Просмотр содержимого документа
«"Смысловое чтение"»
ФОРМИРОВАНИЕ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО Выполнила: Вяткина К.В. Учитель начальных классов. 2017г
Полноценное чтение — это сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникационных задач, как понимание, поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретации, комментирование текста и др.
Процесс чтения состоит из трех фаз.
Первая — это восприятие текста, раскрытие его содержания и смысла, своеобразная расшифровка, когда из отдельных слов, фраз, предложений складывается общее содержание. В этом случае чтение включает: просмотр, установление значений слов, нахождение соответствий, узнавание фактов, анализ сюжета и фабулы, воспроизведение и пересказ.
Вторая — это извлечение смысла, объяснение найденных фактов с помощью привлечения имеющихся знаний, интерпретация текста. Здесь происходит упорядочивание и классифицирование, объяснение и суммирование, различение, сравнение и сопоставление, группировка, анализ и обобщение, соотнесение с собственным опытом, размышление над контекстом и выводами.
Третья — это создание собственного нового смысла, то есть присвоение добытых новых знаний как собственных в результате размышления. Те, кто останавливается на первой фазе чтения, читают репродуктивно, механически воспроизводят содержание, пересказывают факты и фабулу. Когда-то этого было достаточно для получения образования.
Виды чтения:1. Первичное самостоятельное чтение небольшого текста каждым учеником (чтение вполголоса, «жужжащее» чтение). 2. Первичное чтение учителем или и прослушивание текста с использованием ТСО. 3. Самостоятельное чтение с конкретным заданием. 4. Чтение, деление на части. Составление плана. 5. Чтение по готовому плану. 6. Чтение, после чтения – пересказ.7. Выразительное чтение: Дети подчеркивают в каждом предложении слово, которое нужно выделить голосом, ставят стрелку вверх, когда интонация должна подняться вверх, и вниз, когда интонация голоса опускается вниз. Перед запятыми вертикальную палочку, показывающую, что нужно остановиться. Две вертикальные палочки, подсказывающие, что нужно сделать долгую паузу. Чтение слов, предложений, которые читаются тихо, медленно, громко, быстро. 8. Чтение с сокращением текста (дети убирают предложения и слова, которые можно опустить) Подготовка к сжатому пересказу.9. Чтение цепочкой по предложению или абзацу.10. Чтение, ответы на вопросы.
11. Нахождение в тексте отрывка к рисунку и наоборот.12. Чтение самого красивого места в рассказе или стихотворении.Нахождение по данному началу или концу предложения. (Позже предложение можно заменять логически законченным отрывком.)13. Чтение до указанного слова или до указанной информации.14. Нахождение предложения или отрывка, отражающую главную мысль.15. Чтение и установление, что правдиво, а что вымысел (для сказки).16. Чтение и нахождение предложений, которые стали поговорками (для басен).17. Чтение, составление сценария к диафильму.18. Чтение, подборка звукового оформления «фильма».19. Беседа с сопровождением выборочного текста.20. Высказывание своих непосредственных суждений о прослушанном после чтения учителем или учеником.
21. Чтение, рассказ о том, чем понравилось произведение, что запомнилось.22. Установление путем чтения причинно-следственных связей.23. Чтение названия рассказа (Как еще можно назвать?)24. Чтение по ролям.25. Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.26. Нахождение и чтение предложения с восклицательным, вопросительным знаком, запятой, многоточием, тире и т.д.27.Конкурсное чтение стихотворений (жюри выбирается из предыдущих победителей)28. Нахождение и чтение образных слов и описаний.29. Нахождение в рассказе самого длинного слова.30. Нахождение и чтение слов и выражений, с помощью которых можно нарисовать устный портрет.31. Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным (данные слова записаны на доске)
Задания творческого характера, способствующие развитию навыков смыслового чтения:1.Составление вопросов к части текста, предложению (с использованием слова, схемы),2. Составление текста в группах на определённую ему по разным вопросам. (Например, берём какого-либо героя 1 группа составляет описание дома в котором живет герой, 2 группа описывает его друзей, 3 группа интересы героя).3. Чтение, пересказ прочитанного с помощью мимики, жестов.4. Нахождение предложения (отрывка), который мог бы прочитать этот человечек.5. После деления всего текста на части сочинение других вариантов концовок.6. После выявления основной мысли текста, определения того, чему учит нас это произведение сочинение пословицы. (Или подбор пословицы подходящей к данному тексту).
7. Сочинение рассказа по какому либо выражению, крылатой фразе, эпиграфу.
8. Преобразование обычного рассказа в сказку. (Придумать какой либо элемент, добавить сказочного героя).
9. Путаница. Придумать рассказ, наделив героев противоположными качествами. (Доброму герою присвоить плохие качества и наоборот).
10. На основе прочитанного произведения придумать рассказ, в котором главные герои попадают в современное время.
11. Путешествуя, описать несколько дней своей жизни.
12. Творческие задания на карточках
Смысловое чтение –это возможность человеческого мозга проникнуть в мировое информационное поле. Оно даёт каждому шанс реализовать себя.
Смысловое чтение –это не только увлекательное захватывающее дело, но и огромный труд, который преобразовывает личность изнутри. Наша задача, как педагогов сделать чтение доступным каждому их своих учеников.