Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка. Он связан с формированием основ умения учиться и способности к организации деятельности. Читательские умения должны обеспечить младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создать основу для самообразования.
Долгое время в практике обучения чтению в начальной школе акцент делался на наращивание темпов и работу над правильностью чтения, а задаваемые по тексту вопросы проверяли лишь поверхностное усвоение содержания текста. Такая практика вырабатывала беглое, но бессознательное чтение, которое не позволяло максимально извлекать и понимать информацию.
Поскольку программы по учебным предметам ориентированы на умение преобразовывать информацию, представленную в различных формах, а одним из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы становится умение работать с различными источниками информации, то данная проблема является актуальной в современной школе и решать её необходимо уже в начальной школе, где и должен закладываться навык смыслового чтения.
ФГОС начального и основного общего образования относит «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами» к обязательным метапредметным результатам освоения учащимися основной образовательной программы.
По сути, в данном определении предложен перечень основных умений смыслового чтения, которые постепенно должны осваиваться в начальной школе.
Значение смыслового чтения для успешного освоения учебного материала состоит в том, сформированный навык чтения является фундаментом всех предметных действий и представляет собой комплексное УУД.
Хочу обратить внимание, что в начальной школе ведется только подготовительная работа по овладению навыками смыслового чтения и отдается приоритет технической стороне чтения.
И согласно стандарту, в каждом классе мы работаем над формированием определенной группы УУД, используя специальные группы заданий и упражнений.
Обратите внимание на слайд «Выпускник научится». Это те, действия, которые должен освоить ребенок к четвертому году обучения.
Процесс развития универсальных умений смыслового чтения требует организации контроля, а не просто проверки. Одной из задач ШМО стало изучение стратегии смыслового чтения. Учителя начальной школы приняли активное участие в методической неделе по данной теме. На уроках дети выполняли практические и учебно-познавательные задачи, требующие понимания текста.
Также в своей работе педагоги используют рабочие тетради по чтению, которые позволяют выявить уровень читательского развития ребенка. А проведение в конце каждого полугодия проверки читательских умений помогает учителю не только отслеживать развитие каждого ребенка, но и корректировать свою работу в данном направлении.
Школьники поставлены в ситуацию самостоятельной работы с текстом, который необходимо воспринять, ранжировать по новизне и значимости, сделать прогнозы, выводы и обобщения.
Из диаграммы видно, что систематическая работа над текстом дает свои положительные результаты.
Работая с текстом, наши выпускники должны получить возможность научиться (внимание на слайд), а также выполнять творческие задания с опорой на эмоции, воображение, осмысление прочитанного.