Смысловое чтение
Слайд 1
Слайд 2 – цитата
ФГОС второго поколения содержит требования к личностным, предметным и метапредметным результатам изучения предмета.
Слайд 3
Метапредметные результаты подразумевают формирование прежде всего способностей к самостоятельной организации дальнейшего образовательного развития ребенка.
В своем выступлении я бы хотела поговорить о процессе формирования способности ребенка к смысловому чтению как одному из метапредметных результатов обучения иностранному языку в современной школе в условиях информационного общества. Т.е. речь идет о сформировании в ходе обучения навыков и способностей, необходимых для самостоятельного изучения предмета и оперирования информацией.
Слайд 4.
Смысловое чтение, включает умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку / по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов
Слайд 5
Смысловое чтение включает в себя три основных аспекта, являющихся одновременно и критериями оценки уровня его сформированности, а именно:
– поиск информации и понимание прочитанного;
– преобразование и интерпретация информации;
– собственная оценка информации.
Первый критерий подразумевает под собой умение свободно ориентироваться в содержании текста, понимать его целостный смысл, а также находить в нем необходимую информацию.
Согласно второму критерию, ученик должен уметь разделить текст на значимые смысловые куски, вычленить главные мысли, составить план, таблицу или тезисы к тексту, которые смогли бы послужить в дальнейшем опорой для интерпретации прочитанного.
И, наконец, последний критерий включает в себя умения определять достоверность прочитанной информации, сравнивать с ранее полученными сведениями, личным читательским опытом, анализировать, высказывать оценочные суждения или свою личную точку зрения о прочитанном тексте.
Слайд 6
Итак, смысловое чтение – вид чтения, которое направлено не только на понимание читающим смыслового содержания текста, но и на его осмысление, оценку и формирование личного мнения относительно прочитанного.
В процессе смыслового чтения происходит интерпретация содержания текста, наделение его собственным смыслом.
Смысловое чтение неотделимо от способности к критическому мышлению. Критическое мышление является процессом соотнесения внешней информации с имеющимися у человека знаниями, выработка решений о том, что можно принять, что необходимо дополнить, а что – отвергнуть.
Слайд 7
Наличие сформированного критического мышления обеспечивает конечный результат смыслового чтения – формирования критического мнения. Однако стоит отметить, что критическое мнение не всегда выражает несогласие с прочитанным, а всего лишь выражает личное мнение читателя, которое может как совпадать, так и не совпадать с мнением автора.
Процесс формирования общеучебных умений и навыков включает неотъемлемый компонент – мониторинг уровня их сформированности.
Слайд 8
Поскольку умение смыслового чтения представляет собой совокупность множества навыков (техника чтения, анализ, синтез, конкретизация, обобщение и т. д.), то определение уровня его сформированности осуществляется на основе выполнения заданий различного характера.
Слайд 9
В методиках обучения иностранному языку предлагаются следующие виды тестовых заданий:
– выполнить полный или выборочный адекватный перевод текста;
– составить развернутый план текста (выводы, комментарии, резюме);
– назвать утверждения, которые можно опровергнуть или подтвердить;
– поставить вопросы ко всему тексту.
Слайд 10
К перечисленным упражнениям можно еще добавить следующие:
– разбить текст на смысловые отрывки;
– написать отзыв, рецензию;
– найти ключевые слова и заменить их синонимами / антонимами и т. д.
По результатам выполнения данных упражнений учитель может выявить пробелы в сформированности умения смыслового чтения и, следовательно, составить программу корректировки.
Таким образом, формирование умения смыслового чтения является сложным, комплексным процессом, который заключается в синтезе множества различных навыков и умений.
Примеры:
«умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку / по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов»
Лит-ра:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования, утвержденный Прика-зом Минобра РФ от 6 декабря 2009 № 373.
Апальков В.Г. Формирование смыслового чтения – необходимое условие развития метапредметных компе-тенций : доклад [Электронный ресурс]. URL: www.gazpromschool.ru/teachers/pedsovet/pedsovet15_12_2012.html (дата обращения: 23.02.2013).