kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Реализация технологии смыслового чтения на уроках географии в 7-8 классах

Нажмите, чтобы узнать подробности

Глобальные процессы информатизации общества – увеличение с каждым годом количества текстовой информации, предъявление новых требований к её анализу, систематизации и скорости переработки определили необходимость разработки новых подходов к обучению. Перед педагогами стоит задача подготовить людей, способных к быстрому восприятию текста и обработке больших объемов информации, помочь им овладеть современными стратегиями, методами, технологиями. Залог успеха современного человека в умении извлекать необходимую информацию из различных источников и эффективно ее использовать, поэтому на сегодняшний день проблема обучения чтению становится актуальной в свете модернизации общего образования.

В статье представлены материалы, обобщающие теорию и практику по вопросам формирования навыка смыслового чтения в свете требований новых ФГОС. Сделана подборка авторских методических приёмов работы с текстом на уроках географии.

Материалы статьи могут быть интересны педагогам, интересующимся вопросами формирования читательской компетентности и навыков смыслового чтения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Реализация технологии смыслового чтения на уроках географии в 7-8 классах»


Реализация технологии смыслового чтения

на уроках географии в 7-8 классах.

Сидорова Лариса Геннадьевна,

преподаватель отдельной дисциплины «География»

ФГКОУ «Пермское военное суворовское училище МО РФ»


«Мы понимаем не текст, а мир, стоящий за текстом»

А. А. Леонтьев

Развитие умений текстовой деятельности, формирование умений и навыков чтения и письма в основной и старшей школе, является актуальной проблемой сегодняшнего образования. Оно нацелено на реализацию Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования, в которых чтение рассматривается как универсальное учебное действие, как один из основных способов работы с информацией и как средство воспитания и развития учащегося.

Во ФГОС ООО один из метапредметных результатов звучит как «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах». Во ФГОС ООО чтение рассматривается как универсальное учебное действие, как один из основных способов работы с информацией, как средство воспитания и развития учащегося и формулируется как «смысловое чтение». Это означает, что всеми учителями на различных ступенях обучения должна вестись систематическая работа по формированию и развитию у обучающихся навыков смыслового чтения.

Современное общество является информационным и очень важно научить школьников критически воспринимать поступающую к ним информацию. Единицей информации является текст – по сути, законченное, устное, письменное, мысленное высказывание. Умение грамотно работать с текстом является одним из основополагающих умений для человека. 

Технология смыслового или продуктивного чтения – ведущая современная образовательная технология (СОТ) современной школы. Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. В концепции уни­версальных учебных действий (А. Асмолов, Г. Бурменская, И. Володарская и др.) выделены действия смыслового чтения, связанные:

Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вычитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.

Обучение чтению предполагает, что педагог знает, как помочь человеку научиться читать, а обучающийся – хочет, готов и может научиться чтению. Учитель владеет методиками обучения, а обучающийся готов работать под его руководством.

Главная обучающая задача смыслового чтения состоит в том, чтобы совершенствовать приемы понимания текста, которые обучающийся сможет применять тогда и в том порядке, какой будет задавать конкретный текст (под сформированностью приема понимается его перенос на любой текст, привычка употреблять прием, имеющая силу потребности). Обучение пониманию текста решает также развивающие задачи, так как предусматривает активизацию в процессе чтения психических процессов, участвующих в понимании (внимание, память, воображение, мышление, эмоции и т. д.), формирование навыков самоконтроля, развитие интеллектуальной самостоятельности, эстетических чувств, волевых качеств. И, наконец, основная задача, связанная с формированием общей культуры ученика, - растить Читателя, который понимает текст, может проявить и обосновать свою нравственную позицию при восприятии читаемого, свободно владеет речью.

Технология смыслового чтения предполагает использование способов приобретения, сохранения и использования информации, для получения позитивных результатов обучения. В основе технологии лежат стратегии предтекстовой, текстовой и послетекстовой деятельности, которые предполагают формирование читательской компетенции обучающихся и использование различных приемов работы с текстом.

Учителю необходимо планировать и строить свои уроки так, чтобы работа ученика с учебником вела его через понимание текста к пониманию и познанию мира.

Таблица 1

Этапы и приемы работы с текстом для учащихся.

Традиционные приемы работы с текстом

Инновационные приемы работы с текстом,

по этапам работы с текстом

Предтекстовая деятельность

Текстовая деятельность - работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Послетекстовая деятельность


1.Восстановление / заполнение пропусков

2. Упражнение на дополнение

3. Работа с географическими понятиями.

4. Изучение приведённых в тексте примеров и придумывание своих.

5. Нахождение в тексте ответов на вопросы словами автора учебника.

6. Перекодирование информации

(таблица, схема,

7. Множественный выбор

8. Верные/неверные утверждения

9. Задания «на соотнесение»

10. Исправление готового текста

11. Задание «Найди лишнее»

12. Задание «Сотрудничество»

13. Задание «Продолжи фразу»

14. Задание на составление визитной карточки

15. Задание. Определи регион России по его краткому описанию.

16. Задание Географический диктант

17. Задания работаем с картой

18. Задание «Угадай контур»

19. Составление презентации к тексту параграфа

20.Задания на самостоятельные творческие работы с использованием текста учебника


Деятельность: постановка задач чтения, выбор вида чтения, актуализация предшествующих знаний и опыта, понятий и словаря текста, создание мотивации к чтению, мозговой штурм, глоссарий, ориентиры предвосхищения содержания, батарея вопросов, предваряющие вопросы, рассечение вопроса, поставь проблему,

предложи решение, прогноз и впечатления, алфавит за круглым столом и др.

Деятельность: управление процессом чтения: выдвижение гипотезы о смысле читаемого в структуре текста; ее подтверждение/опровержение в процессе чтения; контекстуальная и смысловая догадка о соотношении читаемой в данный момент части с текстом в целом; размышление во время чтения о содержании текста; собственная оценка понимания прочитанного и др. Оно часто осуществляется с помощью информационных закрытых вопросов: «кто?», «что?», «где?», «когда?», «каким образом?», «как?», «сколько?», которые требуют точного ответа из текста; путешествие по содержанию.
Карта осмысления и запоминания событий.
Тайм-аут! (паузы для сохранения информации), чтение в кружок, чтение про себя с вопросами, чтение про себя с пометками (SMART, INSERT) и др.


Использование освоенного текстового материала в разных интеллектуальных ситуациях, формах применения, областях социально значимого знания. Включение его в более широкий контекст культурной активности.
Освоение прочитанного за счет обсуждения его содержания, расширения и углубления возможностей его использования путем воспроизведения с различной степенью развернутости и сжатости и др.

Паутина обсуждения, пирамида фактов, где ответ?
«Тонкие» и «толстые» вопросы к тексту, вопросы после текста, аннотация – реферат – пересказ,
взаимовопросы,
синквейн.
проверочный лист, изучение приведённых в тексте примеров и придумывание своих и др.

Читательская компетенция – это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, то есть качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни и служат залогом его жизненного успеха, а значит и эффективного функционирования общества.

Формированием стратегии смыслового чтения является организация систематической работы с учебником на каждом уроке и дома. Ориентиры направлений формирования умений работы с текстом зависят от возрастных особенностей обучающихся и для 8-7 класса служат ориентирами следующие основы: умение устанавливать план прочитанного; работа с иллюстрациями (рисунками, чертежами, графиками, диаграммами); воспроизводить текст по предложенному плану; умение пользоваться образцами решения задач; заполнение определений, форму.

ФГОС начального и основного общего образования включают в метапредметные результаты в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами» (схема 1 «Группы метапредметных результатов, относящихся к смысловому чтению»).

Схема 1.

Задача учителя: формировать личность ученика, готового к самообразованию и саморазвитию, владеющую навыками продуктивного (смыслового) чтения – необходимого и обязательного условия формирования такой личности. Развивать навык смыслового чтения учебного текста на уроках географии важно продолжать развивать в 7 классах.

У учащихся 7-8 классов уже должно сформироваться представление, что учебник, географические карты, дополнительные источники информации – это основные и важные средства обучения, где можно найти ответ на любой вопрос. К тому же умение читать текст осмысленно, находить ключевые слова, основную мысль помогают учащимся при подготовке к ОГЭ.

1. Предтекстовая деятельность.

Выстраивая алгоритм урока, ориентированного на использование технологии смыслового или активно-продуктивного чтения, учитель проектирует систему заданий, которая самостоятельное чтение учебного текста превращает в увлекательное и познавательное дело. Для этого он выбирает из возможных вариантов необходимые для реализации поставленных целей стратегии, практические приемы и методы.

Например, на стадии вызова, актуализации имеющихся знаний по теме, пробуждения познавательной активности, создания мотивации к чтению и для приучения школьников к углубленной самостоятельной работе, возможно применение различных педагогических приемов.

«Глоссарий». Например, при изучении темы «Население России» учащиеся создают в своей тетради словарик с ключевыми понятиями, в конце изучения темы учащимся предлагается соотнести термин и его определение-закрепить пройденное:

Подберите пару: понятие – определение

1) сокращение численности населения в стране а) рынок труда

2) въезд людей в страну б) «утечка умов»

3) количество умерших на 1000 жителей за год в) депопуляция

4) превышение числа желающих работать над г) смертность

количеством рабочих мест д) безработица

5) соотношение спроса на рабочую силу е) иммиграция

и её предложение

6) экономическая эмиграция специалистов

различного профиля обычно из менее

развитых стран в более развитые

Правовых документы.

На уроке «Миграции населения России» можно предложить выполнить следующее задание

Используя выписку из правовых документов, ответьте на вопросы:

  1. Кто такие беженцы?

  2. Кто такие вынужденные переселенцы?

  3. Назовите документы, определяющие их права.

Выписки из правовых документов

• «Беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений может стать жертвой преследований по призна­ку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определен­ной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей граж­данской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства, находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в резуль­тате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опа­сений». (Закон РФ "О беженцах")

• «Вынужденный переселенец - гражданин Российской Федерации, покинувший мес­то- жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвернуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповеда­ния, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в от­ношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного поряд­ка'. (Закон РФ "О вынужденных переселенцах')

• Каждый год десятки тысяч людей вынуждены покидать свои дома, часто и свою страну из-за войн и преследований. Эти люди становятся беженцами. Почти всегда они вынуждены бежать неожиданно, оставляя все, что имеют, разлучаясь со своими родны­ми. Многие никогда не смогут возвратиться домой. В 1995 году в мире насчитывалось бо­лее чем 27 миллионов беженцев. Более того, еще от 20 до 25 млн. людей стали переме­щенными лицами в собственных странах. Это означает, что общее количество людей, ли­шившихся родного крова, составляет около 50 млн. человек, то есть каждый 120-й жи­тель планеты. (Управлению Верховного Комиссара ООН по делам беженцев - 50 лет // Право и политика. 2000. № 11. С. 145.)

Большинство беженцев ищут убежища в соседних странах. Другие вынуждены уез­жать далеко в поисках безопасных мест пребывания. Беженцы часто прибывают в аэро­порты и морские порты стран, далеких от родины, и обращаются с просьбой о предо­ставлении убежища.

• Основным международным документом, определяющим правовой режим беженцев, является Конвенция ООН о статусе беженцев от 28 июля 1951 года и Протокол к ней от 31 января 1967 года, ратифицированный Россией 13 ноября 1992 года. Основными нор­мативными актами РФ, реализующими статус беженцев, является закон 'О беженцах" 1993 года, Указ Президента РФ «Об утверждении положения о порядке предоставления РФ политического убежища».

• Правовую защиту и помощь беженцам во всем мире предоставляет Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН), которое было создано в 1950 году. Основная и наиболее важная деятельность УВКБ ООН направлена на гаран­тирование защиты основных прав беженцев. Кроме того, УВКБ ООН содействует рас­пространению знаний о международном законодательстве о беженцах, наблюдает за со­блюдением норм международного права со стороны правительств и предоставляет мате­риальную помощь беженцам (продукты питания, питьевая вода, временное жилье, меди­цинское обслуживание).

«Ориентиры предвосхищения».

Прочитайте суждения и отметьте те, с которыми вы согласны.

Например, при изучении темы «Природные условия России» можно предложить учащимся сначала самим заполнить таблицу (среднюю колонку), а затем проверить свои ответы (или затруднения), используя текст учебника.

Уже знал

(до чтения текста)

Дать определения и ответить на вопросы

Узнал новое

(после прочтения текста)


Природные ресурсы



Адаптация



Виды адаптации



Природные условия



Благоприятны ли природные условия в России?



2. Текстовая деятельность.

Совсем иначе данный прием используется на следующем этапе урока стадии текстовой деятельности или непосредственной работы с текстом, предполагающей организацию активной работы ребят с информацией.



3. Послетекстовая деятельность.

Деятельность предполагает использование освоенного текстового материала в разных интеллектуальных ситуациях, формах применения, областях социально значимого знания; включение его в более широкий контекст культурной активности; освоение прочитанного за счет обсуждения его содержания, расширения и углубления возможностей его использования путем воспроизведения с различной степенью развернутости и сжатости;

Подобную работу можно определить как нахождение в тексте сведений для заполнения таблиц и схем. Такая работа ориентирует учащихся на обобщение и систематизацию основного учебного материала. Обучающимся предлагается памятка по заполнению таблицы:

Таблица – перечень сведений, приведенных в определенную систему и разнесенных по графам.

Учител ( или каждый ученик индивидуально) : читает отрывок стихотворения Часы бывают разные (К. Абоимов) и на карте показывает часы.

Часы бывают разные


Вдруг кто-то остановится, -

Есть детские, есть важные.


Идти перестают.


Будильники пузатые,


Но нам винить не стоит


Настенные глазастые,

часы настенные

Помощников своих


Карманные почтенные,


За их порой неточности


Наручные надменные,


Ведь нет часов плохих.


Настольные серьёзные


Прошу вас оглянуться


И башенные грозные.

куранты

И убедиться нам,


Бегут часы по кругу


Что жизнь вокруг налажена


И всё им нипочём.


И мчится по часам.


Шаги часы-минуты


Приносят пользу всякие


Чеканят день за днём.


Нам ходики-друзья.


Но ход часов бывает


Жить помогают собрано


По важности причин


Секундами звеня.


Неверным и неточным,


Песочные стройняшки,

часы песочные

Мы это им простим.


Спортивные близняшки,


Одни бегут торопятся,


Скромняги электронные,


Другие отстают.


Да солнечные сонные.

солнечные часы


Используя различные источники информации, заполните таблицу «Виды времени»

Вид времени

Сущность

Эфемерное


Звёздное


Солнечное


Всемирное


Местное


Поясное


Декретное


Графическая схема – фактическое разделение изучаемого материала на составные части, взаимосвязь между которыми устанавливается при помощи стрелок.

Используя различные источники информации, заполните таблицу «Виды времени»


Пример: «Верные – неверные утверждения» 7 класс


1. Коренные жители Ю. Америки – индейцы.

2. В Ю. Америке находилось могущественное государство инков с развитым хозяйством и культурой.

3. Большинство населения Ю. Америки говорит на английском языке.

4. На территории Ю. Америки много стран, как и в Африке.


Задания «на соотнесение»

Пример: Задание. Найдите соответствие между определениями и понятиями: 

Определения

Понятия

1. Соотношение осадков и испаряемости.

2. Атмосферный вихрь с пониженным давлением в центре.

3. Линия на климатической карте, соединяющая точки с одинаковыми средними температурами воздуха.

4. Свойства климата, обеспечивающие сельскохозяйственное производство.

5. Длительный и значительный недостаток дождя, при повышенной температуре и пониженной влажности воздуха, в результате которого иссякают запасы влаги в почве, что ведёт к снижению или гибели урожая.

6.Оймякон.

7..Переходная полоса между двумя различными воздушными массами.

8. Атмосферный вихрь с повышенным давлением в центре.

9. Количество солнечной энергии, достигшей поверхности Земли.

10. Изменение свойств воздушных масс  при перемещении на другую подстилающую поверхность.

11. Сильный и продолжительный ветер, выдувающий верхний слой почвы.

12. Устойчивые сезонные ветры. Летом дуют с моря на сушу и приносят дожди, а зимой  дуют с суши, неся сухую погоду.

а) Суммарная радиация.

б) Атмосферный фронт. 

в) Трансформация. 

г) Циклон. 

д) Антициклон. 

е) Коэффициент увлажнения. 

ж) Агроклиматические ресурсы. 
з) Засуха. 
и) Пыльные бури. 

к) «Полюс холода». 

л) Муссон
м) Изотерма. 



Задание «Найди ошибку или исправление текста».

Задание. Внимательно читая текст, найди и исправь ошибки.

В саваннах Африки

Африканская саванна отличается более буйной растительностью, чем экваториальные леса. Среди густой травянистой растительности возвышаются баобабы. В высокой траве пасутся стада антилоп, зебр, слонов окапи. Животные африканских саванн могут долго обходиться без воды. В поисках водоема они преодолевают большие расстояния. Около водопоя можно встретить удивительную антилопу гну, ростом всего 30 см. Огромная горилла привела своих детёнышей к воде и грозно смотрит на слонов, зебр, страусов и носорогов. Длинноногая птица-секретарь расправляется со змеей. Лисичка фенек осторожно крадется в тени зонтичной акации. Но вдруг налетел страшный самум, несущий смерть всему живому.

Задание «Найди лишнее».

Задание. Работая с картами атласа, найдите лишний объект в каждой цепочке, и объясните свое решение.

1) Лаба, Казбек, Егорлык, Скалистый, Кунгур, Маныч, Кубачи;

(Ответ: Кунгур – находится на Урале, а все остальные – на Кавказе)

2) Пенжина, Оймякон, Джугджур, Ямал, Бурея, Терпения, Певек;

(Ответ: Ямал – полуостров в Западной Сибири, а остальные объекты – с Дальнего Востока)

3) Селигер, Эльтон, Кижи, Вилюй, Жигули, Вятка, Хибины.

(Ответ: Вилюй-река Восточной Сибири, а остальные объекты находятся в европейской части России )

Задание «Сотрудничество».

Пример: Работа в группах.

Задание 1. Используя текст параграфа, заполните таблицу.

Раса

Цвет волос

Цвет глаз

Районы проживания

Европеоидная




Монголоидная




Негроидная





Задание 2. Учитель раздаёт каждой группе разрезные карточки: альбомный лист с изображением лиц представителей различных рас (монголоида, негроида, европеоида) разрезается на 4 горизонтальные полосы (волосы, глаза, нос, рот).

- Из составных частей соберите портрет представителя монголоидной расы

- Из составных частей соберите портрет представителя негроидной расы

- Из составных частей соберите портрет представителя европеоидной расы.

Задание. « Продолжи фразу».

Пример: Задание

  1. Россия расположена на материке….

  2. Плодородие почвы зависит от содержания в ней…

  3. Самое глубокое озеро России…


Задание Географический диктант

Задание. Расставьте цифры к природным зонам:

арктические пустыни тундра

  1. Природа зоны легко ранима.

  2. Почвы бесструктурные с глеевым горизонтом.

  3. Значительные площади покрыты ледниками.

  4. Средняя температура января – 26…– 28о, а июля + 1…+ 4 оС.

  5. Сильные ветры.

  6. В этой зоне огромные площади занимают оленьи пастбища.

  7. Расположена на островах Арктики.

  8. Увлажнение избыточное много озер и болот.

  9. Промысел морского зверя (моржа, тюленя).

  10. На южной границе средняя температура июля +10оС.

  11. На скалах «птичьи базары».

  12. Лето короткое и холодное.

  13. Зона протянулась вдоль побережья Северного Ледовитого океана.

  14. В реках и озерах много рыбы.

  15. Воды– в твердом виде, только летом образуются талые воды.

  16. Много перелётных птиц летом (утки, гуси, лебеди).

  17. Полярная ночь длится до 5 месяцев.

Ответы: Арктические пустыни: 1, 3, 4, 5, 7, 9, 11, 12, 15, 17. Тундра: 1, 2, 5, 6, 8, 10, 13, 14, 16.

Большое значение на уроках географии имеет работа с картой, статистическими материалами так идёт запоминание и усвоение материала. текст насыщен картографией. чтение несплошных текстов требуют других ,так как сами тексты организованы иначе. Для учащихся очень важно научиться свободно получать информацию, представленную в любой форме читательских навыков 


Задания работаем с картой

Пример: Географические названия (топонимы) – это память о истории земель, языков. Они рассказывают о прежней природе, легендах, устанавливают родство народов, языков.

Задание. Найдите на карте и запишите однокоренные топонимы:

    1. Река Анадырь - город Анадырь – Анадырский залив.

    2. Народ чукчи - ___________ - ____________________.

    3. Река Бурея - __________________ - _____________________.

    4. Народ коряки - _______________ - ______________________.

    5. В. Беринг - ________________ - ______________________.

    6. Е. Хабаров - __________________ - _______________________.


Задания на самостоятельные творческие работы с использованием текста учебника

1.Пример: Изучая тему “Океаны Земли” учащиеся получают задание: используя текст учебника составить графический конспект “Лоция океана”. Для этого находить в тексте особенности природы и освоения океана, придумывать подходящие графические обозначения и наносить эти знаки на подготовленный контур океана в нужный район.

При изучении темы “Южная Америка” с целью формирования умения выбирать из текста необходимую информацию на заданную тему учащиеся получают задание: выбрать из текста описания природных рекордов материка и красочно оформить их перечень.


Восстановление / заполнение пропусков

Пример: тема «Климат России»

Задание. Используя текст учебника, заполни пропуски в тексте:

Климат Русской равнины _____________. Континентальность нарастает к ___________ и особенно к _________. Характер рельефа обеспечивает свободное проникновение ____________ воздушных масс до восточных окраин равнины, а в арктических - далеко на _____. В переходные периоды продвижение арктического воздуха вызывает резкое ____________ температуры и ____________, а летом - ____________.

Русская равнина получает _____________ количество осадков по сравнению с другими крупными равнинами нашей страны. Она находится под влиянием _____________ переноса воздушных масс и движущихся со стороны _______________ _______.


Задание «Найди лишнее».

Задание. Работая с картами атласа, найдите лишний объект в каждой цепочке, и объясните свое решение.

1) Лаба, Казбек, Егорлык, Скалистый, Кунгур, Маныч, Кубачи;

(Ответ: Кунгур – находится на Урале, а все остальные – на Кавказе)

2) Пенжина, Оймякон, Джугджур, Ямал, Бурея, Терпения, Певек;

(Ответ: Ямал – полуостров в Западной Сибири, а остальные объекты – с Дальнего Востока)

3) Селигер, Эльтон, Кижи, Вилюй, Жигули, Вятка, Хибины.

(Ответ: Вилюй-река Восточной Сибири, а остальные объекты находятся в европейской части России )


Стратегии  работы с объемными текстами: «Алфавит за «круглым столом», «Соревнуемся с писателями», «Ориентиры предвосхищения», «Экскурсия по книге», «Список тем книги», «Следуйте за персонажем книги», «Черты характера героев», «Цитаты», «Загадки», «Доклад», «Рецензия», «Синквейн». Эти стратегии используются до чтения, во время и после прочтения текста.

1. Работа с понятием.

Варианты работы с текстом на завершающей стадия урока – стадии рефлексии, самостоятельной систематизация нового материала.

Мозговой штурм».

Посмотрите на  название текста, скажите, какие ассоциации возникают у вас по поводу заявленной темы.

– Что такое гидросфера? 
– Какие свойства имеет вода? 
– Что такое мировой круговорот воды?
– Из каких частей состоит гидросфера?
–Какова роль гидросферы в жизни человека?



Например, прием «Синквейн». Синквейн - это стихотворение, состоящее из 5 строк, составляя которое ребята повторно и вдумчиво работают с текстом по заданию:

1. Одно слово – имя существительное тема синквейна.

2. Два слова – прилагательные, которые могут быть соединены союзами или предлогами.

3. Три слова – глаголы.

4. Четыре слова – предложение, которое выражает своё отношение к первой строке, теме синквейна.

5. Одно слово – ассоциация к первой строке – теме синквейна.


Прием - «Толстые и тонкие вопросы»

Задание 1. Учитель предлагает учащимся составить по 3 «тонких» и 3 «толстых» вопроса по пройденной теме, например, в конце урока «Мировой океан и его части»

Тонкие вопросы:

I. Кто ? Что? Где?

II. Будет ли ...? Может быть ... ? Как называется ...?

III. Когда было ...? Согласны ли Вы ...? Верно ли ...?

Толстые вопросы:

I. Объясните, почему...?

II. В чем различие между….?

III. Предположите, что будет если…?


Синквейн - это стихотворение, состоящее из 5 строк. Правила написания синквейна:

На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна. На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна. На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы. Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть по – возможности, эмоциональной. Дети используют различные источники информации. 

Примеры синквейнов: 

1.Рельеф
Расчлененный, разнообразный
Поднимается, опускается, изменяется
Неровности суши и дна океанов
«Каркас природы»

2.Равнины
Плоские, холмистые
Простираются, заболачиваются, заливаются
Характерно небольшое колебание высот
Просторы

3.Горы
Складчатые, глыбовые
Возвышаются, белеют, дымятся
Формируются в  тектонически активных областях
Сильно расчлененные участки

4.Кряж
Приподнятый, вытянутый
Возвышается, размывается, разрушается 
Гряды холмов и низких гор
Возвышенность

5. Вулканы
Действующие, потухшие
Извергаются, грохочут, сжигают
Выброс лавы, огня и пепла
Гора 

6.Оползни
Каменистые, подвижные
Сползают, смещаются, разрушают
Возникает на крутых склонах
Движение


Чтение и сегодня является универсальной техникой получения знаний. А научить учащихся пользоваться учебным текстом и вообще книгой, использовать их для саморазвития является важнейшей задачей современной школы.

Качество обучения находится в прямой зависимости от желания и умения учащихся активно работать с учебником, которая должна рассматриваться как обязатель­ный учебный труд школьников. Главное – организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развивающаяся личность испытывала потребность в чтении как источнике дальнейшего развития.

Педагогу необходимо организовывать работу обучающихся с текстом учебни­ка на всех этапах урока и целенаправленно обучать школьников умению работать со всеми его элементами. Не менее важно научить ребят использовать учебник географии в сочетании с дру­гими средствами обучения: картами, учебными картинами, аудио­визуальными средствами, материалами внеклассного чтения и др.

В настоящее время смысловое чтение рассматривается как одна из важнейших интеллектуальных функций, как целенаправленная деятельность, которая может изменить современное общество. Вот почему навыки смыслового чтения являются основой для освоения основного содержания образования, которое рассматривается как единство знаний, деятельности и развития обучающихся. (Схема 2 «Смысловое чтение – фундамент формирования УУД обучающихся»)

Схема 2.

Сегодня важнейшим критерием успеха становится доступ к информации и умение эффективно ее переработать. Мы, педагоги, особо нуждаемся в развитии тех качеств наших учеников, которые еще вчера казались естественными и не требующими специального внимания - быстро обучаться и переобучаться в любом возрасте, развивать свои потенциальные и расширять уже имеющиеся способности. А залогом успеха каждого учителя на этом поприще может стать овладение стратегией смыслового или продуктивного чтения, систематическое применение ее приемов на своих уроках.

Теперь моей компетентностью как учителя географии становится использование таких приёмов работы с текстом и овладение школьниками познавательных универсальных учебных действий, чтобы это способствовало успешному усвоению знаний о природе, а также исключению механического заучивания учебного материала. Значит, при работе с учебником или дополнительной литературой, необходимо уделять внимание формированию у учащихся следующих читательских умений:

• целенаправленно, выборочно читать текст, статьи учебника;

• составлять план к прочитанному тексту;

• умение выполнять задания, включающие составление схем, таблиц; 

• логично, последовательно излагать ответ на поставленный вопрос, понимать прочитанный текст;

• отвечать на вопросы, имеющиеся в конце учебника;

• извлекать из учебника и дополнительных источников необходимую информацию и обсуждать полученные сведения;

• находить в тексте описание к иллюстрациям;

• самостоятельно выполнять задания в рабочих тетрадях на основе текста учебника и дополнительной литературы;

• готовить сообщения на основе используемой литературы (энциклопедий, справочников, других книг, Интернета).


Литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959.

2.     Адлер М. Как читать книги. – М.: 2011. – 344 с.

3.     Граник, Г.Г. Когда книга учит / Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая. – М. : Педагогика, 1991. – 256 с.

4.     Королева Г.В. Технология эффективного чтения. – Ростов-на-Дону: 2009. – 307 с.

5.     Галактионова Т.Г., Казакова Е.И., Гринева М.И. и др. Учим успешному чтению. – М.: Просвещение, 2011. – 88с.

2. Сальникова Т.П. Методика обучения чтению. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 240 с

3. Сметанникова Н.Н. Стратегиальный подход к обучению чтению (междисциплинарные проблемы чтения и грамотности).-М.: Школьная библиотека, 2005.-512с.

4. Фундаментальное ядро содержания основного общего образования /Рос. акад. Наук, Рос. Акад.; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2011.








13



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Реализация технологии смыслового чтения на уроках географии в 7-8 классах

Автор: Лариса Геннадьевна Сидорова

Дата: 23.04.2023

Номер свидетельства: 630212

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Методы интеграции 7 модулей в уроки географии"
    ["seo_title"] => string(47) "mietodyintieghratsii7modulieivurokighieoghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "295643"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455858645"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Проект "Великая Отечественная война и Великая Победа" "
    ["seo_title"] => string(62) "proiekt-vielikaia-otiechiestviennaia-voina-i-vielikaia-pobieda"
    ["file_id"] => string(6) "206179"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430124392"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Влияние конкуренции на деятельность фирмы. "
    ["seo_title"] => string(47) "vliianiie-konkurientsii-na-dieiatiel-nost-firmy"
    ["file_id"] => string(6) "103217"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402572966"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства