kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Система работы с одаренными детьми в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современные  учитель должен  организовывать работу так, чтобы развивать у учащихся мышление, внимание и другие виды познавательной деятельности. Продуктивная работа должна формировать   и прочные знания, и умения использовать их в различных ситуациях, самостоятельно добывать знания, формировать опыт решения проблем. В связи с этим остро стоит вопрос о целенаправленной работе по развитию учащихся – интеллектуальных, физических, эмоционально-волевых, познавательных умений. Высокие результаты  возможны при наличии активной позиции учащихся в учебном процессе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Система работы с одаренными детьми в начальной школе »

Западно-Казахстанская область Бурлинский район г.Аксай Общеобразовательная средняя школа №4 Система работы с одаренными детьми в начальной школе Учитель: Хвалова Л.Н..

Западно-Казахстанская область Бурлинский район г.Аксай

Общеобразовательная средняя школа №4

Система работы с одаренными

детьми в начальной школе

Учитель: Хвалова Л.Н..

Давно замечено, что талантливые являются всюду и всегда, Где и когда существуют условия благоприятные для развития Г.В. Плеханов

Давно замечено, что талантливые являются всюду и всегда,

Где и когда существуют условия благоприятные для развития

Г.В. Плеханов

Актуальность Глобальные изменения во всех сферах жизни общества обострили потребность в одаренных , творческих людях, способных отвечать на вызовы нового времени, поставив перед системой образования проблему организации эффективного обучения детей с повышенными интеллектуальными способностями.

Актуальность

Глобальные изменения во всех сферах жизни общества обострили потребность в одаренных , творческих людях, способных отвечать на вызовы нового времени, поставив перед системой образования проблему организации эффективного обучения детей с повышенными интеллектуальными способностями.

Любому обществу нужны одаренные люди и задача его состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Задача школы состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ученика, развить их, поддержать ребенка, сохранить его неповторимость, подготовить почву для того, чтобы его таланты и способности были реализованы.  Таланты рождаются не часто, а гениев за всю историю человечества вообще насчитывается не более 400.

Любому обществу нужны одаренные люди и задача его состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Задача школы состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ученика, развить их, поддержать ребенка, сохранить его неповторимость, подготовить почву для того, чтобы его таланты и способности были реализованы. Таланты рождаются не часто, а гениев за всю историю человечества вообще насчитывается не более 400.

Одаренность – уровень развития общих способностей , определяющий диапазон деятельности в которых человек может достичь больших успехов. Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений ) в том или ином виде деятельности .

Одаренность – уровень развития общих способностей , определяющий диапазон деятельности в которых человек может достичь больших успехов.

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений ) в том или ином виде деятельности .

Выделяются следующие категории одаренных детей: Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями. Дети с высокими творческими (художественными) способностями. дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.

Выделяются следующие категории одаренных детей:

  • Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.
  • Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.
  • Дети с высокими творческими (художественными) способностями.

дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.

  • Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).
Представляя вам систему своей работы с одаренными детьми, хотелось бы отметить, что я работаю со всеми детьми , то есть стараюсь максимально развивать познавательные и творческие способности каждого ученика. Работа по развитию одаренной личности будет успешной, если она будет иметь системный характер.

Представляя вам систему своей работы с одаренными детьми, хотелось бы отметить, что я работаю со всеми детьми , то есть стараюсь максимально развивать познавательные и творческие способности каждого ученика.

Работа по развитию одаренной личности будет успешной, если она будет иметь системный характер.

Цель работы

Цель работы

Задачи

Задачи

Свою работу строю на следующих принципах

Свою работу строю на следующих принципах

Формы работы

Формы работы

Ожидаемый результат

Ожидаемый результат

Всю работу с одаренными детьми можно разделить на три этапа: 1 этап: аналитический – при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой – либо деятельности. Творческий потенциал ребенка может получить развитие в разных областях.

Всю работу с одаренными детьми можно разделить на три этапа:

1 этап: аналитический – при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой – либо деятельности. Творческий потенциал ребенка может получить развитие в разных областях.

2 этап: диагностический. Он включает в себя психологическую диагностику, специальную (углубленную) диагностику и мониторинг динамики развития ребенка. При выявлении одаренного ребенка ведущая роль принадлежит не только психологу, но и учителю.  Первые шаги по выявлению одаренности учеников наши учителя начальных классов делают с первых дней обучения ребенка в школе. Педагоги изучают условия и историю развития учащегося в семье, его увлечения, сведения о семье, о раннем развитии ребенка, его интересы и способности. Далее очень хорошо работает система портфолио ученика, которое создается с первого класса, и ведется до окончания школы.

2 этап: диагностический. Он включает в себя психологическую диагностику, специальную (углубленную) диагностику и мониторинг динамики развития ребенка. При выявлении одаренного ребенка ведущая роль принадлежит не только психологу, но и учителю.

Первые шаги по выявлению одаренности учеников наши учителя начальных классов делают с первых дней обучения ребенка в школе. Педагоги изучают условия и историю развития учащегося в семье, его увлечения, сведения о семье, о раннем развитии ребенка, его интересы и способности. Далее очень хорошо работает система портфолио ученика, которое создается с первого класса, и ведется до окончания школы.

3 этап : этап формирования, углубления и развития способностей учащихся (становление личности)

3 этап : этап формирования, углубления и развития способностей учащихся (становление личности)

1 этап  Список одаренных детей 3 «в» класса №  п/п 1.  Дубов Максим 2. Имеют уровень Ф. И. Давлетова Римма Математика Проявляют учащегося развития выше 3. Математика среднего по предмету Внеурочная хореография таланты и способности 4. Мусин Тимур Спортивно- танцевальный кружок «Ак Жулдыз» Участие  деятельность хореография 5. Тлекабыл Русский язык Спортивные танцы В международных конкурсах Награды Математика Русский язык Шектебай Дарига 3 место Математика хореография Математика Литературноечтение Литературное чтение Литературное чтение Спортивные танцы, музыка Спортивные танцы,музыка

1 этап

Список одаренных детей 3 «в» класса

п/п

1.

Дубов Максим

2.

Имеют уровень

Ф. И.

Давлетова Римма

Математика

Проявляют

учащегося

развития выше

3.

Математика

среднего по предмету

Внеурочная

хореография

таланты и способности

4.

Мусин Тимур

Спортивно- танцевальный кружок «Ак Жулдыз»

Участие

деятельность

хореография

5.

Тлекабыл

Русский язык

Спортивные танцы

В международных конкурсах

Награды

Математика

Русский язык

Шектебай Дарига

3 место

Математика

хореография

Математика Литературноечтение

Литературное чтение

Литературное чтение

Спортивные танцы, музыка

Спортивные танцы,музыка

6. Шестопалова Яна 7. Математика 8. Хвалов Саша Литературное чтение хореография Надралиев Ансар Русский язык Математика Математика Литературное чтение Областной конкурс, Диплом Районный конкурс  1 место.

6.

Шестопалова Яна

7.

Математика

8.

Хвалов Саша

Литературное чтение

хореография

Надралиев Ансар

Русский язык

Математика

Математика

Литературное чтение

Областной конкурс,

Диплом

Районный конкурс

1 место.

План работы с одарёнными детьми на 2011/2012 учебный год.

п/п

Мероприятия

1.

2.

Дата

Изучение нормативных документов и методических рекомендаций.

3.

Разработка целостной системы поиска, выявления, отбора, обучения, развития одарённых детей с учетом сохранения здоровья и преемственности.

в течение года

Ответственные

учитель

в течение года

Создание банка данных по одарённым детям гимназии.

4.

5.

Сентябрь, январь

Проведение работы с родителями одарённых детей.

Проведение учёбы по изучению опыта работы учителей, работающих с одарёнными детьми.

Психолог

в течение года

учитель

6.

учитель

в течение года

7.

Создание условий для работы с одарёнными детьми и подготовки их к конкурсам.

учитель

в течение года

Подготовка и проведение предметных школьных/гимназических олимпиад учащихся 3-4 классов.

8.

учитель

Ноябрь, декабрь

Активизация работы по участию детей в международных конкурсах: «Кенгуру», «Русский медвежонок»

9.

учитель

в течение года

Анализ критических замечаний и предложений по результатам олимпиад с выработкой рекомендаций.

10.

Подготовка учащихся к городскому интеллектуальному конкурсу

учитель

январь-апрель

11.

12.

Организация сети занятий по интересам.

МОнач, классов

сентябрь - апрель

учитель

в течение года

Расширение банка методической литературы по работе с одарёнными детьми.

учителя

в течение года

Библиотекари

2 этап  Психолого- педагогическая характеристика ученицы 3 «В» класса ОСШ № 4 Тилеукабыл Назгул.  Отношение к школе положительное, степень осознания общественной и личной значимости своей учебной деятельности достаточна. В школе Назгул стремится в основном узнавать новое, проявлять свои умственные способности. Имеет отличные способности по всем предметам. Учится только на «5», Может самостоятельно выделять главное, делать обобщения и выводы. Недостаточно хорошо осуществляет самоконтроль из-за постоянной опеки матери, но проявляет настойчивость в достижении поставленной цели.

2 этап

Психолого- педагогическая характеристика

ученицы 3 «В» класса ОСШ № 4

Тилеукабыл Назгул.

Отношение к школе положительное, степень осознания общественной и личной значимости своей учебной деятельности достаточна. В школе Назгул стремится в основном узнавать новое, проявлять свои умственные способности.

Имеет отличные способности по всем предметам. Учится только на «5», Может самостоятельно выделять главное, делать обобщения и выводы. Недостаточно хорошо осуществляет самоконтроль из-за постоянной опеки матери, но проявляет настойчивость в достижении поставленной цели.

Стремится преодолевать трудности. Имеет отличные результаты в учебе. На уроках активна, всегда правильно и обстоятельно отвечает на заданные вопросы. Любит читать художественную, историческую и развивающую литературу. Любознательна. Назгул с удовольствием участвует в подготовке и проведении различных мероприятий. Любое дело доводит до конца. Предпочитает мыслительную деятельность увеселительным мероприятиям. Ребёнок интраверт. Быстро запоминает любой материал. Работает быстро, допускает небольшое количество ошибок. Самооценка адекватная. Интеллектуальное развитие - высокое.

Стремится преодолевать трудности. Имеет отличные результаты в учебе. На уроках активна, всегда правильно и обстоятельно отвечает на заданные вопросы. Любит читать художественную, историческую и развивающую литературу. Любознательна.

Назгул с удовольствием участвует в подготовке и проведении различных мероприятий.

Любое дело доводит до конца. Предпочитает мыслительную деятельность увеселительным мероприятиям.

Ребёнок интраверт. Быстро запоминает любой материал. Работает быстро, допускает небольшое количество ошибок. Самооценка адекватная. Интеллектуальное развитие - высокое.

Высокий уровень учебной мотивации. По результатам социометрии занимает лидерскую позицию Положительно реагирует на похвалу и порицание. В области межличностных отношений проявляет сдержанность. В коллективе Назгул ценят за эрудированность и умение отстаивать свою точку зрения, за готовность придти на помощь одноклассникам. По состоянию здоровья относится к подготовительной группе, есть много противопоказаний для участия в спортивных мероприятиях. Часто болеет простудными заболеваниями. Уроки физкультуры посещает. Социально-бытовые условия жизни удовлетворительные. Семья проживает в благоустроенной трёхкомнатной квартире. В семье единственный ребёнок.  Классный руководитель: Просвирова Т.Н.  Педагог-психолог: Калинка А.И.

Высокий уровень учебной мотивации. По результатам социометрии занимает лидерскую позицию

Положительно реагирует на похвалу и порицание.

В области межличностных отношений проявляет сдержанность. В коллективе Назгул ценят за эрудированность и умение отстаивать свою точку зрения, за готовность придти на помощь одноклассникам.

По состоянию здоровья относится к подготовительной группе, есть много противопоказаний для участия в спортивных мероприятиях. Часто болеет простудными заболеваниями. Уроки физкультуры посещает.

Социально-бытовые условия жизни удовлетворительные. Семья проживает в благоустроенной трёхкомнатной квартире. В семье единственный ребёнок.

Классный руководитель: Просвирова Т.Н.

Педагог-психолог: Калинка А.И.

Программа индивидуального развития «Одаренный ребенок» Цель: Сформировать благоприятные условия обучения и создать психологическую комфортную обстановку в начальной школе для успешного развития индивидуальности ребёнка.

Программа индивидуального развития «Одаренный ребенок»

Цель: Сформировать благоприятные условия обучения и создать психологическую комфортную обстановку в начальной школе для успешного развития индивидуальности ребёнка.

Индивидуальный план развития учащегося является не только современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи: поддерживать высокую учебную мотивацию школьников; поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся; формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность; содействовать индивидуализации воспитания и образования школьников; закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.

Индивидуальный план развития учащегося является не только современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:

  • поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

  • развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;
  • формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;
  • содействовать индивидуализации воспитания и образования школьников;

закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.

Программа индивидуального развития «Одарённый ребёнок» Ученицы 3 «В» класса ОСШ № 4 Тилеукабыл Назгул. Пояснительная записка Данная программа направлена для развития, поддержки одарённого ребёнка. Вот тут-то и не обойтись без помощи психолога и учителя, которые, работая в тесном контакте с семьей, могут помочь ребёнку. Цель:  создать необходимые условия для развития детской одарённости.

Программа индивидуального развития

«Одарённый ребёнок»

Ученицы 3 «В» класса ОСШ № 4 Тилеукабыл Назгул.

Пояснительная записка

Данная программа направлена для развития, поддержки одарённого ребёнка. Вот тут-то и не обойтись без помощи психолога и учителя, которые, работая в тесном контакте с семьей, могут помочь ребёнку.

Цель: создать необходимые условия для развития детской одарённости.

Задачи:

Задачи:

Сроки реализации программы Программа рассчитана на 2009 - 2013 уч.г., чтобы подготовить ребенка к переходу в 5 класс. I этап - диагностический Цель: углубленное психолого-педагогическое изучение ученика, выявление его индивидуальных особенностей .  Задачи: 1. Провести психологическое обследование ребенка для определения его психологического развития Приоритетные направления: -диагностика познавательной деятельности учащихся; -исследования эмоционально-личностной сферы; -диагностика межличностных отношений; -диагностика психологического здоровья; 2. Занести полученные результаты в базу данных. По результатам работы составляется

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на 2009 - 2013 уч.г., чтобы подготовить ребенка к переходу в 5 класс.

I этап - диагностический

Цель: углубленное психолого-педагогическое изучение ученика, выявление его индивидуальных особенностей .

Задачи:

1. Провести психологическое обследование ребенка для определения его психологического развития

Приоритетные направления:

-диагностика познавательной деятельности учащихся;

-исследования эмоционально-личностной сферы;

-диагностика межличностных отношений;

-диагностика психологического здоровья;

2. Занести полученные результаты в базу данных. По результатам работы составляется

II этап - коррекционно-развивающий   Цель данного этапа - разработка и реализация индивидуальной программы. Индивидуальная программа развития ребёнка составлена на основе I этапа наблюдений, диагностических процедур и психолого-педагогических выводов. Цели, поставленные на учебный год.  Приемы и методы достижения поставленной цели  Рефлексия  

II этап - коррекционно-развивающий

 

Цель данного этапа - разработка и реализация индивидуальной программы. Индивидуальная программа развития ребёнка составлена на основе I этапа наблюдений, диагностических процедур и психолого-педагогических выводов.

Цели, поставленные на учебный год.

Приемы и методы достижения поставленной цели

Рефлексия

 

Сравнительный анализ результатов диагностики

 

 

Качества

Уровень сформированности в 2 классе

Забота о своей школе

Уровень сформированности в I полугодии 3класса

В делах класса участвует

Любознательность

Реализация своих, интеллектуалъных способностей

Сформирована

Участвует в делах класса, привлекает к этому других.

Хорошо сформирована

Хорошо учится, при поддержке и внимании родителей

Организован­ность в учении

Стремится к знаниям

На уроках внимательна и активна

Саморазвитие

трудолюбие

Работу на уроке и домашнее

Во внеурочной деятельности участвует

Старается

задание выполняет внимательно и аккуратно

Участвует в конкурсах различного уровня, в том числе

Самостоятель­ность в труде

робластных

Старается являться примером для одноклассников

'Трудится без наличия контроля

Уважительное отношение к, старшим

Прудится без контроля со стороны взрослых в школе, но

'Уважает старших, не допускает грубость

Дружелюбное отношение к, сверстникам

родительская опека присутствует

Уважает старших

доброжелателен

Самоподготовка

Самодисциплина

Отзывчив к друзьям, является примером в учёбе

Средний уровень

Полностью сформирована

Сформирована не полностью, очень зависим от опеки мамы

Соблюдение правил культуры

Сформирована полностью

'Кормы и правила поведения соблюдает в полной мере

Требовательностъ к учёбе

Правила поведения соблюдает

Проявляет себя в хороших, поступках.

Стремиться проявить себя в

Хороших делах и поступках, и показывает пример остальным учащимся

III этап - саморазвитие Цель данного этапа - научить ребёнка самостоятельно добывать знания. Задачи: развивать активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность; развивать рефлексивную и оценочную деятельность; воспитывать ребёнка, способного к сопереживанию; формировать культуру межличностных отношений.      

III этап - саморазвитие

Цель данного этапа - научить ребёнка самостоятельно добывать знания. Задачи:

развивать активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;

развивать рефлексивную и оценочную деятельность;

воспитывать ребёнка, способного к сопереживанию;

формировать культуру межличностных отношений.

 

 

 

Работа с одаренными детьми на уроках Воспитание лидерских качеств Творческая личность характеризуется умением самостоятельно выбирать сферу деятельности и двигаться вперед. В учебном учреждении этому способствует продуманная методика обучения, предназначенная не только для передачи знаний, но и для выработки «умения мыслить». В своей работе на уроке учитель может использовать: Метод вживания. Позволяет учащимся посредством чувственно- образных и мыслительных представлений «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри. Метод эвристических вопросов. Ответы на семь ключевых вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Когда? Как? и их всевозможные сочетания порождают необычные идеи и решения относительно исследуемого объекта.

Работа с одаренными детьми на уроках

Воспитание лидерских качеств

Творческая личность характеризуется умением самостоятельно выбирать сферу деятельности и двигаться вперед. В учебном учреждении этому способствует продуманная методика обучения, предназначенная не только для передачи знаний, но и для выработки «умения мыслить».

В своей работе на уроке учитель может использовать:

Метод вживания. Позволяет учащимся посредством чувственно- образных и мыслительных представлений «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри.

Метод эвристических вопросов. Ответы на семь ключевых вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Когда? Как? и их всевозможные сочетания порождают необычные идеи и решения относительно исследуемого объекта.

Метод сравнения . Дает возможность сопоставить версии разных учащихся, а также их версии с культурно – историческими аналогами, сформированными великими учеными, философами и т. д. Метод конструирования понятий. Способствует созданию коллективного творческого продукта - совместно сформулированного определения понятия. Метод путешествия в будущее. Эффективен в любой общеобразовательной области как способ развития навыков предвидения, прогнозирования. Метод ошибок. Предполагает изменение устоявшегося негативного отношения к ошибкам, замену его на конструктивное использование ошибок для углубления образовательных процессов. Отыскивание взаимосвязей ошибки с «правильностью» стимулирует эвристическую деятельность учащихся, приводит их к пониманию относительности любых знаний.

Метод сравнения . Дает возможность сопоставить версии разных учащихся, а также их версии с культурно – историческими аналогами, сформированными великими учеными, философами и т. д.

Метод конструирования понятий. Способствует созданию коллективного творческого продукта - совместно сформулированного определения понятия.

Метод путешествия в будущее. Эффективен в любой общеобразовательной области как способ развития навыков предвидения, прогнозирования.

Метод ошибок. Предполагает изменение устоявшегося негативного отношения к ошибкам, замену его на конструктивное использование ошибок для углубления образовательных процессов. Отыскивание взаимосвязей ошибки с «правильностью» стимулирует эвристическую деятельность учащихся, приводит их к пониманию относительности любых знаний.

Метод придумывания. Позволяет создать не известный ранее ученикам продукт в результате определенных творческих действий. Метод «если бы… ». Помогает детям нарисовать картину или составить описание того, что произойдет, если в мире что-либо изменится. Выполнение подобных заданий не только развивает воображение, но и позволяет лучше понять устройство реального мира. «Мозговой штурм» (А. Ф. Осборн). Позволяет собрать большое число идей в результате освобождения участников обсуждения от инерции мышления и стереотипов. Метод инверсии, или метод обращения. Способствует применению принципиально противоположной альтернативы решения. Например, объект исследуется с внешней стороны, а решение проблемы происходит при рассмотрении его изнутри.  

Метод придумывания. Позволяет создать не известный ранее ученикам продукт в результате определенных творческих действий.

Метод «если бы… ». Помогает детям нарисовать картину или составить описание того, что произойдет, если в мире что-либо изменится. Выполнение подобных заданий не только развивает воображение, но и позволяет лучше понять устройство реального мира.

«Мозговой штурм» (А. Ф. Осборн). Позволяет собрать большое число идей в результате освобождения участников обсуждения от инерции мышления и стереотипов.

Метод инверсии, или метод обращения. Способствует применению принципиально противоположной альтернативы решения. Например, объект исследуется с внешней стороны, а решение проблемы происходит при рассмотрении его изнутри.

 

Использование развивающих игр при организации внеурочной деятельности Все занятия, рассчитанные на повышение креативности, основываются на следующих принципах: научить человеческий мозг, во-первых, задавать необычные вопросы, во-вторых, искать неожиданные ответы и экспериментировать с образами и идеями. Пять самых знаменитых упражнений, которые необходимо регулярно выполнять, а в идеале – ежедневно.

Использование развивающих игр при организации внеурочной деятельности

Все занятия, рассчитанные на повышение креативности, основываются на следующих принципах: научить человеческий мозг, во-первых, задавать необычные вопросы, во-вторых, искать неожиданные ответы и экспериментировать с образами и идеями.

Пять самых знаменитых упражнений, которые необходимо регулярно выполнять, а в идеале – ежедневно.

«И все-таки у них много общего». Задание: Возьмите наугад два существительных, которые принадлежат к совершенно разным сферам лексики. Для простоты можно воспользоваться словарем, открыв его наугад и ткнув пальцем в первое попавшееся слово. Выбрав два понятия, которые, казалось бы, не имеют между собой ничего общего, попытайтесь «нащупать» между ними какую–нибудь связь. Любым способом. Даже если понадобится придумать совершенно невероятную историю, сюжет которой свяжет эти два слова между собой. Это упражнение тренирует мозг на сознание непривычных комбинаций и учит пользоваться «ингредиентами», находящимися в разных его секторах.

«И все-таки у них много общего». Задание: Возьмите наугад два существительных, которые принадлежат к совершенно разным сферам лексики. Для простоты можно воспользоваться словарем, открыв его наугад и ткнув пальцем в первое попавшееся слово. Выбрав два понятия, которые, казалось бы, не имеют между собой ничего общего, попытайтесь «нащупать» между ними какую–нибудь связь. Любым способом. Даже если понадобится придумать совершенно невероятную историю, сюжет которой свяжет эти два слова между собой. Это упражнение тренирует мозг на сознание непривычных комбинаций и учит пользоваться «ингредиентами», находящимися в разных его секторах.

Например: «Что общего между глазом и водопроводным краном»? Оба слова - из четырех букв; В обоих случаях буква «А» - третья по счету; При помощи глаза кран можно увидеть, при помощи крана – глаз помыть; И то и другое может блестеть; Из них иногда льется вода; Когда они портятся, из них подтекает.   Вывод: ремонт глаза в тысячу раз дороже, чем ремонт крана.

Например:

«Что общего между глазом и водопроводным краном»?

Оба слова - из четырех букв;

В обоих случаях буква «А» - третья по счету;

При помощи глаза кран можно увидеть, при помощи крана – глаз помыть;

И то и другое может блестеть;

Из них иногда льется вода;

Когда они портятся, из них подтекает.

 

Вывод: ремонт глаза в тысячу раз дороже, чем ремонт крана.

«Безумный генетик». Для этого упражнения понадобится листок бумаги и ручка (карандаш). Внимание! Здесь важен процесс, а не результат. Задание : нарисуйте фантастическое животное, которое будет содержать как можно больше признаков разных реальных животных. Работая над этим художественным произведением, вы убедитесь, что богатая фантазия может иметь вполне механическое происхождение. Главное - «задушить» логику и здравый смысл, которые будут мешать в работе.

«Безумный генетик». Для этого упражнения понадобится листок бумаги и ручка (карандаш). Внимание! Здесь важен процесс, а не результат.

Задание : нарисуйте фантастическое животное, которое будет содержать как можно больше признаков разных реальных животных.

Работая над этим художественным произведением, вы убедитесь, что богатая фантазия может иметь вполне механическое происхождение. Главное - «задушить» логику и здравый смысл, которые будут мешать в работе.

«Сумасшедший архитектор». Задание: необходимо нарисовать дом. Для этого вам понадобится, прежде всего, произвольно выбрать любых 10 слов (можно из словаря, можно наугад назвать). Задача такая: вы архитектор, к вам обратился заказчик, который готов заплатить большие деньги за эскиз своего жилья. Его условие: в эскизе должны быть представлены… (далее следует 10 выбранных слов). Рисуйте дом прозрачным, чтобы внутри можно было разместить мебель.  Например: «Кастрюля» - отлично, дом будет иметь форму кастрюли. «Ворона»… пусть крыльцо будет черным, как ворона. «Кресс – салат»? Отведем комнату под зимний сад и посадим там полезное растение. Рисуя, пусть схематично, старайтесь одновременно представлять, как это могло бы быть в действительности.

«Сумасшедший архитектор». Задание: необходимо нарисовать дом. Для этого вам понадобится, прежде всего, произвольно выбрать любых 10 слов (можно из словаря, можно наугад назвать). Задача такая: вы архитектор, к вам обратился заказчик, который готов заплатить большие деньги за эскиз своего жилья. Его условие: в эскизе должны быть представлены… (далее следует 10 выбранных слов). Рисуйте дом прозрачным, чтобы внутри можно было разместить мебель.

Например: «Кастрюля» - отлично, дом будет иметь форму кастрюли. «Ворона»… пусть крыльцо будет черным, как ворона. «Кресс – салат»? Отведем комнату под зимний сад и посадим там полезное растение.

Рисуя, пусть схематично, старайтесь одновременно представлять, как это могло бы быть в действительности.

«Десять плюс десять». Возьмите любое существительное и напишите в столбик 10 прилагательных, которые к нему подходят. Например, «шляпа – большая, зеленая, теплая, модная, красивая и т. д.». Это легко. А вот теперь попробуйте написать в другой столбик десять прилагательных, которые этому существительному не подходят. Это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Та же шляпа не может быть, скажем, кислой. … Старайтесь подбирать прилагательные из разных сфер восприятия (например, если вы написали

«Десять плюс десять». Возьмите любое существительное и напишите в столбик 10 прилагательных, которые к нему подходят.

Например, «шляпа – большая, зеленая, теплая, модная, красивая и т. д.». Это легко. А вот теперь попробуйте написать в другой столбик десять прилагательных, которые этому существительному не подходят. Это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Та же шляпа не может быть, скажем, кислой. … Старайтесь подбирать прилагательные из разных сфер восприятия (например, если вы написали

Упражнения для развития творческого восприятия Помогают ученику раскрыть свои возможности и найти личный путь творческого развития. Упражнение «На одну букву». Учитель считает до тридцати, дети в это время находят и запоминают все предметы в классе, название которых начинается, например, с буквы «С». Упражнение «На несколько букв».  Необходимо определить характеристики представленного предмета, начинающиеся на три выбранные буквы. Упражнение «Переключение внимания». Ученики рассматривают предмет в руке, по команде переводят взгляд на стену. Затем опять – на предмет в руке, стараясь продолжать ход своих мыслей с того же места, где остановились, а не сначала. Промежутки между командами постепенно сокращаются от минуты до нескольких секунд.

Упражнения для развития творческого восприятия

Помогают ученику раскрыть свои возможности и найти личный путь творческого развития.

Упражнение «На одну букву». Учитель считает до тридцати, дети в это время находят и запоминают все предметы в классе, название которых начинается, например, с буквы «С».

Упражнение «На несколько букв». Необходимо определить характеристики представленного предмета, начинающиеся на три выбранные буквы.

Упражнение «Переключение внимания». Ученики рассматривают предмет в руке, по команде переводят взгляд на стену. Затем опять – на предмет в руке, стараясь продолжать ход своих мыслей с того же места, где остановились, а не сначала. Промежутки между командами постепенно сокращаются от минуты до нескольких секунд.

«Что нового?» Проверяя степень развития наблюдательности и одновременно снимая напряжение, учитель спрашивает у учеников в начале урока: «Что нового вы заметили сегодня в нашем классе?». «Метафоры».  Учитель спрашивает, что видят ученики при слове «гаснуть». Это упражнение можно выполнять письменно. «Наполнение слов».  Ученики пытаются понять, на что похоже то или иное слово, что оно им напоминает, какое оно. Раскрывая образный смысл слов, добиваются того, что слово становится наполненным, оживает в воображении. « Цепочка ассоциаций». Оттолкнувшись от какого – либо слова, отыскиваем ассоциации, которое оно вызывает, потом ассоциации, которые вызывает одно из возникших слов. « Рассказ по картинкам».  Предложите ребенку придумать рассказ, используя ряд картинок. Пусть он предложит продолжение рассказа. Усложните это задание, добавив ряд иллюстраций, на первый взгляд, не связанных между собой.

«Что нового?» Проверяя степень развития наблюдательности и одновременно снимая напряжение, учитель спрашивает у учеников в начале урока: «Что нового вы заметили сегодня в нашем классе?».

«Метафоры». Учитель спрашивает, что видят ученики при слове «гаснуть». Это упражнение можно выполнять письменно.

«Наполнение слов». Ученики пытаются понять, на что похоже то или иное слово, что оно им напоминает, какое оно. Раскрывая образный смысл слов, добиваются того, что слово становится наполненным, оживает в воображении.

« Цепочка ассоциаций». Оттолкнувшись от какого – либо слова, отыскиваем ассоциации, которое оно вызывает, потом ассоциации, которые вызывает одно из возникших слов.

« Рассказ по картинкам». Предложите ребенку придумать рассказ, используя ряд картинок. Пусть он предложит продолжение рассказа. Усложните это задание, добавив ряд иллюстраций, на первый взгляд, не связанных между собой.

«Составь комикс». Попросите ребенка составить  комикс. Для этого можно использовать готовые картинки или придумать самим и нарисовать их.  «Музыка».  Ребенку предлагается прослушать музыку. Затем ему дают четыре краски: красную, зеленую, синюю, желтую. Используя эти краски, ребенок должен изобразить услышанную музыку и озаглавить рисунок. «Неоконченный рисунок». Ребенку предлагается ряд кружочков (линий, квадратиков, крестиков и т. д.). Его задача – каждому кружочку придумать, используя различные элементы, какой – либо образ. Повторяться нельзя. « Придумай название». Необходимо придумать как можно больше названий для рассказа, сказки или рисунка. Можно использовать для названий пословицы, поговорки, крылатые фразы.

«Составь комикс». Попросите ребенка составить комикс. Для этого можно использовать готовые картинки или придумать самим и нарисовать их.

«Музыка». Ребенку предлагается прослушать музыку. Затем ему дают четыре краски: красную, зеленую, синюю, желтую. Используя эти краски, ребенок должен изобразить услышанную музыку и озаглавить рисунок.

«Неоконченный рисунок». Ребенку предлагается ряд кружочков (линий, квадратиков, крестиков и т. д.). Его задача – каждому кружочку придумать, используя различные элементы, какой – либо образ. Повторяться нельзя.

« Придумай название». Необходимо придумать как можно больше названий для рассказа, сказки или рисунка. Можно использовать для названий пословицы, поговорки, крылатые фразы.

«Рифмоплет» . Сначала предложите ребенку придумать слова, окончания которых звучали бы одинаково (палка – галка); затем - сочинить двустишия на заданные рифмы; потом подобрать рифму и закончить заданные двустишья. В завершение игры можно попросить ребенка сочинить стихотворение неограниченной длины, используя как можно больше необработанных рифм.  «Архимед».  Предложите ребенку для решения ряд проблем, его задача – найти как можно больше решений. Проблемы могут быть такими: «Как вырастить пальму возле дома? Как развести сад на луне? Как сосчитать все звезды? Как приготовить машину для приготовления уроков?».

«Рифмоплет» . Сначала предложите ребенку придумать слова, окончания которых звучали бы одинаково (палка – галка); затем - сочинить двустишия на заданные рифмы; потом подобрать рифму и закончить заданные двустишья. В завершение игры можно попросить ребенка сочинить стихотворение неограниченной длины, используя как можно больше необработанных рифм.

«Архимед». Предложите ребенку для решения ряд проблем, его задача – найти как можно больше решений. Проблемы могут быть такими: «Как вырастить пальму возле дома? Как развести сад на луне? Как сосчитать все звезды? Как приготовить машину для приготовления уроков?».

Результаты олимпиады по русскому языку в 3-«В» класе.  Дата: 15 ноября 2011 г.   № п/п Ф.И. уч-ся № зад. классс Дубов Максим № 1 Тлеукабыл Назгул 3 класс баллы Мусин Тимур 3 б. - № 2 Надралиев Ансар № 3 4 б. - - 3 № 4 Хвалов С. 4 - 6 б. 5 4 - 2 Шестопалова Яна 3 б. № 5 6 - 2 8 б. 4 № 6 2 10 б. 4 4 3 4 1 № 7 1 1 6 8 7 3 8 б. № 8 8 9 4 5 3 3 б. 4 № 9 2 3 6 4 8 1 10 б. Общ. 7 5 2 7 Место 8 55 б. 3 6 6 2 5 10 36 6 7 53 5 3 4 41 5 8 1 1 3 1 41 2 8 2 33 5 39 3

Результаты олимпиады по русскому языку в 3-«В» класе.

Дата: 15 ноября 2011 г.

 

п/п

Ф.И. уч-ся

зад.

классс

Дубов Максим

1

Тлеукабыл Назгул

3 класс

баллы

Мусин Тимур

3 б.

-

2

Надралиев Ансар

3

4 б.

-

-

3

4

Хвалов С.

4

-

6 б.

5

4

-

2

Шестопалова Яна

3 б.

5

6

-

2

8 б.

4

6

2

10 б.

4

4

3

4

1

7

1

1

6

8

7

3

8 б.

8

8

9

4

5

3

3 б.

4

9

2

3

6

4

8

1

10 б.

Общ.

7

5

2

7

Место

8

55 б.

3

6

6

2

5

10

36

6

7

53

5

3

4

41

5

8

1

1

3

1

41

2

8

2

33

5

39

3

Результаты олимпиады по математике в 3 классах .  Дата: 19 ноября 2011 г.  № п/п Ф.И. уч-ся № зад. 1. классс 2. Ихсанов Ильяс 3. № 1 баллы Надралиев Ансар 3 Шектибай Дарига № 2 1 б. 3 4. 3 № 3 1 5. Дубов Максим 2 б. 6. - Мусин Тимур 2 4 б. № 4 3 2 № 5 3 4 1 Хвалов Саша 7. 5 б. 4 б. Тлеукабыл Наз. 2 1 3 3 № 6 - 2 - 3 класс 3 - По 1 б. за способ 2 № 7 4 - 2 2 - - Общ. 6 б. 1 - 2 - - 4 Место 22+… баллов - - 3 2 2 - 9 5 - 1 3 4 12 4 2 3 - - 3 3 12 1 3 13 4 3 - 4 9 2 5 4 13 2 15 1

Результаты олимпиады по математике в 3 классах .

Дата: 19 ноября 2011 г.

п/п

Ф.И. уч-ся

зад.

1.

классс

2.

Ихсанов Ильяс

3.

1

баллы

Надралиев Ансар

3

Шектибай Дарига

2

1 б.

3

4.

3

3

1

5.

Дубов Максим

2 б.

6.

-

Мусин Тимур

2

4 б.

4

3

2

5

3

4

1

Хвалов Саша

7.

5 б.

4 б.

Тлеукабыл Наз.

2

1

3

3

6

-

2

-

3 класс

3

-

По 1 б. за способ

2

7

4

-

2

2

-

-

Общ.

6 б.

1

-

2

-

-

4

Место

22+… баллов

-

-

3

2

2

-

9

5

-

1

3

4

12

4

2

3

-

-

3

3

12

1

3

13

4

3

-

4

9

2

5

4

13

2

15

1

Результаты олимпиады по литературному чтению в 3х классах. Дата: 22 ноября 2011 г.  № п/п Ф.И. уч-ся 1. № зад. классс 2. Хасанова Самира 3. Мусин Тимур № 1 баллы 3 Дубов Максим 3 № 2 7. 10 б. Надралиев Ансар 3 4. 6 № 3 7 б. 2 8 № 4 5. 3 12 б. Шектибай Дарига 8 5 6. № 5 2 б. Тлеукабыл Наз. 10 3 № 6 7 2 4 5 б. 3 класс Хвалов Саша 1 4 б. 3 - 5 - 10 3 № 7 4 6 1 5 10 1 6 б. № 8 2 5 3 7 4 2 № 9 1 5 б. 2 6 - 4 11 5 1 10 б. № 10 1 4 8 4 4 б. Общ 5 - 3 - 4 1 Место 7 65 б. 5 2 4 4 4 2 7 3 36 4 - 5 4 8 3 4 36 1 4 4 5 35 5 3 2 9 45 5 4 38 2 7 58 3 2 1 37 3

Результаты олимпиады по литературному чтению в 3х классах.

Дата: 22 ноября 2011 г.

п/п

Ф.И. уч-ся

1.

зад.

классс

2.

Хасанова Самира

3.

Мусин Тимур

1

баллы

3

Дубов Максим

3

2

7.

10 б.

Надралиев Ансар

3

4.

6

3

7 б.

2

8

4

5.

3

12 б.

Шектибай Дарига

8

5

6.

5

2 б.

Тлеукабыл Наз.

10

3

6

7

2

4

5 б.

3 класс

Хвалов Саша

1

4 б.

3

-

5

-

10

3

7

4

6

1

5

10

1

6 б.

8

2

5

3

7

4

2

9

1

5 б.

2

6

-

4

11

5

1

10 б.

10

1

4

8

4

4 б.

Общ

5

-

3

-

4

1

Место

7

65 б.

5

2

4

4

4

2

7

3

36

4

-

5

4

8

3

4

36

1

4

4

5

35

5

3

2

9

45

5

4

38

2

7

58

3

2

1

37

3

Шестопалова Яна – районный конкурс «Проба пера» I место Тилеукабыл Назгул – областной конкурс «Логический турнир»

Шестопалова Яна – районный конкурс «Проба пера» I место

Тилеукабыл Назгул – областной конкурс «Логический турнир»

Заключение Одарённость – стечение трёх характеристик: интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень, креативности и настойчивости. Одарённый человек, словно яркая звёздочка на небосклоне, требующая к себе особого внимания.

Заключение

Одарённость – стечение трёх характеристик: интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень, креативности и настойчивости. Одарённый человек, словно яркая звёздочка на небосклоне, требующая к себе особого внимания.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Система работы с одаренными детьми в начальной школе

Автор: Хвалова Любовь Николаевна

Дата: 17.06.2014

Номер свидетельства: 106497

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Методика организации исследовательской работы с одаренными детьми начальной школы"
    ["seo_title"] => string(90) "mietodika-orghanizatsii-issliedovatiel-skoi-raboty-s-odariennymi-diet-mi-nachal-noi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "251094"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447177342"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(195) "Программа внеурочной деятельности по изобразительному искусству в начальной школе "Компьютерная азбука" "
    ["seo_title"] => string(114) "proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-v-nachal-noi-shkolie-komp-iutiernaia-azbuka"
    ["file_id"] => string(6) "109540"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1404728165"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(239) "Проектная работа на тему: «Организация работы с одаренными детьми в соответствии с республикан-ской программой «Одаренные дети»»"
    ["seo_title"] => string(120) "proiektnaiarabotanatiemuorghanizatsiiarabotysodariennymidietmivsootvietstviisriespublikanskoiproghrammoiodariennyiedieti"
    ["file_id"] => string(6) "280138"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453319592"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Система работы с одаренными детьми в ОУ: проблемы и перспективы. "
    ["seo_title"] => string(68) "sistiema-raboty-s-odariennymi-diet-mi-v-ou-probliemy-i-pierspiektivy"
    ["file_id"] => string(6) "134539"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416757915"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "«Работа с одаренными детьми в начальной школе» "
    ["seo_title"] => string(49) "rabota-s-odariennymi-diet-mi-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "208381"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1430804798"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства