.

Необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание.

Изучение таких предметов как «история» и «обществознание» предполагает изучение значительной информационной базы: учебник, исторический источник, документы, информация СМИ, ресурсы интернета. Необходимо найти такие методы и приемы, использовать такие технологии, которые помогут подросткам освоиться в информационном поле, применить полученные знания, умения и навыки в работе в других предметных областях, овладеть стратегией смыслового чтения и работы с текстом.

.

 Смысловое чтение, как универсальное действие формируется благодаря использованию  учителем следующих технологий, форм работы:

  • технологии проблемного обучения;
  • интерактивных технологий;

технологии критического мышления. 

Описание основных, наиболее часто используемых в школьной практике приемов этих технологий, иллюстрация их применения на уроках истории в 5-х классах, приводят к выводу, что цели, представленных технологий отвечают целям образования на современном этапе, формируют интеллектуальные качества личности, вооружают ученика и учителя способами работы с информацией, методами организации учения, самообразования, конструирования собственного образовательного маршрута. На одном уроке можно применять несколько приемов, которые помогут более эффективно развивать умения работы с текстом. Эти технологии разработаны для ученика, чтобы он не только приблизился к процессу познания, но и получил удовольствие.

 В 5 классе учащиеся впервые узнают о далеком прошлом человечества, получают представления об истории как научной дисциплине, знакомятся с большим объемом исторических понятий и терминов, иллюстративного материла. Вместе с тем у пятиклассников еще нет навыков работы с историческим материалом, а у многих нет даже навыка правильного, беглого, осознанного чтения. Поэтому необходимо организовать активную работу с учебником так, чтобы включить в урок максимум его материала. Использовать такие методы и приемы, чтобы усвоение материала было эффективным. А обучение в целом соответствовало концепции новых образовательных стандартов общего 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование приёмов смыслового чтения при работе с текстом на уроках истории и обществознания в 5 классе.»

«Кто не умеет читать, тот не умеет мыслить» В.А.Сухомлинский «Чтение и письмо открывают человеку новый мир,  Особенно в наше время, при нынешних успехах разума.» Н. Карамзин

«Кто не умеет читать, тот не умеет

мыслить»

В.А.Сухомлинский

«Чтение и письмо открывают человеку новый мир, Особенно в наше время, при нынешних успехах разума.»

Н. Карамзин

Использование приёмов смыслового чтения при работе с текстом на уроках истории и обществознания.

Использование приёмов смыслового чтения при работе с текстом на уроках истории и обществознания.

Смысловое чтение Цель – формирование умения воспринимать текст как единое смысловое целое (точно и полно понять содержание текста и практически осмыслить извлеченную информацию)

Смысловое чтение

Цель – формирование умения воспринимать текст как единое смысловое целое (точно и полно понять содержание текста и практически осмыслить извлеченную информацию)

Технология критического мышления

Технология критического мышления

  • Данная технология способствуют обучению учащихся навыкам работы с текстом, а именно, осуществлять поиск информации, понимать прочитанное, преобразовывать и интерпретировать информацию, давать собственную оценку тексту.
Работа с текстом.  3 этапа .   Текстовый этап .

Работа с текстом. 3 этапа .

Текстовый этап .

Приём : синквейн

Приём : синквейн

  • 1 строка: Тема-1 слово (имя существительное)
  • 2 строка: Описание темы – 2 слова (имя прилагательное)
  • 3 строка: Описания действия -3 слова (глагол)
  • 4 строка : Отношение к теме – фраза из 4 слов (предложение, цитата)
  • 5 строка : Суть темы – 1 слово (1 слово – синоним)
Приём «Работа с вопросником»      Приём «Работа с вопросником» Цель: сформировать умение самостоятельно работать с текстом, находить ответы на вопросы, выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста. Описание приема Учащимся предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска, учащиеся обсуждают в парах ответы, уточняют их, обсуждают в классе Из опыта работы.

Приём «Работа с вопросником»

Приём «Работа с вопросником»

Цель: сформировать умение самостоятельно работать с текстом, находить ответы на вопросы, выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста.

Описание приема

Учащимся предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска, учащиеся обсуждают в парах ответы, уточняют их, обсуждают в классе

Из опыта работы.

Приём «Восстанови текст».

Цель: сформировать умения целенаправленно читать текст, сравнивать заключённую в тексте информацию.

Описание приема.

Каждый учащийся получает предложения, которые надо расположить в правильном порядке. Затем все участники занятия общаются, рассказывая содержание своего отрывка, и восстанавливают логическую последовательность всего текста

Приём «Лови ошибку»

Цель: сформировать умение читать вдумчиво, связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников, на основе имеющихся знаний подвергать сомнению достоверность имеющейся информации.

Описание приема.

Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки. Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы.

Учитель предлагает изучить новый материал, после чего вернуться к тексту задания и исправить те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока

Такой материал можно предложить и для анализа, и для творческой переработки текста, и для синтеза собственного мнения.

Приём «Сравнение определений». Цель: сформировать умение читать вдумчиво, анализировать информацию, сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме, проявлять творческие способности. Описание приема. Учащимся предлагается сравнить определения и решить, какое из них, по их мнению, наиболее точное. Аргументировать свое мнение и попробовать сформулировать наиболее точное.

Приём «Сравнение определений».

Цель: сформировать умение читать вдумчиво, анализировать информацию, сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме, проявлять творческие способности.

Описание приема.

Учащимся предлагается сравнить определения и решить, какое из них, по их мнению, наиболее точное. Аргументировать свое мнение и попробовать сформулировать наиболее точное.

С вами была Низамова Надежда Борисовна
  • С вами была
  • Низамова
  • Надежда
  • Борисовна


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Низамова Надежда Борисовна

Дата: 28.02.2016

Номер свидетельства: 300231


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства