kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Смысловое чтение текста в свете требований ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Смысловое чтение текстов в свете требований ФГОС НОО

Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное  вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.

Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым,  учащимся необходимо точно и полно понимать содержание текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность. Это отражено в Федеральном образовательном стандарте НОО при работе над следующими блоками:

1. Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного.

2. Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации.    

3. Работа с текстом: оценка информации.

Покажем, какие приемы работы по каждому блоку можно использовать и какие метапредметные УУД при этом формируются.

1. Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного.

1. Определение темы текста и его назначения (познавательные УУД: развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов).

2. Подбор заголовка (регулятивное УУД: развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника).

3. Формулирование главной мысли текста (коммуникативные УУД: оформление своих мыслей в устной форме).

4. Объяснение порядка частей, содержащихся в тексте (коммуникативные УУД: овладение логическими действиями).

5. Сопоставление основных текстовых и внетекстовых компонентов: обнаруживание соответствие между частью текста и его общей идеей, формулирование вопроса, объяснение  назначение карты, рисунка, пояснение частей графика или таблицы (познавательные УУД: развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов).

6. Нахождение в тексте требуемой информации  (познавательные УУД: развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов).

7. Решение учебно-познавательных и учебно-практических задач, требующих полного и критического понимания текста:

— определение назначения разных видов текстов (регулятивные УУД: развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника);

— различие темы и подтемы специального текста (познавательные УУД: развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов);

— выделение избыточной информации (познавательные УУД: обобщать и классифицировать по признакам.)

— прогнозирование последовательности изложения идей текста (регулятивные УУД: прогнозировать предстоящую работу);

— сопоставление разных точек зрения и разных источников информации по заданной теме (познавательные УУД: на основе анализа объектов делать выводы);

— формирование на основе текста системы аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции (познавательные УУД: на основе анализа объектов делать выводы);

— понимание душевного состояния персонажей текста, сопереживать им (личностные УУД: развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции).

2. Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации.

Рассмотрим приемы работы и метапредметные результаты:

1. Структурирование текста, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения (познавательные УУД: обобщать и классифицировать по признакам).

2. Преобразование текста с использованием таблиц, схем, иллюстраций (познавательные УУД: представлять информацию в виде схемы).

3. Интерпретирование текста:

— сравнивание и противопоставление заключённой в тексте информации разного характера (познавательные УУД: на основе анализа объектов делать выводы);

— поиск в тексте доводов в подтверждение выдвинутых тезисов (познавательные УУД: формируем умение на основе анализа объектов делать выводы);

— установление выводов из сформулированных посылок (коммуникативные УУД:  формируем умение оформлять свои мысли в устной форме);

— формулирование главной мысли (коммуникативные УУД:  строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами,  оформлять свои мысли в устной форме).

3. Работа с текстом: оценка информации.

Приёмы работы:

1. Оценка содержания текста:

— связывание информации, обнаруженной в тексте, со знаниями из других источников (познавательные УУД: развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов);

— оценивание утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире (познавательные УУД: на основе анализа объектов делать выводы);

— нахождение доводов в защиту своей точки зрения (коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме).

2. Оценка формы текста: тип речи, стиль речи, жанр (регулятивные УУД: оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей).

3. Поиск недочётов в  получаемой информации, пробелы в информации и нахождение путей восполнения этих пробелов (познавательные УУД: выявлять сущность, особенности объектов).

4. Сравнение информации по одной теме из разных  источников (познавательные УУД: обобщать и классифицировать по признакам).

5. Формулирование своей точки зрения (коммуникативные УУД; оформлять свои мысли в устной форме).

Таким образом, ФГОС НОО включают в метапредметные результаты освоения основнойобразовательной программы основного общего образования в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров».

Чтение – фундамент всех образовательных результатов, обозначенных в ФГОСе.

Владение навыками смыслового чтения позволят продуктивно учиться по книгам всегда.

При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретённые в первом блоке  навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию. Обучающиеся усовершенствуют навык поиска информации в компьютерных и некомпьютерных источниках информации, приобретут навык формулирования запросов и опыт использования поисковых машин. Они усовершенствуют умение передавать информацию в устной форме и в письменной форме. Школьники получат возможность научиться строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации, а также освоить опыт критического отношения к получаемой информации на основе её сопоставления с информацией из других источников и с имеющимся жизненным опытом.

Второй блок – интерпретация. Чтобы разобраться в тексте, требуется активный анализ, сличение элементов текста друг с другом. Мало понять непосредственное значение сообщения в тексте, необходим процесс перехода от текста к выделению того, в чем состоит внутренний смысл – интерпретации. Осознание внутреннего смысла происходит с учетом контекста и мотивации читателя.

Третий блок - анализ информации. Ученик понимает текст и может связать его с другими источниками, учится оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире. Находит доводы в защиту своей точки зрения,  недочёты в  получаемой информации, пробелы в информации и пути восполнения этих пробелов. Сравнивает информацию по одной теме из разных  источников.

Содержание текста всегда имеет множество степеней свободы:  разные люди понимают один и тот же текст по-разному в силу своих индивидуальных  особенностей и жизненного опыта.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Смысловое чтение текста в свете требований ФГОС »

Смысловое чтение текстов в свете требований ФГОС НОО


Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.

Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым,  учащимся необходимо точно и полно понимать содержание текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность. Это отражено в Федеральном образовательном стандарте НОО при работе над следующими блоками:

1. Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного.

2. Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации.

3. Работа с текстом: оценка информации.

Покажем, какие приемы работы по каждому блоку можно использовать и какие метапредметные УУД при этом формируются.

1. Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного.

1. Определение темы текста и его назначения (познавательные УУД: развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов).

2. Подбор заголовка (регулятивное УУД: развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника).

3. Формулирование главной мысли текста (коммуникативные УУД: оформление своих мыслей в устной форме).

4. Объяснение порядка частей, содержащихся в тексте (коммуникативные УУД: овладение логическими действиями).

5. Сопоставление основных текстовых и внетекстовых компонентов: обнаруживание соответствие между частью текста и его общей идеей, формулирование вопроса, объяснение назначение карты, рисунка, пояснение частей графика или таблицы (познавательные УУД: развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов).

6. Нахождение в тексте требуемой информации (познавательные УУД: развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов).

7. Решение учебно-познавательных и учебно-практических задач, требующих полного и критического понимания текста:

— определение назначения разных видов текстов (регулятивные УУД: развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника);

— различие темы и подтемы специального текста (познавательные УУД: развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов);

— выделение избыточной информации (познавательные УУД: обобщать и классифицировать по признакам.)

— прогнозирование последовательности изложения идей текста (регулятивные УУД: прогнозировать предстоящую работу);

— сопоставление разных точек зрения и разных источников информации по заданной теме (познавательные УУД: на основе анализа объектов делать выводы);

— формирование на основе текста системы аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции (познавательные УУД: на основе анализа объектов делать выводы);

— понимание душевного состояния персонажей текста, сопереживать им (личностные УУД: развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции).

2. Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации.

Рассмотрим приемы работы и метапредметные результаты:

1. Структурирование текста, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения (познавательные УУД: обобщать и классифицировать по признакам).

2. Преобразование текста с использованием таблиц, схем, иллюстраций (познавательные УУД: представлять информацию в виде схемы).

3. Интерпретирование текста:

— сравнивание и противопоставление заключённой в тексте информации разного характера (познавательные УУД: на основе анализа объектов делать выводы);

— поиск в тексте доводов в подтверждение выдвинутых тезисов (познавательные УУД: формируем умение на основе анализа объектов делать выводы);

— установление выводов из сформулированных посылок (коммуникативные УУД: формируем умение оформлять свои мысли в устной форме);

— формулирование главной мысли (коммуникативные УУД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной форме).

3. Работа с текстом: оценка информации.

Приёмы работы:

1. Оценка содержания текста:

— связывание информации, обнаруженной в тексте, со знаниями из других источников (познавательные УУД: развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов);

— оценивание утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире (познавательные УУД: на основе анализа объектов делать выводы);

— нахождение доводов в защиту своей точки зрения (коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме).

2. Оценка формы текста: тип речи, стиль речи, жанр (регулятивные УУД: оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей).

3. Поиск недочётов в получаемой информации, пробелы в информации и нахождение путей восполнения этих пробелов (познавательные УУД: выявлять сущность, особенности объектов).

4. Сравнение информации по одной теме из разных источников (познавательные УУД: обобщать и классифицировать по признакам).

5. Формулирование своей точки зрения (коммуникативные УУД; оформлять свои мысли в устной форме).

Таким образом, ФГОС НОО включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров».

Чтение – фундамент всех образовательных результатов, обозначенных в ФГОСе.

Владение навыками смыслового чтения позволят продуктивно учиться по книгам всегда.

При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретённые в первом блоке навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию. Обучающиеся усовершенствуют навык поиска информации в компьютерных и некомпьютерных источниках информации, приобретут навык формулирования запросов и опыт использования поисковых машин. Они усовершенствуют умение передавать информацию в устной форме и в письменной форме. Школьники получат возможность научиться строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации, а также освоить опыт критического отношения к получаемой информации на основе её сопоставления с информацией из других источников и с имеющимся жизненным опытом.

Второй блок – интерпретация. Чтобы разобраться в тексте, требуется активный анализ, сличение элементов текста друг с другом. Мало понять непосредственное значение сообщения в тексте, необходим процесс перехода от текста к выделению того, в чем состоит внутренний смысл – интерпретации. Осознание внутреннего смысла происходит с учетом контекста и мотивации читателя.

Третий блок - анализ информации. Ученик понимает текст и может связать его с другими источниками, учится оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире. Находит доводы в защиту своей точки зрения, недочёты в получаемой информации, пробелы в информации и пути восполнения этих пробелов. Сравнивает информацию по одной теме из разных источников.

Содержание текста всегда имеет множество степеней свободы:  разные люди понимают один и тот же текст по-разному в силу своих индивидуальных  особенностей и жизненного опыта.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Смысловое чтение текста в свете требований ФГОС

Автор: Масалкова Наталья Александровна

Дата: 12.01.2015

Номер свидетельства: 153803

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Реализация технологии смыслового чтения на уроках географии в 7-8 классах"
    ["seo_title"] => string(80) "realizatsiia_tekhnologii_smyslovogo_chteniia_na_urokakh_geografii_v_7_8_klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "630212"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1682255908"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(221) "Тема «Любовь как источника света» по рассказу И. Бунина «Темные аллеи»  Тип урока : урок-исследование (применение ТРКМЧП) "
    ["seo_title"] => string(123) "tiema-liubov-kak-istochnika-svieta-po-rasskazu-i-bunina-tiemnyie-alliei-tip-uroka-urok-issliedovaniie-primienieniie-trkmchp"
    ["file_id"] => string(6) "115601"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412022467"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Рабочая программа по литературному чтению 3 класс "
    ["seo_title"] => string(56) "rabochaia-proghramma-po-litieraturnomu-chtieniiu-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "107466"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1403262157"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства